Движение по спирали или по кругу: Есть разница? Почему Вселенная расширяется с ускорением по спирали? Вращение земли по спирали

Движение по спирали или по кругу: Есть разница? Почему Вселенная расширяется с ускорением по спирали? Вращение земли по спирали

«Развитие идёт по спирали». Этот философский тезис известен давно.
Идея спиралевидного развития приписывается Гегелю как неотъемлемая часть диалектики – отрицание и синтез поступательного развития «по прямой» и «хождения по кругу». С тех пор представление о спиралевидном развитии прочно укоренилось не только в различных философских школах, но широко распространилось и среди простых обывателей. Однако философские теории о том, как же выглядит спираль развития и что она из себя представляет, остаются весьма разнообразными.
Например, В.Белинский описывая развитие человечества по спирали "не вверх, а вниз... чтобы... потом опять идти, понижаясь кверху", очевидно, имел ввиду движение по спирали, навивающей обороты вдоль воображаемой горизонтальной оси.
В одной из своих ранних работ Ф. Энгельс сравнил развитие общественной жизни с ускоряющейся спиралью, каждый последующий виток которой шире предыдущего, тем самым сформировав представление о спирали, расширяющейся от основания кверху (перевернутом конусе). И хотя Энгельс писал о развитии общественной жизни, а не о всеобъемлющей философской спирали, тем не менее, такое представление о спирали развития оставалось полтора столетия господствующим в советской философии.
Только в 80-х годах стали появляться публикации о конусовидной спирали, круги которой сужаются от основания к вершине и в перспективе претендуют на переход в прямую линию развития. То есть Энгельсову спираль перевернули вверх тормашками с ног на голову, или поставили с головы на ноги, - это уж кому как больше нравится. При этом сужение витков спирали обосновывали необходимостью учёта энтропии, а перспективу перехода к прямой вертикальной линии не обосновывали, по существу, ничем, принимая за неизбежный итог (не может же спираль бесконечно сужаться).
Существуют версии о двух параллельных спиралях (по модели ДНК), при этом остаётся непонятным что же составляет вторую параллельную спираль. Намёки на «инь» и «янь», на мой взгляд, мало убедительны.
Так что представления и описания философской спирали развития остаются не только разнообразными, но и противоречивыми.
Я, как доморощенный философ-любитель, в своё время тоже увлекавшийся этой темой, хочу изложить здесь своё видение этой пресловутой спирали. Не претендуя на научное открытие, а ради систематизации собственных представлений. А обосновывать свою концепцию я буду только заверениями о наличии у меня самоиронии на уровне достаточном для того, чтобы не ставить себя в ряд выдающихся философов, когда высказанные мною антинаучные гипотезы найдут своё подтверждение.
Итак, приступим.
По-моему, толщина самой нити этой спирали по мере её развития должна возрастать, т.к. человеческое бытие, человеческая практика становится всё богаче и многообразнее. Отсюда следуют два вывода:
1. Витки спирали должны расширяться, и спираль должна виться по перевёрнутому конусу, т.к. для любой нити по мере её утолщения прежний радиус будет становиться слишком мал и неудобен.
2. Скорость движения спирали должна увеличиваться, чтобы успеть совершить новый, более широкий виток. Этот вывод необходим, естественно, если исходить из того, что каждый новый виток спирали совершается приблизительно за равные промежутки времени.
Но главное не это.
Если можно говорить о спирали развития общественной жизни, или человечества, или бытия вообще, полагаю, что и развитие каждой стороны (института) общественной жизни или бытия можно охарактеризовать в виде движения по своей «частной» спирали.
Например, рок, диско, джаз и другие музыкальные направления развиваются по своим "частным" спиралям. Сплетаясь вместе, они образуют общую для них спираль развития музыки в целом. Образно говоря, подобно тому, как нити скручиваются в веревки, веревки – в канат, а канат сворачивается в бухту, так и спирали развития отдельных явлений общественной жизни, сплетаясь между собой, образуют спираль развития тех или иных сторон общественной жизни, которые в свою очередь, опять же переплетаясь, образуют общую для всех спираль развития человечества.
Аналогичным образом из множества связанных между собой спиралей состоят спирали архитектуры, или живописи, или литературы. Составляющие их спирали различных творческих направлений в свою очередь тоже состоят из множества спирально развивающихся подкатегорий более низкого разряда. Так же математика, физика, химия, гуманитарные науки состоят множества дисциплин, развивающихся самостоятельно, но в то же время взаимосвязано и взаимообусловлено с другими сопутствующими дисциплинами, совместно образуя спираль развития каждой отдельной науки. В свою очередь эти науки также спиралевидно сплетаются между собой, вместе составляя обобщенное понятие науки, которая также закручивается в спираль, сплетаясь с другими такими же многосоставными спиралями искусства, религии, спорта и т.д.
Таким образом, философская спираль состоит из множества сплетающихся между собой спиралей более низкого разряда, а те, в свою очередь, - из множества спиралей, образующих институты еще более низкого разряда.
И такое «составное» видение спирального развития применимо, полагаю, ко многим сторонам общественной жизни в целом. При этом периодически возникают новые институты, начинающие своё развитие в рамках какой-либо сферы человеческой деятельности, и исчезают другие, завершив своё развитие - свою спираль (отмирают профессии и целые отрасли мировой экономики, со временем утрачиваются различные направления культуры и искусства, но вместо них возникают новые). Т.е. составляющие спираль нити могут обрываться и разветвляться, не прекращая в то же время свиваться в общую для них спираль.
Что касается конусовидной формы самой спирали (правильный или перевёрнутый конус), то оба варианта находят достаточно убедительные аргументы, как в пользу расширения витков спирали и их удаления от воображаемой центральной оси, так и в пользу сужения витков и приближения их к этой самой оси.
Но почему бы эти подходы не совместить? Такие гипотезы уже выдвигались в философской среде.
Проще говоря, можно предположить, что спирали присущи как центробежные, так и центростремительные силы. Вследствие чего на каком-то этапе спираль движется по увеличивающему радиусу, расширяя витки и удаляясь от центральной оси, а затем переходит на иную траекторию движения, сужая витки и всё более и более приближаясь к центральной оси. Когда потенциал центростремительной силы исчерпан, спираль вновь переходит к расширению, а затем вновь к сужению. Такие этапы чередуются раз за разом, в результате чего общий вид спирали «в профиль» может представлять собой как бы несколько поставленных друг на друга веретён (что однако не исключает общую тенденцию к утолщению спирали и расширению её витков).
И вовсе не обязательно, чтобы такая пирамида веретён образовывала прямую линию. Ничто не препятствует центральной оси этой глобальной спирали изгибаться самым замысловатым образом, в том числе принимать форму (опять же) спирали, виток за витком «наматывая» на себя спираль человеческого бытия. И куда бы и как бы она ни перемещалась, ни наклонялась бы, какие изгибы ни принимала бы, её движение, всё равно, будет движением вперёд, ибо все измерения возможны только по этой центральной оси или внутри спирали, которая относительно самой себя всегда придерживается только одного направления.
В связи с этим непонятно выдвигаемое некоторыми авторами требование устойчивости спирали, которое, по их мнению, возможно только в случае движения спирали по правильному конусу (сужающимися витками). О какой устойчивости речь? Чтобы быть устойчивой, конструкция должна стоять на какой-то основе. На какой основе стоит эта пресловутая философская спираль? Никто не отвечает. А если спираль бытия торит себе путь в небытии, то основы, опоры ей никакой не требуется, как не требуется опоры самому бытию. На мой взгляд, важнее говорить о стабильности системы – равновесии центробежных и центростремительных сил, не позволяющих спирали распасться.
И если считать, что бытие в самом общем понимании развивается по периодически сужающейся и расширяющейся спирали, то такая же форма, вероятно, будет характерна и для всех составляющих «частных» спиралей. При этом, возможно, этап расширения какой-либо из составляющих спиралей будет соответствовать этапу сужения другой связанной с ней «параллельной» спирали. Например, развитие и расширение спирали «наука» будет совпадать с этапом сужения спирали «религия», развитие и расширение спирали «астрономия» будет совпадать с этапом сужения спирали «астрология», а в культурной сфере этап «когда физики в почёте» будет совпадать с этапом «а лирики в загоне», и наоборот.
Такой взгляд позволяет уточнить известный тезис о том, что какое-либо явление в истории никогда не повторяется в точности, а повторяется на более высоком уровне – на новом витке спирали. При этом если к спирали применить трёхмерную систему координат, то ни одна из таких координат любого исторического факта (явления, события) не только не будет совпадать с координатами предыдущими аналогичными фактами (явлениями, событиями), но и само это явление (событие) будет занимать иное, ранее не возникавшее положение по отношению к другим сопутствующим спиралям, занимающим по отношению к нему каждый раз новое особое положение.
Иными словами исторические повторения (аналогии) возникают в иных, новых условиях, которые значительно отличаются от предыдущих не только по шкале времени, но и по всем другим характеристикам, оставляя неизменным только само движение.
***
Насколько бы ни было вероятно или невероятно всё вышеизложенное, оно не сработает, как не срабатывает и любая другая теория, если пытаться использовать её в качестве «универсальной отмычки» к тайнам бытия. Так или иначе, но множить всё более обобщённые сущности и тем самым загонять каждую спираль внутрь еще более общей спирали можно, наверное, долго. Можно дойти и до индивидуальных спиралей развития личности.
Можно ли говорить, что люди, как единицы человечества, в своём личностном развитии так же идут по спирали, - это вопрос скорее к специалистам психологам. Куда важнее понимать общий принцип развития, чем пытаться его изобразить наглядно (визуализировать).
Я отдаю себе отчёт, что, не обладая соответствующей научной подготовкой, я вряд ли изложил здесь что-то, что могло бы претендовать на философскую гипотезу. Но если кому-то изложенные мысли покажутся интересными, я не исключаю, что найдётся и учёный-философ, который обоснует их вполне аргументировано. А если нет, то на "нет", как говорится, и суда нет.

Рецензии

Очень интересная тема и поскольку в далёкие советские времена тема моей диссертации была на философскую тему, и хотя в ней был использован аппарат математической логики, она очень близка к Вашим рассуждениям.ВЫ почти ухватились, но могу просто отметить очень Важных три момента-

Первый,попытайтесь перейти в рассуждениях от трёхмерного континиума или пространства к четырёхмерному, в котором четвёртое измерение время, потому что время без пространства не существует в принципе, если представить чисто теоретически, что нет массы или материи, то не будет и пространства, оно превратится в абстрактную линию,т.е. исчезнет, тогда время t=0 это доказывается с помощью математической логики.

Второй, энтропия стремится к увеличению за счёт расширения пространства, в то же время спиральное сжатие, гарантируемое всеобщим магнитным полем пространства уравновешивает энтропию. Человечество,это логическое множество и как часть пространства -материи подчиняется тем же законам природы, за исключением замкнутости самого человечества в самом факте его существования как мельчайшей частицы пространства -времени, отсюда конусоидальность его исторического развития в очень ограниченной части пространства-времени, поэтому спирали дойдя до какой то точки начинают просто ниспадать, отсюда цикличность от вершин до деградационных частей спирали.

Третий,важно учитывать коллективную психологию в каждой спирали,как пятое измерение получится пятимерное пространство, в котором обитает человечество, но поскольку вне человечества всё остальное пространство четырёхмерно, теоретически пятое измерение имеет вектор с обратным знаком,т.е пятое измерение в системе +,- т.е. прогресс-деградация-прогресс и т.д.

А Вы большой молодец, с искренним уважением,Аркадий

Начну с «молодца». Обычно на подобные оценки я отвечаю что-то типа: «такая грубая лесть меня только раздражает». ;) Но Ваша рецензия – другой случай и требует подробного ответа.
Во-первых, очень приятно получить оценку от читателя, не только интересующего темой, но и разбирающегося в ней. А Ваша подготовка, насколько я понимаю, в этой теме лучше моей. А особо ценно то, что Ваша рецка – не просто оценка-мнение, а конструктивное суждение-замечание, дающее новые знания и поводы для раздумий.
По порядку:
1. Про 4-хмерный континиум: полностью согласен со всем, что Вы сказали. Это я знаю.
2. Про энтропию. Здесь мне сложнее. Я понимаю ее как степень (характеристику) неустойчивости системы. Но не уверен, что я понимаю правильно. Здесь мне не хватает теор. подготовки. В связи с этим вопросы:
А) Идея о ниспадающей спирали мне до сих пор не была известна. Спасибо. Это современная философия? Кто автор? Где почитать?
Б) Мне (возможно пока, на первый взгляд) немотивированно не нравится идея о ниспадающей спирали. Она, на мой непроф. взгляд, ведет к абсолютизации цикличности, отрицает прогресс. Но, возможно, я неправильно ее понимаю. Тем не менее, вопрос: а ниспадает она тоже по спирали или по прямой? И перед ниспадением конус расширяется? или как?
3. Коллективная психология как пятое измерение – для меня это тоже новое знание, новая идея, новый взгляд. Интересно. Спасибо. Сдается мне, что это толковая идея. Подскажите, плз, кого и где почитать. (Можно без ссылок, достаточно имя автора или название книги.)
Извините, если я коряво ставлю вопросы. В таких случаях я обычно оправдываюсь отсутствием научной/профессиональной, в данном случае философской и математической, подготовки. Я и свой текст так и не собрался отредактировать, хотя при каждом его прочтении вижу, что он требует корректировки, большей структуризации.

Искреннее спасибо за внимание к моей странице, к этой статье в особенности, и за отзыв.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

2497 05.08.2004

Опасность, что кто-то привезет в монастырь наркотики существует всегда. Поэтому мы и стараемся создать такую прозрачность во взаимоотношениях, чтобы и самим вовремя узнать об этом и чтобы ребята правильно прореагировали: не поддавались искушению, а боролись с ним. Был случай, когда один из бывших реабилитантов приехал на праздник с дозой наркотика. У него была ломка, и он привез этот наркотик для себя. Нам сразу бросилась в глаза его суетливость и напряженность. И тогда, мы решились на то, чтобы послать самого старшего пациента обыскать гостя, а привезенное выкинуть.


СПРАВКА
Монастырь Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь расположен почти посередине между Москвой и Киевом (438 км Киевского шоссе), под Брянском. По архивным данным, она была образована еще в XV веке. Основные храмы были возведены в середине ХVII — начале XIX века. Здесь жили старцы Лев и Макарий Оптинские, Василий (Кишкин), свт. Игнатий (Брянчанинов). В 1924 году монастырь был ликвидирован. Один из монахов при закрытии пустыни спас чудотворную икону Казанской Божией Матери и завещал ее монастырю. Икона вернулась в родную обитель в 1996 году, а возрождение ее началось двумя годами ранее. В настоящее время идет активное возрождение монастыря. На праздники в обитель приезжает до полутысячи паломников из Брянска и окрестных населенных пунктов. Первый наркозависимый появился в монастыре 7 лет назад. Опыт реабилитации оказался удачным. Сегодня в монастыре постоянно находится до 12-14 наркозависимых. Преимущественно это молодые мужчины 18-28 лет.



— Батюшка, на чем основана концепция реабилитации в вашем монастыре?
— Методика реабилитации основана на изменении поведения, изменении системы ценностей и формировании нового мировоззрения. Поэтому реабилитацию в у нас в монастыре мы понимаем не просто как возвращение наших подопечных в нормальную человеческую жизнь, но в первую очередь как восстановление в них образа Божия. И только затем уже возврат их в семью и в общество. Происходит это через воцерковление, через обретение благодатных связей между Богом и человеком (и его семейным окружением), между церковной общиной и человеком, между священнослужителем и человеком. Особо хотел бы подчеркнуть, что восстановление человека, его духовный рост начинается с пробуждения интереса к новой жизни. Если этого интереса нет, он будет пребывать в своем старом мире. Монастырь хорош тем, что здесь человеку дается альтернатива. Он видит, что кроме мира, в котором до сих пор жил есть и другой мир, ничуть не хуже, и у него появляется возможность выбора. Все это предлагается опекаемым добровольно, на личном примере, в доброжелательном духе. Говоря научным языком, наркозависимость — это пристрастное поведение и чтобы избавиться от наркозависимости нужно изменить поведение человека.

— Из чего складывается реабилитация?
— Условно ее можно разбить на три составляющие — физическую, душевную и духовную.
К физической относится:
— ежедневный труд — строительные и ландшафтные работы, работа на скотном дворе, на огородах, в мастерских;
четкий распорядок дня: подъем без десяти семь, молитва, завтрак, в восемь начало работ, с 12-30 до 14 обед и послеобеденный отдых, потом работа до шести вечера, далее — свободное время;
— непритязательный быт: в комнате живут по 3-5 человек, удобства на улице. оздоровительные процедуры: купание в святых источниках, в озере, баня (баня просто необходима, т.к. стимулирует обмен веществ — у некоторых приезжающих на реабилитацию он бывает настолько нарушен, что все тело покрывается фурункулами), активные игры: пинг-понг, изредка футбол;
— простая здоровая пища, чистый воздух.

Трудотерапия — одна из основ реабилитации


Душевная и духовная компоненты включают в себя осознание целей и ценностей христианской жизни, воцерковление, церковные таинства, по возможности раскрытие своего творческого потенциала. Есть библиотека с неплохой подборкой святоотеческой и современной православной литературой.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее!
— Когда молодой человек впервые оказывается в монастыре, то в течении первых месяца — трех идет процесс его адаптации — он приспосабливается к местным условиям. Очень часто прибывающие сюда испытывают сильный стресс от необычной и непривычной обстановки. В этом нет ничего удивительного, многие никогда в жизни не видели монастырей и монахов, а в церкви бывали подчас в состоянии наркотического или алкогольного опьянения.
Если новичок приживется, то начинает осваивать те правила поведения, которые ему предлагаются в качестве образца. Но на церковные службы он ходит с первого дня, хотя никто его к этому не принуждает. Вечером два-три раза в неделю беседы по Евангелию, Закону Божьему, истории РПЦ. Исповедь и причащение раз в 2-3 недели. Соборование каждый пост. И хотя здесь нет жесткой, палочной дисциплины, контроль, конечно, существует, но он не обременяет. За подопечными нужен постоянный присмотр, и в течении дня, и в свободное время, и ночью. Только тогда можно подвести их к доверительному общению, раскрытию их внутреннего мира.

В течении нескольких дней я имел возможность наблюдать как батюшка осуществляет этот контроль. Такое впечатление, что он знает обо всем, что происходит в монастыре. И всегда оказывается в нужный момент в нужном месте, чтобы дать дельный совет, помочь, подсказать, занять новой работой. И все это делается с любовью к ребятам (контингент наркозависимых – молодые люди от 18 до 28 лет), с уважением к их чувству собственного достоинства.

Одна из проблем наркозависимых — научиться просто радоваться жизни, без искусственных стимуляторов. Монастырская, сельская жизнь как раз и дает это ощущение радости, потому что она простая, без всяких наворотов и колебаний. Здесь складываются более простые взаимоотношения с окружающими, нет каких-то интриг, сложных запутанных ходов. Здесь не надо выживать, тебя не съедят, это совсем другой мир… И творческая энергия души, направленная в миру на выживание, высвобождается для созидания самого себя, на изменения в самом себе, на обретение Бога. Этот созидательный труд собственной души приносит человеку настоящую радость.

ДОВЕРИЕ И ОТКРЫТОСТЬ

— Какова роль взаимоотношений с духовником?
— В основу взаимоотношений с духовником положен принцип доверия и открытости, об этом с вновь прибывшим наркозависимым договариваются на первой же беседе. Это нужно для его же пользы. Когда человек видит, что ему доверяют, его поведение становится более ответственным. Если мы видим, что человек начинает врать – мы с ним расстаемся.
Быть открытым означает ничего не утаивать, в том числе и свои переживания. В противном случае священник не заметит, как у подопечного наступит угнетенное состояние духа, депрессия. Унылого человека очень трудно потом расшевелить. Он может просто собраться и уехать, даже не задумываясь о последствиях…
В то же время открытость дает возможность прислушаться к другим, принять их совет. То есть наркозависимый должен научиться жить по правильному совету, а не по какому-то своему пониманию. По совету человека, который ведет его, руководит им.

— А как же права человека?
— Здесь так называемые «права человека» совсем не при чем, поскольку зависимый человек ничего не может решить сам. Во-первых, он не привык решать. А во-вторых, обрести эту самостоятельность он может только путем совета и диалога. Он должен увидеть механизм, как можно рассуждать, как можно выбрать, как можно разрешить ситуацию, отношения и т.д. Это как бы показательные уроки собственных рассуждений. Человек должен наладить внутренний диалог с собой, со своей совестью, наконец научиться это делать.
В третьих, врач (а именно в этой роли выступает в данном случае священник) никогда не нарушает свободу выбора человека. Его совет- это не диктат чьей-то воли, не принуждение к непременному выполнению. Можно не принимать его, никто на этом не настаивает, но только что из этого получится?

ИВАН (имена реабилитируемых изменены).
«…Это был один из самых тяжелых случаев, с которым столкнулись в монастыре. Ивану было 22 года, когда его мать предупредили, что сыну осталось жить 2-3 месяца. «Он умрет от тоски, глубочайшей депрессии, вывести из которой его уже ничто не сможет»,- сказали врачи. Депрессия началась после больницы, где страсть к наркотику глушили сильными медикаментами. Мать продолжала давать ему таблетки, боясь, что сын вновь вернется к старому. Молодой человек находился в полной прострации — стеклянные глаза, заторможенные речь и мышление. Он путал день и ночь, не спал несколько месяцев. Вдобавок еще ко всему — Иван не был крещен. «Что с ним делать?- недоумевали в монастыре.- Воцерковлять в таком состоянии? Проблематично».
Около двух недель за ним ухаживал сам настоятель монастыря, о. Сергий, стараясь вывести из этого состояния. Потом подключился о. Диомид. «Мы молились с ним каждый вечер на протяжении этих мучительных месяцев и я помню его глаза, он старался вслушиваться в молитвы»,- вспоминает батюшка. Спустя месяц пребывания в монастыре Иван захотел креститься. Правда, когда выяснилось, что для дальнейшего выздоровления нужно прилагать еще и собственные усилия, интерес к Православию пропал. «Его все жалели и он этим пользовался. Серьезных вопросов от него не дождешься, а похихикать, развлечься — всегда пожалуйста». Это был как раз тот частый случай, когда человек затаился и не хочет расти дальше. Ему не нужны советы и откровенные беседы с духовником, ему и так хорошо. Не хватает только развлечений. Через некоторое время Иван стал вести себя достаточно вольно, начал выпивать.
И через 8 месяцев Ивана попросили «на выход». Вскоре до монастыря дошли слухи, что Иван вновь «сел на иглу» и даже приторговывает наркотиками. Он приезжал в монастырь еще пару раз, но долго не задерживался. А потом… попал в тюрьму. Отсидел три года. И вышел оттуда совершенно изменившимся человекам. «Мы все очень этому удивились,- вспоминает о. Диомид.- В своем письме из тюрьмы он просил у всех прощения: «Вы так хорошо ко мне относились, а я так по-свински поступал с вами. Вы единственные люди, кто бескорыстно желал мне добра». Произошло чудо. В тюрьме, от страданий у Ивана очнулась душа. Сейчас Иван полностью отказался от наркотиков, работает, намерен создать семью. Воцерковился, с монастырем поддерживает контакты, появились серьезные духовные запросы».

— Почему же с Иваном вышла осечка, что было сделано неправильно?
— Все было правильно, мы сделали все возможное. Но Иван не был готов к покаянию, к подлинным и сильным душевным переживаниям. Но это — единственный для наркозависимого путь в нормальную жизнь.
Чтобы человек вырвался из плена наркозависимости (как и от любой другой формы пагубной для души зависимости) его душа должна возрасти, возмужать, укрепившись в вере. Возрастая, душа испытывает страдания роста (что связано с отказом от объекта страсти), ведь надо надломить себя, затоптать ростки зла. Но эти страдания должны быть осознаны, осмыслены и повернуты на созидание самого себя. Осмысление страданий приходит через покаяние, через труд заставить взглянуть на себя критически. Вот почему без покаяния страдания могут вызвать в человеке озлобление и неизбежен срыв.
У нас бывали случаи, когда наркозависимый мог просто хлопнуть дверью и уехать. Человек уезжает и не понимает – почему. Значит еще не пришло время, нет мотивов. Он должен созреть для исцеления. Если он кололся 5-7 лет, то избавиться от зависимости за год без должного осознания невозможно. Он уезжает, но затем оказавшись в тупике, начинает задумываться: что все-таки произошло, в чем он виноват? И возвращается к нам один, два, три раза… пока этот выбор не станет осознанным. Пока не поймет, что спасение в Православии. Это можно сравнить с движением по спирали. И с каждым кругом он все ближе и ближе к заветной цели. И мы терпеливо ждем этого решающего момента.

Святой источник


МИХАИЛ
Первый раз он пробыл в Площанской пустыни один год. «Я пришел к вере здесь, в монастыре,- говорит Михаил,- потому что столкнулся с неведомым мне ранее добрым отношением со стороны священника. Батюшка, по сути чужой для меня человек, относился ко мне как к своему сыну». Уезжал домой Михаил окрыленный, утвердившийся в своей победе над болезнью. Но прошло два- три месяца и его вновь потянуло к наркотикам. Хотя он и нашел работу, имел кров над головой, особенных жизненных проблем не испытывал. Но в храм заходил «только свечку поставить, когда мимо идешь. А как на литургию идти — все какие-то препятствия возникали». Михаил приехал в монастырь второй раз. И через два месяца его выгнали за пьянку. Такое случается. Один раз за употребление спиртного попросили «на выход» сразу несколько человек. Пометавшись по жизни и поняв, что загнал себя в тупик, Михаил вновь попросил разрешения вернуться. Настоятель его благословил. Именно в третий раз и состоялся сознательный приезд Михаила в монастырь. Сколько он здесь пробудет еще, не знает, скорее всего еще год. Пока никакого желания возвращаться домой нет. «В душе образуется такая пустота, которую необходимо чем-то заполнить, жить с ней невыносимо,- говорит Михаил,- и здесь, в православном монастыре я пытаюсь найти то, что ее заполнит. Я понял, что мне нужно укрепиться в вере, иначе я вновь и вновь буду возвращаться к наркотикам или алкоголю». Михаил женат, ребенку 4 года.

Условно о. Диомид разбил своих подопечных на три группы.

Первая- кто через некоторое время сразу отъезжает домой –те, кто недостаточно желает изменить свою жизнь, либо недостаточно верит в Бога, либо имеет слишком неуживчивый характер (это, конечно, редкость, потому что уличная жизнь учит ребят приспосабливаться). Больше всего проблем, по признанию батюшки, возникает с детьми очень состоятельных родителей. У этих ребят существует четкая установка – папа и деньги могут все. Чтобы ни случилось, их всегда спасут и можно жить не задумываясь о последствиях.

Вторая (самая многочисленная)- молодая, активная группа, слегка самоуверенная, с полярностью мнений (возраст 21-25 лет). Средний срок употребления 3-5 лет. Эта категория воцерковляется и восстанавливается с большим интересом, да же рвением, словно они не успели сделать это раньше и поэтому спешат. Часто новички торопятся как бы «напялить» церковные одежды (воцерковляются внешне, упор на обряды и атрибутику), чтобы не выделяться и ощутить себя увереннее. Но это только на время: они все время проверяют себя. Хорошо ли живется в этом наряде, тут завязывается внутренний диалог с совестью. Идет проверка убеждений, веры, добрых дел. Бывают срывы, пока выбор не станет окончательным. Многие из этой группы уже через 3-6 месяцев начинают раскрываться и на фоне благоприятной семейной ситуации возможно говорить о хорошем прогнозе излечения.

Третья – от восьмой до четверти общего числа поступающих- потрепанные жизнью, тяжелые, с большим стажем употребления (7-12 лет), с незалеченными семейными травмами в душе, тяжелым крутым характером, возраст 27-35 лет, внутренней неуверенностью, рефлексивностью, склонностью к суициду, употреблению наркотиков разных групп. С ними необходима длительная и тщательная индивидуальная работа. Сроки реабилитации удлиняются до 2-3 лет. Повышенная замкнутость или наоборот чрезмерная импульсивность, невротичность и задержки психического развития позволяют говорить о более осторожном прогнозе их дальнейшей судьбы, особенно учитывая тревожный семейный климат. Надо тренировать их сопротивляться, учить бороться с собой, уговаривать себя, больше себя узнавать, может быть вести дневник.

ЧУДО

— Насколько сознательным бывает выбор ваших подопечных?
— Если вы спросите в первые дни наших подопечных, зачем они приехали в монастырь, никто не даст вам точного ответа. Один скажет, чтобы что-то изменить в себе, другой — утешить родителей, третий — избежать тюрьмы, т.к. наркотики в конце- концов заставляют работать на самих себя.

— Были в вашей практике случаи, когда за короткое время человек буквально перерождался у вас на глазах?
— Почти никогда не бывает так, что преображение человека происходит в один миг. Словно, щелкнуло что-то у него в голове и зависимость исчезла. И любой специалист объяснит вам, что у наркозависимого происходят изменения на биологическом уровне и побороть их одной только силой воли невозможно.
Но как ни странно, за семь лет работы у нас все таки был один такой случай. Этот человек провел здесь полгода и полностью переродился. Вскоре он стал священником. Его близкие и знакомые не могли скрыть своего удивления. Очевидно, тут какая-то сугубая благодать коснулась его сердца, он буквально расцвел. Мы стали невольными свидетелями чуда, потому что как еще объяснить этот случай, имея перед глазами совсем другие примеры. Но главное – среди хотя бы раз приехавших в монастырь нет совсем пропащих, на ком можно было бы поставить крест. У нас есть синодик и мы молимся обо всех, кто прошел через наши руки. Специальной статистики нет, но это немногим более 120 человек.

СКРЫТЫЕ ОПАСНОСТИ

— Какие существуют особенности или скрытые опасности в этом роде деятельности и о чем необходимо хорошо знать?
— Вся группа реабилитируемых должна вестись одним священником. Наркозависимые — искусные манипуляторы. Создав искусственный конфликт между священниками, они могут воспользоваться им в своих корыстных целях. Брать новичков в монастырь можно не более 1-2 человек и не чаще чем раз в три месяца.
Наиболее эффективно реабилитация и рост проходит в группе. Если человек реабилитируется один, то ему не с кем себя сравнить. И из своей среды более понятней человек, если особенно он более опытный, чем ты. Я пойму его быстрее, он легко мне объяснит, т.к. он свой. Но это временное явление, что нужен свой человек, который переводчиком был бы или советчиком.
А потом тот, кто у нас долго живет, уже и другим помогает. Это очень важно, потому что помощь другому тоже дает силы, это же призывает благодать Божию, когда другому делаешь добро. То есть два момента- помощь другому и «переводческий» аспект. (В помощи другому проявляется элемент жертвенности, а жертва — основа христианства).
Опасность, что кто-то привезет в монастырь наркотики существует всегда. Поэтому мы и стараемся создать такую прозрачность во взаимоотношениях, чтобы и самим вовремя узнать об этом и чтобы ребята правильно прореагировали: не поддавались искушению, а боролись с ним.
Был случай, когда один из бывших реабилитантов приехал на праздник с дозой наркотика. У него была ломка, и он привез этот наркотик для себя. Нам сразу бросилась в глаза его суетливость и напряженность. И тогда, мы решились на то, чтобы послать самого старшего пациента обыскать гостя, а привезенное выкинуть. Ему было очень неприятно, тяжело обыскивать и выбрасывать это «лекарство». Он признался нам, что пережил душевную травму, однако нашел в себе силы переступить этот рубеж. Кому-то это покажется странным, но пережитая нашим старшим пациентом боль помогла ему в выздоровлении. Он на практике испытал состояние раздвоенности сознания – искушения и борьбы с ним. Это и можно назвать своеобразной прививкой. Он пережил стрессовую ситуацию, которая принесла острую душевную боль. Он запомнил это состояние и в дальнейшем постарается избегать поводов, провоцирующих такой стресс.

— Вы как-то отслеживаете судьбу своих бывших подопечных?
— С некоторыми поддерживаем переписку по почте и через Интернет. Но тут важен вот какой аспект: в миру ребятам необходима постреабилитационная поддержка не только на уровне церковных приходов, но и молодежных клубов. При этих клубах желательно создать и рабочие места — например какой-нибудь магазинчик или автомастерские. Эта работа поможет от уныния, всякого рода болтаний, компаний бездельников и криминала.

— Депутат Госдумы Ройзман, известный своей борьбой с наркоманией в Свердловской области, в одной и телепередач сказал: если бы каждый мужчина, убил бы человека, предложившего его ребенку наркотик, с наркоманией было бы покончено. Что вы об этом думаете?
— Это провокация, нельзя злом сделать добро. Это вопрос духовный, пристрастное поведение формируется, вырастает. Не будет наркозависимости, появится что-то еще, другое. Поскольку зависимость сперва созревает в человеческом обществе, а потом приобретает уже материальную форму – наркотики, азартные игры, компьютерная и телевизионная зависимость и т.д. Просто наркотическая зависимость уже более-менее изучена и у нас есть рецепты, как помочь тем, кто искренне желает от нее избавиться.


Контактная информация
Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь, Брянская обл.Брасовский р-н, пос.Пчела www.ploschan.debryansk.ru

Каждый может проделать мысленный опыт: взять любую цилиндрическую пружину с редким навивом витков и разрезать ее мысленно поперек диаметра. В сечении получится овал или эллипс тем более близкий к кругу, чем больше шаг навивки. После того, как представили это сечение, представьте перемещение плоскости сечения вдоль диаметра пружины. Мы увидим "вращение" двухмерного объекта на плоскости вокруг некой точки, находящейся на равном расстоянии от самого объекта.

справочники пишет:

Окружность – замкнутая плоская кривая, все точки которой одинаково удалены от данной точки (центра), лежащей в той же плоскости, что и кривая.

Двухмерный наблюдатель (плоскатик Гельмгольца) увидит вращение по окружности. А если мы пружину будем перемещать по столу, то "умный" плоскатик завизжит - вас обманули... Но мы-то знаем, что это мы перемещаем "плоскость бытия плоскатика" и мы перемещаем пружину. Мы, вдобавок, наблюдая за плоскатиками увидим, как один из них, будучи в "замкнутом" пространстве стырил у другого двадцать копеек. Он думает, что никто не видел, а мы видели.

Солнце - спираль, навитая на центр галактики, Галактика - спираль, навитая на некий центр вселенной... Наше пространство - трехмерный срез более многомерного пространства.

Мы не плоскатики. Мы - объемники. Поэтому мы видим на одну ступень дальше, но еще дальше увидеть нам не дают органы нашего трехмерного тела. А вот когда мы от него избавимся - увидим и наше прошлое, и наше настоящее, и будущее без нас, и родителей, и прародителей, и потомков, и спирали увидим. И увидим свои "двадцать копеек", и чужие. И наши "двадцать копеек" увидят все. Не будет толстой шкуры, которая сгниет в земле и не защитит от душевной боли, от стыда за содеянное. Ведь все эти Тойоты, метровые телевизоры, двух-трехэтажные особняки с еврейским ремонтом останутся на Земле, а душа она ведь голенькая предстанет.

Ну, ... о чем это я?... Ах, да! Нас обманывают, обманывают всегда, а начиная с 1917 года обманывают интенсивно. В современности, даже вину за обман этот возлагают на нас - вы ведь сами выбрали... При совецкой власти хоть назначали расхитителей. А сейчас мы их выбираем. В логике этот парадокс называется "Вилка Мортона".

А то, что Земля движется по цилиндрической спирали об этом не говорят, потому что умному - и так понятно, а глупому - не объяснишь. Как многие владельцы авто считают что могут поехать куда захотят. Наивные... Только туда, где есть дорога. Но ведь никто не разъясняет этот примитивный пример... И так понятно. Если Земля вращается вокруг Солнца, а Солнце перемещается в пространстве вместе с Землей, то... каждый следующий виток Земля попадает в другую точку пространства. Это смещение может вычислить каждый старшеклассник на уроке астрономии. (Примерно 7 млрд. км).

Этот "плоскатик" в ролике красиво нарисовал спиральки. Как если бы мы перемещали пружину вдоль диаметра. А ведь плоскость вращения планет не перпендикулярна движению Солнца в Галактике, как в нашем примере - перемещение пружины по столу. Тут еще более сложное движение, если начинать строить теории. а на деле - просто все - пружина перемещается, плоскость перемещается - всего два движения. А в более высокой мерности, так вообще ни одного - статика, однако.

Биологические часы запущены в каждом живом организме. Движение жизни происходит по спирали. Диалектический материализм усматривает три всеобъемлющих законов природы:
1. Переход количества в качество.
2. Единство и борьба противоположностей.
3. Закон отрицания отрицания.
Движение по спирали проходит циклично.
Каждый цикл завершается кризисом, ведущим к следующему этапу!

От 0 до 7 лет
Сильная связь с матерью. Горизонтальное познание мира. Создание чувств. Запах матери, молоко матери, голос матери, тепло матери, поцелуи матери являются первыми ощущениями. Период, как правило, заканчивается вылуплением из защитного кокона материнской любви и открытием более или менее холодного остального мира.

От 7 до 14 лет
Сильная связь с отцом. Вертикальное познание мира. Создание личности. Отец становится новым исключительным партнером, союзником в открытии мира вне семейного кокона. Отец расширяет защитный семейный кокон. Отец становится ориентиром. Мать была любима, отец должен быть обожаем.

От 14 до 21 года
Бунт против общества. Познание материи. Создание интеллекта. Это кризис подросткового возраста. Появляется желание изменить мир и разрушить существующие структуры. Молодежь нападает на семейный кокон, затем на общество в целом. Подростка соблазняет все, что «восстает», - громкая музыка, романтические отношения, стремление к независимости, бегство, связь с маргинальными группами молодежи, анархистские ценности, систематическое отрицание старых ценностей. Период завершается выходом из семейного кокона.

От 21 до 28 лет
Вступление в общество. Стабилизация после бунта. Потерпев неудачу с разрушением мира, в него интегрируются, желая сперва быть лучше, чем предыдущее поколение:

Поиски более интересной работы, чем у родителей.
Поиски более интересного места жизни, чем у родителей.
Попытка создать более счастливую пару, чем у родителей. Выбор партнера и создание очага. Создание собственного кокона. Период обычно заканчивается браком.
С этого момента человек выполнил свою миссию и покончил с первым защитным коконом.
КОНЕЦ ПЕРВОГО КВАДРАТА 4×7 ЛЕТ

После первого квадрата, завершающегося созданием собственного кокона, человек вступает во вторую серию семилетних циклов.
28-35 лет

Создание очага. После женитьбы, квартиры, машины появляются дети. Ценности аккумулируются внутри кокона. Но если четыре первых цикла не были пройдены успешно, очаг рушится:

Если отношения с матерью не были прожиты должным образом, она будет досаждать своей невестке.
Если с отцом тоже, он начнет вмешиваться в дела молодой пары.
Если бунт против общества не был пережит, есть риск конфликтов на работе. 35 лет - тот возраст, в котором плохо вызревший кокон часто взрывается. Тогда происходят развод, увольнение, депрессия, психосоматические болезни. Тогда первый кокон должен быть отброшен и…

35-42 года
Все начинается с нуля. После кризиса человек, обогащенный предыдущим опытом и ошибками, реконструирует второй кокон. Нужно пересмотреть отношения к матери, семье, отцу, зрелости. Это период, когда у разведенных мужчин появляются любовницы, а у разведенных женщин - любовники. Они пытаются воспринять то, что ожидают, уже не от брака, а от противоположного пола.

42-49 лет
Завоевание общества. Как только второй, улучшенный кокон восстановлен, человек может познать полноту жизни в браке, семье, работе, собственном развитии. Эта победа приводит к двум новым типам поведения.

Если человеку важны признаки материального благополучия: больше денег, больше комфорта, больше детей, больше любовниц или любовников, больше власти, он непрестанно увеличивает и обогащает свой новый улучшенный кокон.
Если человек отправляется на завоевание новых территорий, а именно духовных, то начинается истинное созидание его личности.
По всей логике, этот период должен закончиться кризисом самосознания, экзистенциальным вопросом. Почему я здесь, зачем я живу, что я должен сделать, чтобы жизнь приобрела смысл помимо материальных благ?

49-56 лет
Духовная революция. Если человеку удалось создать или воссоздать свой кокон и реализоваться в семье и работе, он, естественно, испытывает желание обрести мудрость. Отныне начинается последнее приключение, духовная революция. Поиски духовности, если они ведутся честно, не впадая в легкость групповщины или готовых идей, никогда не будут закончены. Они займут всю оставшуюся жизнь.
КОНЕЦ ВТОРОГО КВАДРАТА 4×7 ЛЕТ

N.B. 2: Иногда некоторые люди нарочно терпят крах в семейных отношениях или на работе, чтобы быть вынужденными начать все циклы заново. Таким образом они пытаются избежать или отодвинуть тот момент, когда им придется перейти к духовной фазе, поскольку они боятся столкнуться сами с собой лицом к лицу

P.S. Изложено довольно мудрено. Если простым языком, то научно обосновано движение жизни по спирали.
Рождаясь, человек получает, опыт, накапливает количество знаний.
Это приводит к скачку- подъем по спирали на новый уровень. Количество перешло в качество.
Во взрослом возрасте человеку свойственно становление: учеба, брак, семья, карьера, стремление добиться больших благ. Зависть, интриги, козни, устранение конкурентов и стоящих на пути к цели. Но человек находится в социуме и обязан соблюдать законы. Здесь вступает в силу закон единства и борьбы противоположностей. То, что хочется- невозможно. То, что возможно- и близко не нужно. Пусть заберет любой... Конфликт интересов и желаний. Снова качественный скачек по спирали на следующий уровень.
Самый важный и пожалуй самый разрушительный закон- закон отрицание отрицание. Это период становления нового поколения. Молодежь начинает отрицать родителей, подсмеиваются над их "наивностью и глупостью", называя предками. Ожидая или желая быстрейшего получения от них наследства, квартиры, денег...
Проще- это конфликт родителей и детей. Таков же конфликт и на работе по устранению пенсионеров с руководящей должности и стремление побыстрее занять их кресло. Это и есть отрицание предыдущего поколения, становление нового поколения, которого сметет следующее поколение. И так движение продолжается скачкообразно, по спирали...
Запомнилось выражение П. Проскурина в романе "Судьба"
Это место, когда главный герой находится в партизанском отряде, наблюдает, как партизаны, мужчины и женщины, взвалив на спины оружие, боеприпасы и др., ранним утром выходят на выполнение задания.
Однако, на миг, ему показалось, что это не партизаны...
".. это колхозники и колхозницы, закинув на плечи орудия труда- лопаты, вилы, косы, ранним утром идут на свою повседневную работу с землей: копать, сажать, жать, собирать урожай и готовиться к следующей пахоте. Этот маховик жизни, запущенный неизвестно когда и неизвестно кем, продолжается бесконечно и ничто не в силах остановить этот гигантский, навечно запущенный, маховик жизни...."

> Спиральное движение

При каких условиях заряженная частица в магнитном поле движется по спирали : направление вектора скорости и магнитного поля, магнитное зеркало, схема и формула.

Если вектор скорости не располагается перпендикулярно к вектору магнитного поля, возникает спиральное движение.

Задача обучения

  • Выявить условия, создающие спиральное движение для заряженной частички в магнитном поле.

Основные пункты

  • Если скорость не выступает перпендикулярной к магнитному полю, то мы концентрируемся только на v, перпендикулярной полю.
  • Скоростная составляющая не меняется, потому что магнитная сила приравнивается к нулю для перемещения, параллельного полю. Из-за этого формируется спиральное движение.
  • Заряды способны прокручиваться вдоль линий поля. Если сила магнитного поля вырастает в сторону движения, то поле заставит заряды замедлиться и изменить направленность оборотов. Это магнитное зеркало.

Термины

  • Магнитное зеркало – конфигурация магнитного поля, где напряженность меняется при перемещении вдоль линии поля.
  • Спиральное движение – одна скоростная составляющая остается стабильной по величине и направлению, а вторая стабильна лишь по скорости, но равномерно распространяется в направлении.

Спиральное движение

Круговое движение создается из-за того, что магнитная сила выступает перпендикулярной к скорости в любой временной точке. Скорость и кинетическая энергия не меняются, но перемены происходят в направлении.

Частичка с отрицательным зарядом перемещается в области, где магнитное поле располагается перпендикулярно. Магнитная сила также перпендикулярна по отношению к скорости, поэтому вторая меняется с направлением, но не по величине

Что делать, если скорость не расположена перпендикулярно к магнитному полю? Тогда в расчетах учитывайте только v:

Скоростная составляющая не меняется, потому что магнитная сила приравнивается к нулю в перемещении. Это и формирует движение по спирали в магнитном поле, а не круговое.

Взгляните на электроны, которые следуют по линиям поля. Скоростной компонент параллелен линиям и не меняется, поэтому заряды проходят спирально. Если напряженность растет в сторону движения, то поле постарается замедлить заряды и создаст магнитное зеркало.

Когда частичка с зарядом перемещается вдоль линии магнитного поля в участок, где поле повышает свою силу, то скорость частицы уменьшается. Эта сила формирует магнитное зеркало

Перемещение заряженных частичек в магнитных полях влияет на множество явлений, вроде полярных сияний и ускорителя частиц. Частички с зарядами подходят к линиям магнитного поля и могут попасть в ловушку спиральных орбит. К примеру, некоторые космические лучи следуют за магнитными линиями поля нашей планеты. Многие из них проникают сквозь атмосферный слой и создают значительную долю облучения на полюсах.

Энергичные электроны и протоны, входящие в космические лучи, отправляются от Солнца и глубокого космического пространства. По пути они следуют за линиями земного магнитного поля, но не пересекают их