Что такое синквейн и как его составить? Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы Пример синквейна на тему «глагол»

Что такое синквейн и как его составить? Что такое синквейн: традиционная и дидактическая формы Пример синквейна на тему «глагол»

Из опыта работы Полищук О.Н., учителя русского языка и литературы

1.Введение. Что даёт умение составления синквейна ученику?

2. История возникновения

3. Правила составления

4. Дидактический синквейн

5. Синквейн с точки зрения педагогики

6.1 Простота построения

6.2 Формирование аналитических способностей

6.3 Вариативность

7.Синвейн – превосходный способ контроля.

8.Материал из практических работ учащихся 5 класса Б.

СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии.
СИНКВЕЙН – малая стихотворная форма, используемая для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
СИНКВЕЙН – короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять».

СИНКВЕЙН – это инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

СИНКВЕЙН – это средство творческого самовыражения.

СИНКВЕЙН:

обогащает словарный запас;

подготавливает к краткому пересказу;

учит формулировать идею (ключевую фразу);

позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом;

получается у всех.

ВВЕДЕНИЕ

На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов . Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы. Что же представляет собой это необычное задание?

Когда первый раз слышишь слово «синквейн», то кажется, что это что-то непонятное и экзотическое. На самом же деле здесь нет абсолютно ничего сложного.

Синквейн.

Синквейн – это пятистрочный стих.

Данное стихотворение пишется по определённым правилам. Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях.

Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн — это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу.

Слово синквейн происходит от французского слова, которое означает пять. Таким образом, синквейн — это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им, как пишутся такие стихотворения. Затем дайте несколько примеров. После этого предложите группе написать несколько синквейнов. Для некоторых учеников сначала будет трудно писать синквейны. Эффективным средством введения синквейнов является разделение группы на пары. Назовите тему для синквейна. Каждому учащемуся будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это даст им возможность поговорить о том, почему они написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод потребует, чтобы участники с слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеются кодоскопы, то полезно показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это способно породить дальнейшую дискуссию.

Синквейны являются быстрым и мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации. Важно делать эти упражнения систематически, целенаправленно и с ясными педагогическими целями.

Когда это делается, учение и мышление становятся прозрачным процессом, доступным для всех. Не будет никаких таинственных или трудно уловимых процессов, которые смогут заметить лишь те, кому повезет. Когда процессы становятся прозрачными, учащиеся не только узнают содержание, но и учатся учиться.

История возникновения

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (Adelaide Crapsey ), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка . Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

Синквейн (от фр. cinquains , англ. cinquain ) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии . В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России ) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся

Правила составления

1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное.

2 строчка – два слова (прилагательные или причастия). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строчка – три слова (глаголы). Действия, относящиеся к теме.

4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1-ой строчке.

5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке, обычно существительное.

Весна.

Яркая и тёплая

Украсила, пришла, растопила.

Дарит людям надежду, мечту.

Радость.

Учитель.

Творческий, добрый

Учит, воспитывает и опекает.

Мне нравится работа учителя.

Наставник.

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе:

его слоговая структура - 2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка - 31).

Обратный синквейн (Reverse cinquain) - с обратной последовательностью стихов (2-8-6-4-2);

Зеркальный синквейн (Mirror cinquain) - форма из двух пятистрочных строф , где первая - это традиционный , а вторая - обратный синквейны;

Синквейн-бабочка (Butterfly cinquain) - девятистрочная форма со слоговой структурой 2-4-6-8-2-8-6-4-2;

Корона синквейнов (Crown cinquain) - 5 традиционных синквейнов, образующих завершенное стихотворение;

Гирлянда синквейнов (Garland cinquain) - аналог венка сонетов , корона синквейнов, к которой добавлен шестой синквейн, где первая строка взята из первого сиквейна, вторая строка из второго, и т. д.

Как же пишется синквейн? Условия его написания таковы:

На первой строке записывается одно слово – существительное . Это и есть тема синквейна.

На второй строке пишутся два прилагательных , раскрывающих тему сиквейна.

Третья строка – три глагола , описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм , при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.

Пятая строка включает слово-резюме , которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.

Дидактический синквейн

Дидактический синквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

Первая строка - тема сиквейна , заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение ), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия ), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями , описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

Пятая строка - одно слово- резюме , характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от ученика умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ученика, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство с самим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);

коррекция и совершенствование готового синквейна;

анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейны – превосходный способ контроля.

Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.

Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.

Вот несколько примеров довольно удачных синквейнов:

Написать стихотворение грамотно, не прочитав текста, невозможно. Предлагаю познакомиться с несколькими синквейнами из моей собственной учительской практики. Ученики шестого класса составляли синквейны, посвящённые героям повести Владимира Осиповича Богомолова «Иван» .

Иван.
Храбрый, смелый.
Переплывает, мстит, разведывает.
Иван никогда не сдаст.
Разведчик.
(Отмечу, что за этот синквейн ученица получила «3», поскольку главный герой представлен ею весьма однобоко).

Иван.
Настоящий, храбрый.
Разведывает, убегает, погибает.
Мальчик, который служит Родине.
Разведка.
(Синквейн на более высокую оценку, поскольку в нём проведено более глубокое исследование характера и судьбы героя).

Гальцев.
Дисциплинированный, любознательный.
Служит, дарит, побеждает.
Держит своё обещание.
Солдат.

Титков .
Трусливый, корыстный.
Предаёт, сдаёт, получает.
Жажда наживы – источник зла.
Предатель.

Если же вдруг у ученика возникают сложности, связанные с подбором слов, уместных в синквейне, то проблема, скорее всего, объясняется следующим. Либо тема синквейна ученику не близка (не понята им или просто не интересна). Либо же ученику необходимо поработать над расширением своего словарного запаса.

А ещё синквейны очень удобно использовать для самоконтроля или же в мнемонических целях . Если ученики легко могут составить стихотворение, то будьте уверены: тема усвоена хорошо. Кроме того, в синквейне содержится квинтэссенция материала – его эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн.

Что же касается литературы, то для неё синквейны – это даже больше, чем метод контроля или запоминания. Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.

Синквейн на тему Левша

Левша
талантливый русский
подковал, выпивал, скончался
повесть Николая Лескова, написанная и опубликованная в 1881 году

мастеровой

Синквейн на тему Лето

лето
жаркое знойное
плавать загорать купаться
в отпуск отправляться
время года

Синквейн на тему Литература

литература
художественная, научная
написана, содержит, читают
совокупность любых словесных текстов
рукописи не горят

Синквейн на тему Лицей

лицей
общеобразовательный, специализированный
обучает, готовит, воспитывает
подготавливает к поступлению в вузы
учебное заведение

Синквейн на тему Личность

личность
индивидуальная, неповторимая
не рождается, формируется, становится
результат процесса воспитания и самовоспитания
система поведения индивида

Синквейн на тему Любовь

Любовь глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство любовь страстная, коварная
томиться, влюбиться, мучаться

единственная вещь, которую мы можем подарить

и все же она у нас остается бесценный дар любовь
глубокая, интимная воспета, волнует, чувствует
настоящая любовь не между телами, а между душами чувство

Синквейны на уроках русского языка

Красивая и умная

Растит, делает и ухаживает

Природа знает лучше всех.

Экология.

Кисляков Виталя

Красивая, полезная.

Радует, лечит, кормит.

Она помогает людям жить

Голубева Уля

Природа. Природа.

Красивая, полезная. Красивая и умная.

Берегут, помогают, изучают. Живёт, растёт и существует.

Нам надо беречь её. Замечательно быть на природе.

Заповедник. Красота.

Вахромеева Алёна Былкова Вика

Цветок. Природа.

Замечательный и красивый. Странная, красивая.

Растёт, развивается, гибнет. Радует, огорчает и удивляет.

Любит, чтобы его поливали. Нашу природу надо беречь.

Роза. Волшебница.

Гурулёв Валера Колотухин Дима

Природа. Природа.

Живая, зелёная. Красивая, живая.

Растёт, шумит, плачет. Радует, украшает, кормит.

Я очень люблю природу! Я люблю родную природу.

Красота. Растения.

Шлюфман Ксюша Неупокоева Настя

Красивая, умная.

Учит, помогает, наказывает.

Она всё правильно делает!

Федюшкин Влад

Синквейны на тему «Ученик»

Ученик. Ученик.

Любознательный, опытный. Умный, занятой.

Читает, рисует, учится. Читает, рисует, познаёт,

Мальчик учится на «пятёрки». Я начал хорошо учиться.

Школьник. Житель.

Бусленко Катя Дингес Максим

Ученик. Ученик.

Любознательный и опытный. Занятой и внимательный.

Познаёт, умнеет и выполняет. Познаёт, выполняет и умнеет.

Умный гражданин читает рассказ. Мальчик учится в школе.

Житель. Школьник.

Жунтова Юля Ким Влад

Ученик. Ученик.

Умный, воспитанный. Внимательный, опытный.

Познаёт, умнеет, выполняет. Познаёт, пишет, читает.

Школьник ходит в школу. Я буду хорошо учиться!

Гражданин. Школьник.

Пенкина Ксюша Попов Влад

Синквейн на тему А.С.Пушкин.

Умный, талантливый.

Пишет, сочиняет, творит.

Он очень хороший поэт.

Писатель.

Попов Влад

Синквейны на тему русской сказки

Волк. Волк.

Злой, голодный. Жадный и хвастливый.

Воет, поёт, ест Поёт, лежит, ест.

Волк съел всю семью. Зачем хозяин слушал волка?

Хитрец. Певец.

Исаев Никита Архипец Саша

Волк.Крестьянин.

Серый, голодный. Глупый, нежадный.

Выманил, подкараулил, дождался. Слушал, восхищался, отдавал.

Он съел всё семейство. Остался один в доме.

Хитрец. Глупец.

Неупокоева Настя Попов Влад

Ворона. Ворона.

Глупая и пугливая. Хвастливая, говорливая.

Обманывает, поёт и летает. Собралась, полетела, увидела

Нечего лететь на юг! На острове ворону заклевали.

Певица. Болтушка.

Довгалёв Женя Пенкина Ксюша

Снегурочка. Снегурочка.

Снежная, печальная. Беленькая, умная.

Побежала, прыгнула, растаяла. Работает, поёт, прячется.

Белая девочка весело поёт. Снегурушка прыгнула И растаяла.

Дочка. Девочка.

Шапорина Ангелина Попов Влад

Синквейны на уроках внеклассного чтения.

Город. Биробиджан.

Красивый, чудесный. Красивый, большой.

Помогает, растёт, красуется. Строится, нравится, интересует.

Мне нравится мой город. Я люблю свой город.

Биробиджан. Родина.

Попов Влад Архипец Саша

Город. Биробиджан.

Строится, растёт. Большой, красивый.

Красивый, весёлый, молодой. Стоит, растёт, хорошеет.

Я люблю свой город. Наш город очень красивый.

Родина. Красавец.

Вахромеева Алена Неупокоева Настя

Город. Биробиджан.

Большой, красивый. Красивый, северный.

Стоит, хорошеет, озеленяется. Строится, живёт, растёт.

Мы любим свой город. Я люблю Биробиджан.

Биробиджан. Город.

Попов Влад Исаев Никита

Родина. Город.

Родная, любимая. Молодой, прекрасный.

Родилась, защищает, бережёт. Живёт, растёт и дышит.

Наша Родина – это Россия. Мой город самый красивый.

Дом. Биробиджан.

Колотухин Дима Довгалев Женя

Биробиджан. Родина.

Красивый, познавательный. Большая, красивая.

Строится, развивается, радует. Кормит, охраняет, бережёт

Мне нравится мой город. Наша родина очень красивая.

Дом. Страна.

Голубева Уля Кисляков Виталя

Папа. Мама.

Хороший, добрый. Красивая, добрая.

Воспитывает, зарабатывает, ездит. Работает, готовит, помогает.

Он любит всю семью. Моя мама очень умная.

Отец. Мамочка.

Дингес Максим Коновалова Настя

Семья. Родители.

Дружная, весёлая. Весёлые и грустные.

Радует, воспитывает, помогает. Работают, учатся, преподают.

Я люблю свою семью. Хорошо живётся с родителями.

Дом. Любовь.

Попов Влад Колотухин Дима

Мама. Родина.

Красивая, добрая. Красивая, справедливая.

Работает, готовит, любит. Защищает, растит, воспитывает.

Я люблю свою маму. Я родился в Биробиджане.

Хозяйка. Отечество.

Архипец Саша Ким Влад

Папа. Мама.

Высокий, добрый. Нежная, ласковая.

Работает, воспитывает, помогает. Помогает, гуляет, работает.

На работе делает мебель. Вся семья любит маму.

Отец. Человек.

Золотухина Таня Неупокоева Настя

Синквейны

учащихся 5 класса Б

школы 5

2009 – 2010 уч.год

Друг. Друзья.

Добрый, хороший. Добрые, хорошие.

Помогает, дарит, дружит. Ездят, советуют, выручают.

Мой друг самый хороший. Помогают в сложной ситуации.

Товарищ. Помощник.

Ким Влад Кисляков Виталя

Друзья. Друг.

Хорошие, добрые. Добрый и честный.

Помогают, защищают, выручают. Выходил, играл, прятался.

У меня такие хорошие друзья! Он всегда тебе поможет.

Товарищи. Товарищ.

Попов Влад Дингес Максим

Друг. Друг.

Весёлый, здоровый. Бывалый, умный.

Играет, поёт, свистит. Занимается, учится, гуляет.

Мы с другом играем. Друг меня всегда выручит.

Актёр. Ваня.

Коновалова Настя Федюшкин Влад

Друг. Друг.

Хороший, лучший. Бывалый и настоящий.

Помогает, угощает, даёт. Помогает, делает и приходит.

Мой друг очень хороший. Друг в беде поможет.

Приятель. Человек.

Колотухин Дима Довгалев Женя

Друг. Друг.

Надёжный, весёлый. Хороший, верный.

Выручает, помогает, уступает. Помогает, заступается, дружит.

Мой друг самый лучший! Друг помогает мне дружить.

Опора. Дружище.

Гурулев Валерий Лескова Лера

Весёлый, дружелюбный.

Играет, веселится.

Друзья всегда смогут выручить.

Бусленко Катя

ЛИТЕРАТУРА

1 Ю.И. Равенский. «Рассуждение проблемного характера».

2 С.А. Никольская. «Синквейн».

3 К.П. Щепина «Синквейн на уроке».

Уроки, на которых преподаватель использует приемы, влияющие на формирование и развитие положительной мотивации, позволяют утверждать, что повышается активность учащихся, взаимоотношения преподаватель - учащийся, учащийся - преподаватель становятся открытыми, позитивно эмоциональными, продуктивными, растет работоспособность учащихся, увеличивается количество самостоятельных действий, основанных не только на рациональности, но и эмоциональности учащихся, укрепляются познавательные интересы, а следовательно, положительно сказывается на качестве знаний. Для нас важно сделать встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Разумно и уместно использовать наряду с традиционными формами инновационные технологии мотивации, чтобы учитель мог увлечь детей, и тем самым создать почву для лучшего восприятия большого и сложного материала. В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески. Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством учителя, ежедневно, создающего условия для формирования положительной учебной мотивации. Одним из моих любимых приемов или технологий, является синквейн.

Синквейн». Этот прием помогает понять, как ученики усвоили материал урока, мотивировать, заинтриговать их новой темой или актуализировать ранее приобретенные знания. Синквейн - стихотворение, состоящее из пяти строк и построенное по особым правилам:

первая строка – имя существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором пойдет речь;

вторая строка – два прилагательных или причастий, описывающих признаки предмета;

третья строка – три глагола, описывающие действия предмета;

четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

пятая строка - слово-синоним к первому.

____

____ ____

____ ____ ____

____ ____ ____ ____

____

Синквейны на уроках

Русского языка

Синквейн на тему Вводные слова

Вводные слова
именные, глагольные
не выступают, выражают, дают
указывают на способ выражения мысли
слова

Синквейн на тему Время (глагола)

Время глагола

Меняющееся, непостоянное

Наступает, проходит, меняется

Изменяющее события по времени

Синквейн на тему Глагол

Глагол
переходный, возвратный
объединяет, выступает, употребляется
обозначает действие или состояние
что делать?

Синквейн на тему Диалог

Диалог

Конструктивный, разговорный

Выражает, воспринимает, общается

Разговор двух лиц

Двойственность

Синквейн на тему Дополнение

Дополнение
прямое, косвенное
отвечает, употребляется, обозначает
объект, на который направлено действие

член предложения

Синквейн на тему Деепричастие

деепричастие
неизменяемое, самостоятельное
принадлежит, обозначает, примыкает
соединяет в себе признаки глагола и наречия
форма глагола

Синквейн на тему Заимствованные слова

Заимствованные слова

Иностранные, современные

Обогащают, помогают, расширяют

Взятые из других языков

Не славянские

Синквейн на тему Исконно русские слова

Исконно русские слова

Древние, аборигенные

Обозначают, хранят, выделяются

Древнеславянская лексика

Собственно русские

Синквейн на тему Книга

Книга

Интересная, фантастическая.

I Рассказывает, развлекает, воспитывает.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Учебник

книга
бумажная, рукописная
II наносят, брошюруют, печатают
подборка листов бумаги, содержащих текст
произведение

Синквейн на тему Лексика

Лексика

Нормативная, богатая

Говорит, развивается, меняется

Лексика – раздел филологии

Слова

Синквейн на тему Наречие

Наречие

Приглагольное, изменяемое

Связывается, уточняет, обозначает

Изменяемая часть речи

Наглаголие (устар*.)

Синквейн на тему Неологизмы

Неологизмы

Новые, современные

Продуцируют, появляются, усовершенствуют

Слова, появляющиеся сейчас.

Прогрессивные

Синквейн на тему Обстоятельство

обстоятельство
второстепенный, зависящий
обозначает, отвечает, зависит
от сказуемого и обозначает признак действия или признак другого признака
член предложения

Синквейн на тему Предложение

Предложение

Простое, сложное

Излагает, побуждает, спрашивает

Предложение – основная единица синтаксиса.

Высказывание.

Синквейн на тему Префикс

Префикс

Впередистоящий, короткий

Образовывает, меняет, увеличивает

Часть слова перед корнем.

Приставка.

Синквейн на тему Корень

Корень

Главный, смысловой

Определяется, не меняется, чередуется

Основная смысловая часть слова

Главная часть

Синквейн на тему Суффикс

Суффикс

Короткий, двойной,

Изменяет, дополняет, образовывает

Часть слова после корня

Домик

Синквейн на тему Общение

Общение

Вербальное, невербальное

Связывает, изъявляет, помогает

Межчеловеческая связь

Язык

Синквейн на тему Окончание

Окончание

Конечное, нулевое

Завершает, отсутствует, меняется

Часть слова, меняющая его род и число

Конец

Синквейн на тему Основа слова

Основа

Ограниченная, конкретная.

Подчеркивает, не меняется, определяет

Часть слова без окончания

Линия

Синквейн та тему Простое предложение

Простое предложение

Односоставное, двусоставное

Высказывает, сокращает, упрощает

Одна грамматическая основа

Синтаксическая конструкция.

Синквейн та тему Сложное предложение

Сложное предложение

Бессоюзное, союзное.

Составляет, усложняет, распространяет

Имеет 2 или более грамматических основ

Законченная мысль

Синквейн та тему Сложносочиненное предложение

Сложносочиненное предложение

Соединительное, противительное

Противопоставляет, разделяет, сопоставляет

Имеет несколько вариантов связи

Сюзное

Синквейн та тему Сложноподчиненное предложение

Сложноподчиненное предложение

Союзное, подчинительное

Подчиняет, добавляет зависимое, распространяет

Имеет главную и придаточную часть

Непростое.

Синквейн на тему Причастие

причастие
настоящего, прошедшего
обозначает, образует, переходит
обладает свойствами и глагола, и двойник имени прилагательного
часть речи

Синквейн на тему Прилагательное

прилагательное
качественное, притяжательное
относится, согласуются, склоняется
признак предмета обозначается
часть речи

Синквейн на тему Подчинительные союзы.
Подчинительные союзы.
Короткие, емкие.
Подчиняют, соединяют, связывают.
Части предложения между собой.
Речь.

Синквейн на тему Русский язык.

Русский язык

I Живой, удивительный,

Учит, объясняет, творит.

Береги наш родной язык!

Познание.

Синквейн на тему Русский язык.

Русский язык.
II Распространённый, сложный.
Обучает, тренирует, развивает.
Не каждый может его выучить.
Россия.

Синквейн на тему Существительное

Существительное

Самостоятельное, предметное

Называет, уточняет, указывает

Главная часть речи, называющая предмет

Предмет.

Синквейн на тему Текст

текст
нудный научный
написан напечатан прочитан
письменное сообщение из ряда высказываний
связь

Синквейн на тему Устаревшие слова

Устаревшие слова

Давние , неиспользуемые

Не употребляются, забываются, не применяются

Слова, вышедшие из ежедневной лексики.

Архаизмы.

Синквейн на тему Фразеологизм

фразеологизм
устойчивый, неделимый
выражает, соотносится, употребляется
выполняет функцию отдельной лексемы
целостное словосочетание

Синквейны на уроках

Литературы

Синквейн на тему Античность

античность
классическая, поздняя
зародилась, разрушили, угасла
цивилизация древней Греции и древнего Рима
древность

Синквейн на тему Андрий (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Андрий

Красивый и слабый,

Храбрится, влюбляется, предаёт.

Нельзя уважать таких людей.

Предатель.

Синквейн на тему Баллада

Баллада
историческая, мифическая
представлено, заимствуется, сочиняется
рассказ, изложенный в поэтической форме
лироэпическое произведение

Синквейн на тему Басня

Басня

Мудрая, стихотворная

Поучает, наставляет, затрагивает

Поучительное стихотворное произведение

Мораль

Синквейн на тему Библия

Библия

Первозданная, всемирная

Объясняет, поучает, знакомит

Обращение Бога к людям

Книга книг

Синквейн на тему Богатство

Богатство
материальное, нематериальное
получать, выиграть, заработать
богатство – вода, пришла и ушла
изобилие

Синквейн на тему Богатырь

Богатырь

Смелый, отважный.

Сражается, охраняет, защищает.

Не перевелись на Руси богатыри!

Воин.

Синквейн на тему Былина

Былина

Древнерусская, историческая

Повествует, описывает, учит

Рассказ по реальным событиям

Быль

Синквейн на тему Война

война
отечественная, мировая
взрывают, расстреливают, сдаются
война – величайшее горе человечества

разрушения

Синквейн на тему Восточные славяне

восточные славяне
русские, украинцы
охотились, выращивали, рыбачили
население средневекового государства киевская Русь
древнерусская народность

Синквейн на тему Время

время
календарное, относительное
измеряется, изменяется, движется
из прошлого, через настоящее в будущее
необратимое течение

Синквейн на тему Дворянство

дворянство
жалованное, родовое
защищало, получало, владело
привилегированное сословие, возникшее в феодальном обществе
аристократия

Синквейн на тему Добро.

Добро
Чистое, искреннее.
Возвышает, наделяет, побеждает.
Добро всегда побеждает зло.
Любовь.

Синквейн на тему Дружба ( I )

дружба
взаимная открытая
доверять терпеть помогать
бескорыстные личные взаимоотношения между людьми
взаимопонимание

Синквейн на тему Дружба ( II )

дружба
искренняя мужская
уважать, доверять, помогать
бескорыстная, позитивная связь между людьми
межличностные отношения

Синквейн на тему Дружба ( III )

дружба
верная крепкая
доверять общаться симпатизировать
человеку, которому искренне веришь
взаимоотношения

Синквейн на тему Духовность

духовность
религиозный, внутренний
воспитывается, определяется, открывается
то, что противоречит материальности, телесности
преобладание духовного

Синквейн на тему Душа

душа
чистая ранимая
болит радуется плачет
то, что находится в сердце
сущность

Синквейн на тему Жизнь.

Жизнь
Публичная, частная.
Любить, верить, надеяться.
Кто-то ее не ценит.
Эпоха.

Синквейн на тему Зима

зима
снежная холодная
заморозила запорошила охладила
спячка наступила
время года

Синквейн на тему Зло

зло
страшное подлое
одолевает разрушает убивает
понятие противоположное понятию добра
отсутствие любви

Синквейн на тему Золото

золото
мягкий, тяжёлый
добывают, промывают, извлекают
благородный металл жёлтого цвета
Au

Синквейн на тему Илья Муромец

Илья Муромец
известный загадочный
воплощал служил освободил
герой древнерусского былинного эпоса
богатырь

Синквейн на тему Казак

казак
военный конный
защищал гулял искал
свободный, ни от кого не зависящий человек
гайдамак

Синквейн на тему Каникулы

каникулы
летние, зимние
отдыхать, гулять, бездельничать
период, свободный от учёбы или основной деятельности
перерыв

Синквейн на тему Комедия

комедия
веселая, озорная
подражать, высмеивать, обличать
характеризуется юмористическим или сатирическим подходом
художественное произведение

Синквейн на тему Конфликт

конфликт
несовместимый, межличностный
бороться, сталкиваться, наносить
противоборство двух или нескольких людей
столкновение

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Валек
ответственный грустный
воровал оберегал заботился
был настоящим братом для Маруси
нищий

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Вася
смелый добрый
подружился сопереживал сочувствовал
нищим друзьям из сырого подземелья
главный герой

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземелья

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Дети подземелья
грустная невеселая
раскрыто написано рассказано
повесть о нелегкой жизни нищих
В дурном обществе

Синквейн на тему Короленко В.Г. «В дурном обществе» Маруся

Короленко В.Г. «В дурном обществе» Маруся
бледная нежная
голодала заболела умерла
не имела крова, еды, матери
четырехлетняя девочка

Синквейн на тему Литература

Литература

Русская, зарубежная,

Воспитывает, увлекает, объясняет,

Ведёт в мир прекрасного.

Мудрость.

Синквейн на тему Лермонтов Михаил Юрьевич

Лермонтов Михаил Юрьевич
гениальный насмешливый
сочинял творил изображал
в нем каждый видел то, что ему позволялось видеть
русский поэт

Синквейн на тему Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»

Лермонтов М.Ю. «Три пальмы»
зеленые, роскошные
ждали, роптали, убили
тела их потом, изрублены были
пусто кругом

Синквейн на тему Лирический герой

лирический герой
художественный жизненный
выступает наделяется изображает
образ поэта в лирике
автобиографический герой

Синквейн на тему Литература.

Литература
Художественная, научная.
Описывает, хранит, обучает.
Совокупность любых письменных текстов.
Знания.

Синквейн на тему Личность.

Личность
Важная, особая.
Проявляется, отражает, приобретается.
Личность ни духовна, ни телесная, но духовно-телесная.
Человек.

Синквейн на тему Любовь

любовь
глубокая, восторженная
дарят, прощают, обожают
вечное стремление любящего к любимому
чувство

Синквейн на тему Мама

мама
добрая, милая
любит, заботится, воспитывает
самый драгоценный человек
родитель

Синквейн на тему Милосердие

милосердие
незаметно, безымянно
творить, любить, простить,

начинается с собственной семьи человека, но не заканчивается на ней
добродетель

Синквейн на тему Миф

Миф
интересный, поучительный
учит, развивает, удивляет,
раскрывает историю.
легенда.

9 мая
радостный, счастливый
побеждать, праздновать, вспоминать
Победу в Великой Отечественной войне
праздник

Синквейн на тему Мужественность

мужественность
целеустремленный уверенный
проявляет защищает воспитывает
совокупность черт характера, ожидаемых от мужчины
антипод женственности

Синквейн на тему Мцыри

Мцыри
романтический, трагический
сконцентрировал, не променял, пронес
могучую страсть к свободе, к борьбе
одинокий человек

Синквейн на тему Нравственность

Нравственность
этичный моральный
различать поступать действовать
согласно своей совести и свободной воле
внутренняя установка

Синквейн на тему Образование

Образование
среднее высшее
формировать познавать изучать
целенаправленная познавательная деятельность людей
процесс

Синквейн на тему Общение

Общение
коммуникативное перцептивное
побуждает, планирует, устанавливает
коммуникационное взаимодействие людей
обмен

Синквейн на тему Одиночество

одиночество
добровольное болезненное
уединиться, изолироваться, переживать
состояние человека, связанное с отсутствием близких
социально-психологическое явление

Синквейн на тему Осень

Осень
златолистая, колосистая
опадает созревает поливает
приносящая дары
время года

Синквейн на тему Остап (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Остап

Мужественный, цельный,

Сражается, мучается, погибает,

Достойный сын своего отца.

Патриот.

Синквейн на тему Память

Память.
Светлая, радостная.
Помогает, присутствует, живет.
Хорошего человека не забыть.
Радость.

Синквейн на тему Печаль

печаль
угнетающая, пугающая
давит, ранит, зудит
отрицательные эмоции вызывает она
грусть

Синквейн на тему Писатель

писатель
современный, любимый
пишет, сочиняет, придумывает
человек, занимающийся созданием словесных текстовых произведений
писец

Синкейн на тему Поэзия

поэзия
лиричная, мелодичная
родить, создать, забыть
за душу берущая, некому не нужная
сотворение

Синквейн на тему Правда

правда
субъективна, относительная
получить, отразить, обличить
полная и достоверная информация
действительность

Синквейн на тему Прометей

Прометей
мыслящий, предвидящий
вылепил, изменил, похител
защитник людей от произвола богов
огонь

Синквейн на тему Пушкин Александр Сергеевич

Пушкин Александр Сергеевич
величайший русский
творил, писал, восхищал
еще при жизни стали именовать гением
поэт

Синквейн на тему Рассказ

рассказ
небольшой, повествовательный
сочиняют, пишут, читают
малая форма эпической прозы
произведение

Синквейн на тему Родители

родители
заботливые, ласковые
воспитывают, учат, помогают
родили меня на свет
кровинушка

Синквейн на тему Романтизм в литературе

романтизм в литературе
свободный, фантастический
противопоставлял, отрицал, следовал
направлению противоположному классицизму
направление в 19 в.

Синквейн на тему Свобода

свобода
неосознанная, непредсказуемая
налагает, вменяет, ограничивает
проявление случайности, направляемой намерением воли
выбор

Синквейн на тему Семья. ( I )

Семья
Крепкая, дружная.
Сплачивает, объединяет, оберегает.
Семья – лучшая школа дисциплины.
Ребенок.

Синквейн на тему Семья ( II )

семья
драгоценная родная
живет здравствует процветает
там где тебя понимают
ячейка общества

Синквейн на тему Сказка

Сказка

Литературная, народная

Рассказывает, учит, объясняет

Жанр устного народного творчества

Волшебство

Синквейн на тему Смысл человеческой жизни

смысл человеческой жизни
духовный философский
представлять размышлять определять
конечную цель существования человека
у каждого свой

Синквейн на тему Совесть

совесть
нравственная, человеческая
осуществляет, требует, контролирует
закон, живущий в нас
моральное сознание

Синквейн на тему Спасибо

спасибо
сердечное, душевное
желаем, выражаем, говорим
вежливое слово, которое говорят, чтобы выразить благодарность
Спаси Бог!

Синквейн на тему Cтрах

страх
реальный, воображаемый
мобилизует, избегает, убегает

ужас

Синквейн на тему Судьба

судьба
роковая предначертанная
направляет предопределяет управляет
цепь событий влияющих на бытие
фатум

Синквейн на тему Счастье

счастье
разное, женское
видеть, чувствовать, принимать
осознание позитивности контекста собственного существования.
эмоция

Синквейн на тему Cтрах

страх
реальный, воображаемый
мобилизует, избегает, убегает
отрицательно окрашенный эмоциональный процесс
ужас

Синквейн на тему Тарас Бульба (Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»)

Тарас Бульба

Великий, могучий,

Борется, преодолевает, страдает.

Им гордится всё Запорожье.

Герой

Синквейн на тему Толерантность

толерантность
понимающий, доверяющий
терпеть, принимать, уважать
готовность быть терпимым
принятие

Синквейн на тему Толстый

толстый
жирный упитанный
кушает, объедается, поправляется

человек, склонный к ожирению
субъект

Синквейн на тему Том Сойер.

Том Сойер
Энергичный, остроумный.
Воспитывался, наказывался, влюблялся.
Персонаж романов Марка Твена.
Приключения.

Синквейн на тему Трус.

Трус
Слабый, нервный.
Убегать, бояться, прятаться.
Не может противостоять силе.
Страх.

Синквейн на тему Улыбка.

Улыбка
Беззаботная, счастливая.
Дарить, узнавать, радоваться.
Мысли о хорошем событии.
Радость.

Синквейн на тему Улыбка

улыбка
приветливая, обольстительная
задействует, растягивает, сокращает
выражает удовольствие, доброжелательность либо иронию, насмешку
движения мышц лица

Синквейн на тему Фамилия

фамилия
распространенная, двойная
наследуется, принимается, меняется
принадлежность человека к одному роду
семья

Синквейн на тему Человек (I)

человек
разумный, чувствующий
владеет, развивается, побеждает
единственное из всех творений, способное превратить мгновение в вечность
высшее существо

Синквейн на тему Человек ( III )

Человек.
Красивый, стройный.
Разговаривает, мыслит, рассуждает.
Владеет силой менять мир.
Венец природы.

Синквейн на тему Чехов Антон Павлович

Чехов Антон Павлович
великий русский
сочинял, создавал, лечил
оказал огромное влияние на литературу и театр 20 в.
прозаик, драматург, писатель, врач

Синквейн на тему Чтение

чтение
художественное, изучающее
пользуемся, исполняем, произносим
процесс, основанный на понимании смысла письменной речи
речевая деятельность

Синквейн на тему Школа.

Школа
Высшая, частная.
Проводят, оценивают, учат.
Школа - это поле битвы за собственную душу.
Учитель.

Синквейн на тему Эмоции

Автор и составитель:

Ушмодина Валентина Николаевна

учитель русского языка и литературы Володарской гимназии «София» с ООШ I I ст. № 2 2014-2015 уч. год.

Сборник синквейнов на уроках русского языка и литературы.

(для 5-7 классов)

Володарская гимназия «София»

2015 год

В последнее время на школьных занятиях стало популярным использовать методический прием под названием «синквейн». Считается, что это стимулирует умственную активность учеников, способствует развитию творческого мышления, навыков письма и чтения, способности анализировать и делать выводы, коротко их формулируя. Кроме того, составлять синквейны очень интересно и дети с удовольствием этим занимаются.

Что такое синквейн?

Эта форма стихосложения появилась с подачи американки Аделаиды Крэпси в начале прошлого столетия, благодаря восточным принципам поэзии – хайку и танка. В результате получился синквейн – лаконичная пятистрочная стихотворная форма, несущая синтезированную информацию. Синквейн делится на несколько разновидностей, каждая из которых имеет определенные правила составления.

Крэпси придумала традиционную форму составления пятистишья, где произведение включало 22 слога и имело структуру такого вида: 2 – 4 – 6 – 8 – 2, где цифра означает количество слогов в каждой строчке.

Для обучения американских школьников стали использовать дидактическую форму синквейна. От других пятистиший она отличается тем, что важно не соблюдение слоговой структуры, а смысловая информация строк.

Классический традиционный синквейн составляется так:

  • Первая строчка – это тема, существительное или местоимение;
  • Вторая строчка – два прилагательных или причастия, они коротко характеризуют тему, описывая ее;
  • Третья строка – это три слова глаголов или деепричастий, раскрывающие действие;
  • Четвертая строчка – мнение автора об описываемой теме в четырех словах;
  • Пятая строчка – итоговая, суть темы, состоящий из одного слова и любой части речи.

Конечно, это общие основы написания синквейна, которых нужно стараться придерживаться. Но небольшие коррективы вносить можно, если от этого выигрывает смысл стихотворения. Чтобы пятистрочье не получилось беспорядочным набором слов, допускается увеличить слова в строке или заменять части речи и так далее. Главное, чтобы в результате автор создал интересное творение с важной информацией.

Педагогическая ценность синквейна

В российских школах применять эту стихотворную форму стали не так давно, в последнем десятилетии прошлого века. А вот в западных школьных программах она успешно используется уже почти 100 лет.

С педагогической точки зрения синквейн – это прекрасный способ творческой реализации школьника. Такая стихотворная форма помогает в информационном поле находить и выделять самые важные моменты, компоновать их и кратко доводить до сведения окружающих.

Синквейн помогает преодолеть речевое однообразие у ребенка, помогает обогатить словарный запас, ускорить умственное развитие. Составление пятистиший помогает формировать навыки аналитического мышления. Его удобно использовать как итоговое задание по проверке пройденного материала. Простота построения стихотворения делает этот метод развития очень эффективным для детей разных возрастов.

Чтобы сосавить синквейн, нужно иметь знания и понимание пройденного материала. Данную форму можно применять не только в литературе или русском языке, но и в таких предметах как физика, химия, биология можно проверять уровень знаний ученика с помощью составления синквейна. Причем, хоть по времени это проходит быстрее, чем написание стандартной контрольной, но интенсивности работы мысли потребует не меньше. А результат окажется намного оригинальней, интересней и показательней.

Попробуем пошагово разобраться в написании нерифмованного стихотворения, используя слово «книга».

1 строка

1 строка является темой, а значит, слово «книга» — это готовая начальная строчка нашего стихотворения. Но книги бывают разными, какую характеристику ей дать? Для этого нужно тему (в данном случае книгу) конкретизировать. Переходим ко второй строчке.

2 строка

2 строка дает описание предмета (темы). Что представляется при слове «книга»? у каждого возникают свои ассоциации, например:

  • Электронная, бумажная;
  • Интересная, увлекательная, с картинками и иллюстрациями;
  • Скучная, техническая, с формулами и схемами;
  • Старая, древняя, с пометками на полях.

Список может быть очень длинным и однозначно правильного определения нет,едь у каждого свое первое восприятие при произнесении слова. Кто-то представляет любимую детскую книжку, кто-то увесистый фолиант в кабинете отца, у кого-то абстрактный образ в виде магазинных полок со множеством творений. Нужно написать то, что представляется в связи с «вашей» книгой. Например:

  • яркая, цветная;
  • нудная, поучительная;
  • историческая, интересная.

Со второй строки уже четко представляется характер нашей книги.

3 строка

3 строка должна описывать действие. Какие действия вообще происходят с книжкой? Она сочиняется, пишется, издается, продается, стоит на полочке и так далее. Но правильнее будет описывать действия по отношению к автору: захватывает, вгоняет в сон, наводит скуку, учит, рассказывает, заставляет переживать. Выбор характеризующих глаголов зависит от того, какое описание было дано. Допустим, скучная, нравоучительная во второй строке не может увлекать, будить воображение в третьей.

При написании третьей строчки главное правило – придерживаться образа, который уже создан. Также нужно следить за использованием однокоренных слов, если книга была описана как интересная, то не стоит характеризовать действие, что она интересует. Получится переливание «воды». Лучше применить похожее по значению слово: интересная книга увлекает.

4 строка

4 строка пятистишья подразумевает выражение личного отношения к теме (книге). Как правило, именно эта строчка наиболее трудна для формулировки. Школьников постоянно учат, что мысли нужно выражать прямо и однозначно: я люблю читать, я считаю книги полезными и нравоучительными. На практике же синквейн не требует давать оценку и подразумевает вольную интерпретацию. Нужно определить, что наиболее важное по отношению к вам и вашей жизни, связанное с книгами.

Например:

  • ненавижу сидеть за книжкой;
  • научился читать в пять лет;
  • у меня дома много книг.

Если воображение рисует вырубку леса для производства бумаги для книг, то могут быть и такие формулировки:

  • выпустил книгу – погубил дерево;
  • книги из бумаги – планета без деревьев.

То есть выражение личного отношения к книгам в ясной и понятной форме. Если сложно сразу составить короткую емкую фразу, то можно написать свою мысль в свободной форме, не считая количество слов, а потом решить, как сократить его до нужных размеров. Например: « Я обожаю читать исторические романы и могу просидеть над книгой всю ночь до утра». В итоге сокращенный вариант будет выглядеть:

  • читаю ночь напролет;
  • прочту всю книгу до утра;
  • книга в руки – сон за порог.

5 строка

5 строка заключительная, ее задача одним словом подвести итог всего произведения. Для начала нужно написать получившиеся четыре строки и прочитать их. Это уже практически готовое нерифмованное стихотворение. Допустим, вспомнились детские произведения:

  • Яркая, сказочная.
  • Развлекает, завораживает, убаюкивает.
  • Читала мама перед сном.

Чтобы сформулировать главную мысль синквейна, нужно сделать вывод из получившегося произведения: «Я помню, как в детстве мне нравилось, когда мама читала на ночь сказки». Скорее всего, итоговое слово уже будет содержаться в заключительной фразе. В данном случае будет уместно слово «детство».

Примеры синквейнов

Написание синквейнов – процесс творческий и увлекательный. Дети очень любят такие занятия и часто сами предлагают темы для стихотворений. Вот несколько примеров создания простых нерифмованных пятистиший для младших школьников.

Лето

Теплое, солнечное.

Купаться, отдыхать, гулять.

Лучшее время года.

Каникулы.

Война

Жестокая, страшная.

Убивает, мучает, стреляет.

Я видел фильмы про войну.

Школа

Большая, шумная.

Учит, помогает, направляет.

Мне нравится ходить на уроки.

Бабушка

Заботливая, ласковая.

Жалеет, нянчит, присматривает.

У бабушки самые вкусные пирожки.

Вишня

Ароматная, сладкая.

Цветет, пахнет, зреет.

Обожаю вишневое варенье.

Салют

Блистательный, разноцветный.

Стреляет, сверкает, грохочет.

Это символ радости и победы.

Ребенок

Маленький, беззащитный.

Смеется, радуется, растет.

Дети – цветы жизни.

Полиция

Смелая, храбрая.

Ловит, оберегает, стережет.

Мой город самый безопасный.

1 сентября

Праздничное, нарядное.

Идем, учиться, знакомиться.

Первый раз – в первый класс!

Гражданин

Активный. Сознательный.

Строит, выступает, следит.

Вместе мы – сила.

Если вам нужно составить синквейн на какую-либо тему, но вы испытываете трудности с этим, мы можем вам помочь. Пишите в комментариях к статье тему синквейна, и мы постараемся составить его для вас.

Практикум по теме «Здоровье» «СИНКВЕЙН» Цель: ознакомить с методикой составления «синквейна». Задачи:  составить «синквейны» по теме «Здоровьесберегающие технологии»;  провести коллективный анализ вариантов ответов;  разобрать всесторонне вопросы по составлению «синквейна», вызвавшие наибольшие затруднения. Участники: учащиеся 5-11 классов. Время проведения: 35 минут. Методические рекомендации по составлению «синквейна»: Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах - важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять». Таким образом, синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам. При внешней простоте формы, синквейн - быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит осмысленно использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, используя всего 5 строк. Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности: это интересное досуговое мероприятие можно проводить в походах и т.д. Оно имеет развивающий и познавательный характер. Синквейны – небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно.  Правила построения синквейна: – 1 строка - 1 ключевое слово, определяющее содержание - тема синквейна (обычно существительное); – 2 строка - 2 прилагательных, описывающих тему; – 3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное; – 4 строка - короткое предложение, фраза из 4 слов, показывающая Ваше отношение к темесуществительному, афоризм. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или фраза, составленная в контексте с темой. – 5 строка - синоним или Ваши ассоциации, эмоции из одного слова-резюме, которое повторяет суть темы (обычно существительное). Примеры: Снег Пушистый, мягкий Лежит, хрустит, сверкает. Белоснежный ковёр покрыл землю. Красота! Кожа Чистая, упругая! Дышит, защищает, чувствует. Надёжная защита всего организма! Барьер! Каникулы Светлые, весёлые. Гуляем, расслабляемся, спим. Отдыхать – не работать! Счастье! Мутация Случайная, стойкая. Изменяет, проявляется, наследуется. Не было бы счастья, да несчастье помогло! Эволюция. 1 Составление синквейна требует умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях. Это означает, что автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам. Составляя синквейн, каждый реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным. Синквейны – превосходный способ контроля, самоконтроля или же в мнемонических целях (как метод запоминания). В синквейне содержится квинтэссенция материала – ваше эмоциональное восприятие. А потому впоследствии можно данную тему повторить, просто вспомнив свой синквейн. Содержание: 1. При помощи жеребьёвки, участники игры разбиваются на группы. Каждая микрогруппа, участвующая в игре, получает по две карточки: на карточке №1 – по одному слову для каждой микрогруппы для составления «синквейна» («закаливание», «зарядка», «профилактика», «иммунитет»); на карточке №2 – слово «здоровье». Этот этап игры предполагает поиск ответов при помощи метода «Мозговой штурм». Микрогруппы выполняют задание по карточке №1, затем поочерёдно зачитывают «синквейны»: одна группа зачитывает составленное «стихотворение», а остальные должны догадаться, какое же слово зашифровано. Выполнив задание карточки №2, каждая группа зачитывает получившийся «синквейн»; все вместе проводят коллективный сравнительный анализ подобранных прилагательных, глаголов к слову «здоровье» (15 минут). 2. Второй этап игры предполагает более детальное рассмотрение и обсуждение вопросов, вызвавших наибольшие затруднения: какое понятие было труднее всего охарактеризовать, почему? (10 минут). 3. Завершающая рефлексия (5 минут). Группы делятся мнениями, почему к одному и тому же слову «здоровье» группы подобрали разные характеристики; а в чём ответы микрогрупп схожи? Выводы: Данный практикум позволяет увидеть, насколько участники компетентны в данном вопросе: «Мы за здоровый образ жизни». Материал подготовлен зав.отделом ЦДТ М.П. Шаншиной 2