Методы зоопсихологии - наблюдение и эксперимент. Методы исследования в зоопсихологии Основные правила проведения эксперимента в зоопсихологии

Методы зоопсихологии - наблюдение и эксперимент. Методы исследования в зоопсихологии Основные правила проведения эксперимента в зоопсихологии

Методы зоопсихологических исследований

Как уже указывалось, материалистическая зоопсихология исходит в своем научном поиске из того, что основой и источником психического отражения является у животных их поведение, «животная практика». Качественное различие между последней и практикой человека заключается в том, что животные не поднимаются выше уровня общей приспособительной предметной деятельности, в то время как у человека решающее значение имеет недоступная животным высшая, продуктивная форма предметной деятельности - труд. Вместе с тем психологический анализ конкретных форм двигательной активности животных, структуры их действий, актов их поведения, направленных на отдельные компоненты среды, дает четкое представление о тех или иных психических качествах или процессах.

Конкретно психологический анализ поведения животного осуществляется зоопсихологом путем детального изучения движений подопытного животного в ходе решения определенных задач. Эти задачи ставятся так, чтобы по движениям животного можно было с наибольшей точностью судить об изучаемом психическом качестве. Одновременно должны учитываться физиологическое состояние животного, внешние условия, при которых проводится опыт, и вообще все существенные факторы, способные оказать влияние на результат эксперимента.

Важную роль играют в зоопсихологических исследованиях и наблюдения за поведением животного в естественных условиях. Здесь важно проследить изменения, наступающие в поведении животного при тех или иных изменениях в окружающей среде. Это позволяет судить как о внешних причинах психической деятельности, так и о приспособительных функциях последней. Как в лабораторных, так и в полевых условиях высокоразвитая наблюдательность исследователя является важнейшим залогом успеха его работы.

Хотя изучение структуры поведения животного предполагает в первую очередь качественную оценку его активности, немалое значение имеют и точные количественные оценки в зоопсихологических исследованиях. Это относится к характеристике как поведения животного, так и внешних условий (параметров среды).

Образцом умелого сочетания наблюдения и эксперимента, количественного и качественного анализа поведения животных может служить научное творчество выдающегося советского зоопсихолога Н. Н. Ладыгиной-Котс. Так, например, еще в 1917–1919 гг. она изучала моторные навыки макака с помощью метода «проблемной клетки», т. е. экспериментальной установки, снабженной запирающими механизмами, которые животное должно было отомкнуть. Исследователей, которые до нее пользовались этим методом, по существу, интересовали лишь скорость решения задачи и «потолок» возможностей животного при последовательном усложнении экспериментальной ситуации. Ладыгина-Котс же воспользовалась «проблемной клеткой» с принципиально иной целью - с целью познания психики обезьяны, изучения ее двигательных и познавательных способностей. И поэтому в ходе эксперимента она следила не только за движением стрелки секундомера, но прежде всего за движениями рук подопытного животного, отдавая себе отчет в том, что именно эти движения непосредственно связаны с «душевной жизнью» обезьяны.

Уже в те годы, будучи еще молодым ученым, Ладыгина-Котс искала проявления психического в особенностях двигательной активности животного, в конкретных формах воздействия на окружающие его предметы. И в последующих своих работах она убедительно показывала, что зоопсихолог должен изучать не столько то, что делает животное, сколько то, как оно это делает. Поэтому Ладыгина-Котс предостерегала об опасности ущемления двигательной активности исследуемого животного, ограничения его инициативы и искусственного навязывания определенных движений, так как это неизбежно приводит к искаженным или даже неверным выводам, а одновременно и к утрате ценнейших сведений о психических качествах животного. В связи с этим Ладыгина-Котс всегда относилась с должной осторожностью к результатам изучения психической деятельности животных в одних лишь условиях лабораторного эксперимента, четко видела границы возможностей его применения и дополняла собственные экспериментальные данные результатами наблюдений над свободным, не навязываемым животному поведением.

Весьма важным моментом зоопсихологического исследования является также учет биологической адекватности условий проведения опыта и применяемой методики. Если опыт проводится без учета специфических особенностей биологии изучаемого вида и естественного поведения данного животного в экспериментально имитируемой жизненной ситуации, то результат исследования будет искаженным и легко может оказаться артефактом, что показывает хотя бы следующий пример.

Почти в одно и то же время, в 1913–1914 гг., два выдающихся исследователя поведения животных К. Гесс и К. Фриш изучали способность пчел к различению цветов. Гесс выпускал пчел в темном помещении, где они могли лететь к двум источникам света - разного цвета и различной светлоты. Применив различные сочетания, ученый установил, что пчелы всегда летят к более светлому источнику независимо от длины волны. Отсюда он заключил, что пчелы не различают цвета.

Фриш же, по-иному построив эксперимент, пришел к прямо противоположному выводу. В его опытах пчелам предлагалось на свету выбирать цветные (например, желтые) куски бумаги среди белых, черных и серых различных оттенков, чем уравнивалась интенсивность окраски подкрепляемых цветных и неподкрепляемых ахроматических бумаг. Пчелы безошибочно находили подкрепляемые сиропом желтые (или других цветов) квадратики из бумаги независимо от светлоты и насыщенности их окраски, оставляя без внимания ахроматические листы. Тем самым способность пчел к цветоощущению была доказана.

Ошибка Гесса заключалась в том, что он ставил опыты в биологически неадекватных для пчел условиях - в темноте. В этих условиях не могут проявиться те формы поведения, в которых цветоощущение играет какую-то роль, например при розыске кормовых объектов. Попав днем в темное помещение, пчела будет только искать выход из него. При этом она, естественно, устремится к более светлому отверстию независимо от цвета поступающих через него световых лучей. Таким образом, результаты, полученные Гессом, не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии у пчел цветоощущения и поэтому не могут быть использованы для решения поставленного вопроса.

Здесь наглядно обнаруживается тот факт, что реакции животных на одни и те же внешние стимулы могут быть весьма различными в разных жизненных ситуациях и функциональных сферах. В данном примере пчелы в одной ситуации реагируют на цвета, в другой нет. Более того, в одном случае (в сфере пищевого поведения) пчелы реагируют только на цвет, в другом же (в сфере защитного поведения) - только на интенсивность освещения, совершенно игнорируя цветовой компонент. Все это свидетельствует об исключительной сложности экспериментального зоопсихологического исследования и важности создания биологически адекватных условий проведения опытов.

Конкретные методы зоопсихологических экспериментальных исследований отличаются большим разнообразием, хотя все они, как уже говорилось, сводятся к постановке перед животным определенных задач. Приведем лишь несколько основных методов.

Метод «лабиринта». Подопытному животному ставится задача нахождения пути к определенной, непосредственно не воспринимаемой им «цели», которой является чаще всего пищевая приманка, но может быть и убежище («дом») или другие благоприятные условия. При отклонении от правильного пути в отдельных случаях может применяться наказание животного. В простейшем виде лабиринт имеет вид Т-образного коридора или трубки. В этом случае при повороте в одну сторону животное получает награду, при повороте в другую его оставляют без награды или даже наказывают. Более сложные лабиринты слагаются из разных комбинаций Т-образных (или им подобных) элементов и тупиков, заход в которые расценивается как ошибки животного (рис, 1). Результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения «цели» и по количеству допущенных ошибок.

Метод «лабиринта» позволяет изучать как вопросы, связанные непосредственно со способностью животных к научению (к выработке двигательных навыков), так и вопросы пространственной ориентации, в частности роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных обобщений и др.

Рис. 1. Лабиринты: а - план первого лабиринта, применявшегося в зоопсихологических исследованиях (лабиринт Смолла); б - лабиринт из «мостиков»

Большинство перечисленных вопросов изучается также методом «обходного пути». В этом случае животному приходится для достижения «цели» обойти одну или несколько преград (рис. 2). В отличие от метода «лабиринта» животное в данном случае непосредственно воспринимает объект (приманку), на который направлены его действия уже в начале опыта. Учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения при поиске обходного пути вокруг преграды. В несколько измененном виде Л. В. Крушинский использовал метод «обходного пути» для изучения способности разных животных к экстраполяции. (Эти эксперименты будут описаны ниже.)

Рис. 2. Постановка опытов по методу «обходного пути» (по Фишелю)

Рис. 3. а - аппарат Йеркса для изучения оптического различения у мелких животных; б - экспериментальное приспособление для изучения цветоразличения у рыб; прикорм находится только в кормушке определенного цвета (опыты Фишеля)

Дифференцировочная дрессировка направлена на выявление способности подопытного животного к различению одновременно или последовательно предъявляемых объектов и их признаков (рис. 3). Выбор животным одного из попарно (или в большем числе) предъявляемых объектов вознаграждается (положительная дрессировка), в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора наказывается неправильный (положительно-отрицательная дрессировка). Последовательно уменьшая различия между признаками объектов (например, их размеры), можно выявить пределы различения (дифференцировки). Таким образом, можно получить сведения, характеризующие, например, особенности зрения у изучаемого вида животных (его остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм и т. п.).

Этим же методом изучаются процессы формирования навыков (в частности, на различные сочетания раздражителей), память животных (путем проверки сохранения результатов дрессировки спустя определенный промежуток времени), способность к обобщению. В последнем случае, как правило, постепенно увеличивают несходство последовательно предъявляемых объектов (фигур), выявляя способность животного ориентироваться по отдельным общим признакам этих объектов.

Вариантом дифференцировочной дрессировки, применимым лишь к высшим животным, является метод «выбора на образец». Животному предлагается произвести выбор среди ряда объектов, руководствуясь образцом, который показывается ему непосредственно экспериментатором или в специальном аппарате. Правильный выбор подкрепляется. Этот метод применяется преимущественно также для изучения сенсорной сферы животных.

Метод «проблемной клетки» (ящика). Перед животным ставится задача или открыть для себя выход из клетки, приводя в действие различные приспособления (рычаги, педали, затворы и т. п.), или же, наоборот, проникнуть в клетку, где находится подкорм, отмыкая запирающие устройства. Иногда применяются и небольшие ящики или шкатулки с затворами, отмыкание которых дает подопытному животному доступ к корму. При более сложной постановке эксперимента все механизмы и устройства действуют лишь в строго определенной последовательности, которая должна усваиваться и запоминаться животным. Этим методом исследуются сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. Особенно удобно применять этот метод, естественно, для изучения животных с развитыми хватательными конечностями - крыс, енотов, обезьян и др. Это относится и к постановке экспериментов, в которых животным приходится пользоваться орудиями для достижения прикорма. Эти эксперименты также служат преимущественно для выявления высших психических способностей животных.

Элементы орудийных действий отчетливо выступают уже в опытах с применением привязанной к веревке приманки; животное может овладеть кормовым объектом, лишь притянув его за веревку к себе. Усложняя ситуацию различными сочетаниями веревок и варьируя их взаимное расположение, можно получить ценные данные не только об эффекторных, но и о сенсорных (зрительных и осязательных) компонентах интеллекта животных.

Чаще всего в качестве орудия в экспериментах применяются палки (простые или составные), с помощью которых животные (обычно обезьяны) могут придвинуть к себе или сбить кормовой объект. Широко применяются в опытах с обезьянами (особенно человекообразными) ящики и другие предметы, из которых они должны соорудить «пирамиды» для доставания высоко подвешенного плода. И в этом случае наибольшее значение имеет анализ структуры предметной деятельности животного в ходе решения задачи.

Наряду с такими более или менее сложными экспериментами большую роль играет в зоопсихологических исследованиях анализ обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами. Такие исследования позволяют судить об эффекторных способностях животных, их ориентировочно-исследовательской деятельности, игровом поведении, способностях к анализу и синтезу и др., а также проливают свет на предысторию трудовой деятельности человека.

Во всех зоопсихологических исследованиях широко применяется фото- и киносъемка, звукозапись и другие средства фиксации поведения животных. Однако никакие технические средства не могут заменить зоркий глаз исследователя и живой человеческий ум, от которых в первую очередь зависит успех в работе с животными.

Из книги Искусственное усиление обоняния у служебных собак автора

Результат исследований Влияние фенамина на остроту обоняния. У собак предварительно оценивалась острота обоняния при помощи дифференцировочных ящиков. Сразу же после этого им давался фенамин (в таблетках) в дозах от 0,01 до 0,02 г. Через разные промежутки времени (от 40 мин

Из книги Реакции и поведение собак в экстремальных условиях автора Герд Мария Александровна

Отбор собак для камерных исследований Изучение тренировки происходило на протяжении длительного времени и предполагало относительно большое число обследуемых систем. Это требовало большой организационной работы, многих коллективных усилий и длительного времени.

Из книги Семь экспериментов, которые изменят мир автора Шелдрейк Руперт

ОБЩЕЕ ВВЕДЕНИЕ ПОЧЕМУ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ ВОПРОСОВ ДОСТАТОЧНО ПРОСТЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В этой книге я предлагаю провести семь экспериментов, которые могли бы изменить наше представление об окружающем мире. Эти эксперименты способны вывести нас за пределы современного

Из книги Эволюционно-генетические аспекты поведения: избранные труды автора Крушинский Леонид Викторович

Результаты исследований Влияние фенамина на остроту обоняния. У собак предварительно оценивалась острота обоняния при помощи дифференцировочных ящиков. Сразу же после этого им давался фенамин (в таблетках) в дозах от 0,01 до 0,02 г. Через разные промежутки времени (от 40 мин

Из книги Болезни собак (незаразные) автора Панышева Лидия Васильевна

Способы рентгенологических исследований а) Просвечивание (рентгеноскопия). Рентгеновские лучи в ветеринарной практике применяют для изучения и распознавания разных болезней у сельскохозяйственных животных. Этот метод исследования больных животных является

Из книги Рассуждение о переворотах на поверхности земного шара и об изменениях, какие они произвели в животном царстве автора Кювье Ж

СВОДКА ОБЩИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭТИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В отношении видов больше девяноста этих животных, наверное, до сего дня были неизвестны натуралистам; одиннадцать или двенадцать настолько абсолютно схожи с известными видами, что на счет их тождества не может быть ни

Из книги Думают ли животные? автора Фишель Вернер

Начало современных исследований

Из книги Тайные тропы носителей смерти автора Даниэл Милан

Полвека исследований - работа не кончается За 50 лет изучения клещевого энцефалита в нашем распоряжении накопилось такое огромное число фактов, что можно ответить на ряд общих вопросов. Можно также точно определить ареал, в пределах которого встречается клещевой

Из книги Основы психофизиологии автора Александров Юрий

Глава 2 МЕТОДЫ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Физиологические процессы, как правило, скрыты от внешнего наблюдения, поэтому они длительное время оставались вне области интересов психологов, занимавшихся в основном исследованием доступных для прямого наблюдения

Из книги Проблемы лечебного голодания. Клинико-экспериментальные исследования [все четыре части!] автора Анохин Петр Кузьмич

7.7. Направления исследований в системной психофизиологии Теоретический и методический аппарат качественного и количественного анализа системных процессов, лежащих в основе формирования и реализации индивидуального опыта в норме и его реорганизации в условиях

Из книги Логика случая [О природе и происхождении биологической эволюции] автора Кунин Евгений Викторович

2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО АСПЕКТА ПРИКЛАДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ В прикладных исследованиях комплексный характер психофизиологических исследований обеспечивается применением полиэффекторного метода, включающего регистрацию частоты сердечных

Из книги В поисках памяти [Возникновение новой науки о человеческой психике] автора Кандель Эрик Ричард

Некоторые данные лабораторных исследований Одним из основных возражений против применения лечебного голодания, по мнению Капланского, Мережинского и др., является опасение якобы возможного при этом нарушения белкового обмена, которое приводит к дистрофии.Проведенные

Из книги Поведение: эволюционный подход автора Курчанов Николай Анатольевич

Приложение I Философия постмодерна, метанарративы; природа и цели научных исследований Пер. П. АверинаЯ не просто дилетант, а скорее невежда в темах, затронутых в этом приложении. И все же краткий непрофессиональный обзор необходим. В самом деле, слово «постмодерн»,

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

10.2. Методологические проблемы исследований психики животных Классические исследования В. Кёлера и Р. Йеркса явились основополагающими в изучении мыслительных способностей животных. В их экспериментах обезьяны успешно использовали орудия для достижения своей цели. Они

МЕТОДЫ ЗООПСИХОЛОГИИ:

Как уже указывалось, материалистическая зоопсихология исходит в своем научном поиске из того, что основой и источником психического отражения является у животных их поведение, «животная практика». Качественное различие между последней и практикой человека заключается в том, что животные не поднимаются выше уровня общей приспособительной предметной деятельности, в то время как у человека решающее значение имеет недоступная животным высшая, продуктивная форма предметной деятельности – труд. Вместе с тем психологический анализ конкретных форм двигательной активности животных, структуры их действий, актов их поведения, направленных на отдельные компоненты среды, дает четкое представление о тех или иных психических качествах или процессах.

Конкретно психологический анализ поведения животного осуществляется зоопсихологом путем детального изучения движений подопытного животного в ходе решения определенных задач. Эти задачи ставятся так, чтобы по движениям животного можно было с наибольшей точностью судить об изучаемом психическом качестве. Одновременно должны учитываться физиологическое состояние животного, внешние условия, при которых проводится опыт, и вообще все существенные факторы, способные оказать влияние на результат эксперимента.

Важную роль играют в зоопсихологических исследованиях и наблюдения за поведением животного в естественных условиях. Здесь важно проследить изменения, наступающие в поведении животного при тех или иных изменениях в окружающей среде. Это позволяет судить как о внешних причинах психической деятельности, так и о приспособительных функциях последней. Как в лабораторных, так и в полевых условиях высокоразвитая наблюдательность исследователя является важнейшим залогом успеха его работы.

Хотя изучение структуры поведения животного предполагает в первую очередь качественную оценку его активности, немалое значение имеют и точные количественные оценки в зоопсихологических исследованиях. Это относится к характеристике как поведения животного, так и внешних условий (параметров среды).

Образцом умелого сочетания наблюдения и эксперимента, количественного и качественного анализа поведения животных может служить научное творчество выдающегося советского зоопсихолога Н. Н. Ладыгиной-Котс. Так, например, еще в 1917–1919 гг. она изучала моторные навыки макака с помощью метода «проблемной клетки», т.е. экспериментальной установки, снабженной запирающими механизмами, которые животное должно было отомкнуть. Исследователей, которые до нее пользовались этим методом, по существу, интересовали лишь скорость решения задачи и «потолок» возможностей животного при последовательном усложнении экспериментальной ситуации. Ладыгина-Котс же воспользовалась «проблемной клеткой» с принципиально иной целью – с целью познания психики обезьяны, изучения ее двигательных и познавательных способностей. И поэтому в ходе эксперимента она следила не только за движением стрелки секундомера, но прежде всего за движениями рук подопытного животного, отдавая себе отчет в том, что именно эти движения непосредственно связаны с «душевной жизнью» обезьяны.

Уже в те годы, будучи еще молодым ученым, Ладыгина-Котс искала проявления психического в особенностях двигательной активности животного, в конкретных формах воздействия на окружающие его предметы. И в последующих своих работах она убедительно показывала, что зоопсихолог должен изучать не столько то, что делает животное, сколько то, как оно это делает. Поэтому Ладыгина-Котс предостерегала об опасности ущемления двигательной активности исследуемого животного, ограничения его инициативы и искусственного навязывания определенных движений, так как это неизбежно приводит к искаженным или даже неверным выводам, а одновременно и к утрате ценнейших сведений о психических качествах животного. В связи с этим Ладыгина-Котс всегда относилась с должной осторожностью к результатам изучения психической деятельности животных в одних лишь условиях лабораторного эксперимента, четко видела границы возможностей его применения и дополняла собственные экспериментальные данные результатами наблюдений над свободным, не навязываемым животному поведением.

Весьма важным моментом зоопсихологического исследования является также учет биологической адекватности условий проведения опыта и применяемой методики. Если опыт проводится без учета специфических особенностей биологии изучаемого вида и естественного поведения данного животного в экспериментально имитируемой жизненной ситуации, то результат исследования будет искаженным и легко может оказаться артефактом, что показывает хотя бы следующий пример.

Почти в одно и то же время, в 1913–1914 гг., два выдающихся исследователя поведения животных К.Гесс и К.Фриш изучали способность пчел к различению цветов. Гесс выпускал пчел в темном помещении, где они могли лететь к двум источникам света – разного цвета и различной светлоты. Применив различные сочетания, ученый установил, что пчелы всегда летят к более светлому источнику независимо от длины волны. Отсюда он заключил, что пчелы не различают цвета.

Фриш же, по-иному построив эксперимент, пришел к прямо противоположному выводу. В его опытах пчелам предлагалось на свету выбирать цветные (например, желтые) куски бумаги среди белых, черных и серых различных оттенков, чем уравнивалась интенсивность окраски подкрепляемых цветных и неподкрепляемых ахроматических бумаг. Пчелы безошибочно находили подкрепляемые сиропом желтые (или других цветов) квадратики из бумаги независимо от светлоты и насыщенности их окраски, оставляя без внимания ахроматические листы. Тем самым способность пчел к цветоощущению была доказана.

Ошибка Гесса заключалась в том, что он ставил опыты в биологически неадекватных для пчел условиях – в темноте. В этих условиях не могут проявиться те формы поведения, в которых цветоощущение играет какую-то роль, например при розыске кормовых объектов. Попав днем в темное помещение, пчела будет только искать выход из него. При этом она, естественно, устремится к более светлому отверстию независимо от цвета поступающих через него световых лучей. Таким образом, результаты, полученные Гессом, не могут свидетельствовать о наличии или отсутствии у пчел цветоощущения и поэтому не могут быть использованы для решения поставленного вопроса.

Здесь наглядно обнаруживается тот факт, что реакции животных на одни и те же внешние стимулы могут быть весьма различными в разных жизненных ситуациях и функциональных сферах. В данном примере пчелы в одной ситуации реагируют на цвета, в другой нет. Более того, в одном случае (в сфере пищевого поведения) пчелы реагируют только на цвет, в другом же (в сфере защитного поведения) – только на интенсивность освещения, совершенно игнорируя цветовой компонент. Все это свидетельствует об исключительной сложности экспериментального зоопсихологического исследования и важности создания биологически адекватных условий проведения опытов.

Конкретные методы зоопсихологических экспериментальных исследований отличаются большим разнообразием, хотя все они, как уже говорилось, сводятся к постановке перед животным определенных задач. Приведем лишь несколько основных методов.

Метод «лабиринта». Подопытному животному ставится задача нахождения пути к определенной, непосредственно не воспринимаемой им «цели», которой является чаще всего пищевая приманка, но может быть и убежище («дом») или другие благоприятные условия. При отклонении от правильного пути в отдельных случаях может применяться наказание животного. В простейшем виде лабиринт имеет вид Т-образного коридора или трубки. В этом случае при повороте в одну сторону животное получает награду, при повороте в другую его оставляют без награды или даже наказывают. Более сложные лабиринты слагаются из разных комбинаций Т-образных (или им подобных) элементов и тупиков, заход в которые расценивается как ошибки животного (рис, 1). Результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения «цели» и по количеству допущенных ошибок.

Метод «лабиринта» позволяет изучать как вопросы, связанные непосредственно со способностью животных к научению (к выработке двигательных навыков), так и вопросы пространственной ориентации, в частности роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных обобщений и др.

Рис. 1. Лабиринты: а – план первого лабиринта, применявшегося в зоопсихологических исследованиях (лабиринт Смолла); б – лабиринт из «мостиков»

Большинство перечисленных вопросов изучается также методом «обходного пути». В этом случае животному приходится для достижения «цели» обойти одну или несколько преград (рис. 2). В отличие от метода «лабиринта» животное в данном случае непосредственно воспринимает объект (приманку), на который направлены его действия уже в начале опыта. Учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения при поиске обходного пути вокруг преграды. В несколько измененном виде Л. В. Крушинский использовал метод «обходного пути» для изучения способности разных животных к экстраполяции. (Эти эксперименты будут описаны ниже.)

Рис. 2. Постановка опытов по методу «обходного пути» (по Фишелю)

Рис. 3. а – аппарат Йеркса для изучения оптического различения у мелких животных; б – экспериментальное приспособление для изучения цветоразличения у рыб; прикорм находится только в кормушке определенного цвета (опыты Фишеля)

Дифференцировочная дрессировка направлена на выявление способности подопытного животного к различению одновременно или последовательно предъявляемых объектов и их признаков (рис. 3). Выбор животным одного из попарно (или в большем числе) предъявляемых объектов вознаграждается (положительная дрессировка), в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора наказывается неправильный (положительно-отрицательная дрессировка). Последовательно уменьшая различия между признаками объектов (например, их размеры), можно выявить пределы различения (дифференцировки). Таким образом, можно получить сведения, характеризующие, например, особенности зрения у изучаемого вида животных (его остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм и т.п.).

зоопсихология рефлекс филогенетический нервный

Суть метода состоит в проверке научной гипотезы с помощью контролируемых условий деятельности испытуемого. При проведении эксперимента могут применяться различные приспособления, аппараты и установки, соответствующие и не соответствующие естественным условиям обитания животных. Для фиксации данных могут применяться различные устройства.

Основные принципы эксперимента: контролируемость условий и поведения испытуемого (организовать ситуацию так, чтобы свести к минимуму непредвиденные реакции животных, при их возникновении они фиксируются в протоколе и используются для интерпретации полученных данных), наличие специально разработанной процедуры проведения эксперимента и фиксации данных (последовательность всех событий и действий, описание фиксируемых форм поведения и способ фиксации), возможность повторения эксперимента с этими же или другими животными и другим экспериментатором (предоставление методики и результатов в таком виде, чтобы он был однозначно понят любым другим исследователем), объективность (точная фиксация и непредвзятая интерпретация поведения животного вне зависимости от его соответствия гипотезе).

При проведении эксперимента необходимо выполнять следующие правила:

  • · обязательное использование наблюдения и данных наблюдения при анализе результатов;
  • · обеспечение мотивации испытуемого, адекватной гипотезе исследования (чаще используется частичная депривация потребностей или предъявление стимула, автоматически вызывающего у животного необходимую мотивацию);
  • · выбор экспериментальных методик, адекватных выдвигаемой гипотезе и психическим особенностям испытуемого.

Виды эксперимента и типы методик.

1) Лабораторный эксперимент.

Проводится в условиях специально оборудованного помещения и предполагает строгий контроль всех условий и поведения испытуемого. Результаты имеют высокую степень достоверности, но требуют уточнения с помощью дополнительных исследований из-за несоответствия ситуации эксперимента естественным условиям.

Типы методик.

А) Лабиринтные методики.

Лабиринт - специальным образом ограниченное пространство, в котором есть вход (начало движения животного или объекта, который необходимо достать из лабиринта), более одного возможных путей движения, из которых только один правильный(или несколько при выборе стратегий следования). Суть методики заключается в том, что животное не может непосредственно получить подкрепление (обнаружить приманку, выход из замкнутого пространства и т.п.) и должно самостоятельно найти верный путь к нему. Животное может не воспринимать подкрепление непосредственно или воспринимать, но не знать путь к нему. Лабиринты используются для изучения процессов научения, памяти, мотивации и ориентировочно исследовательской деятельности.

Лабиринты классифицируются по сложности на простые (имеют 2 пути, один из которых правильный; их форма T- или Y-образная) и сложные (имеют несколько путей и несколько тупиков, из которых один или несколько правильных), по способу действия животного в лабиринте на локомоторные (животному надо передвигаться; бывают наземные, воздушные, водные, комбинированные) и манипулятивные (необходимо передвигать приманку с помощью собственных и дополнительных средств; используется для животных, обладающих способностью к манипулятивной и орудийной деятельности).

Б) Проблемная клетка или проблемный ящик.

Животное должно найти выход из замкнутого пространства (проблемная клетка) или достать приманку из ящика (проблемный ящик), последовательно открывая запоры или преодолевая препятствия. Используется для изучения направленности действий животных, способности к анализу условий и их изменений вследствие собственных действий, научения, памяти, мотивации и т.п.

В) Обходной путь.

Животное воспринимает приманку, которую невозможно достать, т.к. она отделена преградой. Чтобы достать ее животное должно обойти преграду, т.е. сначала удалиться от приманки. Сюда же относят задачи на экстраполяцию (предвидение траектории движения объекта за преградой). Выделяют 3 основных типа: локомоторные (животное передвигается относительно преграды), манипулятивные (животное передвигает приманку относительно преграды) и комбинированные.

2) Естественный эксперимент.

Отличается от лабораторного тем, что животное находиться в естественной обстановке и осуществляет свою естественную деятельность по удовлетворению актуальных потребностей. При этом экспериментатор вносит контролируемые изменения, осуществляет направленное воздействие на поведение животного, производит фиксацию поведенческих реакций. Достоинством является то, что исследуется целостное поведение животного, соответствующее естественным потребностям и видотипичным особенностям испытуемого.

Типы методик.

А) Методика открытого поля.

Используется для изучения ориентировочно-исследовательского и территориального поведения. Открытое поле - ограниченное, первоначально незнакомое для испытуемого пространство, в которое выпускается животное (или несколько) на определенное время. Исследуются стратегии освоения нового пространства и реакции животных на изменение обстановки. Основной метод регистрации - сплошное или выборочное протоколирование с повременной регистрацией активности животного, часто с использованием графических схем пространства и фиксацией траектории передвижения испытуемого. пространство может быть поделено на квадранты. Вариантом методики открытого поля может служить максимально приближенная к естественным условиям обитания организация пространства, которое животное воспринимает как естественное, а со стороны экспериментатора контролируются необходимые для изучения параметры.

Б) Использование модификаций лабораторных методик в естественной среде.

В естественную (или ту, которую животные освоили как естественную) среду обитания экспериментатор вносит изменения, которые полностью повторяют или моделируют условия лабораторных методик. Чаще всего используются различные варианты проблемных ящиков и обходных путей: запрятывание, подвешивание и т.п. приманки, изменение привычных условий на маршрутах передвижения животных, внесение новых или удаление привычных компонентов окружающей среды. Этот тип естественного эксперимента позволяет с большой достоверностью прогнозировать реальную мотивацию животных и получать достоверные научные данные.

В) Моделирование естественной деятельности в условиях неволи.

В условиях клеточного или вольерного содержания конструируются различные приспособления, с которыми животные должны взаимодействовать для добывания пищи, доступа к объектам манипулирования и т.п. Животное может само выбирать режим деятельности, время и интенсивность ее осуществления.

3) Формирующий (обучающий) эксперимент.

Моделируется и изучается процесс формирования новой формы поведения. Это может быть образование навыка разной степени сложности, от простых условно-рефлекторных реакций до сложнейших цепочек операций, или нахождение решения в новой ситуации без предварительного научения (интеллектуальное поведение). В формирующем эксперименте часто используются лабораторные методики, но предметом изучения является не результат, достигнутый животным, а сам процесс его получения. Может проводиться в лабораторных, приближенных к естественным или в естественных условиях.

Типы методик.

А) Классическое обуславливание (выработка условного рефлекса).

Животным сначала предлагается индифферентный (безразличный) раздражитель, на который есть только ориентировочная реакция, но который не вызывает никакого поведенческого ответа, после чего подается раздражитель (безусловный или ранее сформированный условный), на который уже есть поведенческий ответ. Моделируются отдельные механизмы (рефлекторные) или отдельные компоненты целостного поведения.

Б) Оперантное обуславливание (научение путем проб и ошибок).

Животное, имеющее определенную мотивацию, обследует помещение и производит различные действия, одно из которых является успешным и вознаграждается положительным подкреплением. Постепенно животное все чаще выполняет подкрепляемое действие, самостоятельно выделяя компоненты ситуации, которые служат условным стимулом. Т.о., животное само производит различные пробные движения или даже их последовательность выбирает(на основе сочетания с подкреплением) успешные и отсеивает неуспешные(ошибочные). Моделируется более сложное поведение, которое можно рассматривать как целостное и приближенное к естественному.

В) Дрессировка.

Новые поведенческие реакции животного вырабатываются под целенаправленным воздействием человека, который заранее знает, что и в ответ на какой стимул должно быть сформировано у животного. Дрессировщик последовательно подкрепляет правильные движения животного и отсеивает неправильные. Для самого животного смысл подобных реакций первоначально отсутствует, он образуется постепенно как способ получения подкрепления или избегания наказания.

Выделяют 3 этапа: наталкивание (дрессировщик побуждает животное произвести необходимое движение (или его первоначальный вариант), предваряя это движение сигналом, который затем станет командой; может использоваться ранее выработанный прием, который нужно изменить), отработка навыка (отсечение ненужных движений и такое изменение нужных, которое соответствует окончательному варианту), упрочение (закрепление навыка и его связь с командой). Основным способом выработки навыка является пошаговое подкрепление, при котором первоначально появляется общая схема движения, а затем из него все более точное его выполнение, за которое и следует подкрепление. Можно добиться весьма своеобразных (с точки зрения естественного поведения животных) двигательных координаций у животного.

Г) Дифференцировочное научение.

Животное обучают методом классического или оперантного обуславливания различать два предъявляемых стимула, только один из которых подкрепляется (отрицательно или положительно). В результате на один из стимулов ориентировочная реакция угашается, а другой становится условным стимулом для необходимой ответной реакции.

Преимущества экспериментальных методов: точность, применение разработанных и апробированных приспособлений и процедур, относительная однозначность получаемых данных, возможность количественной и качественной обработке результатов, возможность повторения эксперимента и проверки результатов.

Ограничения экспериментальных методов: искусственность по сравнению с естественным поведением животного, вычленение отдельных поведенческих проявлений без взаимосвязи с их общей жизнедеятельностью, трудность установления подлинности мотивации животного и проектирования всех возможных способов его поведения.

Зоопсихология исходит в своем научном поиске из того, что основой и источником психического отражения является у животных их поведение, «животная практика». Качественное различие между последней и практикой человека заключается в том, что животные не поднимаются выше уровня общей приспособительной предметной деятельности, в то время как у человека решающее значение имеет недоступная животным высшая, продуктивная форма предметной деятельности – труд. Вместе с тем психологический анализ конкретных форм двигательной активности животных, структуры их действий, актов их поведения, направленных на отдельные компоненты среды, дает четкое представление о тех или иных психических качествах или процессах.

Конкретно психологический анализ поведения животного осуществляется зоопсихологом путем детального изучения движений подопытного животного в ходе решения определенных задач. Эти задачи ставятся так, чтобы по движениям животного можно было с наибольшей точностью судить об изучаемом психическом качестве. Одновременно должны учитываться физиологическое состояние животного, внешние условия, при которых проводится опыт, и вообще все существенные факторы, способные оказать влияние на результат эксперимента.

Важную роль играют в зоопсихологических исследованиях и наблюдения за поведением животного в естественных условиях. Здесь важно проследить изменения, наступающие в поведении животного при тех или иных изменениях в окружающей среде. Это позволяет судить как о внешних причинах психической деятельности, так и о приспособительных функциях последней. Как в лабораторных, так и в полевых условиях высокоразвитая наблюдательность исследователя является важнейшим залогом успеха его работы.

Хотя изучение структуры поведения животного предполагает в первую очередь качественную оценку его активности, немалое значение имеют и точные количественные оценки в зоопсихологических исследованиях. Это относится к характеристике как поведения животного, так и внешних условий (параметров среды).

Конкретные методы зоопсихологических экспериментальных исследований отличаются большим разнообразием, хотя все они, как уже говорилось, сводятся к постановке перед животным определенных задач. Приведем лишь несколько основных методов.

1. Метод «лабиринта». Подопытному животному ставится задача нахождения пути к определенной, непосредственно не воспринимаемой им «цели», которой является чаще всего пищевая приманка, но может быть и убежище («дом») или другие благоприятные условия. При отклонении от правильного пути в отдельных случаях может применяться наказание животного. В простейшем виде лабиринт имеет вид Т-образного коридора или трубки. В этом случае при повороте в одну сторону животное получает награду, при повороте в другую его оставляют без награды или даже наказывают. Более сложные лабиринты слагаются из разных комбинаций Т-образных (или им подобных) элементов и тупиков, заход в которые расценивается как ошибки животного (рис, 1). Результаты прохождения животным лабиринта определяются, как правило, по скорости достижения «цели» и по количеству допущенных ошибок.

Метод «лабиринта» позволяет изучать как вопросы, связанные непосредственно со способностью животных к научению (к выработке двигательных навыков), так и вопросы пространственной ориентации, в частности роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, способности к переносу двигательных навыков в новые условия, к формированию чувственных обобщений и др.

Рис. 1. Лабиринты: а – план первого лабиринта, применявшегося в зоопсихологических исследованиях (лабиринт Смолла); б – лабиринт из «мостиков»

2. Большинство перечисленных вопросов изучается также методом «обходного пути». В этом случае животному приходится для достижения «цели» обойти одну или несколько преград (рис. 2). В отличие от метода «лабиринта» животное в данном случае непосредственно воспринимает объект (приманку), на который направлены его действия уже в начале опыта. Учитываются и оцениваются скорость и траектория передвижения при поиске обходного пути вокруг преграды.

3. Дифференцировочная дрессировка направлена на выявление способности подопытного животного к различению одновременно или последовательно предъявляемых объектов и их признаков. Выбор животным одного из попарно (или в большем числе) предъявляемых объектов вознаграждается (положительная дрессировка), в других случаях одновременно с подкреплением правильного выбора наказывается неправильный (положительно-отрицательная дрессировка). Последовательно уменьшая различия между признаками объектов (например, их размеры), можно выявить пределы различения (дифференцировки). Таким образом, можно получить сведения, характеризующие, например, особенности зрения у изучаемого вида животных (его остроту, цветоощущение, восприятие величин и форм и т.п.).

Этим же методом изучаются процессы формирования навыков (в частности, на различные сочетания раздражителей), память животных (путем проверки сохранения результатов дрессировки спустя определенный промежуток времени), способность к обобщению. В последнем случае, как правило, постепенно увеличивают несходство последовательно предъявляемых объектов (фигур), выявляя способность животного ориентироваться по отдельным общим признакам этих объектов.

4. Вариантом дифференцировочной дрессировки, применимым лишь к высшим животным, является метод «выбора на образец». Животному предлагается произвести выбор среди ряда объектов, руководствуясь образцом, который показывается ему непосредственно экспериментатором или в специальном аппарате. Правильный выбор подкрепляется. Этот метод применяется преимущественно также для изучения сенсорной сферы животных.

5. Метод «проблемной клетки» (ящика). Перед животным ставится задача или открыть для себя выход из клетки, приводя в действие различные приспособления (рычаги, педали, затворы и т.п.), или же, наоборот, проникнуть в клетку, где находится подкорм, отмыкая запирающие устройства. Иногда применяются и небольшие ящики или шкатулки с затворами, отмыкание которых дает подопытному животному доступ к корму. При более сложной постановке эксперимента все механизмы и устройства действуют лишь в строго определенной последовательности, которая должна усваиваться и запоминаться животным. Этим методом исследуются сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. Особенно удобно применять этот метод, естественно, для изучения животных с развитыми хватательными конечностями – крыс, енотов, обезьян и др. Это относится и к постановке экспериментов, в которых животным приходится пользоваться орудиями для достижения прикорма. Эти эксперименты также служат преимущественно для выявления высших психических способностей животных.

Элементы орудийных действий отчетливо выступают уже в опытах с применением привязанной к веревке приманки; животное может овладеть кормовым объектом, лишь притянув его за веревку к себе. Усложняя ситуацию различными сочетаниями веревок и варьируя их взаимное расположение, можно получить ценные данные не только об эффекторных, но и о сенсорных (зрительных и осязательных) компонентах интеллекта животных.

Чаще всего в качестве орудия в экспериментах применяются палки (простые или составные), с помощью которых животные (обычно обезьяны) могут придвинуть к себе или сбить кормовой объект. Широко применяются в опытах с обезьянами (особенно человекообразными) ящики и другие предметы, из которых они должны соорудить «пирамиды» для доставания высоко подвешенного плода. И в этом случае наибольшее значение имеет анализ структуры предметной деятельности животного в ходе решения задачи.

Наряду с такими более или менее сложными экспериментами большую роль играет в зоопсихологических исследованиях анализ обычного, неподкрепляемого манипулирования различными предметами. Такие исследования позволяют судить об эффекторных способностях животных, их ориентировочно-исследовательской деятельности, игровом поведении, способностях к анализу и синтезу и др., а также проливают свет на предысторию трудовой деятельности человека.

Во всех зоопсихологических исследованиях широко применяется фото- и киносъемка, звукозапись и другие средства фиксации поведения животных. Однако никакие технические средства не могут заменить зоркий глаз исследователя и живой человеческий ум, от которых в первую очередь зависит успех в работе с животными.

Тема №1 Предмет задачаи и методы зоопсихологии. Взаимосвязь с другими науками.doc

Предмет, задачи и методы зоопсихологии. Взаимосвязь зоопсихологии с другими науками. Зоопсихология и этология.

План:


  1. Зоопсихология как наука. Предмет и объект зоопсихологии.

  2. Методы зоопсихологии.

  3. Значение и роль зоопсихологии в системе наук.

  4. История развития зоопсихологических знаний.

Дидиктические единицы: Эволдюция психики, эволюция психики человека в филогенезе.

Зоопсихология – наука, занимающаяся изучением психической деятельности животных во всех ее направлениях. Современная зоопсихология – изучает поведение животных на основе нескольких компонентов:

1. Наблюдение за животным в естественных условиях;

2. Экспериментальный подход, который предполагает постановку поведенческого эксперимента в стандартных условиях, с использованием стандартных тестов и статистического анализа поведения животных.

^ Предмет зоопсихологии можно определить как предмет науки о проявлениях, закономерностях и эволюции психического отражения на уровне животного, о происхождении и развитии в онто – и филогенезе психических процессов у животных и о предпосылках и предыстории человеческого сознания. Кроме того, предметом зоопсихологии является происхождение и развитие психической деятельности у животных, а как следствие этого – предпосылки возникновения и развития человеческого сознания. Говоря о предмете зоопсихологии, Вагнер считал, что зоопсихология является частью сравнительной психологии, где в качестве второй составной частью включает в себя психологию человека. Сравнительная психология – это наука о закономерностях происхождения и развития психики животного и человека и выявления различий в их психической деятельности.

^ Объектом зоопсихологии является поведение животных. Кроме зоопсихологии, поведение животных изучают и другие науки, например этология, нейрофизиология, физиология ВНД.

Под поведением животных понимается совокупность проявлений внешней, преимущественно двигательной активности животного, направленной на установление жизненно необходимых связей организма со средой. Ученый – зоопсихолог изучает весь комплекс проявлений поведения и психической деятельности животного, рассматривая процесс психического отражения как продукт его внешней активности.

Рассматривая объект зоопсихологических исследований – поведение животных, следует указать на то, что зоопсихология в отличие от классической психологии, где всего один объект исследований – человек, имеет огромное количество объектов, число которых достоверно до сих пор неизвестно. Ежегодно в мире описывается сотни новых видов животных. Каждый вид имеет свои биологические, а соответственно и психологические особенности, поэтому для создания полной более или менее базы зоопсихологических данных надо тщательно исследовать хотя бы по одному представителю семейства, а в лучшем случае и рода. Однако современные зоопсихологи далеки от этой цели, так как обстоятельно и достоверно изучены только несколько десятков видов насекомых, рыб, птиц и млекопитающих, а о поведении подавляющего большинства видов имеются лишь обрывочные сведения.

^ Методы зоопсихологии.

Психологический анализ поведения животных осуществляется во время подробного изучения движений подопытного животного в процессе решения конкретных задач. Задачи следует подбирать таким образом, чтобы по движениям животного наиболее точно можно было судить о конкретном психическом качестве. Нельзя забывать и о физиологических состояниях животного, условиях проведения опыта, а также о любых внешних факторах, способных исказить чистоту эксперимента. Необходимо также использовать непосредственные наблюдения за поведением животных в естественных условиях.

Методы зоопсихологических исследований разнообразны, но все они в целом сводятся к постановке перед животным определенных задач.


  1. ^ Метод лабиринта. Основная задача для животного – найти путь к цели, которая непосредственно им не воспринимается. Конечной целью может служить как пищевая приманка, так и убежище, половой партнер. В случае заметного отклонения от цели может применяться наказание животного. Самый простой лабиринт имеет вид Т – образного коридора или трубки. При правильном выборе поворота, животное получает награду, при неправильном – наказывается. Могут быть и более сложные лабиринты. Результаты животного оцениваются по числу совершенных им ошибок и скорости достижения конечной цели. С помощью данного метода изучают такие вопросы как способность животного к научению, проблемы пространственной ориентации, в частности, роль кожно-мышечной и других форм чувствительности, памяти, формирование чувственных обобщений.

  2. ^ Метод обходного пути – здесь для достижения цели необходимо обойти одну или несколько преград. В отличие от метода лабиринта, конечная цель непосредственно воспринимается объектом на протяжении всего пути. При оценке учитываются скорость и траектория движения животного при обхождении преграды.

  3. ^ Метод дифференцировочной дрессировки – направлен на выявление способности животного к различению нескольких объектов или признаков. Правильный выбор вознаграждается, в случае ошибки применяется наказание. Постепенно уменьшая различия между объектами, можно выявить пределы их дифференцировки теми или иными животными. С помощью этого метода можно получить сведения, характеризующие особенности зрения у животных изучаемого вида. Данный метод применяется для изучения процессов формирования навыков, памяти, способности к общению.

  4. ^ Метод выбора на образец – животному предлагается сделать выбор среди различных объектов, ориентируясь на определенный образец. Правильный выбор вознаграждается. Метод используется для изучения сенсорной сферы животных.

  5. ^ Метод проблемного ящика (клетки) – в процессе эксперимента животное должно с помощью различных приспособлений (рычаги, педали, щеколды) выйти из закрытой клетки или, напротив, проникнуть в нее. Иногда применяются запертые шкатулки, внутри которых лежит лакомство. Эксперимент можно усложнить – в этом случае запоры открываются в определенной последовательности, которую животное должно выучить. С помощью этого метода исследуется сложные формы научения и моторные элементы интеллектуального поведения животных. Чаще всего он используется при изучении поведения животных с развитыми хватательными конечностями, например, крыс, обезьян, енотов. Эксперименты служат в первую очередь для выявления высших психических способностей животных.
В ряде экспериментов изучается применение животными (особенно обезьянами) разных типов орудия. Например, с помощью палки животное должно подтянуть к себе лакомство, отодвинуть задвижку, привести в действие какой – либо механизм.

Кроме этого, в зоопсихологических исследованиях применяется анализ обычно манипулирования различными предметами, не подкрепляемый никакой наградой. Изучение такого поведения позволяет делать выводы об игровом поведении животных, ориентировочно – исследовательской деятельности, способностях к анализу и синтезу и некоторых других факторах, позволяющих пролить свет на ранние стадии эволюции человека.

^ Значение зоопсихологии.

Данные, полученные в ходе зоопсихологических исследований, важны для решения коренных проблем психологии, в частности, для выявления корней психологической деятельности человека, закономерностей происхождения и развития его сознания. В детской психологии зоопсихологические исследования помогают выявить биологические основы психики ребенка, его ее генетические корни. Зоопсихология вносит свой вклад и в педагогическую психологию, так как общение детей с животными имеет большое воспитательное и познавательное значение (олигофрения, ДЦП – лошади, аутизм, индиго - дельфины). В медицинской практике исследования расстройств психической деятельности животных помогает изучать и лечить болезни людей. Применяются данные зоопсихологии и в сельском хозяйстве, звероводстве, охотничьем хозяйстве. Благодаря зоопсихологическим исследованиям становится возможным подготовить эти отрасли ко все возрастающему воздействию на естественную среду. Так, в звероводстве с помощью данных о поведении животных можно уменьшить стресс животных при в клетках и загонах, увеличить продуктивность, компенсировать различные неблагоприятные условия. Данные зоопсихологии необходимы и в антропологии, особенно при решении проблемы происхождения человека. Изучение поведения высших приматов, данные о ВПФ животных крайне важны для выяснения биологических предпосылок о основ антропогенеза, а также для изучения предыстории человечества и зарождения трудовой деятельности, общественной жизни и членораздельной речи.

^ История зоопсихологии.

В настоящее время зоопсихология переживает период активного развития. Традиционно принято разделять историю зоопсихологии на два периода: 1. до создания Ч.Дарвина эволюционного учения в 1859г.

2. период после Ч.Дарвина

Одним из основных вопросов, который занимал умы исследователей античности, был вопрос о том, существуют ли различия между сложной деятельностью животных и разумной деятельностью человека. Именно по этому поводу происходили первые столкновения философских школ. Древнегреческий философ Эпикур (341-270г.до н.э.)и его последователи (Лукреций (5в. До н.э. «О природе вещей») утверждали, что животное также как и человек, обладает душой, но при этом со своей определенностью отстаивали положение о материальности такой души.

^ Сократ (470-399г. до н.э.) и Платон (427-347 г. до н.э.) рассматривали душу как божественное явление, не связанное с телом. Души человека и животных различны, так как душа человека обладает чисто мыслительной силой. Животным же присуща только низшая форма души- побуждение, влечение. Позднее на основе этого учения были сформированы первые представления об инстинктах.

Аристотель (485-423 г. до н.э. «О душе») считал, что только душа оживляет тело, но лишь тело способно к чувственным впечатлениям и влечениям. В отличие от человека, наделенного разумом, способностью к познанию и свободной волей, у животных имеется лишь сметная «чувственная душа». Однако Аристотель делал оговорку для млекопитающих, считая, что все животным с красной кровью (у кузнечика – белая, у лобстера - голубая) и рождающим живых детенышей присуще те же пять чувств, что и человеку. Уникальность учения Аристотеля в том, что при изучении поведения животных он опирался на конкретные наблюдения (активность муравьев зависит от освещения, птенцы иначе поют если их отлучить от родителей).

Ж.О.Леметтри (1709-1751)считал, что инстинкты представляют собой совокупность движений, выполняемых животными вынужденно, вне зависимости от размышления и опыта. Инстинкты направлены в первую очередь на выживание вида и имеют строгую биологическую приспособленность.

Э.Б.Кондильяк (1715-1780 «Трактат о животных»)считал, что инстинкты произошли из разумных действий путем постепенного выключения сознания, то есть в основе любого инстинкта лежит разумное деятельность, которая за счет постоянных упражнений переродилась в привычку, а затем в инстинкт.

^ Ж.Л Бюффон (1707-1788) доказал, что многим поступкам животных нельзя подобрать адекватные «человеческие объяснения». Он считал, что животным свойственны разные формы психической деятельности, например, ощущения и привычки, но не понимание смысла своих действий. Кроме того, животное способно общаться, но их язык выражает лишь чувственные переживания.

Ж.Б.Ламарк (1744-1829 «Философия зоологии») полагал, что внешняя среда действует на животный организм опосредованно, путем изменения поведения животного. В результате этого воздействия возникают новые потребности, которые в свою очередь влекут за собой изменения в строении организма путем большего упражнения одних и неупражения других органов.

^ Ч. Дарвин (1809-1882) использовал сопоставление инстинктов у животных и человека, пытаясь на базе этого сопоставления доказать общность их происхождения. Он отделял разумные действия, связанные с опытом, от инстинктивных действий, предаваемых по наследству. Дарвин также подчеркивал и большую роль естественного отбора в формировании инстинктов. Но он в своих исследованиях уделял мало внимания индивидуальному научению, так как не признавал его существенного значения для исторического процесса становления инстинктивного поведения. В своих трудах «Происхождение видов» и «Выражение эмоций у человека и животных» он классифицировал инстинкты также, как системы органов животных, подчеркивая, что естественный отбор сохраняет полезные изменения врожденного поведения и упраздняет вредные.

Эволюционное учение Дарвина было положительно воспринято немецким биологом Э.Геккелем (1834-1919), английским биологом и педагогом Т.Г.Гексли (1825-1895), немецким физиологом, психологом и философом В.Вундтом (1832-1920) и многими другими.

^ Зоопсихология в России.

Одним из крупных российских эволюционистов был профессор Московского университета К.Ф.Рулье (1814-1858) доказывал, что инстинкты являются неотъемлемой частью жизнедеятельности животных и их следует изучать наравне с анатомией, физиологией и т.д. Особенно он подчеркивал взаимосвязь инстинктов со средой обитания животных. В качестве примера сложного инстинкта, изменяющегося на протяжении всей жизни животного, Рулье приводил перелеты птиц. Вначале птицы летят только в силу инстинктивных процессов, которые они усвоили еще от родителей, и, ориентируясь, на взрослые особи в стае, улетая еще до наступления холодов, но постепенно, накапливая опыт и знания, уже сами могут вести за собой птиц.

^ В.А Вагнер (1849-1934 «Биологические основания сравнительной психологии») основываясь на полевых и экспериментальных данных дал глубокий анализ проблеме инстинкта и научения. Его эксперименты затрагивали как позвоночных, так и беспозвоночных, что позволило ему сделать выводы о возникновении и развитии инстинктов в разных филогенетических группах. Он пришел к выводу, что инстинктивное поведение животных возникало в результате естественного отбора под воздействием внешней среды и что инстинкты нельзя считать неизменными., то есть инстинктивная деятельность – это развивающаяся пластическая деятельность, подверженная изменениям под действием внешних факторов среды.

^ Севрецев А.Н . (1866-1938 «Эволюция и психика», «Главные направления эволюционного процесса») анализировал принципиальное различие изменчивости инстинктивного поведения и приобретенного поведения.

К.Э.Фабри (1923-1990) изучал онтогенез поведения и психики животных, эволюции психики, психической деятельности приматов, этологических и биопсихологических предпосылок антропогенеза. Разработал курс