Основные кризисы времен холодной войны. Первые кризисы «холодной войны» (Греция, Турция, Иран). Вопросы и задания

Берлинский кризис 1948 – 1949 гг.

Наступательный характер американской политики к середине 1948 г. продолжал нарастать. США не опасались реакций Москвы, полагая, что И.В.Сталин скован пониманием ядерного превосходства Вашингтона и сосредоточен на консолидации своих позиций в Восточной Европе. Признаков агрессивности вне этой зоны СССР не обнаруживал. Американские эксперты считали, что собственную атомную бомбу Советский Союз сможет создать только к середине 50-годов. Кроме того, было известно, что у СССР не было стратегических бомбардировщиков, радиус действий которых позволял бы достигать территории США и возвращаться обратно. Военные аналитики СНБ США указывали и на отсутствие в Советском Союзе аэродромов, способных принимать тяжелые боевые машины необходимого класса, и нехватку высокооктановых бензинов для их заправки. В общем, военная готовность СССР к конфликту с Западом оценивалась низко.

Денежная реформа 18 июня 1948 г. в западных зонах предполагала введение в них новых денежных знаков и последующее их распространение в Западном Берлине, хотя юридически последний, находясь в центре советской зоны оккупации, в финансово-экономическом смысле являлся ее частью, то есть имел общие с ней источники снабжения, транспортные коммуникации и т.д. Меры западных держав вызвали наплыв в советскую зону обесцененных старых денежных знаков, которые продолжали иметь хождение в Восточной Германии. Это вызвало угрозу экономического хаоса на востоке, и Москва прореагировала на ситуацию резко. 24 июня 1948 г. Советский Союз ввел запрет на передвижение и перевоз товаров из западных зон в восточную. Одновременно были прекращены и поставки из советской оккупационной зоны в западные секторы Берлина. Западная часть города оказалась отрезанной от источников снабжения в советской оккупационной зоне и лишилась возможности получать товары по суше из западных. Эта ситуация получила в литературе название «блокады Западного Берлина».

Сохранение такого положения означало экономическое удушение и гражданского населения города, и дислоцированных там служащих вооруженных сил США, Британии и Франции. В ответ на советские меры США и Великобритания, используя имеющийся в Западном Берлине аэродром, организовали воздушный мост между западными оккупационными зонами и Западным Берлином, по которому силами военно-транспортной авиации в город стало доставляться все необходимое для обеспечения его жизнедеятельности. Западные военные самолеты нарушали воздушное пространство над советской оккупационной зоной и пролетали над расположением советских частей на восточногерманской территории. Все сопровождалось жесткой риторикой и взаимными угрозами, которыми обменивались Москва и Вашингтон. Ни СССР, ни США не были готовы воевать. Но война могла начаться случайно, если бы один из самолетов оказался сбит, упал на какой-то из советских военных объектов и т.п. Вероятность столкновения была высока, обе державы балансировали на грани войны .

Описанная ситуация в литературе называется берлинским кризисом, под которым понимается резкое обострение международно-политической ситуации из-за обстановки вокруг города, при котором стала расти вероятность военного столкновения Советского Союза с западными державами. Берлинский кризис по счастью не перерос в войну. Западные державы получили возможность осуществлять поставки по воздуху беспрепятственно, СССР не пытался сбивать самолеты или иным образом препятствовать их навигации. Пик кризиса продолжался с 24 июня по 30 августа 1948 г. После переговоров послов четырех держав в Москве было достигнуто частичное соглашение о мерах для урегулирования ситуации. Оно не было выполнено, и ситуация оставалась напряженной. Но было уже ясно, что она по-своему устойчива и противостоящие стороны не стремятся к эскалации. Конфронтация вокруг Берлина по нисходящей продолжалась до 23 мая 1949 г. (VI сессия СМИД в Париже), после чего СССР отменил ограничения на транспортировку грузов с запада и ситуация нормализовалась.

В западных столицах события вокруг Берлина были оценены как поражение сталинской дипломатии и признак слабости Советского Союза. В Вашингтоне победа казалось полной. Г.Трумэн окончательно уверился в правильности наступательной линии и стал форсировать решение вопроса о прекращении режима оккупации в Западной Германии и о создании отдельного западногерманского государства. В ноябре 1948 г. Г.Трумэну предстояло пройти через президентские выборы. Берлинская ситуация дала ему серьезный козырь.

В Москве случившееся вызвало большое раздражение И.В.Сталина, который предпочел найти виноватых. В 1949 г. В.М.Молотов был удален с поста министра иностранных дел. Его место занял А.Я.Вышинский.

Берлинский кризис 1961 года

После того как Советский Союз фактически передал свою часть Берлина ГДР, западный сектор по-прежнему оставался под властью оккупационных войск США, Англии и Франции. С точки зрения СССР эта ситуация ставила под сомнение государственную самостоятельность ГДР и тормозила вхождение Восточной Германии в международное правовое пространство.

В связи с этим СССР потребовал окончания четырёхдержавного управления Берлина и превращение Западного Берлина в демилитаризированный свободный город. В противном случае, согласно ультиматуму, Советский Союз был намерен передать контроль доступа к городу властям ГДР и заключить с ней сепаратный мирный договор.

Удовлетворение этого требования привело бы в перспективе к присоединению Западного Берлина к ГДР. США и Франция отвергали советские требования, в то время как правительство Великобритании возглавляемое Гарольдом Макмилланом было готово к компромиссу. После безуспешных переговоров с США в Кемп-Дэвиде 1959 и в Вене 1961 Советский Союз отказался от своего ультиматума, но поощрял руководство ГДР к усилению контроля за границей между Восточным и Западным Берлином и в конце концов к строительству Берлинской стены.

Германский вопрос продолжал оставаться камнем преткновения в отношениях между СССР и странами Запада. В этот период он сводился в основном к проблеме статуса Западного Берлина. В феврале 1958 г. Хрущёв предложил созвать конференцию «четырёх великих держав» и пересмотреть статус Западного Берлина, объявив его демилитаризованным вольным городом. После отрицательной реакции Запада он согласился отодвинуть сроки и в сентябре 1959 г. во время визита в США добился принципиальной договорённости с Эйзенхауэром о созыве такой конференции в Париже в мае 1960 г. Однако конференция оказалась сорвана из-за того, что 1 мая 1960 г. над СССР был сбит американский самолёт-разведчик

17 апреля 1961 г. Хрущёв выдвинул новый ультиматум по берлинскому вопросу, объявив, что СССР ещё до конца года заключит мирный договор с ГДР и передаст ей всю полноту власти над восточной частью Берлина. В развитии этой идеи Политический Консультативный Комитет ОВД 5 августа 1961 г. призвал ГДР принять меры против «подрывной деятельности» Западного Берлина.

25 июля 1961 г. президент Кеннеди в своем выступлении перечислил ряд мер по повышению боеспособности американских вооруженных сил, а 28 июля выступил с заявлением, подтверждавшим решимость США защищать Западный Берлин. 3 августа Конгресс США одобрил выделение дополнительных средств на закупку вооружений и призыв 250 тыс. резервистов. 16 августа 113 частей Национальной гвардии США и резерва были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

Уровень жизни в Западном Берлине не шёл ни в какое сравнение с социалистической частью города, эмиграция из Восточного Берлина усиливалась. 12 августа было запрещено свободное перемещение между Западным и Восточным Берлином. Немецкие коммунисты действовали решительно: по тревоге были мобилизованы все рядовые члены партии, которые создали живое оцепление вдоль границы Восточного и Западного Берлина. Они стояли до тех пор, пока весь Западный Берлин не был окружён бетонной стеной с контрольно-пропускными пунктами. Это было нарушение Потсдамского соглашения, предусматривавшего свободное передвижение по городу.

24 августа в ответ на возведение стены вдоль неё было развернуто около тысячи американских военнослужащих, поддерживаемых танками. 29 августа советское правительство объявило о временной задержке увольнения в запас из советских Вооруженных Сил.

12 сентября Ф. Козлов, выступая в Пхеньяне, заявил о том, что срок ультиматума для подписания мирного договора с ГДР продлен. На следующий день два советских истребителя произвели предупредительные выстрелы по двум американским транспортным самолетам, летевшим в Западный Берлин.

17 октября в докладе на XXII съезде КПСС Хрущев заявил о том, что ультимативный срок для подписания сепаратного мирного договора с ГДР (31 декабря) не так уж важен, если Запад продемонстрирует реальную готовность разрешить берлинский вопрос.

В сентябре - октябре 1961 г. американская военная группировка в ФРГ была увеличена на 40 тыс. человек и был проведен целый ряд учений.

26–27 октября в Берлине возник конфликт, известный как «инцидент у КПП «Чарли»». Советская разведка донесла Хрущеву о готовившейся американской попытке снести пограничные заграждения на Фридрихштрассе. К КПП "Чарли" прибыли три американских джипа с военными и гражданскими лицами, за ними шли мощные бульдозеры и 10 танков. В ответ на Фридрихштрассе прибыла 7-я танковая рота капитана Войтченко 3-го батальона 68-го советского гвардейского танкового полка. Советские и американские танки стояли друг против друга всю ночь. Советские танки были отведены утром 28 октября. После этого были отведены и американские танки. Это означало окончание Берлинского кризиса.

Карибский кризис 1962

Кризис возник в обстановке конфронтации из-за строительства Берлинской стены. Непосредственной причиной кризиса явилось тайное размещение на Кубе советских ракет с ядерными боеголовками. Операция проводилась скрытно, по личному указанию Н. С. Хрущева и с согласия Ф. Кастро. Хрущев, вероятно, желал таким образом уравновесить ядерное превосходство США, как численное (по оценкам министра обороны в правительстве Дж. Кеннеди примерно 17-кратное), так и тактическое (американские ракеты были размещены в то время в непосредственной близости от границ СССР - в Турции). Важную роль играло стремление советского лидера защитить от возможного американского нападения Кубу, в апреле 1961 отразившую высадку десанта на Плайя - Хирон. Очевидно, этот рискованный шаг во многом объясняется импульсивным и непредсказуемым характером Н. С. Хрущева, его декларируемым стремлением к соревнованию с США, готовностью пренебречь безопасностью своего и чужого народов ради «торжества социализма» в Западном полушарии. Решение о размещении ракет было принято летом 1962 во время визита на Кубу советской делегации, в состав которой входил под вымышленной фамилией маршал С. С. Бирюзов. Наличие ракет, категорически отрицавшееся Хрущевым в сентябрьском личном послании Кеннеди и А. А. Громыко при аудиенции у Кеннеди 18 октября, было неопровержимо установлено разведывательными органами США с помощью аэрофотосъемки. 22 октября президент Кеннеди выступил по телевидению и объявил о начале военно-морской блокады Кубы, куда отныне не допускались советские корабли. В Совете Безопасности ООН, в который обратились с запросами СССР, Куба и США, были проведены слушания. 23 октября Советское правительство выступило с заявлением, осуждающим действия США как агрессивные. Обе стороны обсуждали варианты нападения. Однако президент Кеннеди не пошел на поводу у амбиций военных и взял на себя инициативу в личных переговорах с Н. С. Хрущевым по прямой телефонной связи между Москвой и Вашингтоном.

Уже 28 октября Хрущев в послании к Кеннеди, «чтобы успокоить американский народ», заявил о демонтаже ракет, не называя их прямо (факт размещения именно ракет отрицался в советской печати вплоть до объявленной М. С. Горбачевым «гласности»). По результатам проведенных негласно личных переговоров между лидерами, Соединенные Штаты согласились на демонтаж своих установок в Турции, а также отказались официально от каких-либо попыток сменить вооруженным путем режим Ф. Кастро.

Иран. Великобритания и СССР оккупировали Иран с 1941

1942 договор о выводе войск не позднее 6 месяцев с окончания войны - 1946 англичане вывели войска, а мы там оставались и не давали подавить Ирану восстание в Иранском Азербаджайне (Иран опасался, что СССР хочет присоединить Иранский Азербайджан к своей Азербайджанской ССР и обратился с жалобой в СБ ООН).

После переговоров пришли к компромиссу. СССР выводит войска, а в обмен создается Советско-иранского нефтяного общества. Итог - обострение отношений и одна из причин Холодной войны.

Турция. Главным был вопрос по проливам. После смерти Ататюрка в 1938 политика Турции изменилась на сотрудничество с Германией. нота СССР 7 августа 1946 - требовали от Турции создать базу на Босфорах + совместное решение по открытию закрытию Босфора и Дарданелл, Турция не ответила, нота висела до смерти Сталина до 1953г.

Греция. В Ялте Сталин и Черчилль договорились, что Греция отходит в сферу влияния Великобритании, а Болгария и Румыния Советского Союза. В Греции началась гражданская война между коммунистами и монархистами. Великобритания считала, что СССР поддерживает коммунистов и нарушает Ялтинские соглашения.

22 февраля 1946 длинная телеграмма Кеннета - «сдерживание» Москвы, то есть удержание Советского Союза жестко в рамках тех зон влияния, которые он уже сумел приобрести. Взаимодействие с СССР только силой.

Вопрос 16. Становление системы трансатлантических отношений: «план Маршалла» и образование НАТО.

Трансатлантические отношения - отношения между США и странами Западной Европы.

После ВМВ первоначально страны Западной Европы попытались сами создать структуры безопасности с опорой на собственные силы.

1947 Дюнкеркский пакт - договор между Францией и Великобританией о союзе и взаимопомощи сроком на 50 лет, 17 марта 1948 г. пять западноевропейских государств - Бельгия, Великобритания, Люксембург, Нидерланды и Франция заключили т. н. Брюссельский пакт - создание Западноевропейского союза. Первые три статьи Договора были посвящены соответственно экономическому, социальному и культурному сотрудничеству, но именно создание «коллективной самообороны» против возможного агрессора (в первую очередь СССР) стала сущностью этого документа. (начало оформления Североатлантического альянса).

Главная проблема - экономическая, Западная Европа лежала в руинах, и нуждалась в помощи. Американцы предоставили помощь, так как боялись, что пойдет распространение коммунизма в этих страны.

План Маршалла (принят 1948) - программа помощи Европе после Второй мировой войны. (на базе плана создание организации ОЭСР).

Ситуация меняется после Первого Берлинского кризиса 1948, сами Европейские структуры (Брюссельский и Дюнкерский пакты) не в состоянии защитить Западную Европу. Вот после этого приглашают США (в США принимают резолюцию Ванденберга - дает право вступать США в мирные союзы в мирное время)

Североатланти́ческий догово́р (Вашингтонский) 4 апреля 1949; важные статьи: 4 - консультации по внешнеполитическим проблемам и 5 - взаимопомощь в случае нападения (коллективная безопасность). На этой основе в 1951 году создание НАТО. Фактически, начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие СССР. Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

Вопрос 17. Формирование международной хозяйственной системы: Бреттон-Вудские соглашения и ГАТТ.

Поскольку ВМВ возникла из Великой депрессии 29-33 годов, в ходе войны встал вопрос, как не допустить подобное. Американцы решили проблему путем создания международной экономической системы.

1944 Бреттон-Вуддская конференция - подписаны соглашения: статусы мировых резервных валют, как расчетных средств: доллар с золотым обеспечение и фунт стерлинга серебряным обеспечением;

3 основные структуры:

  1. всемирный банк

(расширение международной торговли, а важнейшим условием достижения этой цели - поддержание стабильности курса валют стран-участников путём предоставления средств для выравнивания их платёжных балансов.), МБРР (оказание помощи государствам-членам в реконструкции и развитии их хозяйства.).

Советский союз подписал, поставив два условия для ратификации:

  1. расширение квоты СССР в МФВ
  2. признания рубля третьей мировой резервной валютой (Рузвельт соглашался. Трумэн отказался, СССР не ратифицировало).

1947 создание ГАТТ - снижение барьеров в международной торговле. Это было достигнуто снижением тарифных барьеров, количественными ограничениями (импортная квота) и субсидиями торговли через различные дополнительные соглашения. (1986 уругвайский раунд, итог создание ВТО 1995).

Вопрос 18. Истоки и первый этап процесса европейской интеграции (середина1940-х – начало 1970-х гг.)

Истоки европейской интеграции начинаются после ВМВ, которая разрушила все бывшие крупные великие державы Европы и серьезно ослабила ВБ;

Толчком к европейской интеграции стала политики США, в 1947 госсекретарь Маршал выдвинул план создания Европейского экономического пространства (ЕЭП) (как условие выделение фин.помощи европейских странам), в рамках этого плана начинается денационализация.

Создание ЕОУС 1951 - своя столица в Страсбурге, был собственный парламент; входила Франция, ФРГ, Италия и Бенилюкс.

Третий этап. 1957 год Римский договор и создание еще двух объединений ЕвроАтом и ЕЭС (ликвидация всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала). Римский договор предполагал один очень важный момент, что через 10 лет в 1967 произойдет слияние 3 институтов управления в единую структуру и переход от принципа голосования консенсусом к модифицированному большинству.

Люксембургский компромисс. Французы были этим очень недовольны и организовали кризис пустого места (единогласное принятие решений постепенно должно вытесняться принятием решений квалифицированным большинством) итог Люксембургский компромисс 1966 (основные вопросы решаются квалифицированным большинством, а принципиальные консенсусом).

В начале 70-ых происходит первое расширение ЕЭС + ВБ, Ирландия и Дания

Англичане пытались создать альтернативу с 1959г. 1960г Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - провалилась., так как не было реальных границ между этими странами (Дания, Швеция, Португалия)

После ухода Де Голля преодолели французское сопротивление. Американцы подталкивают Великобританию к вступлению в ЕЭС и Британия пошла на это, приобретя новый статус. Лондон приобрел статус основного финансового моста между северной Америкой и остальной Европой.

1973 год вступление Британии в ЕЭС! - позволило предотвратить любой вариант антиамериканского европейского сообщества.

Вопрос 19.Образование «социалистического содружества» во второй половине 1940-х годов.

Народная демократия в Европе. 3 принципа: сохранение частной собственности, многопартийность и лояльное отношение к церкви (в отличие от социализма в СССР).

1 этап: 1945-47 кроме Югославии везде у власти находились коалиционные правительства. С преобладанием левых сил, но еще далеко не социалистические.

2 этап: с 1947 года - Советский союз приступает к консолидации. Длится до 1949 года.Ппроисходит смещения режимов в Польше, Чехословакии, поскольку они продолжали переговоры по плану Маршалла;

3 этап: после 1949 выпадает Югославия. Конфликт из-за Албании и Южно-славянская федерация. (руководители Компартии Югославии отказались подчиниться Сталину по вопросу о включении Югославии в Балканскую федерацию, СССР поддержал Болгарию, произошёл разрыв межгосударственных и межпартийных связей с СССР. В 1949 году советское руководство разорвало Договор о дружбе, взаимной помощи и послевоенном сотрудничестве с Югославией.; Тито строил социализм с человеческим лицом);

1949 создание Совета Экономической Взаимопомощи (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия), наша альтернатива + серия перекрестных договоров: 1947 польско-чехословацкий договор, Болгарии с Румынией (прекращение спора из-за присоединенной к Болгарии Южной Добруджи) (1948 СССР с Румынией и Венгрией, с Болгарией); цель - недопущение возникновения в регионе конкурирующих блоков и группировок.

4 этап: создание ОВД - военно-политический блок 14 мая 1955 (подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией) в ответ на вступление ФРГ в НАТО 1954 год; государства - участники Варшавского договора обязывались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённых сил.

При рассмотрении истории "холодной войны1" и советско-американских отношений важно обратить внимание на огромное влияние военных факторов.

Отношение СССР и США к перспективе перерастания холодной войны в "горячую" определялось следующим.

Во-первых, правящие круги сверхдержав считали, что холодная война" может быть выиграна без применения военных средств. В США преобладала убежденность в преимуществах демократии и рыночной экономики в СССР - общественной собственности на средства производства и централизованного планирования экономики.

Во-вторых, опыт разрушительных последствий двух мировых войн, понимание опасности применения ядерного оружия побуждали и СССР, и США с осторожностью относиться к применению военной силы.

В-третьих на протяжении всего периода "холодной воины" ни одна из сверхдержав не обладала таким превосходством своей военной мощи, чтобы быть уверенной в способности вести и выиграть третью мировую войну.

В начальный период "холодной воины" СССР имел существенный перевес в обычных вооруженных силах и вооружениях в Европе. В США считалось, что в конце 1940-х гг. СССР держал на территории стран Восточной Европы и своих западных округов 50-60 боеспособных дивизий. Число их в течение месяца могло быть увеличено до 150. В это время в западной части континентальной Европы им противостояло всего 8 дивизий: три французские, британская, бельгийская и голландская, а также две дивизии США. В 1952 г. страны НАТО решили увеличить свои силы до 50 дивизий к концу 1952 г., до 70 - в 1953 г., до 97 -в 1954 г Это не было выполнено. В конце 1953 г. в Центральной Европе НАТО имело лишь 20 боеспособных дивизий. В 1954 г. был подтвержден вывод, сделанный еще в 1945 - 1946 гг. - в случае войны США не могут обеспечить оборону Западной Европы без применения ядерного оружия.

Ядерная монополия рассматривалась в США как фактор, позволяющий в случае войны компенсировать советское превосходство в обычных вооружениях. В то же время сценарии такой войны, разрабатывавшиеся комитетом начальников штабов США в период, пока эта монополия существовала, показывали, что арсеналы ядерного оружия недостаточно велики, а средства его доставки не столь эффективны, чтобы гарантировать победу над СССР и его союзниками.

С появлением у СССР атомного, а затем и водородного оружия возможность для США выиграть ядерную войну уменьшилась. Принято считать, что до изобретения межконтинентальных баллистических ракет Советский Союз, не имея баз вблизи территории США, не угрожал ядерным ударом своему основному конкуренту. Однако, по оценке американских военных, уже в 1947 г. СССР имел на вооружении стратегические бомбардировщики ТУ-4, способные достичь территории США при полете только в одну сторону, без возвращения.

К середине 1950-х гг., по оценкам ЦРУ, СССР обладал несколькими сотнями ядерных бомб и мог нанести США и их союзникам ущерб, который квалифицировался ими как неприемлемый. В этот период недопустимость восприятия ядерной войны как средства политики была широко признана военно-политической элитой США. Генерал Д. Макартур, бывший командующий войсками США во время войны в Корее, заявил, что обеспечение безопасности страны военными средствами невозможно. Выступая 26 января 1955 г. в Лос-Анджелесе на собрании Американского легиона, он говорил о бессмысленности гонки за превосходством, необходимости мобилизации общественного мнения для принуждения правительств двигаться к безопасному миропорядку. Он заявил: "Если бы ему довелось начать жизнь сначала, то лучшее, что он мог бы сделать для американского парода, это продемонстрировать невозможность обеспечения национальной безопасности с помощью военной силы или превосходствам вооружениях; национальная безопасность может быть достигнута только уничтожением самой войны". Президент США Д. Эйзенхауэр, уходя в отставку, в 1961 г. обязался посвятить себя "делу мира во всем мире".

Опасность ядерной войны и важность ее предотвращения неоднократно признавалась и СССР. И все же гонка вооружений продолжалась на протяжении всего периода "холодной войны""."

При разборе с учащимися вопроса о том, почему она продолжалась, важно обратить их внимание на следующие обстоятельства.

Сохранялось взаимное недоверие лидеров, и особенно генералитета СССР и США. Обе стороны полагали, что основной гарантией соблюдения мира выступает высочайший уровень собственной военной мощи. Опасения, что другая сторона вырвется вперед в гонке вооружений, побуждали форсировать создание новых, все более разрушительных и дорогостоящих систем оружия. К середине 1980-х гг. СССР и США пришли к абсурдному положению. Обмен ударами с использованием менее 1% ядерного арсенала сверхдержав вел к гибели не менее 2/3 11аселения СССР и США и уничтожению 3/4 их промышленного потенциала. Но и в этих условиях сохранялись опасения, что одна из сверхдержав создаст качественно новые системы оружия, обесценивающие арсенал другой стороны.

Осознание опасности ядерной войны не исключило из арсенала политиков угрозу применения ядерного оружия в кризисной ситуации. Во время Берлинского кризиса 1948 г. США перебросили в Европу 60 стратегических бомбардировщиков, носителей ядерного оружия В-29. Это было угрозой, хотя никаких ультиматумов Советскому Союзу США не предъявляли.

В годы войны в Корее в США открыто обсуждалась возможность применения ядерного оружия против КНР. Д. Эйзенхауэр утвердил план ударов по Корее и Маньчжурии в случае неблагоприятного для США хода военных действий. Возможность применения ядерного оружия рассматривалась и во время боев у крепости Дьенбенфу во Вьетнаме в 1954 г., когда Франции грозило поражение. То же самое было при угрозах со стороны КНР по адресу Тайваня в 1954 и 1958 гг. В 1956 г. впервые с угрозами применения ядерного оружия выступил СССР (Суэцкий кризис).

Примером косвенной угрозы ядерным оружием были Берлинские кризисы 1958 - 1959, 1961 гг., которые проходили в скрытой форме. После вступления ФРГ в НАТО в 1955 г., опасаясь, что Западной Германии будет передано ядерное оружие, СССР в ноябре 1958 г. объявил о намерении через 6 месяцев заключить сепаратный мирный договор с ГДР, который "аннулировал бы права оккупационных держав в Берлине". В декабре 1958 г. советской стороной было заявлено, что любая попытка силового проникновения в Берлин из ФРГ будет рассматриваться как агрессия. В ответ в январе 1959 г. войска США в Европе были приведены в повышенную боеготовность. Последовало заявление Эйзенхауэра о том, что неядерная война в Европе невозможна. Это была косвенная угроза применения ядерного оружия, если СССР попытается силовым путем решить проблему Берлина.

В июне 1961 г. Н.С. Хрущев вручил президенту США Дж. Кеннеди памятную записку, где предлагал в 6-месячный срок решить проблему "оккупационного режима" в Западном Берлине, вновь ссылаясь на возможность решения проблемы Берлина путем сепаратного договора с ГДР. Ответом США стало принятие новой доктрины применения ядерного оружия, названной доктриной "гибкого реагирования". Она предполагала, что в случае таких действий СССР США будут соизмерять ответ со степенью угрозы. Ответ может варьироваться от ограниченного, точечного применения ядерного орудия до удара по СССР и его союзникам всеми наличными силами (такой удар именовался "массированным возмездием").

В наиболее опасном, Карибском кризисе 1962 г., стратегические сил США, впервые за всю историю "холодной войны", получили приказ приведении в повышенную боеготовность, при этом он не был зашифрован.

Во время войны на Ближнем Востоке в 1973 г. СССР предложил США совместными силами принудить участников конфликта к прекращению огня, угрожая односторонними действиями. США ответили введением повышенной готовности части своих сил. Здесь присутствовал косвенный элемент взаимного устрашения. Элемент устрашения проявился и в заявлении Дж. Картера в связи с вводом советских войск в Афганистан в 1979 г. о том, что в случае, если возникнет угроза нефтедобывающим странам Персидского залива, США готовы противостоять ей. Предупреждением СССР стала и принятая в 1980 г. директива № 59 Дж. Картера о необходимости для США быть готовыми к ведению "затяжной" ядерной войны.

Следует привлечь внимание учащихся к тому, что в угрозах применения ядерного оружия присутствовал значительный элемент блефа. В то же время угрозы не были пустым сотрясением воздуха. Ни СССР, пи США не могли допустить сомнений в решимости применить ядерное оружие в кризисной ситуации. Недооценка серьезности ядерных угроз могла спровоцировать решение о реальном применении оружия массового поражения. При этом, чем большими становились ядерные арсеналы, чем шире распространялось осознание опасности ядерной войны, тем менее убедительными становились угрозы ее развязывания из-за относительно малозначимых целей. По этой причине, по мере роста запасов ядерного оружия, угрозы его применения становились все более редкими. В то же время была найдена новая форма его применения: для торга в переговорах по ограничению и сокращению стратегических вооружений.

В 1970 - 1980-е гг. возникла особая специализация среди дипломатов и военных, связанных с переговорным процессом.

С точки зрения интересов безопасности СССР и США, эти две сверхдержавы создали столь значительные запасы оружия массового поражения, что даже десятикратное их сокращение сохранило бы в их распоряжении потенциал, способный уничтожить все живое на Земле. Тем не менее, признав возможность и целесообразность сбалансированного сокращения своих арсеналов, сверхдержавы предпочли вступить в длительный и малопродуктивный переговорный процесс.

Создавались новые системы орудия для того, чтобы использовать их в качестве козыря па переговорах, добиться уступок от другой стороны. Разрабатывалась система "увязок", когда возможность достижения соглашений ставилась в зависимость от уступок в иных сферах- экономической, политической, идеологической. Переговоры использовались для получения пропагандистских преимуществ: каждая из сторон обвиняла другую в недостатке доброй воли, пренебрежении интересами выживания человечества. Отрабатывались типовые аргументы, с помощью которых переговорный процесс тормозился. СССР обычно отказывался от любых предложений, предполагавших инспекцию на его территории для контроля над выполнением соглашений. США использовали в качестве "дежурного" аргумент об опасности для мира "тяжелых" советских ракет, способных нести боеголовки большой мощности.

Объективно падающее значение военной составляющей советско-американского соперничества побуждало стороны к более интенсивному использованию невоенных средств противоборства. Это стало очевидным в годы разрядки. Идеологические, политические и экономические инструменты политики использовались США с возрастающей интенсивностью. В конечном счете победу в "холодной войне" странам Запада обеспечила не военная мощь, а проявленная ими способность создать более высокий уровень жизни для населения, гарантировать гражданам соблюдение личных прав и свобод, правовую защиту от любого произвола.

Заключение

Изучив все необходимые материалы по данной, мною были сделаны следующие выводы.

В 1969 году начался период разрядки, нового потепления международных отношений. Это потепление сказалось, прежде всего, на советско-американских отношениях. Сверхдержавам удалось достичь соглашения об ограничении гонки ракетно-ядерных вооружений. Они установили потолок для их наращивания, В 1975 году был подписан Заключительный акт Общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Он определил правила поведения европейских стран. Это способствовало ослаблению напряженности в Европе. Но региональные конфликты продолжались. В 1971 году началась очередная индо-пакистанская война. Индия вторглась в Восточный Пакистан и способствовала его отделению. Возникло новое государство - Бангладеш. В 1973 году арабские страны, пытаясь повторить успех Израиля в 1967 году, внезапно напали на него. Но после первых же успехов они оказались вновь на грани поражения и заключили с Израилем перемирие. Китай, как и опасалось советское руководство, добился нормализации своих отношений с Западом. Его отношения с СССР продолжали ухудшаться. Местом конфликта стал Индокитай. СССР поддерживал Вьетнам, а Китай - Камбоджу. Между Вьетнамом и Камбоджой начались столкновения. Вьетнам в 1979 году вторгся в Камбоджу и сверг прокитайское правительство. Китай в ответ нанес удар по Вьетнаму. Но советское руководство считало, что разрядка в целом укрепила положение СССР. Это опять подтолкнуло СССР к принятию решений, обостривших обстановку в мире.

1979 год стал рубежом в начале новой волны роста международной напряженности. Толчком к нему стало размещение новых советских ракет средней дальности в странах восточной Европы и вторжение советских войск в Афганистан. Страны Запада стали требовать вывода этих ракет, угрожая размещением в Западной Европе аналогичных ракет США. Когда СССР отказался выполнить это требование, американцы приступили к размещению новых ракет. Столь же резко отреагировало мировое сообщество на вторжение в Афганистан. Напряженность вновь возросла. В США в 1980 году на президентских выборах одержал победу Р.Рейган, требовавший ужесточения политики США в отношении СССР и перевооружения американской армии. В 1983 году он предложил программу "звездных войн" - создания космического противоракетного оружия. Все переговоры по ограничению вооружений были прерваны. Афганской войне не было видно конца. Экономика не выдерживала начавшейся гонки вооружений. Новое руководство СССР во главе с М.С.Горбачевым поначалу попыталось добиться ослабления напряженности и только. Но затем был провозглашен переход к "новому политическому мышлению". СССР стал отходить от традиционного курса внешней политики. СССР и США договорились об уничтожении ракет средней дальности. В 1989 году советские войска были выведены из Афганистана. Началась нормализация отношений с Китаем. СССР не отказался от подавления мирных революций 1989 года в странах Восточной Европы. Оттуда стали выводиться советские войска. "Холодная война" клонилась к закату. Распад СССР в 1991 году означал, что она закончилась.

Список литературы

1. Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Новейшая история зарубежных стран XX век. – М.: Русское слово», 2006г.

2. Кредер А.А. Новейшая история ХХ век. – М.: Центр гуманитарного образования,2005 г.

3. Шубин А.В. Новейшая история зарубежных стран. – М.: Дрофа, 2006г.

4. Улунян А.А., Сергеев Е.Ю., История зарубежных стран.-М.: Дрофа, 2008г.

5. Уткин А. «Мировая холодная война» - М.:«Эксмо» 2005г.

Тип урока: комбинированный;

Метод: лекция с элементами беседы;

Цель: раскрыть причины и последствия

«холодной войны», закрепить полученные

ранее знания, стимулировать

творческую активность студентов.

Межпредметные связи: обществознание, география.

ХОД УРОКА,

1. Организационный момент;

2. Проверка домашнего задания

Устный опрос

1. Какие основные изменения произошли в международных отношениях после войны?

2. Причины «холодной войны».

Исторический диктант

3. Изучение нового материала;

4. Закрепление нового материала и задание на дом.

ПЛАН

Образование Организации Североатлантического договора (НАТО).

Берлинский кризис 1948 г.

Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны».

Карибский кризис.

1. Образование Организации Североатлантического договора (НАТО). 4 апреля 1949 г. страны Запада сформировали военно-политическую организацию Североатлантического договора (НАТО). Её учредителями стали США, Канада, Великобритания, Франция, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург, Норвегия, Дания, Исландия и Португалия. Договор о создании НАТО был дополнен договорами о взаимопомощи между её членами. В 1952 г к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1955 г. – ФРГ.

Ответом на вступление ФРГ в НАТО в 1955 г. стало создание Организации Варшавского договора, военно-политического союза СССР с дружественными ему странами Восточной Европы.

Возникновение в Европе двух противостоящих друг другу военно-политических союзов было не просто порождением борьбы СССР и США за мировое лидерство. Каждый из них отстаивал определённую модель миропорядка, образ жизни народов, связывая с их утверждением реализацию своих национально-государственных интересов.

Соперничество «двух лагерей» протекало в разных формах – идеологической, экономической. Но поскольку стороны не исключали возможности прямого военного столкновения, особое значение придавалось наращиванию военных сил.

2. Берлинский кризис 1948 г. После войны была достигнута договорённость, что Германия должна стать миролюбивым, демократическим государством. Однако в условиях, когда территория Германии и её столицы была поделена на зоны оккупации США, Великобритании, Франции, СССР –вопрос так и не нашёл решения. Поэтому на территории Германии началось формирование двух германских государств. В 1948 г. на территории Западной Германии была проведена валютная реформа. В ответ на это СССР закрыл границу между зонами оккупации, опасаясь потока в Восточную Германию обесцененной валюты. Западный Берлин оказался блокированным. Руководство СССР предполагало, что страны Запада пойдут на уступки в германском вопросе, но этого не произошло. Берлинский кризис заморозил вопрос о единой Германии более чем на 40 лет. В 1949 г. были созданы два германских государства ФРГ и ГДР, вошедшие соответственно в НАТО и ОВД.

3. Корейская война, как первый опыт эпохи «холодной войны. Второй конфликт произошёл в Азии. В 1949 г. гражданская война в Китае закончилась победой коммунистов. Остатки антикоммунистических сил под прикрытием ВМС США эвакуировались на остров Тайвань. В этих условиях коммунистический режим Северной Кореи предпринял попытку объединить страну, на юге которой у власти находился режим, ориентирующийся на союз с США. Дипломатия США воспользовалась тем, что СССР бойкотировал работу ООН, протестуя против непризнания Западом коммунистического правительства Китая. В отсутствие представителя СССР Совет Безопасности ООН признал Северную Корею агрессором. Это дало США и их союзникам правовое основание для посылки войск в Корею.

В войне 195-=1953 гг. силы США и их союзников вступили в прямое столкновение с войсками Китая, пришедшими на помощь Северной Корее. В воздушных боях произошла проба сил советской и американской авиации. Командование США рассматривало вопрос о применении ядерного оружия. Но в конечном итоге фронт стабилизировался.

Аналогичная ситуация сложилась в Индокитае, где Франция, утратившая прямой контроль над Вьетнамом, Лаосом и Камбоджей, стремилась сохранить у власти во Вьетнаме прозападный диктаторский режим. Национально –освободительным

силам, принявшим коммунистическую ориентацию, оказали помощь Китай и СССР. К 1954 г. стало ясно, что ни одна из сторон не способна добиться успеха.

4. Карибский кризис. Наиболее острым конфликтом был Карибский кризис 1962 г. Победа в 1959 г на Кубе революционного движения, возглавляемого Ф.Кастро, и выбор им курса на социалистическое развитие вызвали беспокойство США.

СССР разместил на территории Кубы ракеты средней дальности с ядерными боеголовками. Этот шаг (предпринятый втайне от мировой общественности), стал известен правительству США благодаря воздушной разведке. Ответные меры – введение морской блокады Кубы и подготовка к ударам по советским базам на острове поставили мир на грань ядерной войны.

Урегулирование конфликта стало возможным благодаря выдержке и здравомыслию Кеннеди и Хрущёва. Ракеты были вывезены с Кубы, США отменили блокаду.

Домашнее задание.

Заполнить таблицу в тетради для д/з.

Ответить на вопрос.

1. Почему осознание бесперспективности военного пути разрешения международных кризисов в середине 1950-х гг. не подтолкнуло СССР и США к отказу от политики «холодной войны»?


Началом «холодной войны» формально считается 5 марта 1946, когда Уинстоном Черчиллем была произнесена его знаменитая речь в Фултоне (США). Фактически обострение отношений между союзниками началось раньше, но к марту 1946 г. оно усилилось из-за отказа СССР вывести оккупационные войска из Ирана.

Черчилль призвал не повторять ошибок 30-х годов и последовательно отстаивать ценности свободы, демократии и «Христианской цивилизации» против тоталитаризма, для чего необходимо обеспечить тесное единение и сплочение англосаксонских наций.

Неделей позже И. В. Сталин в интервью «Правде» поставил Черчилля в один ряд с Гитлером и заявил, что в своей речи тот призвал Запад к войне с СССР.

Противостоящие друг другу военно-политические блоки на территории Европы. С течением лет напряжённость в противостоянии блоков менялась. Наиболее острый её фазис приходится на годы Корейской войны , за которым последовали в 1956 события в Польше и Венгрии; с наступлением хрущёвской «оттепели», однако, напряжение спадает, особенно это было характерно для конца 1950-х гг, увенчавшегося визитом Хрущёва в США; скандал с американским самолётом-шпионом У-2 (1960) привёл к новому обострению, пиком которого явился Карибский кризис (1962); под впечатлением этого кризиса вновь наступает разрядка, омрачившаяся, правда, подавлением «Пражской весны» .

Брежнев, в отличие от Хрущёва, не питал склонности ни к рискованным авантюрам за пределами чётко очерченной советской сферы влияния, ни к экстравагантным «мирным» акциям; 1970-е годы прошли под знаком так называемой «разрядки международной напряженности», проявлениями которой стали Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки) и совместный советско-американский полёт в космос (программа «Союз-Аполлон»); тогда же были подписаны договоры по ограничению стратегических вооружений. Во многом это определялось экономическими причинами, так как СССР уже тогда начал испытывать всё более острую зависимость от закупок потребительских товаров и продовольствия (для которых требовались валютные кредиты), Запад же в годы нефтяного кризиса, вызванного арабо-израильским противостоянием, был крайне заинтересован в советской нефти. В военном отношении базой «разрядки» стал сложившийся к тому времени ракетно-ядерный паритет блоков.

Новое обострение наступило в 1979 г . в связи с советским вторжением в Афганистан , которое на Западе восприняли как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. Обострение достигло пика весной 1983-го года, когда советской ПВО был сбит южнокорейский гражданский авиалайнер с почти тремя сотнями людей на борту . Именно тогда президент США Рональд Рейган в отношении СССР пустил в обиход крылатое выражение «империя зла». США в этот период разместили свои ядерные ракеты в Западной Европе и начали разработку программы космической противоракетной обороны (так называемая программа «звёздных войн»); обе эти широкомасштабные программы крайне беспокоили советское руководство, тем более что у СССР, с большим трудом и напряжением для экономики поддерживавшего ракетно-ядерный партитет, не было средств для адекватного отпора в космосе.

С приходом к власти Михаила Горбачёва, провозгласившего «социалистический плюрализм» и «приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми», идеологическое противостояние быстро потеряло свою остроту. В смысле военно-политическом, Горбачёв поначалу пытался проводить политику в духе «разрядки» 1970-х гг., предлагая программы ограничения вооружений, но довольно жёстко торгуясь вокруг условий договора (встреча в Рейкьявике).

История создания Организация Североатлантического договора (НАТО) - военно-политического союза

Уже после ялтинских соглашений сложилась ситуация, в которой внешняя политика стран-победительниц во второй мировой войне была в большей степени ориентирована на будущую послевоенную расстановку сил в Европе и мире, а не на текущую ситуацию. Итогом этой политики стал фактический раздел Европы на западные и восточные территории, которым суждено было стать основой для будущих плацдармов влияния США и СССР. В 1947-1948 гг. был дан старт т.н. плану Маршалла, в соответствии с которым в европейские страны, разрушенные войной, должны были быть инвестированы огромные средства со стороны США. Советское правительство под руководством И.В. Сталина не допустило участие в обсуждении плана в Париже в июле 1947 года делегации стран, находящихся под контролем СССР, хотя они и имели приглашения. Таким образом, 17 стран, получивших помощь от США, были интегрированы в единое политико-экономическое пространство, что определило одну из перспектив сближения.

В марте 1948 года был заключен Брюссельский договор между Бельгией, Великобританией, Люксембургом, Нидерландами и Францией, который позднее лег в основу Западноевропейского союза (WEU). Брюссельский договор принято считать первым шагом на пути оформления Североатлантического альянса. Параллельно велись секретные переговоры между США, Канадой и Великобританией о создании союза государств на основе общности целей и понимания перспектив совместного развития, отличного от ООН, в основу которого легло бы их цивилизационное единство. Вскоре последовали развернутые переговоры европейских стран с США и Канадой о создании единого союза. Все эти международные процессы завершились подписанием 4 апреля 1949 г. Североатлантического Договора, вводящего в действие систему общей обороны двенадцати стран. Среди них: Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Договор был нацелен на создание общей системы безопасности. Стороны обязывались коллективно защищать того, на кого будет совершено нападение. Соглашение между странами окончательно вступило в силу 24 августа 1949 года после ратификации правительствами стран присоединившихся к Североатлантическому договору. Была создана международная организационная структура, которой подчинялись огромные военные силы в Европе и по всему миру.

Таким образом, фактически начиная со своего основания, НАТО было ориентировано на противодействие Советскому Союзу и, позднее, странам-участницам Варшавского договора (с 1955 г.). Суммируя причины появления НАТО прежде всего стоит упомянуть экономические, политические, социальные, большую роль сыграли желание обеспечить совместную экономическую и политическую безопасность, осознание потенциальных угроз и рисков для западной цивилизации. В основе НАТО, прежде всего, желание подготовиться к новой возможной войне, оградить себя от ее чудовищных рисков. Оно же, впрочем, определяло и стратегии военной политики СССР и стран советского блока.

КОРЕЙСКАЯ ВОЙНА (1950-1953 годы)

Война Северной Кореи и Китая против Южной Кореи и США ряда американских союзников за контроль над Корейским полуостровом.

Она началась 25 июня 1950 года с внезапного нападения Северной Кореи (Корейской Народно-Демократической Республики) на Южную (Республику Корея). Это нападение было осуществлено с согласия и при поддержке Советского Союза. Северокорейские войска быстро продвигались за разделявшую две страны 38-ю параллель и уже через три дня овладели столицей Южной Кореи Сеулом.

Совет Безопасности ООН признал Пхеньян агрессором и призвал все государства - члены ООН оказать помощь Южной Корее. Кроме США, свои войска в Корею послали Англия, Турция, Бельгия, Греция, Колумбия, Индия, Филиппины и Таиланд. Советский представитель в тот момент бойкотировал заседания Совета Безопасности и не смог воспользоваться своим правом вето..

Общие потери сторон в Корейской войне составили, по некоторым оценкам, 2,5 миллиона человек. Из этого числа примерно 1 миллион приходится на потери китайской армии. Армия Северной Кореи потеряла вдвое меньше - около полумиллиона человек. Вооруженные силы Южной Кореи недосчитались примерно четверти миллиона человек. Потери американских войск составили 33 тысячи убитыми и в 2-3 раза большее количество раненых. Войска других государств, сражавшихся под флагом ООН, потеряли погибшими несколько тысяч человек. Не менее 600 тысяч человек приходится на убитых и раненых мирных жителей Северной и Южной Кореи.