Создание предметно-развивающей среды в кабинете. Предметная среда и ее изменение в процессе цивилизации человечества Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Создание предметно-развивающей среды в кабинете. Предметная среда и ее изменение в процессе цивилизации человечества Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Термин «предметная среда» и связанное с ним понятие появились в результате переноса на мир человека и человеческой деятельности представлений, выработанных при исследовании животных организмов и их поведения. В основе соответствующего биологического понятия -- «природная среда» -- лежало расчленение объекта изучения на «организм» и «среду», причем среда составляла природные, естественные условия жизни организма, к которым, по мысли биолога, организм должен был приспосабливаться. Природная среда в рамках этой абстракции не зависит от жизнедеятельности и поведения животных организмов; если она и менялась, то не в связи с ними. В свою очередь, поведение организма определялось его отношением к природной среде и вместе с тем создавало это отношение: животные могли избегать неблагоприятных условий или, наоборот, находить благоприятные. Даже в тех случаях, когда жизнедеятельность и поведение животных изменяли среду, то это все равно выступало для животных как стихийный, не зависящий от них, естественный процесс изменения самой природы. (Предметная среда -- это совокупность окружающих человека изделий и их комплексов, используемая им для организации функциональных процессов жизнедеятельности и удовлетворения своих материальных и духовных потребностей.)

Подобные представления об обособленном животном организме и его отношении к природной среде подразумеваются и тогда, когда речь идет о предметной среде человека. Хотя в этом понятии вместо животного организма фигурирует человек, а вместо природы -- предметность, окружающая человека, характер абстракции остается тот же: человек мыслится приспосабливающимся к предметной среде, а среда -- независимой от человека.

Надо заметить, что подобный перенос понятия оказался возможным лишь на особом историческом этапе развития общества, когда отдельный человек стал настолько независимым от социума и приобрел такую мощь, благодаря экономическому или политическому управлению им, что стал действовать вопреки другим членам общества и против них, когда такое поведение стало своеобразной нормой жизни. Отдельный человек, при этом понимании, рассматривался как независимый организм, а все окружающее его -- как среда его поведения и жизнедеятельности. Здесь налицо пример совершенно неадекватного осознания новых условий жизнедеятельности. Приобретенная свобода осознается как рабская зависимость. Вполне естественно поэтому, что вскоре же такое представление начало с самых разных сторон обнаруживать свою неадекватность реальному положению дел.

Прежде всего, было отмечено различие между природной и социальной средой человека. Стало очевидно также, что сама социальная среда очень неоднородна: отношение человека к другим людям существенно иное, нежели отношение к вещам. Именно эта последняя составляющая социальной среды и была названа предметной средой.

Отмечалось также, что человек не просто приспосабливается к предметной среде, но и непрерывно изменяет ее своим поведением и деятельностью, что эти изменения осуществляются не столько стихийно, как у животных, сколько сознательно и целенаправленно. Последнее, естественно, привело общественную мысль к следующему принципиальному выводу: человек не просто изменяет предметную среду -- он ее производит, творит в соответствии со своими идеями, идеалами и планами. Это обстоятельство существенно отличает предметную среду человека от природной, которая изначала дана людям и не является продуктом их деятельности. Имея это в виду, предметную среду человека стали называть «второй природой».

Фиксация искусственности предметной среды, или второй природы, по сути дела, коренным образом изменила само понимание взаимодействия между организмом и средой. Человек оказывался таким организмом, который по отношению к предметной среде выступал уже не как приспосабливающийся, а как производитель и творец предметности, как ее источник. Предметная среда в силу этого перестала пониматься в качестве среды и была осознана в виде продукта человеческой производящей деятельности, в частности промышленного производства.

Но характеристики искусственного, будучи совершенно верными, не исключали и иных определений: в другом плане предметный мир, созданный и создаваемый людьми, выступал по отношению к ним как среда, к которой они должны таки были приспосабливаться и в соответствии с которой должны были строить свое поведение и свою деятельность. Поэтому определение мира вещей, созданных людьми и окружающих их, как предметной среды, т. е. как естественного, продолжало сохраняться, несмотря на очевидную правильность характеристик искусственного.

В основании этих двух разных характеристик, внешне приводящих к противоречию, лежит исключительно важная и принципиальная двойственность в положении и деятельности самого человека.

Своеобразие существования человека состоит как раз в том, что каждый отдельный человек является не только отдельным и самостоятельным человеком, живущим в природной и социальной среде, но всегда также определенным органом более сложного, социального организма -- человеческого общества, элементом сложной социальной системы. При этом, как выясняется, именно это второе качество -- органа социальной системы -- является главным и определяющим для человека, а существование его в качестве отдельного и независимого организма является вторичным, определяется потребностями более широкой социальной системы и, как показывает история, встречается отнюдь не при всякой организации человеческого общества.

Один и тот же индивид в современном обществе выступает и в той и в другой роли. Но он разный в каждом из этих отношений и по-разному относится к своему предметному миру.

Отдельный человек может производить, создавать элементы предметного мира, и поэтому многие элементы последнего выступают для него не как продукты его сознательной и целенаправленной деятельности, а как нечто естественно данное, независимое от него и противоречащее ему, как то, с чем ему приходится считаться и к чему ему приходится приспосабливаться, т. е. как среда его жизнедеятельности,

Если мы говорим о создании или производстве предметного мира в целом, то можем и должны иметь в виду уже не отдельного человека, а всех людей, объединенных в человечество, или, точнее, Человечество -- как единый социальный организм, создающий и производящий весь предметный мир. Но для организма этого рода, для Человечества, предметный мир выступает уже не как среда, к которой нужно приспосабливаться и которая живет по своим стихийным, естественным законам, а как продукт его деятельности, как его творение и в этом смысле -- как полностью от него зависящий мир.

Подобное творческое отношение к предметному миру доступно и характерно не только для абстрактного социального организма, или Человечества, но и для каждого конкретного человека. Реальное существование -- сознание и поведение отдельного человека -- задано не только его положением в системе Человечества, его функциями в этой социальной системе. Являясь органом всей социальной системы, отдельный человек как бы перенимает всю ее мощь и, благодаря этому, встает на один уровень с природой и предметным миром. Если человек осуществляет в социальной системе функцию управления, то он как бы присваивает себе всю эту социальную систему и начинает относиться к первой и второй природе посредством этой системы. В таком положении отдельный человек может чувствовать и осознавать себя производящим весь предметный мир, ибо его цели и идеалы, реализованные социальной системой, изменяют и преобразуют мир. Осознание этого факта определяет отношение современного человека ко всем окружающим его предметам и позволяет ему рассматривать их не как среду, к которой надо приспособиться, а как мир, который надо изменить.

Очевидно, что практически это отношение возможно только в том случае, если отдельный человек действительно является органом и агентом Человечества, если он сознает себя таковым, если он действительно присваивает себе социальную систему и получает возможность распоряжаться ее мощью в ходе своей собственной индивидуальной деятельности. Очевидно, что это происходит не всегда, и не может происходить всегда. Уже один факт различий и разнообразия целей деятельности отдельных людей ставит этому преграду и заставляет их подчинять свои цели и желания интересам целого. Отсюда знаменитый тезис о свободе человека как осознанной необходимости. Реально предметный мир, как и все остальное в социальных структурах, выступает для всякого отдельного человека с двух, связанных между собой сторон: с одной -- как предметный мир, который он в качестве органа и агента Человечества производит и изменяет в соответствии со своими идеалами, целями и потребностями, с другой -- как предметная среда, к которой он должен и вынужден приспосабливаться, как независимая от него сила, обладающая своими естественными законами жизни, с которыми он должен сообразовать все свои сознательные действия, если действительно хочет быть свободным.

Указанная двойственность в отношении человека к предметам окружающего мира дает возможность различить в жизнедеятельности каждого отдельного человека поведение и собственно деятельность. Отношение приспособления к предметам окружающего мира задает функциональные характеристики поведения, а сами эти предметы превращает в предметную среду. Отношение сознательного и целенаправленного изменения и преобразования предметов окружающего мира, или же использование их в качестве средств и орудий такого преобразования, задает функциональные характеристики деятельности, а сами эти предметы превращает, соответственно, в предметы деятельности, ее продукты и средства. В поведении и в деятельности предметы окружающего нас мира живут, если можно так выразиться, разной жизнью и по разным законам.

Вещи предметного мира могут не удовлетворять людей и человечество и как среда поведения, и как элементы деятельности. Отношение неудовлетворенности предметной средой возникает в тех случаях, когда вещи начинают ограничивать поведение и деятельность людей, создают дискомфорт и напряженность в психическом состоянии. Это может происходить и происходит потому, что поведение и деятельность людей меняются, а предметная среда остается прежней и входит в противоречие с новыми процессами; потому, что предметы, являющиеся условиями и элементами деятельности и поведения разных людей, групп и коллективов, сталкиваются и пересекаются в одном и том же пространственно-временном ареале; потому, что предметный мир изменяется и преобразуется быстрее, нежели реальные связи и механизмы процессов деятельности; наконец, потому, что идеалы и требования человека к наилучшей организации деятельности и среды опережают реальные процессы преобразования предметного мира.

Но какими бы ни были причины, по которым возникает неудовлетворенность состоянием предметного мира, необходимо различать два ее плана: а) отношение предметной среды к человеку и процессам его жизнедеятельности и б) отношение предметной среды к нормативным структурам деятельности, к нормам ее. Оба плана предполагают совершенно разные линии как осознания и изучения социальных разрывов, так и практического социального преодоления их. Предметный мир получает совершенно различные характеристики в зависимости от того, берется ли он в отношении к абстрактным структурам деятельности, в частности производственной, или же в отношении к людям. В первом случае точкой отсчета становится производство, его максимальная продуктивность, а люди выступают как элементы производственного механизма, элементы, без которых, к сожалению, нельзя обойтись, которые должны обеспечить максимум производственной энергии и которых для этого приходится специально воспроизводить. Во втором случае точкой отсчета становятся люди, независимые от производственного механизма, смысл и цель существования которых состоит в непроизводственной деятельности и которым нужно создать предметную среду, наиболее соответствующую непроизводительным установкам.

Таковы две крайние, полярные точки зрения на человека, производство и предметный мир. Обе -- достаточно бессмысленны из-за слишком абстрактного представления человека и производства и отсутствия действительного научного синтеза, дающего конкретное понятие о человеке. Но, к сожалению, многие философские и собственно научные осознания разрывов в отношениях между человеком, человеческой деятельностью и предметным миром до сих пор идут по этим крайним, полярным линиям, изображают их как разрывы либо только между человеком и предметной средой, либо только между деятельностью, чаще всего производственной, и ее вещественными элементами, т. е. нормами деятельности и их вещественными элементами.

Какой бы вид разрывов и противоречий ни осознавался отдельным человеком, его неудовлетворенность должна перерабатываться и преобразовываться в иные отношения, в отношения к иным элементам социальных структур. Какой бы плохой ни была предметная среда и какую бы неудовлетворенность она ни вызывала, из этого ничего не следует и ничего не вытекает, если мы относимся к ней только как к среде: ведь среда -- это то, что живет по своим естественным законам, не зависящим от нашей деятельности, то, к чему мы, следовательно, должны и только можем приспосабливаться. Чтобы могла возникнуть мысль об изменении предметного мира и установка на это изменение, предметный мир нужно представить уже не как среду, а как продукт и творение человеческой деятельности, деятельности человечества в целом и различных коллективов людей. Тогда отношение к предметному миру оборачивается отношением к абстрактному процессу его производства или же отношением к определенным людям, социальным группам и коллективам людей, производящим его. Первое происходит тогда, когда отдельный человек ощущает себя причастным ко всей социальной системе в целом, присвоившим ее себе; второе -- когда социальная система представляется ему расчлененной на классы и присвоенной классами, к которым он принадлежит.

В тех случаях, когда человек ощущает потребность изменить тот предметный мир, который его уже больше не устраивает, он обращает свою деятельность на процесс производства предметного мира и начинает перестраивать его так, чтобы это привело к производству другого предметного мира, другой предметной среды. Ясно, что это возможно не всегда, а только в случае, если этот отдельный человек не только ощущает себя, но и реально является органом социальной системы, имеющим возможность наметить, спроектировать и осуществить необходимое изменение системы производства. Ясно также, что подобный процесс является особым механизмом функционирования социальной системы и может происходить только в тех случаях, когда эта социальная система имеет необходимые для этого органы. Иначе говоря, целенаправленное и сознательное изменение предметного мира, рассчитанное на то, чтобы привести и постоянно приводить его в соответствие с изменяющимися процессами деятельности людей, их ценностями и отношениями к предметному миру, предполагает особые социальные структуры, особые органы, ни в коем случае не сводимые к одному лишь промышленному производству. Таким образом возникает социальный институт дизайнерского проектирования.

Для нас здесь важно только одно обстоятельство, а именно: объектом деятельности дизайнерского проектирования является предметная среда, но среда, понимаемая не биологически, т. е. как естественный объект, а синтетически -- как носитель оппозиции «естественное -- искусственное» Рис.1. Можно было бы заменить термин «предметная среда», и это, может быть, было бы самым удобным, но во-первых, трудно придумать другой, и во-вторых, он достаточно привился в литературе по дизайну.

Ученики 1-4-х классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Использование предметной среды по математике в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельно-стному, при котором ребенок становится активным субъектом деятельности.

Включение предметной среды в учебный процесс позволяет мне организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках математики и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся, что способствует повышению качества усвоения учебного материала.

Я разработала курс ИКТ-под-держки по математике для 2-го класса. Это виртуальное образовательное пространство соответствует тематическому планированию и методике изложения содержания, принятым в курсе математики 2-го класса программы «Школа России». Курс позволяет ученикам повторить материал, который они изучали на уроке. Дети, которые не были на занятии, могут самостоятельно ознакомиться с темой урока. Мотивированные дети могут заниматься с опережением программы, задавая вопросы учителю в интерактивном режиме, кроме того, дети, обучающиеся в других учеб-

ных заведениях, могут также присоединиться к курсу. Элементы курса:

арифметический диктант; задания с несколькими ответами;

курс «Математика и информатика».

Программа курса позволяет сразу проверить работу и выставить оценку. Если работа выполнена неудовлетворительно, ребенок может повторить попытку и получить положительную оценку.

Моя задача сейчас - построить свою работу таким образом, чтобы ученики были не только зрителями, но и участниками урока.

Активное использование контрольно-тренировочных материалов с интерактивной проверкой делает работу на уроке более динамичной, позволяет охватить большой по объему материал, организовать различные формы самопроверки, взаимопроверки. «Живые» материалы делают учебный материал более доступным и понятным.

Актуальность использования предметной среды для учителя и ученика состоит в том, что:

Можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

Предлагаемые задания могут быть как тренажерными, так и контрольными;

Есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу математики;

В любое время учащийся может вспомнить теоретический материал.

Курс математики в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений и навыков.

С какой целью я использую предметную среду по математике на уроках?

Во-первых, для того чтобы решать практические задачи, записанные в программе по математике:

Формирование прочных вычислительных умений и навыков;

Овладение нормами математического языка;

Знание математических терминов.

Во-вторых, при организации самостоятельной работы учащихся по формированию основополагающих знаний школьного курса, по коррекции и учету знаний учащихся использую обучение и тестирование с помощью компьютера. Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагают возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмет обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.

Применение заданий этого курса на уроках математики вызывает повышенный интерес у учащихся интересной работой с компьютером, творческими заданиями, возможностью без учителя (для себя) проверить свои знания в конкретном разделе математики и получить квалифицированный совет по дальнейшему обучению.

При использовании данной предметной среды у ученика вырабатывается навык работы с тестами, которые в последнее десятилетие приобрели особый статус контрольных материалов. Таким образом, использование ПК на уроках позволяет учащимся получать знания, повышая качество и собственную ответственность за результат.

Я убедилась, что использование предметной среды по математике помогает реализовать личнос-тно ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей детей, их уровня обученности.

Понятие среды Образовательная среда – не новое понятие. Ее связывают с образовательным процессом как часть общей среды, имеющей с ним активное взаимодействие и существенное взаимовлияние, т.е. среда существенно влияет на образовательный процесс, в то время как процесс также оказывает влияние на среду, изменяет ее и подстраивает под себя. В последнее время, вследствие перемен в образовании, интерес к образовательной среде значительно вырос, и ей стали отводить большие, чем ранее, роль и значение. Само понятие образовательной среды также было подвержено переосмыслению, рассмотрению с новых позиций и в новых аспектах.


Среди аспектов, в которых рассматривается образовательная среда, выделяются, в частности: 1. Уровень среды: общеобразовательная среда; предметная образовательная среда – среда образовательного предмета; образовательная среда учреждения – школы, ВУЗа и т.д.; личная образовательная среда. 2. Тип среды, строение, содержание. В соответствии с разными уровнями образовательной среды происходит дифференциация в ее исследовании как феномена и фактора образования.


Предметная образовательная среда Предметную информационно-образовательную среду В. Дронов определяет как открытую педагогическую систему, сформированную на основе информационных образовательных ресурсов, компьютерных средств обучения, современных средств коммуникации, педагогических технологий, и направленную на формирование творческой, интеллектуально и социально развитой личности.


Предметная образовательная среда Предметная информационно - образовательная среда может иметь принцип построения на основе полисредового подхода. Суть которого в том, что ПИОС состоит из совокупностей сред. Наиболее общей средой является информационная среда. На её фоне взаимодействуют три среды: среда взаимодействия участников образовательного процесса (субъектная среда), ресурсная и технологическая. Функционируя в единстве, они обеспечивают эффективное протекание образовательного процесса.


Предметная информационно- образовательная среда курса математики На основе общего понятия предметной информационно-образовательной среды сложилось представление, что можно рассматривать под информационно-образовательной средой курса математики. Предметная информационно- образовательная среда курса математики - это реальность, возникающая в результате активной деятельности ученика по освоению математического содержания, и учителя, организующего и поддерживающего эту деятельность.


Предметная информационно- образовательная среда курса математики Результатом обучения в условиях предметной информационно- образовательной среды должно стать не только овладение каждым учеником суммы математических знаний и умений, но и формирование универсальных учебных действий и личностного опыта. Этого результата можно будет достичь, если учитель научиться управлять познавательной деятельностью каждого школьника.


На уровне общей педагогики, дидактики, психологии образовательная среда рассматривается как объективный феномен образования, изучаются его образующие компоненты, инвариантные свойства и отношения. Здесь можно перечислить таких известных ученых, педагогов, психологов, как С.Д.Дерябо, В.П.Лебедев, В.А.Орлов, В.И.Панов, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин и др.


Общее понимание образовательной среды Образовательная среда определяется как совокупность факторов, определяющих обучение и развитие личности, социокультурные и экономические условия общества, влияющие на образование, характер информационных и межличностных отношений, взаимодействия с социальной средой. То есть образовательная среда определяется существенностью воздействия (с прямыми и обратными связями) факторов и условий социальной среды на образование, результаты учебно- образовательных процессов, характер межличностных отношений, интеллектуальное и социокультурное развитие ученика.


Информационный характер современной образовательной среды – одно из важнейших ее свойств, инвариантное вне зависимости от толкования этого понятия. В век глобальной информатизации признание этого свойства является не только необходимым для понимания и исследования содержания образовательной среды. Оно необходимо и для практического использования, преобразования, развития образовательной сферы, развития методологии образования и реализации его целей в современных условиях. Поэтому часто образовательную среду называют информационной образовательной средой(ИОС) и рассматривают ее именно в этом контексте.


ИОС За основу понятия ИОС мы возьмем ее определение в Стандарте (как ее правовое толкование и выражение): «Информационно-образовательная среда образовательного учреждения включает: комплекс информационных образовательных ресурсов, в том числе цифровые образовательные ресурсы, совокупность технологических средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ): компьютеры, иное ИКТ-оборудование, коммуникационные каналы, систему современных педагогических технологий, обеспечивающих обучение в современной информационно- образовательной среде».


ИОС Определение О.И.Соколовой (pedagogika/andreev/andreev9.html): «Информационно-образовательная среда (ИОС) – это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово- экономическая, материально-техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента».


1. ИОС следует рассматривать только с позиции деятельности и развития педагогической системы, эффективного использования внутренних факторов образовательной сферы, а также их расширения. 2. Рассмотрение с позиций «педагогической системы» однозначно влечет первичность исследования однородной по уровню системы – общеобразовательной ИОС. 3. Рассмотрение ИОС следует вести не только с позиций ее организации и управления ее ресурсами, но и с позиции созидания, информационно-методического решения проблем подготовки и потребления этих ресурсов внутри сферы образования, «педагогической системы». ИОС


Естественным интеллектом, активизирующим ИОС, а вместе с ней, всех ее потенциальных участников продуктивного взаимодействия с ней, является учитель. Именно учитель приводит «механизм» ИОС в действие, вовлекая в него своих учеников (субъектов) и необходимые для этого действия информационные объекты – ресурсы и технологии ИОС.


Учитель Учитель – предметник должен разработать и внедрить абстрактный образ учебного процесса, абстрактный учебный процесс в контексте реализации функций ИОС в системе данного предметного обучения. Поскольку учитель находится в центре систем отношений: Педагогическая система – учитель – учебный процесс (обучение), Знание (предметная компетентность) – учитель – ученик, то важнейший для него функцией ИОС, реализуемой им, является обучающая функция, включающая классную и другую внутришкольную учебную работу и внешкольную работу при посредстве ИОС (ее учебный и внеучебный компонент).




В классной и во внеклассной практической работе учащихся надо планировать сравнительно большую опору на электронные средства, ЭОР, представленные на компакт-дисках в качестве приложений к базовым учебникам, в электронных библиотеках и медиатеках ИОС, в медиатеках рекомендованных порталов Интернет и т.д. Необходимо самостоятельное и осознанное погружение субъектов обучения в определенную (указанную учителем) предметную среду, где развертывается их исследовательская деятельность, где им предоставляется возможность оперирования с моделями изучаемых объектов, процессов и явлений. Здесь также достигается несколько целей, в частности, развиваются: когнитивная и мотивационная компетентности учащихся; умение поиска и работы с информацией среды (личная информационная компетентность, медиакомпетентность); культура конструктивного диалога со средой – информационная субкультура.


По уровню электронной формы реализации предметного аспекта рекомендуется следующее: 1. Следует в большей мере задействовать компьютер с интерактивным экраном, готовить (при участии учеников – они изучают информатику) и показывать презентации по изучаемым темам. 2. Использовать стандартные ЭОР, мультимедийные, аудиовизуальные средства, вовлекая в работу большее количество личностных средств восприятия учащихся.


Что такое ЭОР и ЦОР? Под электронными образовательными ресурсами (ЭОР) в общем случае понимают – совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях и/или в сети. В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD- плейера. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Иногда чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи-воспроизведения.


Что такое ЭОР и ЦОР? Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту. В ЭОР можно указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст. В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.


Что такое ЭОР и ЦОР? Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере. Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Под понятием мультимедийных ЭОР понимается возможность одновременного воспроизведения на экране компьютера и с применением звука некоторой совокупности объектов, представленных различными способами. Разумеется, все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее, и изменение одного из них вызывает соответствующие изменения других. Для создания мультимедийных электронных образовательных ресурсов используется представление учебных объектов множеством различных способов, т.е. с помощью графики, фото, видео, анимации и звука.


ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС). Важное достоинство ЭОР нового поколения состоит в том, что они обеспечивают личностно-ориентированное обучение. Пользуясь открытой образовательной модульной мультимедийной системой (ОМС), учителя могут разрабатывать собственные авторские учебные курсы и индивидуальные образовательные программы для школьников. А свою очередь цифровые образовательные ресурсы (ЦОР) - это представленные в цифровой форме фотографии, видеофрагменты, статические и динамические модели, объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографические материалы, звукозаписи, символьные объекты и деловая графика, текстовые документы и иные учебные материалы, необходимые для организации учебного процесса. Что такое ЭОР и ЦОР?


ЦОР обладает структурой, в которой выделяются следующие базовые классы: рубрикатор ЦОР; ЦОР простой структуры; ЦОР сложной структуры; метаданные ЦОР. Рубрикатор ЦОР является формальным представлением иерархической древовидной структуры, соответствующей оглавлению учебного курса, оглавлению учебника, плану урока. Что такое ЭОР и ЦОР?


Простой ЦОР – это ЦОР, пригодный для использования как единое целое и не допускающий деления на отдельные элементы, которые могли бы использоваться самостоятельно. Примеры простых ЦОР: статья; иллюстрация вместе с сопроводительным текстом; книга в виде набора отсканированных страниц c оглавлением; аудиозапись, видеозапись; презентация в формате MS Power Point; отдельный медиаобъект учебного курса, выполненного на определенной технологической платформе Сложный ЦОР – это ЦОР, состоящий из элементов, которые можно использовать отдельно как самостоятельные образовательные ресурсы. Примеры сложных ЦОР: гипертекстовый документ с иллюстрациями, допускающий разделение на самостоятельные разделы (части, главы); электронный учебный курс по определенному предмету (программе), выполненный на определенной технологической платформе или требующий определенной среды (проигрывателя) для использования; система тестирования; тренажер; тематический каталог. Что такое ЭОР и ЦОР?


Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) Знакомство с современными ЭОР и ЦОР по математике, их особенностями, спецификой деятельности по отбору и организации проведения уроков на основе ЭОР, рекомендуем начать с двух федеральных коллекций (ФЦИОР и ЕК ЦОР).


Использование электронных образовательных ресурсов Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР) содержит коллекцию электронных образовательных ресурсов нового поколения модульной архитектуры. Большинство ресурсов подходит для организации фронтальной работы с использованием интерактивной доски. Среди них – модули информационного, практического и контрольного типов. Ресурсы представляют собой файлы с расширением.oms. Для их воспроизведения требуется установка специального программного обеспечения – ОМС Плеера. Дистрибутивы плеера для платформ Windows и Alt Linux находятся в свободном доступе на сайте самого центра


Использование электронных образовательных ресурсов Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) содержит разнообразные учебные материалы – документы, презентации, электронные таблицы, видеофрагменты, анимационные ролики и др. Доступны каталоги и фильтры, позволяющие выбрать нужный предмет, нужный класс, назначение (учителю/ученику). Раздел для учителя содержит методические рекомендации для учителей по использованию ЦОР. В состав ЕК ЦОР включены комплекты ЦОР к различным УМК, инструменты учебной деятельности (конструкторы, тренажеры, интерактивные задачники, программы для построения графиков) и инструменты организации учебного процесса. Для просмотра ресурсов могут потребоваться различные программы, полный список которых приведен в разделе «Программы просмотра ресурсов». Все программы в свободном доступе на сайте самой коллекции:


Использование электронных образовательных ресурсов Применение ЦОР позволяет реализовывать дифференцированный подход к обучению, является источником формирования индивидуальных образовательных траекторий, причем не только заданных учителем, но и самостоятельно выбранных самим обучающимся


GeoGebra GeoGebra свободно распространяемая (GPL) динамическая геометрическая среда, которая даёт возможность создавать чертежи в планиметрии, в частности, для построений с помощью циркуля и линейки. Кроме того, у программы богатые возможности работы с функциями (построение графиков, вычисление корней, экстремумов, интегралов и т. д.) за счёт команд встроенного языка (который, кстати, позволяет управлять и геометрическими построениями) Программа написана Маркусом Хохенвартером на языке Java (работает на большом числе операционных систем). Переведена на 39 языков. Полностью поддерживает русский язык. В настоящее время активно разрабатывается.


Литература: Воронцов А.Б. Заславский С.В. Егоркина С.В. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя. – М.: Просвещение, с. Дронов В. Современная информационно-образовательная среда - важнейшее условие на пути к новому качеству образования. Информационно-публицистический бюллетень Просвещение, спецвыпуск, август Иванова Е. Осмоловская И. Дидактические аспекты процесса обучения в информационно – образовательной среде. Информационно- публицистический бюллетень ПРОСВЕЩЕНИЕ, август Слободчиков В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. Инноватор-Bennet colledge. М., С Федорова М.А. Дидактическая характеристика образовательного пространства: полисредовой подход. Образование и общество, 6, стр Юдин В.В. Технологическое проектирование педагогического процесса: монография / В.В. Юдин. - М.: Университетская книга, с.



Предметно-развивающая среда - это совокупность объектов материального характера для развития ребенка, предметных и социальных средств обеспечения разного вида деятельности воспитанников. Она необходима для того, чтобы дети могли полноценно расти и знакомились с окружающим миром, умели взаимодействовать с ним и учились самостоятельности.

Понятие предметно-развивающей среды

Она способствует развитию самостоятельности, инициативности и дает детям возможность реализовать способности, которые у них имеются. Предметно-развивающая среда улучшает опыт эмоционального и практического взаимодействия ребенка с окружающими людьми, а также помогает поднять познавательную активность всех детей группы.

Она состоит из:

  • крупной игровой площадки;
  • игрового оборудования;
  • игрушек;
  • разных видов игровой атрибутики;
  • игровых материалов.

Эти средства должны находиться в специальной комнате, зале или во дворе детского садика.

Как создается развивающая среда?

Во время этого этапа нужно помнить, что предметно-развивающая среда должна давать место развитию образовательной, воспитывающей, стимулирующей и коммуникативной функций. Самой главной задачей является стремление повысить самостоятельность и самодеятельность ребенка. Такая среда должна быть просторной и приятной для детей, удовлетворять их потребности и интересы. Важным также является дизайн предметов и их форма: они должны быть ориентированы на безопасность и соответствовать возрасту дошкольников.

Создание предметно развивающей среды включает важный аспект: смену элементов декора, а также выделение в каждой группе мест для экспериментальной деятельности детей. В основу цветовой палитры должны входить теплые пастельные тона, чтобы атмосфера была легкой и не «давила» на воспитанников.

Что касается предметно-развивающей среды группы, то в ней должны происходить изменения в зависимости от возраста детей, их особенностей, периода обучения и, естественно, образовательной программы.

Развивающая предметно-пространственная среда должна иметь открытый характер, подлежать корректировке и развитию, не быть замкнутой системой. Хорошо, если она регулярно обновляется и удовлетворяет текущие потребности ребятишек. В любом случае и при разных обстоятельствах пространство вокруг малышей должно пополняться и обновляться в соответствии с требованиями к воспитанника.

Исходя из этого при создании данной среды для любых в ДОУ обязательно нужно учитывать психологические факторы взаимодействия участников образовательно-воспитательного процесса и общую атмосферу, включая дизайн

Принцип позиций при взаимодействии

Он основан на для общения родителей и педагогов с детьми. Достаточно известным является тот факт, что доверительные беседы и открытое общение взрослых с ребятами осуществляется на основе принципа пространственного общения «глаза в глаза». Соответствующая предметно-развивающая среда даст возможность сблизиться и уравнять позиции детей и взрослых. Будет уместно использовать разнообразную мебель, а именно уголки, подиумы и горки.

Принцип активности

Он дает возможность совместно участвовать взрослому и ребенку в делах по созданию окружающей среды, которая будет легко трансформироваться и меняться. Можно оборудовать групповые комнаты мастерскими, центрами песка и воды, используя ширмы.

Во время организации общей деятельности необходимо подобрать материалы, которые имеют способность активизировать Ими могут быть технические устройства, магниты, игрушки, увеличительные стекла, пружинки, мензурки, модели, весы, а также можно предоставить разные природные материалы для экспериментирования и изучения.

Принцип стабильности-динамичности

Данный принцип способствует созданию условий, которые позволено изменять в соответствии с настроением, предпочтениями и возможностями детей. Необходимы игровые комнаты для разных возрастных групп, а для малышей нужно создать зону стабильности.

Должна быть правильно оборудована развивающая предметно-пространственная среда. ДОУ необходимо позаботиться, чтобы в наличии были игрушки, мебель, емкости для хранения, подиумы для отдыха, а также сборно-разборные конструкции. Это помещение должно быть наполнено разнообразными предметами, а также иметь много свободного пространства. Можно создать тематические зоны, поставить мягкую мебель и сделать ее частью игровой.

Принцип гибкого зонирования и комплексирования

Нужно построить непересекающиеся сферы активности и дать детям возможность заниматься разными делами одновременно, и при этом не мешать друг другу. Они могут легко отвлекаться и не всегда в достаточной мере концентрируют внимание на своей деятельности.

Студенты факультетов не всегда четко понимают, что включает в себя предметно-развивающая среда. Презентация, которая нередко проводится В ДОУ, - лучший способ наглядно продемонстрировать будущим педагогам игровые центры и разные зоны (театральные, речи и грамотности, спортивные, экспериментирования и исследований, общения и строительно-конструктивных игр), которые дают возможность ребятам объединиться, если у них есть общие интересы. Также дошкольникам необходимы место отдыха и уединения.

Гендерный принцип

Предметно-развивающая среда в ДОУ дает малышам возможность проявить себя с учетом их способностей. Для этого уместно иметь материалы, которые будут учитывать интересы всех детей. Они должны быть познавательными и занимательными и для мальчиков, и для девочек. Это могут быть игры, какие-то инструменты для различных творческих работ. Девочкам необходимы предметы, которые будут развивать их женственность, а мальчикам - то, что вызовет в них «дух мужчины».

Принцип сочетания разнообразных элементов

В данном случае имеет значение эстетическая организация среды. Всем известно, что основная информация воспринимается человеком через зрение. Поэтому предметно-развивающая среда в ДОУ заслуживает серьезного отношения, и ей необходимо уделять достаточно внимания.

Речевая развивающая среда группы

Занятия такого характера должны проводиться в свободном месте, чтобы ребенок мог менять свое положение. В основном эта игровая комната должна иметь мягкое покрытие, на котором нужно поместить мягкую мебель. Можно расположить различные игры со своим сюжетом, в которые нужно будет играть при помощи взрослых.

Предметно-развивающая среда группы должна быть оборудована для таких игр: они могут храниться в специальных стеллажах или ящиках, которые будут доступны детям. Во время работы с ребятами младшего и среднего возраста, необходимо обращать достаточное внимание на пособия и материалы, которые имеют связь с развитием лексики.

Комплексные меры

Поскольку в современном обществе происходит много изменений, как экономических, так и социальных, развитие предметно-развивающей среды должно быть основано на образовании, в связи с чем должны возрасти и требования к его качеству. Для решения поставленной проблемы необходимо реализовать комплексные меры. Предметно-развивающая среда в ДОУ состоит из разных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль.

Для того чтобы достигнуть результата, в ДОУ необходимо создать определенные условия и усовершенствовать систему всего педагогического процесса. В том числе необходимо организовать хорошую среду для развития детской деятельности. Развивающая предметно-пространственная среда должна отличаться одним из главных нюансов - педагогической поддержкой детской деятельности.

Как создать развивающую среду в домашних условиях?

В основе построений должны быть принципы дистанции, активности, стабильности, творчества, гибкого зонирования, индивидуальной комфортности, самостоятельности, открытости. Чтобы ребенок всесторонне мог развиваться в домашних условиях, необходимо организовать создание предметно-развивающей среды и обеспечить соответствующие места.

Это позволит развивать речь и физическое развитие, обучать математике. Необходимо уделить внимание местоположению объектов в комнате: дети должны свободно передвигаться, отдыхать, играть и контактировать со взрослыми на занятиях по всестороннему развитию.

Как организовать развивающую среду в ДОУ в связи с

В структуру программы дошкольного образования был введен новый ФГОС. В связи с этим, вопросы об организации предметной среды, которая дает развитие в ДОУ, стали довольно актуальны.

Предметно-развивающая среда по ФГОС включает работу с дошкольниками. Развитием их деятельности являются игры. Это способствует тому, что интерес педагогов-практиков к постоянному изменению предметно-развивающей среды ДОУ повышается.

Требования ФГОС к предметно-развивающей среде

Она обязана обеспечить максимальную реализацию образовательного развития. Организация предметно-развивающей среды должна подразумевать:

Требования к организации предметно-развивающей среды в свете ФГТ

Предметно-развивающая среда детского сада должна улучшать в малыше его физические функции, формировать сенсорные навыки, помогать набираться жизненного опыта, учиться сопоставлять и упорядочивать явления и предметы, получать знания самостоятельно.

Ребенок развивается в процессе обучения, во время которого он активен и занимается каким-то видом деятельности. Она организовывается педагогом в различных формах общения с окружающими. Для этого должна создаваться специальная педагогическая обстановка, где ребенок будет жить и учиться самостоятельно.

Предметно-развивающая среда младшей группы должна предоставлять детям возможности выявить разные качества личности и возможности развития. Достаточно часто выходит совсем наоборот, и предоставленное детям пространство может стать преградой, которая мешает им проявлять свои уникальные способности.

В основе общеобразовательной программы данных учреждений заложен принцип интеграции, который осуществляется в соответствии с возрастом и индивидуальностью воспитанников. Очень важно своевременно и правильно воплощать в жизнь все основные правила - это даст возможность ребенку развиваться.

В каждом возрасте малыш имеет собственные особенности и предпочтения, поэтому постоянное их неудовлетворение может привести к плачевным последствиям. Если интерес и любознательность детей постоянно не будут удовлетворены, то это закончится пассивностью и апатией. Воспитание и развитие ребенка - процесс трудоемкий, кропотливый и непростой, поэтому халатное отношение в этом деле недопустимо.

Следует отметить, что предметная среда в нашей группе имеет характер открытой системы, способной к корректировке и развитию. Это говорит о том, что среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, мы пополняем и обновляем, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста

Возраст 3-4 лет – это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обстановка во второй младшей группе должна быть прежде всего комфортной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки, они предполагают стабильность в этом отношении. Мы стараемся часто не переставлять оборудование в группе, предварительно спланировав обстановку в помещении до прихода детей. Дети второй младшей группы еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, а не вместе.

Каждая образовательная область направлена на развитие детской деятельности:

Игровой;

Двигательной;

Познавательно-исследовательской

– продуктивной (конструктивной);

Коммуникативной;

Трудовой;

Восприятие художественной литературы

Художественное творчество

Исходя из этого, организуя пространственно-развивающую среду, мы интегрируем в ней все виды деятельности.

Предметно-развивающая среда в нашей группе организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования по центрам развития позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам.

У наших детей активно развивается двигательная активность: ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движение еще плохо скоординированы: нет ловкости, быстроты реакции, увертливости. Поэтому пространственная организация среды учитывает для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей передвижения.

Для игры детей 5-6 лет, все еще значительно зависящих от внешней обстановки, предлагаются наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

У нас это:

· шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;

· пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети.

· домик-теремок - ширма, со скамеечкой или модулями внутри, где "живут" мягкие игрушки-звери, прячутся и устраивают свой "дом" дети; здесь же развертывается игра взрослого с детьми по мотивам простых сказок.

· тематический комплекс для разнообразных "поездок": автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.

Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т.п. По мере взросления детей, т.е. к концу года можно делать наборы сюжетообразующего материала более мобильными.