Техника безопасности на уроках физической культуры. Правила безопасности на уроках физической культуры Что делают школьники на уроке физкультуры

10. Со звонком на урок учащиеся собираются на построение в спортивном зале. В случаях, когда занятия проводятся на улице, учащиеся не выходят из помещения без сопровождения учителя физкультуры.

13. Учащиеся не должны мешать, учителю проводить урок, и другим учащимся выполнять упражнения на уроке.

14. Учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим учащимся. В случае возникновения конфликтной ситуации между учащимися немедленно обратиться к учителю.

15.На уроках учащиеся обязаны выполнять только те упражнения, которые разрешил выполнять учитель.

16. Во время самостоятельного выполнения упражнений (учебная игра, соревнования и проч.) учащиеся должны учитывать свой уровень физической подготовленности, состояние здоровья и место проведения занятий.

17. Запрещается самостоятельно брать спортивный инвентарь, находящийся в спортивном зале и тренерской комнате.

18. Во время выполнения упражнений с мячами (теннисный, волейбольный, баскетбольный, футбольный, набивной) учащийся обязан контролировать падение мяча, чтобы избежать умышленного травмирования других учащихся.

19. Во время проведения спортивных игр учащиеся обязаны вести себя корректно по отношению к другим игрокам.

20. Запрещается выполнение любых упражнений на перекладине и шведских стенках без разрешения учителя.

21. Не разрешается виснуть на баскетбольных кольцах и крепеже баскетбольных щитов.

22. Учащиеся обязаны соблюдать осторожность при переходе из одной половины зала в другую, когда зал разделен на две части для двух групп (классов).

23. При обнаружении поломок спортивного оборудования немедленно сообщать об этом учителю.

24. В случае плохого самочувствия на уроке учащийся должен незамедлительно

сообщить об этом учителю физкультуры. Он также обязан проинформировать учителя о травме или плохом самочувствии, которые проявились после урока физкультуры.

25.После занятий организованно одеться и уйти, сохранив частоту и порядок.

26.Освобожденным, заранее доложить учителю о причинах освобождения. Присутствовать на уроках обязательно.

Определение 1

Техника безопасности (ТБ) в школе - это система специально организованных мероприятий, с использованием различных способов и средств, целью которых является обеспечение защиты детей во время воспитательно-образовательного процесса в школе.

Положения техники безопасности на уроках физической культуры

Уроки по физической культуре подразумевают вероятность получения различного рода травм, что накладывает на учителя дополнительные обязанности по обеспечению безопасности учащихся. Поэтому учитель должен ежедневно перед началом урока напоминать о ТБ на уроках, в зависимости от места, где проходит урок (спортивный зал, спортивный манеж, улица и т.п.), а также от тех видов упражнений, которые будут выполнять дети.

Вводные положения техники безопасности на уроках физической культуры:

  1. К уроку физической культуры допускаются дети, которые прошли полностью инструктаж по ТБ.
  2. На уроках по физической культуре могут заниматься только те дети, которые имеют необходимый уровень здоровья.
  3. Дети, которые имеют частичное или полное освобождение от занятий физической культурой, должны присутствовать на уроках и заниматься теоретическим изучением дисциплины.
  4. После болезни, для допуска к уроку физической культуры, ученик должен представить учителю справку из медицинского учреждения, где проходил лечение.
  5. Для занятий физической культурой ученики должны иметь специальную сменную одежду и обувь.
  6. На занятиях строго запрещено жевать жвачку, а также принимать пищу.

Техника безопасности на уроках физической культуры до начала занятий:

  1. Посещать уроки физической культуры ученик должны в специальной спортивной форме и обуви.
  2. Переодеваться на занятие необходимо в специально отведенном месте (раздевалке; мальчики и девочки переодеваются в разных раздевалках).
  3. В карманах спортивной формы не должно быть предметов, которые могут представлять опасность во время проведения занятия.
  4. Подготовка спортивного инвентаря к уроку осуществляется с разрешения и под руководством учителя.
  5. Во время занятий ученик должны точно выполнять все указания и команды учителя.

Инструкция по технике безопасности на уроках физической культуры во время занятий:

  1. Каждый ученик должен перед началом урока прослушать инструктаж по ТБ, только после этого он может быть допущен к уроку.
  2. Запрещено покидать спортивный зал или спортивную площадку без разрешения учителя.
  3. Запрещено самостоятельно выполнять упражнения и брать спортивный инвентарь без разрешения учителя.
  4. Во время выполнения задания находится на отведенном для этого месте (во время бега, бежать по своей дорожке; во время зарядки стоять на своем месте, на безопасном расстоянии от соседа и т.д.).
  5. При выполнении заданий (бег, прыжки и т.д.) минимизировать столкновения и падения (соблюдать дистанцию, не останавливаться резко, не менять траекторию и т.п.).
  6. Не выполнять упражнения на мокром полу или скольком и рыхлом грунте.
  7. Прежде, чем приступить к выполнению ряда упражнений (метание) убедиться в том, что в секторе броска нет людей.
  8. При ухудшении состояния или получения травмы, прекратить выполнение задания и обратиться к учителю.

Техника безопасности на уроках физической культуры после занятий:

  1. Нельзя покидать спортивный зал или площадку до звонка.
  2. Убирать спортивный инвентарь только с разрешения учителя.
  3. Покидать место занятий спокойным шагом.
  4. В раздевалке вести себя тихо, не кричать, не мешать другим ученикам.
  5. После занятий обязательно вымыть руки с мылом.

Замечание 1

Во время занятий на улице, категорически запрещено покидать спортивную площадку, где проходит урок и тем более территорию школы.

Техника безопасности в школе

Замечание 2

Техника безопасности в школе – это важный элемент воспитательно-образовательного процесса, к которому необходимо подходить со всей ответственностью, как преподавателям, так и учащимся.

Соблюдение ТБ во время пребывания в школе имеет большое значение для сохранения здоровья и жизни учащихся. Ученики – это, прежде всего, дети, которые не беспокоятся о своей безопасности и относятся к ней порой беспечно. Поэтому педагоги должны подходить к процессу ТБ со всей ответственностью. Необходимо постоянно напоминать детям правила поведения в школе, с целью избегания возникновения опасных для жизни и здоровья ситуаций. Работа по ТБ может проводиться на классных часах, линейках, собраниях и т.д., а также осуществляться путем размещения наглядного материала в школе (плакаты, рисунки детей и т.п.).

Общие правила техники безопасности в школе:

  1. Ученик должен приходить на свое учебное место и готовится к уроку заранее.
  2. Входить в кабинеты, где могут находиться опасные предметы (зачастую это кабинет химии, физики, труда), только с разрешения учителя.
  3. Тщательно мыть руки «до» и «после» проведения опытов, приготовления пищи на уроках технологии.
  4. Сидеть на стуле ровно, не качаться и не покидать учебного места до конца урока.
  5. На уроках вести себя спокойно, кабинет покидать только с разрешения учителя.
  6. Без разрешения учителя не трогать предметы, с которыми незнаком (реактивы, колбы и т.п.).
  7. Ни в коем случае не использовать школьные принадлежности для игр (циркуль, карандаш, линейка и т.д.).
  8. Соблюдать правила хранения личных вещей.
  9. Запрещено приносить в школу колющие и режущие предметы, которые могут представлять опасность для жизни и здоровья других учеников.
  10. Во время выполнения заданий на уроках не отвлекаться (во время опытов, экспериментов и т.п.).

Так же согласно ТБ дети во время перемены должны находиться в коридоре, так как в классе может осуществляться проветривание (то есть, открыты окна), подготовка к уроку и т.д.

Большое внимание должно уделяться ТБ во время нахождения в таких кабинетах как кабинет химии и физики, и их лабораторий.

Правила по ТБ в кабинете химии и физики:

  1. Нельзя нюхать или «пробовать на язык» вещества.
  2. Во время экспериментов необходимо соблюдать порядок на рабочем месте.
  3. Использовать защитные средства при работе с некоторыми химическими веществами (перчатки, фартуки, нарукавники, возможно респираторы).
  4. Не допускать попадания на открытую кожу химических веществ.
  5. Все сосуды с хим. веществами должны быть подписаны.
  6. При работе с колбами их необходимо держать двумя руками, одной рукой за горлышко, второй за дно.
  7. Нельзя играть или баловаться веществами, колбами, пробирками и т.п.
  8. Использованные вещества требуется выливать в специально выделенную для этого тару, а не в раковины.

Замечание 3

Соблюдение всех вышеперечисленных правил обезопасит пребывание детей в школе.

Техника безопасности на уроках физкультуры сегодня чрезвычайно актуальна. Травматизм современных школьников достаточно высокий, потому что дети много времени проводят дома, сидя перед экранами компьютеров и телевизоров. А это значит, что стоит больше внимания уделять проведению уроков, которые развивают физическую культуру и активность в общеобразовательных школах.

Техника безопасности на уроках физкультуры (инструктаж с учениками) поможет избежать травматизма или уменьшить количество несчастных случаев на уроках. Учитель должен не только сам следовать инструкции, но и ознакомить с ней учеников, чтобы обеспечить правильное выполнение упражнений и безопасность на уроках физкультуры. Полный инструктаж проводится в начале года (вводный), на каждом уроке (в зависимости от заданий), целевой (если необходимо сконцентрировать внимание учащихся на определенном элементе).

Следует обратить внимание и на требования к состоянию спортивного зала. Разработаны специальные нормы, которым помещение в обязательном порядке должно соответствовать. Они прописаны в инструкции по технике безопасности, в которой говорится, что:

Зал для проведения уроков физкультуры должен быть оснащен спортивным инвентарем;

Инвентарь должен находиться в закрытых или специальных открытых местах, в полной исправности и хорошо закрепленный;

Желательно проводить 2 раза в день и проветривать помещение по окончанию каждого урока;

Без контроля учителя ученикам нельзя оставаться в спортзале одним.

Техника безопасности на уроках физкультуры - главная составляющая современного урока.

В соответствии с этим учитель обязан:

Следить за здоровьем детей, уменьшая или увеличивая физическую нагрузку;

Следить за исполнением инструкции по технике безопасности и при ее нарушении отстранять ученика от учебного процесса за грубое нарушение;

Должен обеспечить страховку учащегося при выполнении особо сложных элементов;

Реагировать на жалобу учащегося о недомогании и немедленно обратиться к помощи врача.

Для учащихся также есть установленные требования.

На уроках физкультуры учащиеся обязаны:

Носить спортивную форму;

Слушаться учителя, исполнять все его указания;

Быть внимательными и четко следовать правилам техники безопасности при исполнении сложного технического элемента;

Быть ответственными;

Четко исполнять правила игры, избегать столкновений.

Занятия по легкой атлетикой начинаются с того, что ученики знакомятся с инструкцией по технике безопасности. Они должны знать, что нельзя пересекать дорогу бегущему рядом. Нельзя находиться в секторе метания или приземления снаряда, так как это может привести к травматизму. При выполнении следует соблюдать дистанцию во времени. Песок в прыжковой яме должен быть чистым, без каких-либо острых предметов.

Если ученики начали изучать тему «Гимнастика», то они должны знать следующее:

Перед началом работы у станка следует сделать комплекс упражнений на разогрев мышц;

Все упражнения делать только под контролем учителя;

Бревне, следует выполнять только при наличии матов.

Техника безопасности на уроках физкультуры важна и при изучении темы «Лыжная подготовка». Инструкция гласит следующее:

Заниматься необходимо в специальной спортивной одежде;

В процессе спуска на лыжах с горки следует следить за интервалом между учениками;

Соблюдать дистанцию между лыжниками;

Заниматься лыжной подготовкой в соответствии с нормами, при которых разрешено проводить такие занятия.

Ученик, который знает правила безопасности на физкультуре и четко исполняет их, сможет уберечься от травматизма и будет здоров.

Уроки физической культуры способствуют укреплению вашего здоровья. Физические упражнения развивают ваш организм, повышают иммунитет, делают вас более выносливыми и сильными. Кроме того, спортивные занятия улучшают настроение, а командные игры воспитывают чувство товарищества и взаимопомощи.

✏ На урок физкультуры нужно приходить только в специальной спортивной форме.

Выбирайте спортивную форму в зависимости от места проведения занятий (спортивный зал, спортивная площадка, стадион, бассейн) и времени года (осень, зима, весна).

Приходите в той форме, которая принята в вашей школе (спортивный костюм, шорты, спортивные брюки, футболка, куртка и т. п.).

Спортивная форма должна быть удобной и лёгкой. Лучше всего подойдёт одежда из натуральных тканей, которые хорошо пропускают воздух летом и сохраняют тепло зимой.

Проследите, чтобы вам не мешали наручные часы, украшения, заколки. Если у вас длинные волосы, уберите их, чтобы они не лезли в глаза и не мешали вам и окружающим.

В раздевалке ведите себя спокойно, не спешите, не балуйтесь, не шумите. Аккуратно сложите свою одежду и отправляйтесь на урок. Если раздевалка в вашей школе не закрывается на время проведения урока, старайтесь не оставлять там деньги и ценные вещи.

Во время урока физкультуры нужно быть очень внимательными, собранными, сосредоточенными и осторожными. Вы двигаетесь интенсивно и быстро, поэтому наиболее велика вероятность получения и нанесения другим травм и ушибов. Неправильно выполненное упражнение может повредить вашему здоровью и привести к травме.

✏ Чтобы избежать травм, делайте только те упражнения и только так, как говорит и показывает учитель.

Нельзя находиться слишком близко к ученику, который выполняет какое-либо упражнение.

Нужно быть предельно внимательными во время игр и упражнений с мячом, скакалкой, а также во время занятий на брусьях, канате и других спортивных снарядах.

Во время командных игр строго соблюдайте установленные правила.

Если вы почувствовали себя плохо до или во время урока, немедленно сообщите об этом учителю. Если вы увидели, что вашему товарищу стало плохо, сразу же позовите учителя.

Правила поведения на спортивной площадке

В тёплое время года уроки физкультуры обычно проходят на свежем воздухе. Если учитель предупредил вас, что урок физкультуры будет на спортивной площадке, позаботьтесь о подходящей спортивной форме. Скорее всего, это будет спортивный костюм с длинными брюками и лёгкая куртка. Нельзя идти на урок в одной футболке, потому что вы, разгорячённые после бега, можете простудиться.

✏ Спортивная форма должна быть удобной, прочной, сделанной из натуральных материалов.

Приходите на спортивную площадку и покидайте её только вместе со своим классом в сопровождении учителя.

Не выходите за пределы спортивной площадки. Если на площадке занимаются одновременно два класса, не заходите на территорию другого класса.

Во время выполнения упражнений будьте внимательны. Старайтесь не упасть, не толкнуть других учеников, не наступить на что-то острое.

Если на уроке предполагается выполнение таких упражнений, как метание спортивных снарядов, будьте очень осторожны. Следите за тем, чтобы не попасть таким предметом в других учеников и чтобы одноклассник не попал в вас.

Правила поведения в бассейне

Сейчас во многих школах есть бассейны, где проходят уроки физкультуры. Если в школе нет бассейна, то нередко класс посещает его в каком-либо спортивном комплексе.

Обычно уроки физкультуры в бассейне очень нравятся ребятам. Плавание не только полезно для здоровья, укрепляет и закаляет организм. Оно доставляет немало удовольствия и радости.

Многие из вас любят плавать, нырять, играть в воде. Однако нельзя забывать, что бассейн — место повышенной опасности.

✏ Нахождение в воде требует от вас особенной осторожности и строгого соблюдения мер безопасности.

Ваше посещение бассейна начинается с подготовки к этому уроку.

Если вы идёте в бассейн из дома, старайтесь не опаздывать. Скорее всего, опоздавших не пустят в бассейн.

Заранее соберите все необходимые для бассейна вещи.

В бассейне вам необходимо иметь:

1) купальник или плавки;

2) резиновую шапочку;

3) купальные шлёпанцы;

4) махровое полотенце;

5) мыло в мыльнице, губку и шампунь (в отдельном мешке);

6) сменную обувь.

Принимайте пищу не позднее чем за 2—3 часа до начала занятия. Плавать, как говорится, на полный желудок, очень вредно для здоровья.

Не берите с собой и не оставляйте в гардеробе (раздевалке) ценные вещи и деньги. Возможно, в вашем бассейне есть специальное место, где можно их оставить. Если такой возможности нет, то постарайтесь в дни занятий в бассейне не брать с собой много денег и не надевать дорогие украшения.

Если вы плохо себя чувствуете, предупредите об этом учителя.

В душе не балуйтесь, не бегайте, не играйте. Очень легко поскользнуться на мокром полу и получить травму.

Находясь в воде, надо быть особенно внимательными и осторожными.

✏ Входите в воду и выходите из неё строго по команде учителя.

Нельзя баловаться, громко кричать и шуметь.

Не толкайте в воду ваших одноклассников.

Не ныряйте навстречу друг другу.

Нырять с бортика бассейна можно только по команде учителя.

Не «топите» других учеников.

✏ Не следует звать на помощь взрослых, если она вам не требуется на самом деле.

Если вашему однокласснику стало плохо и он начал тонуть, немедленно позовите учителя.

✏ Если вы начали тонуть, не паникуйте, а попытайтесь удержаться на поверхности воды и зовите на помощь.

Находясь в воде, делайте только те упражнения, о которых говорит вам учитель.

Играя в какие-либо спортивные игры, соблюдайте установленные правила.

В воде старайтесь постоянно двигаться, чтобы не замёрзнуть и избежать переохлаждения. Если у вас начался сильный озноб, появились мурашки («гусиная кожа») или посинели губы, следует с разрешения учителя покинуть бассейн и принять тёплый душ.

Если вам по каким-либо причинам нужно выйти из воды, попросите разрешения у учителя.

После плавания надо принять тёплый душ. Вытирайтесь полотенцем насухо, волосы высушите феном. Перед тем как выходить на улицу после бассейна, убе-дитесь, что вы тепло одеты.

Правила безопасности при езде на лыжах

Если зимой ваш урок физкультуры проходит на лыжах, будьте особенно внимательны, иначе можно получить травму. Поэтому делайте только то, что говорит учитель.

Если вы не умеете кататься на лыжах, очень внимательно слушайте объяснения учителя.

Не выставляйте вперёд и в стороны лыжные палки. Не поднимайте их острыми концами вверх.

Проследите, чтобы лыжные ботинки, лыжи и палки соответствовали вашему размеру и росту.

Ваша одежда должна соответствовать погоде. Она должна быть одновременно тёплой, лёгкой и удобной. Не забудьте надеть шапку и перчатки.

Если ваше занятие проходит в парке или в лесу, не отставайте от класса, не сворачивайте с лыжни.

Если вы спускаетесь с горки на лыжах, ноги слегка согните в коленях, лыжные палки отведите назад.

✏ Не спускайтесь с горки, если вы плохо катаетесь на лыжах или боитесь.

Безопасность на уроках по легкой атлетике

Уроки по легкой атлетике обычно проводят на школьном стадионе или на пришкольной спортив­ ной площадке, реже - в спортивном зале. На за­ нятия могут действовать факторы, способствую­щие росту травматизма и заболеваемости учени­ ков:

Отрицательная температура воздуха;

Мокрый грунт (пол);

Сильный ветер;

Опавшая с деревьев листва;

Падение на скользком грунте или твердом покрытии;

Нахождение в зоне броска во время метания малого мяча или гранаты;

Бег, прыжки и метание без разминки.

Типичные травмы

При выполнении легкоатлетических упражне­ний возможны:

Растяжения связок локтевого, плечевого, го леностопного и коленного суставов;

Растяжения и надрывы двуглавой и четырех главой мышц бедра;

Воспаление надкостницы большеберцовой кости;

Мышечные боли;

Ослабление свода стопы.

Иногда случается «гравитационный шок» - крат­ ковременная потеря сознания в результате резкой остановки занимающегося после интенсивного бега, когда замедляется циркуляция крови и, значит, уменьшается приток кислорода к головному мозгу.

Меры по обеспечению безопасности

1. Качественно и всесторонне провести размин­ ку. Она должна включать две части: общеподготовительную (медленный бег 2-3 мин, комплекс общеразвивающих упражнений 6-8 мин) и специально-подготовительную (беговые и прыж­ ковые упражнения, ускорения).

Выполняя упражнения разминки, необхо­димо придерживаться следующих методических правил:

- последовательно воздействовать на основ ные группы мышц (потягивания, упражнения для рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ту ловища и ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление);

Упражнения по своему характеру и интен сивности должны соответствовать предстоящейос новной деятельности на уроке;

Общеразвивающий комплекс должен включать не менее 6-8 упражнений различной направ ленности, с повторением каждого 6-8 раз.

Специальные беговые упражнения выполняют ся для подготовки у занимающихся мышц и свя зок двигательного аппарата к интенсивной рабо те. Достаточно 3-5 упражнений на дистанции 30- 40 м, по 2-3 повторения.

2. При проведении занятий по бегу:

Осмотреть и очистить трассу от посторонних предметов;

Проводить бег только в одном направлении;

На коротких дистанциях бежать только по своей дорожке;

За финишной линией дорожка должна про должаться еще не менее чем на 15 м;

Не делать резко «стопорящую» остановку после бега.

3. При проведении занятий по прыжкам в длину:

Место приземления должно быть ровным, рыхлым, без посторонних предметов;

Во время прыжков следует периодически пе рекапывать песок, чтобы исключить жесткое при земление;

Подсобный инвентарь (грабли, лопаты) дол жен находиться не ближе 1 м от прыжковой ямы. Грабли класть на землю зубьями вниз;

Дорожка для разбега должна быть ровной, твердой и не иметь выбоин, особенно в месте отталкивания;

Необходимо соблюдать безопасную дистан цию при поточных прыжках;

Параллельный разбег и прыжки на одной яме возможны лишь при безопасном расстоянии меж ду дорожками разбега.

4. При проведении занятий по прыжкам в вы соту:

В спортивном зале гимнастические маты на месте приземления необходимо укладывать плотно и ровно;

Места разбега и отталкивания должны быть ровными и сухими;

В случае использования учениками разбега с разных сторон следует усилить внимание к ре гулированию порядка выполнения прыжков: допускать к прыжкам сначала учеников, разбегаю щихся с одной стороны (толчковая нога - левая), а затем - с другой (толчковая нога - правая);

Не допускать поспешности с поднятием планки на предельную высоту;

Не применять на уроке способы прыжков в высоту, не предусмотренные учебной програм мой и правилами соревнований.

5. На занятиях по метанию:

Не проводить встречного метания;

Строго устанавливать очередность метания снаряда (гранаты, мяча);

Команда «собирать снаряды» подается толь ко после того, как все учащиеся выполнят мета ние;

Перед выполнением упражнений необходи мо убедиться, что в секторе метания никого нет;

Не производить метание без разрешения учи теля;

Не оставлять без присмотра спортивный ин вентарь (малые мячи, гранаты);

Нельзя стоять справа от метающего и нахо диться в зоне броска;

Не ходить за снарядами для метания без раз решения учителя;

Не передавать снаряд для метания друг другу броском.

Во избежание травм сустава необходимо сле дить за тем, чтобы во время броска кисть со снаря­ дом (мяч, граната) проносилась над плечом .

Безопасность на уроках по гимнастике

Выполнение учащимися отдельных упражне­ ний (особенно на гимнастических снарядах и опор­ ных прыжков) связано с определенным риском. При несоблюдении мер предосторожности и не­ ловком движении возможны срывы со снарядов (перекладина, брусья, бревно, гимнастическая ле­ стница и др.) и падения, а в результате - травмы.

Типичные травмы :

Ссадины, потертости и срывы мозолей;

Ушибы и растяжения сумочно-связочного ап парата лучезапястного, локтевого, плечевого, коленного и голеностопного суставов;

Разрывы ахиллова сухожилия и трехглавой мышцы голени;

Не исключены ушибы головы.

Меры обеспечения безопасности

1. Правильно выбирать места занятий и разме щать снаряды в зале, располагать их на достаточ ном расстоянии от стен и друг от друга. Нельзя ставить снаряды так, чтобы учащиеся выполняли упражнение лицом к яркому свету. Ученики долж ны хорошо видеть снаряд и место соскока. Снаря ды необходимо обложить гимнастическими мата ми с учетом мест приземления после соскоков и возможных срывов и падений. В местах приземления желательно уложить два слоя матов. Гимна стические маты укладывать так, чтобы между ними не было промежутков, а приземление приходилось на середину одного из них.

2. При подготовке к занятиям на брусьях преж де всего необходимо проверить высоту брусьев. Для этого следует, поддерживая одной рукой жердь (а не вкладыши), другой, отвернув стопорный винт, надавить пружину защелки. Если делать это вдвоем, то один ученик должен держать жерди и изменять их высоту, а другой – отвертывать и завертывать стопорные винты. Высоту жердей обычно устанавливают одновременно с обоих кон цов, при этом стоять под ними запрещается.

3. При установке перекладины и брусьев раз ной высоты особое внимание необходимо обратить на вертикальное положение стоек и равномерное натяжение тросов у грифа перекладины или у жердей брусьев, чтобы не было их захлестываний. При закреплении к крючкам на полу (лягушкам) необ ходимо следить за тем, чтобы звено цепи предва рительно было освобождено и растяжки были зак ручены надежно. Для проверки правильности ус тановки снарядов нужно взяться за тросы и сильно потянуть их на себя и от себя: перекладина и бру сья должны находиться в строго вертикальном и устойчивом положении. Перед началом урока следует протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой.

4. Не реже одного раза в учебный год необхо димо тщательно осматривать подвесные снаряды (канат, шест, кольца) и гимнастические стенки. Особенно часто и внимательно следует проверять надежность крепления снарядов. Канаты, шесты, гимнастические стенки должны быть крепкими, надежно прикреплены к потолку, стене. На кана тах не допускаются порывы нитей и завязывания узлов. Шесты и рейки гимнастической стенки дол жны быть гладкими и не иметь трещин, сколов.

5. В подготовительной части урока, при выпол нении общеразвивающих упражнений, особенно с предметами, надо указывать соответствующие дистанции и интервал, чтобы учащиеся не задева ли друг друга, что может привести к ушибам. В разминку необходимо включать подготовитель ные упражнения направленного воздействия.

Для подготовки лучезапястного сустава приме няются вращательные движения кисти; подскоки и передвижения на руках в упоре лежа; из положе ния стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.

Подготовка голеностопного сустава осуще ствляется вращательными движениями стопой; поднимание на носки с пружинистым покачиванием и др.

Для подготовки локтевых и плечевых суставов выполняют: вращательные и рывковые движения; сгибание и разгибание рук. Эффективным являет ся выполнение этих упражнений с использовани­ ем гимнастических палок и отягощений, например, гантелей.

Подготовка межпозвонковых сочленений вклю чает: прогибания и глубокие наклоны; различные повороты и вращения.

При выполнении упражнений на гибкость не обходимо учитывать уровень физической подготовленности занимающихся, так как некоторые упраж нения (например, шпагат) могут стать причиной повреждений мышечно-связочного аппарата.

6. В основной части урока важное значение для обеспечения безопасности имеют помощь и стра­ховка. Помощь в гимнастике - это облегчение действий ученика при выполнении упражнений. Она способствует созданию у занимающихся правиль ного представления об упражнении, овладению техникой его выполнения; применяется при недо статочном развитии у обучаемых мышечной силы, координационных способностей, быстроты.

Различают следующие виды помощи:

- проводка - действия учителя физкультуры сопровождают ученика по ходу всего упражнения или отдельной его части, фазы;

- фиксация - задержка ученика учителем в определенной точке движения;

- подталкивание - кратковременная помощь при перемещении ученика снизу вверх;

- поддержка - кратковременная помощь при перемещении ученика сверху вниз;

- подкрутка - кратковременная помощь уче нику при выполнении поворотов;

- комбинированная помощь - использование различных приемов, применяемых одновре менно и последовательно.

Помощь, как правило, оказывается на началь ной стадии обучения новому упражнению. По мере овладения техникой выполнения упражнения не посредственная помощь заменяется страховкой, которая позволяет решать задачи психологической подготовки занимающихся (преодоление страха), а также избежать травмы.

Страховка - это обеспечение безопасности при выполнении упражнений, осуществляемое учите лем физической культуры или учениками класса. В зависимости от сложности упражнения страхует кто-то один или одновременно несколько человек. Нельзя ставить на страховку не подготовленных для этого учеников.

Всех занимающихся следует обучать не только приемам помощи и страховки, но и самострахов ки для того, чтобы они умели самостоятельно вы ходить из опасных положений.

Самостраховка - это заранее разученные при емы обеспечения безопасности, применяемые сам им занимающимся для предупреждения травм. На­ пример, предотвратить срыв со снаряда можно сво­евременным прекращением движения, соскоком со снаряда, выполнением дополнительных движений (сгибания рук, ног, туловища для замедления инер­ ционного движения), изменением упражнения.

Очень важно научиться правильно приземлять­ ся во время падения: при падении назад надо присесть, согнуться и выполнить перекат назад; при падении вперед - сделать кувырок вперед или упасть в упор лежа, упруго сгибая руки.

Стоящий на страховке обязан правильно вы брать место для оказания страховки и, не мешая выполнению упражнения, умело использовать раз ные приемы страховки. Так, при выполнении уп­ ражнений на брусьях нельзя держать руки над жер дями на пути движений ученика. На перекладине, кольцах и брусьях разной высоты страхуют, либо стоя точно под снарядом, либо незначительно пе ремещаясь по ходу выполнения маха. Особенно необходимо страховать учеников во время выпол­ нения соскока (страхующий должен находиться непосредственно около места приземления). При выполнении опорных прыжков на коне (козле) страхуют, стоя непосредственно у места призем ления, поддерживая ученика за руку.

Безопасность при проведении подвижных игр

Подвижные игры, входящие в программу фи зического воспитания школьников, характеризуют ся разнообразными двигательными действиями: бегом, остановками, поворотами, прыжками, ла занием, перелезанием, соскоками, перемещением по узкой опоре и др. Поэтому на уроках физкультуры при проведении подвижных игр во избежа ние получения травмы нужно:

1. Строго соблюдать правила игры.

2. Избегать столкновений с игроками, толчков и ударов по рукам и ногам игроков.

3. При падении сгруппироваться.

4. Внимательно слушать и выполнять все коман ды (сигналы) руководителя.

5. Начинать игру, делать остановки в игре и за канчивать игру только по команде (сигналу) учителя.

Безопасность на уроках по спортивным играм

Баскетбол

Характеризуется разнообразными двигательны­ ми действиями на небольшой по размеру спортив ной площадке, непрерывным изменением ситуа ций и непосредственным контактом с противни ком.

Причинами травм на уроках баскетбола могут быть:

- захваты, перехваты и неудачные финты; резкие прыжки и столкновения;

Падения на мокром, скользком полу (на площадке);

Недисциплинированное поведение, напри мер, кто-то из учеников после выполнения упраж нения не положил мяч в отведенное место, и он вы катился на площадку, а другой ученик споткнулся об этот мяч и подвернул ногу.

Типичные травмы - повреждение пальцев рук, голеностопного сустава, боковых крестообразных связок, менисков коленных суставов, позвонков крестцового отдела позвоночника.

1. Занятие по баскетболу должны проводиться на сухой спортивной площадке или в спортзале с чистым сухим полом.

2. Следует заранее проветрить спортивный зал, очистить спортивную площадку от посторонних предметов.

3. Занимающиеся должны быть в спортивной одежде и спортивной обуви (тренировочный кос тюм, майки, трусы, кроссовки с нескользкой по дошвой). Ногти на руках коротко острижены. Очки дополнительно закреплены.

4. Перед занятием необходимо снять все укра шения (кольца, браслеты, цепочки, серьги и др.).

5. На занятиях необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять указания учителяфизичес кой культуры (судьи, капитана команды).

6. Особую осторожность проявлять при едино борствах игроков вблизи стен или возле какого- нибудь спортивного оборудования, иногда находя щегося в зале.

Все острые и выступающие части оборудования предварительно заложить матами или огоро дить.

Дисциплинированность, хорошая разминка, овладение рациональной техникой, соблюдение правил игры - основа обеспечения безопасности на уроках баскетбола.

Волейбол

волейбола осуществляется с помощью игровых приемов - перемещений различными способами (ходьба, бег, прыжки), подач, приема и передач мяча, нападающих ударов и блокирования, а так же двухсторонней (учебной) игры.

Травмы во время игры в волейбол можно по лучить при приеме сильно поданного мяча, па дениях, прыжках и блокировании мяча. Неопыт ность и отсутствие быстрой реакции у одних и сильные удары по мячу других могут стать при чиной повреждений кистей рук, лица, головы и туловища.

Типичные травмы: вывихи фаланг пальцев, растяжение связочного аппарата лучезапястного сустава, вывихи в плечевом суставе, ушибы туло вища. Следствием плохой разминки могут стать: растяжения и разрывы мышц голени, ахиллова су хожилия, связок голеностопного сустава; повреж дение коленных суставов.

Необходимо соблюдать правила, аналогич ные при игре в баскетбол. Во время игры реко мендуется пользоваться защитными приспособле ниями (наколенниками, налокотниками и др.).

Футбол

Двигательная деятельность учащихся на уроках футбола характеризуется различными передвижениями с быстрым изменением скорости и направ ления, ускорениями, резкими рывками с мячом и без мяча, прыжками (борьба за летящий мяч), финтами, отбором мяча у противника, ударами по мячу. Для того чтобы завладеть мячом, занимаю щемуся часто приходится вступать в единоборство, плечом или корпусом оттесняя соперника, сопро тивляясь его же действиями.

Причинами травм на уроках футбола явля ются: подножки, финты, прыжки и столкновения игроков, падения на мокром, скользком полу, умышленные нарушения правил игры, грубости в игре.

Типичные травмы:

Растяжение связок коленного и голеностоп ного суставов;

Повреждение менисков коленного сустава;

Разрывы и надрывы мышц задней поверхно сти бедра и приводящих мышц;

Сотрясение головного мозга;

Ушибы тела при столкновении и неудачном падении.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Обувь у всех должна быть однотипной (крос совки или бутсы).

2. До занятия проверить состояние футбольно го поля, устойчивость ворот.

Занятия по футболу проводятся только на ров­ном и сухом поле (без ям, канав, луж). Поле должно быть очищено от всего, что может стать причи­ ной травм (камни, жестяные банки, пластиковые бутылки, щепки, ветки деревьев и т.п.).

3. При выполнении прыжков, а также столкно вениях и падениях применять приемы самостра ховки, например приземление в группировке, кувырки в группировке, перекаты.

4. Во время игры соблюдать игровую дисциплину, не применять грубые и опасные приемы.

Безопасность на уроках по лыжной подготовке

Двигательная деятельность учащихся на уроках лыжной подготовки состоит из разнообразных спо собов передвижения на лыжах - лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений, поворотов; про ходит при низкой температуре воздуха.

Во время занятий на лыжах возможны:

Обморожения лица, рук и ног при скорости ветра более 1,5-2,0 м/с и температуре воздуха ниже минус 20°С;

Травмы при ненадежном креплении лыж к обуви (потертости на ногах при неправильной подгонке лыжных ботинок);

Ушибы, переломы в результате падения при спуске с горы или при прыжках с лыжного трамп лина.


Типичные травмы: ушибы, ссадины, растяжения сумочно-связочного аппарата конечностей. Чаще всего травмы возникают при выпол нении учениками непосильных для них заданий или при слишком быстром переходе от легких уп ражнений к сложным, например, к спускам с крутых и неровных склонов, к выполнению по воротов и торможений на высокой скорости и т.п.

Причиной травм может быть:

Короткая разминка, утомление;

Недостаточная техническая или физическая подготовленность ученика;

Несоблюдение определенной дистанции между учащимися на лыжне;

Наступание на пятки лыж обгоняющего.

К травмам может привести ошибка учителя фи зической культуры в организации занятия. Так, на пример, если спуск и подъем на склоне осуществ ляются в одном и том же месте или если лыжни спусков двух занимающихся групп пересекаются, возможны столкновения и падения учащихся.

Травмирование может произойти: при движении по узким лесным дорогам; на обледенелых склонах; на снегу, покрытом коркой; в местах, где мало сне га, где торчат пни, камни и растет кустарник.

Необходимо соблюдать следующие правила:

1. Занятия по лыжной подготовке начинать и заканчивать только в школе или на лыжной базе с обязательной проверкой учащихся по списку.

2. Освобождать от занятий тех, кто жалуется на здоровье, плохо себя чувствует.

3. Допускать к занятиям лишь тех, кто имеет специальную спортивную форму.

4. Заранее определить и подготовить место для занятий: проложить учебный круг и тренировочные круги, с лыжни убрать посторонние предме ты (ветки, камни и т.п.), исключить обрывы и слож ные для учеников склоны.

Крутизну склона учитель должен выбрать в со ответствии с уровнем технической подготовленности учащихся. На склоне не должно быть выступа ющих или скрытых под снегом камней, корней, пней, поваленных деревьев. Снег на склоне должен быть уплотнен, чтобы лыжи не зарывались в него. На леденистом снегу занятия лучше не про водить, так как возможны падения и травмы. Склон должен иметь достаточно длинный выкат, позволя ющий, при необходимости, выполнить торможение.

Переходить с пологих склонов на крутые нужно постепенно. При выполнении учениками спусков, торможений, поворотов, подъемов учитель обычно находится на середине склона, а группа размещает ся шеренгой наверху. Учащиеся поочередно спуска ются по склону, выполняя задание, а возвращаются наверх, проходя сзади учителя. В этом случае не бу дет встречного движения, столкновений и травм.

При спуске нужно держать палки наконечни ками (штырями) назад. Нельзя выставлять их впе ред: при потере равновесия и падении есть опас ность наткнуться на них лицом или туловищем, что чревато серьезными травмами.

Необходимо соблюдать определенную дистан цию на лыжне и на спусках со склонов. Передвигаясь на лыжах группой в колонне по одному, следует сохранять такую дистанцию от идущего впе реди: не менее 3-4 м на ровных участках лыжни и не менее 30 м при спуске со склона.

Спустившись, ученик не должен резко останавливаться, иначе с ним может столкнуть ся тот, кто спускается за ним. В исключитель ных случаях, когда препятствие при спуске появляется неожиданно и нет возможности нормально затормозить, необходимо осуще ствить торможение преднамеренным падени ем, чтобы не получить серьезную травму.

Необходимо строго соблюдать температурные нормы, при которых разрешены занятия по лыжной подготовке той или иной возрастной группе учащихся:

1-4-й классы - до минус 12°,

5-9-й классы - до минус 16°,

10-11-й классы - до минус 20°

при безветренной погоде или слабом ветре.

Общие требования для учащихся общеобразовательных школ на уроках физической культуры

Чтобы не воз никли опасные для жизни и здоровья школьников ситуации, необходимо:

1. Создать хорошую материально-техническую базу.

2. Выполнять санитарно-гигиенические требо вания.

3. Правильно выбирать место для занятий.

4. Методически грамотно планироват ь и проводить уроки.

5. Предупреждать учащихся о возможных трав мах при нарушении дисциплины, неисполнении указаний, неправильных двигательных действиях.

Если учащийся нарушает требования, он не допускается до занятия, и далее его нарушения рассматриваются на педагогическом совете с директором образовательного учреждения и родителями.

Физическое воспитание в общеобразовательной школе должно осуществляться по известной фор муле безопасности:

- всегда предвидеть;

- по возможности избегать;

- при необходимости действовать.

Роман Азманов , учитель физической культуры средней школы №2 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля города Перми, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2014»