Что знает наука о смерти. Душа после смерти - научные факты, доказательства и реальные истории

Что знает наука о смерти. Душа после смерти - научные факты, доказательства и реальные истории

Смерть всегда являлась одной из основных тем религиозных практик, философии, медицины и искусства. Все они обращаются к специфическим особенностям процесса умирания и тому загадочному, мистическому состоянию, которым характеризуется приход смерти, для придания значимости вечным темам: понятию судьбы, существованию Бога, поискам своего места в жизни и так далее. Даже такой раздел медицинского знания, как танатология, посвящен скорее философским или политическим дискуссиям по поводу границы так называемой клинической смерти и определению рубежа, за которым заканчивается жизнь и начинается смерть, чем собственно медицинским вопросам. Психологию смерть интересует с точки зрения влияния на жизненный стандарт отдельного индивида, хотя Фрейд, стоящий в этом случае особняком и являющийся здесь скорее философом или социальным мыслителем, говорит о влечении к смерти как особом стремлении восстановить первоначальное неорганическое состояние организма. Однако нужна ли смерть социальной науке как отдельной гуманитарной отрасли?

В западной социологии (как это видно, например, из интервью с антропологом Сергеем Каном) применяется термин death studies - «наука о смерти». Это некая совокупность гуманитарного знания, касающегося тематики смерти и умирания. С этой позицией перекликается название статьи в журнале Naked Science - «Смерть как наука», собственно, как и позиция , высказываемая ее авторами. Создатель первого в России журнала по death studies «Археология русской смерти» Сергей Мохов предлагает выделять отдельную дисциплину - некросоциологию, которая изучала бы смерть как то, что влияет на фактическую жизнь общества. То есть изучала бы те аспекты, которые не поддаются нашему непосредственному наблюдению при нашей жизни, но являются результатом наблюдения за тем, как это происходит с другими. Российский исследователь Дмитрий Рогозин говорит о социологии смерти как об отрасли, изучающей человеческие реакции на смерть: «как и что люди думают о смерти».

Здесь надо сказать, что тема смерти как нечто отличное от других проблем, интересующих социальные науки, впервые появляется в работе исторического антрополога Филиппа Арьеса «Человек перед лицом смерти», изданной в 1977 году. В ней исследователь представляет историю ментальностей народов, групп и отдельных людей с точки зрения их представлений о смерти и умирании, а также обрядовых практик. Несмотря на то что данное исследование грешит претенциозным подходом (рассматриваются только теории, удобные автору) и избирательным цитированием, работа Арьеса породила «волну откликов не только в виде критики его построений, но и в виде новых исследований, посвященных теме восприятия смерти и загробного мира». По словам отечественного культуролога Арона Гуревича, работы Арьеса вызвали «мощный взрыв интереса к проблеме „смерть в истории“, который выразился в потоке монографий и статей, в конференциях и коллоквиумах». С этого момента западные представители death studies - вместе с ростом интереса политиков и различных ученых к людям, «близким к смерти» (пожилые, смертельно больные, представители профессий, связанных с риском внезапной смерти) - эксплуатируют идею «смерти в жизни». Это то, что может нам сказать о жизни в социуме и о самом социуме больше самой жизни.

Автор недавно изданной книги (М.: «Новое литературное обозрение», 2015) «Смерть в Берлине. От Веймарской республики до разделенной Германии» (пожалуй, первой переводной монографии в этой области) Моника Блэк задается следующими вопросами: что люди делали, когда соприкасались со смертью? что люди думали (если думали) о загробной жизни? и что вообще для них есть смерть? Исследователь старается через эти три аспекта докопаться до фундаментальных уровней взаимодействия между людьми, где деятельность регулируется мотивами, не имеющими связи со словами и внешними идеями, формулируемыми социумом. Все сделанное таким образом чаще всего не может быть сказано вслух участниками взаимодействия, но может с легкостью быть ими воспроизведено. Описанная таким образом картина жизни Берлина и Германии в целом в поразительно изменчивые для страны годы показывает «особость» немцев в их представлении о самих себе как о культурной нации, носителях пресловутой европейской Zivilisation. Отделяя себя через попытки сохранения «правильных» ритуальных практик от остального мира, немцы заготавливают себе потенциал для будущего восстановления страны после двух мировых войн и переустройства европейского порядка. Так, важной практикой являлось погребение отдельного тела в отдельном гробу: примечательны описанные в книге случаи, когда жители Берлина, уже захваченного советскими войсками, жертвовали едой и основными удобствами ради того, чтобы достать приличный гроб для каждого погибшего. Этот подход контрастировал с практиками погребения, например, в братских могилах, существовавших в советских подразделениях, которые находились в городе. Автор вслед за берлинцами мягко удивляется такому подходу, присоединяя себя к условно «культурным» нациям.

Что может дать такое направление отечественной науке? Безусловно, смерть, если говорить о ней открыто, является общим местом российского историко-антропологического дискурса, независимо от той конкретной темы, что берется в качестве объекта исследования. Гражданская война, репрессии, Великая Отечественная война, институт концентрационных лагерей и ГУЛАГ являются возможными темами для исследований современных некросоциологов. Наряду с этим несомненный и даже более значимый интерес представляют современные российские практики умирания и подготовки к смерти. Социальные нормы, поведение родственников, забота о близких в этом процессе - это то, что может интересовать отечественную науку. Говоря проще, в современном российском дискурсивном поле существует специальный, слабо поддающийся анализу и малоартикулируемый мир смерти, существующий параллельно с миром жизни, со своими правилами и особенностями.

Естественно, все эти вопросы можно рассматривать сугубо с позиции социальной антропологии: есть племя (общество, социум), у него есть определенные обряды перехода, в том числе ритуалы, связанные со смертью; мы их изучим и сможем что-то понять о социальных нормах и институтах этого племени. Это, в свою очередь, даст нам кальку, шаблон для понимания нашего общества. Тем не менее социологический подход к изучению мортальной тематики дает более широкий набор конкретных исследовательских практик.

Здесь есть определенные сложности - в первую очередь затрудненный доступ к полю. Мортальность - табуированная тема в российском социуме: предсмертные практики, уход за умирающими, сознание самой смерти в зеркале повседневной жизни до последних лет не попадали в поле зрения официальной науки. Хосписы, интернаты для престарелых, частные квартиры с парализованными родственниками - это так называемые сложные социальные поля, с доступом к которым могут возникнуть как минимум административные проблемы, не говоря уже об этических рамках исследователя. Общение с работниками кладбищ, которых людская молва (часто небезосновательно) связывает с криминалом, может закончиться для исследователя неудачей. Некросоциология - тяжелая работа по анализу труднодоступной или даже закрытой информации; работа некросоциолога отличается, например, от работы военного журналиста, который снимает серию фотографий о смерти военнослужащих в горячей точке, или от деятельности священника, который читает проповедь о воскресении из мертвых на пасхальной службе. У социолога, как и у священника и корреспондента, есть право на собственный взгляд на объект, но это не догма и не профессиональная инструкция. Доля беспристрастности и стремление к неангажированности накладывает жесткие ограничения на его работу.

Этот момент хорошо иллюстрируют темы двух вышедших номеров упоминавшейся «Археологии русской смерти». Большинство статей посвящены анализу печатных и других источников, изучению символического пространства кладбищ - собственно, проблемам грядущей некросоциологии, и только один материал «снят» с непосредственного разговора о смерти и посвящен похоронно-поминальным причитаниям отдельного района. Надо сказать, что, несмотря на это, разговор исследователя с респондентом, например, о зарплате последнего может оказаться несравнимо более сложной задачей, чем выяснение обстоятельств смерти его родственника. Все, что связано со смертью, в то же время является объектом купли-продажи, от ритуальных услуг до онлайн-игр. В отличие от коммерческого продукта, изучение смерти с социологической точки зрения выводит ее на чистую воду, представляя, скажем, последствия чернобыльской катастрофы для конкретных людей не просто как явление с физиологическими последствиями, но как моральную панику нового типа, страх смерти от доселе неизвестного источника, связанного с новыми механизмами наступления смерти.

В завершение нужно отметить, что личный опыт автора, который будет отражен в готовящихся работах, как и опыт команды исследователей, о котором говорит уже упомянутый социолог Дмитрий Рогозин, показывает, что в современной России люди все больше и чаще сами, первыми, готовы говорить о смерти, переводить ее в артикулируемое поле, обсуждать ее и «делиться» ею. Причина этого - также возможный предмет исследования.

Некромантия - это древнее искусство темной магии. С давних времен ее адепты внушали страх и благоговение толпе. Причина тому - их способность взывать к душам усопших и пользоваться их силой. И даже спустя многие столетия искусство некромантии не только не угасло, но даже окрепло, став основой для многих культов и сект.

Но давайте узнаем, насколько правдивы легенды о некромантах. Действительно ли черные маги способны управлять энергией других существ? И какая участь ждет того, кто посмел потревожить сон мертвых?

Воззвание к мертвой плоти

Первые некроманты появились на заре цивилизации. Ими были жрецы и шаманы, которые использовали кости и органы животных, чтобы заглянуть в будущее или узнать волю древних богов. Естественно, это были примитивные ритуалы, весьма далекие от настоящей магии. Однако даже тогда они пользовались большим спросом и уважением. Возьмем, к примеру, Древний Рим. В трудах историков детально описывается ритуал гадания на птичьих костях, который проводил их главный жрец. Без такого обряда не начинался ни один важный поход, и даже царь не мог оспорить его решения.

И подобных примеров в истории великое множество. Но больше всего поражает то, что подобные ритуалы практиковались многими древними цивилизациями. И это при том, что большинство из них были полностью изолированы и не могли перенять магические заклинания друг у друга.

Возвышение культа мертвых в древнем Египте

И все же родиной некромантии по праву считается Древний Египет. Здесь жрецы впервые осознали, насколько сильным может быть влияние мертвых на живых. Именно поэтому к смерти здесь относились с таким почтением и щепетильностью. Чего только стоят сами гробницы фараонов в пирамидах, приготовленные для их

Также египтяне первыми начали экспериментировать с мистическими ритуалами и заклинаниями. И если верить преданиям, то их труды увенчались большим успехом. Они не только смогли призвать души умерших, но и научились управлять их силой. Поэтому для этой цивилизации некромантия стала частью культуры и воспринималась как само собой разумеющиеся.

В конечном счете египтяне создали особый трактат, который назвали «Книгой мертвых». Это был четырехметровый свиток, сделанный из папируса. В нем древние жрецы записали часть своих знаний о мертвых и загробном мире. Следовательно, «Книга мертвых» - это первое известное человеку руководство по некромантии, сохранившиеся до наших дней.

Истоки слова «некромантия»

Но, несмотря на все труды египтян, само слово «некромантия» пришло к нам из Древней Греции, а означает оно Следовательно, именно эту страну необходимо считать отправной точкой, откуда по всему миру распространилась сия темная наука.

Что же касается религии самих эллинов, то они также верили в жизнь после смерти. Существует множество свидетельств того, что в Древней Греции существовали культы поклонения богу подземного царства и смерти Аиду. Его жрецы не только воздавали хвалу и преподносили жертвы своему божеству, но и проводили множество таинств и обрядов. К примеру, они часто использовали кости мертвых, дабы узнать как собственное будущее, так и судьбу всего государства.

Некромантия и христианство

С приходом христианства жизнь темных магов осложнилась. Ведь священники уверяли всех в том, что некромантия - это дьявольское учение, а все ее последователи продали сатане душу. Из-за этого учеников культа смерти начали активно преследовать и выдавать инквизиции, а у нее, как известно, разговор с такими людьми был весьма коротким.

Именно поэтому некроманты стали прятаться, практикуя свое искусство подальше от человеческих глаз. Благо их мастерство от этого только крепло, ведь реальная мистика не нуждается в общем одобрении. Ведь для адептов смерти куда важнее их собственные цели и стремления.

Некромантия сегодня

Времена церковных табу уже давно позади, и желающих познать тайны темного искусства уже не сжигают на кострах. Однако это не означает, что теперь реальная мистика ожидает людей на каждом шагу. Нет, в действительности все как раз-таки наоборот.

Даже сегодня истинные некроманты стараются избегать внимания со стороны простых смертных. Кто знает, возможно, причиной тому стала давняя привычка, или же за долгие года отрешенности они полюбили одиночество. Но факт остается фактом: некромантия - магия, живущая вдали от реального мира.

И все же это не означает, что все темные маги живут где-то в или в тайных пещерах и не появляются в обществе. Нет, многие из них - простые люди, ничем не выделяющиеся из толпы. Глядя на такого, и не скажешь, что он - адепт культа смерти. Но с приходом ночи их образ жизни в корне меняется.

Что такое некромантия и в чем ее суть?

Но давайте оставим историю позади и перейдем непосредственно к самой некромантии. В частности, поговорим о том, на что способны темные жрецы и какими делами они занимаются? Ведь только так можно познать суть этого мистического искусства.

Итак, прежде всего некромантия - это наука об энергии смерти. Следует заметить, что данный вид мистической силы витает не только вокруг усопших, но и возле живых. Ведь любое тело бренно, а значит, подвластно влиянию смерти.

И все же некроманту намного ближе мертвые, ведь именно с ними он проводит большую часть своего времени. Изучая древнее искусство, он учится управлять энергией смерти и подчинять себе души усопших. Это нужно для того, чтобы использовать их в собственных целях, ведомых только ему.

Например, некромант может воззвать к духу покойника и узнать обстоятельства его гибели. Или же, призвав сильного призрака, расспросить его о грядущих событиях. Возможно, некоторые читатели сейчас подумают: «А как это возможно, разве мертвые способны предрекать судьбу?» Что же, как уверяют сами некроманты, загробный мир живет по иным правилам, и время там течет совсем по-другому. Поэтому некоторые духи знают о событиях будущего, пускай и не слишком далекого.

Проще говоря, некромантия - это мистическая наука о мертвых. Изучив ее, человек становится более восприимчивым к влиянию загробного мира, что позволяет ему взывать к помощи мертвых. Именно в это и заключается суть некромантии.

или безвинная магия?

В современном обществе существует еще один устоявшийся стереотип: все некроманты - это прислужники дьявола. В целом в этом нет ничего удивительного, ведь специфика такой магии сама наталкивает на эту мысль, не говоря уже о том, что много столетий подряд об этом твердила церковь. Но действительно ли все адепты смерти исполняют волю лукавого?

Оказывается, сама по себе некромантия не является оружием зла. Да, она работает с мертвой энергией, но это еще не означает, что ее можно использовать только во вред людям. Существует множество примеров того, как некроманты помогали другим: снимали знаки «смерти», предостерегали от бед, защищали от воздействия злых сил и так далее.

И все же есть и плохие маги. К тому же адепты этой науки больше других подвержены искушению применить свои навыки в корыстных целях. Ведь, заглядывая в бездну, нужно помнить о том, что со временем и она начнет пристально смотреть на тебя.

Проклята ли душа некроманта?

Как христиане, так и мусульмане считают, что все темные маги попадают после смерти прямиком в ад. Ведь, согласно святому писанию, именно такое наказание полагается за чародейство и колдовство.

Вот только, как уверяют сами некроманты, их это правило не касается. Они верят в то, их дух останется в этом мире, прислуживая другим последователям культа смерти. А некоторые считают, что и вовсе смогут достигнуть бессмертия, увековечив свое тело или же переселив свою энергию в другого человека.

Но, как ни крути, считается, что душа некроманта все же проклята. Следовательно, дорога в рай ему закрыта навсегда.

Как стать некромантом?

Сейчас существует огромное количество книг и пособий о том, как стать на путь мага смерти. Увы, большинство из них написано лишь для того, чтобы собрать как можно больше денег с наивных читателей. Настоящая прикладная некромантия является скрытой наукой, а потому желающим ее постичь придется изрядно попотеть.

При этом человеку нужно будет найти себе наставника, который согласится обучить его основам темного искусства. Ведь если сунуться в мир мертвых без опытного проводника, то есть вероятность того, что обратного пути не будет. К сожалению, на воротах дома не написано, что здесь живет ведьма-некромант или повелитель душ, а значит, подобные поиски могут занять довольно долгое время.

Но, как говорит одна древняя мудрость: «Учитель появляется лишь тогда, когда ученик к этому готов». Поэтому человек, который действительно хочет научиться некромантии, обязательно найдет своего наставника.

Обряд посвящения

Поступив на обучение к мастеру, ученик должен будет пройти ряд испытаний, которые закалят его душу и тело. Это нужно для того, чтобы проверить решительность и настрой человека, а также убедиться в его моральной стойкости. Ведь в ходе обучения ему придется очень нелегко, и голоса мертвых еще не раз будут искушать его сладкими речами.

Именно поэтому в начале своего пути некроманты обучаются концентрации и повиновению. И только после того, как они пройдут все испытания, их посвятят в адепты культа мертвых.

Изучение искусства поднятия мертвых

Реальная мистика начинается с первых дней обучения молодого некроманта. Ведь отныне он имеет право присутствовать на всех ритуалах и обрядах, что проводит его мастер. И поверьте, от многих из них у нормального человека волосы встанут дыбом.

Ведь практически все магические заклинания некроманта требуют наличия останков мертвых. При этом существуют определенные законы, которые гласят: чем сильнее магия, тем выше должен быть уровень используемых в ней материалов. Например, если для малых чар подойдут кости любого животного, то для ритуалов высшего порядка наличие человеческих останков обязательно.

Еще одной преградой на пути к достижению магических высот может стать сложность заклинаний и обрядов. Так, некроманту нужно выучить не только слова силы, но и то, как правильно рисовать различные пиктограммы и руны. Ведь малейшая неточность приведет к устрашающим последствиям, которых потом уже не исправить.

Магический артефакт

Взаимодействие с мертвыми забирает у некроманта много духовной силы. Поэтому они использую особые предметы - артефакты, способные облегчить эту задачу. Где же они их берут?

Зачастую артефакты передаются от одного мага к другому, и чем старше они становятся, тем больше их сила. Также некоторые волшебные предметы создают сами колдуны с помощью специальных обрядов и заклинаний. Например, если продержать обычное зеркало над покойником в течение суток, оно впитает часть его души. После этого некромант сможет взывать к ней в любое время, и та будет обязана ему отозваться.

Однако наибольшей силой обладают те артефакты, что пропитаны энергией смерти. Такие предметы можно найти на местах больших захоронений, пожарищ, катастроф и так далее. Все некроманты стремятся заполучить в свой арсенал хотя бы несколько таких вещей, дабы в любой момент прибегнуть к их силе.

Время выходить на свет

Как говорилось ранее, сегодня церковь уже не так строга к колдунам и ведьмам, как ранее. В связи с этим люди все чаще стали прибегать к услугам «волшебников» всех мастей и направлений. В их число входят и некроманты, долгое время бывшие не у дел. Что же они могут предложить своим клиентам?

Итак, в большинстве случаев адепты темной школы предлагают людям поговорить с душой их погибших родственников или друзей. Только не стоит путать их обряды с теми сеансами, что проводят медиумы. Некроманты не впускают в себя дух мертвого и не говорят его устами, они служат посредниками в общении, передавая людям то, что им сказали души умерших.

Также некроманты снимают различного рода проклятия и сглазы, особенно сделанные «на смерть». Но при этом они могут и сами их насылать на людей, правда, не каждый маг на этой пойдет. Тут уже все зависит от моральных устоев темного чародея. Ведь некромантия — это лишь инструмент, который можно использовать в различных целях, в том числе и в коварных.

А еще заклинатели духов могут видеть как события прошлого, так и будущего. Иногда это помогает избежать грядущих бед или понять, из-за чего они произошли до этого.

Опасность, которую таит в себе темное искусство

В завершение хочется поговорить о том, какие опасности таит некромантия. Ведь только самый наивный человек поверит в то, что общение с мертвыми проходит бесследно, не говоря уже об управлении ими.

Как уже упоминалось ранее, некромант навсегда теряет право попасть в рай, даже если он применяет свою магию во благо людям. Также после смерти его дух, скорее всего, будет «пойман» другим колдуном, пожелавшим увеличить свою силу.

К тому же иногда ритуалы проходят не так как надо, и тогда некроманту приходится платить за свою ошибку. Например, мертвые могут отнять часть его жизненной силы или вовсе захватить его тело, превратив незадачливого адепта в покорную марионетку. Поэтому путь темного мага - это удел тех немногих, чье стремление познать смерть куда выше желания выжить.

Сознание продолжает существовать после смерти

Люди в большинстве своем до такой степени боятся смерти, что не желают даже обсуждать ее. Это одна из тем, о которой они говорят шепотом и с крайней неохотой, не желая вспоминать о «мрачной перспективе» и сосредоточиваясь на том, как полнее прожить жизнь, окунувшись с головой во все возможные удовольствия. Но игнорирование смерти не освобождает нас от нее. Временами, в особенности когда мы оказываемся в состоянии личного кризиса, начинают маячить в нашем сознании и заставляют задуматься о неизбежном.

Больше всего пугает нас не сама смерть, а перспектива небытия, то есть нашего полного исчезновения. Идея небытия так чужда нам, что ее трудно понять. Мы так сильно погружены в ощущение собственного сознания, что не можем принять даже саму мысль о его полной утрате. Дело здесь не столько в том, что человек не желаем расставаться с этой жизнью, а скорей в том, что он не хотим перестать ощущать себя. Человек не хочет перестать быть.

Многие человеческие трагедии и горести можно было бы предотвратить, если бы идея кажущегося небытия не устрашала нас, если бы мы не ощущали грядущую безнадежность и кажущуюся бесперспективность. Во многих случаях мысль о смерти глубоко любимого человека более болезненна, чем мысль о конце нашего собственного сознания. С утратой близких связана такая невыразимая, душераздирающая боль, не сравнимая ни с какой другой болью, испытываемой человеком.

В это время ничто не сможет нас утешить. Возникающее чувство крайнего опустошения и отчаяния подчас не могут облегчить ни религиозные убеждения, ни чьи-либо добрые слова. Причиной отчаяния и опустошения является чувство, что этот человек необратимо потерян для нас, что его или ее личность прекратила свое существование, что у нас больше нет никакой надежды когда-то еще разделить с ним или с ней любовь, радость и даже боль. Религия сможет дать нам надежду на будущую жизнь в лучшем мире, но в момент смерти наши глубочайшие религиозные убеждения представляются вымыслом, и порой мы с гневом и негодованием отбрасываем их.

Потому когда мы думаем о смерти, нас больше всего волнует вопрос: выживает ли личность человека после смерти и что происходит с ней потом. Больше всего мы боимся потерять наши сокровенные мысли и чувства, самую суть нашего существа. Мы до такой степени уверены, что так оно и произойдет, что в своей жизни неистово предаемся погоне за жизненными удовольствиями, оставляя в стороне важнейший ее момент - время, когда придется испытать самое пугающее из всех переживаний.


Если бы мы не так боялись смерти, если бы мы знали точно, что наша жизнь продолжится после смерти физического тела, что наша сознающая личность выживет и ум не прекратит своего существования, мы могли бы жить с более глубоким осознанием смысла и цели жизни, с благодарностью и радостью.

Мы избавились бы от чувства отчаяния и горя в связи с утратой близких, потому как знали, что непременно встретимся с ними в другом, чудесном мире. Мы относились бы к прочим человеческим существам с чувством любви и единения и научились бы наслаждаться жизнью более глубоко, чем когда-то прежде. Кроме этого, мы подготовились бы к этому завершающему путешествию, постарались бы стать лучше, приняв переживания жизни - и позитивные, и негативные - как обогащающий опыт развития нашего духовного и личностного сознания. Мы обрели бы величайший из всех даров - дар надежды.

Любопытно, что существует множество данных, поддерживающих идею о том, что наше сознание и личность, пройдя через травму смерти, продолжают жить. Многие ученые уверены, что это в действительности так, но не решаются выразить свою точку зрения из-за нехватки эмпирических доказательств. Сама природа науки требует доказательства для каждой теории и постулата; для ученого сделать заявление , которое не подтверждено поддающимися неоднократным проверкам экспериментами, означает подвергнуть свое имя и репутацию риску. Потому нам остается самим найти научные данные, проверить их и сопоставить, чтобы получить убедительные, весомые . Среди наиболее сильных аргументов, подтверждающих эту концепцию, - законы природы.

Один из основных законов природы - первый закон термодинамики, по которому энергия не может быть ни создана, ни разрушена. Ее форма может быть изменена физическими и химическими процессами, но сущность всегда остается неизменной. Материя - это нечто такое, что обладает массой и занимает пространство и является формой энергии.

Простой пример материи - бумага. В соответствии с первым законом термодинамики, если бумагу разрезать на несколько кусочков, то каждый кусочек будет считаться бумагой, несмотря на то, что в материи, которую мы называем бумагой, произошла физическая перемена. Если бумагу не разрезать, а сжечь, ее материя видоизменяется посредством химического процесса сгорания, который расщепит бумагу на разные атомы.

Эти частички уходят в атмосферу, оставляя в наших руках только пепел. Но это не означает,- что энергия, которая формировала бумагу, уничтожена. Разные компоненты бумаги были расчленены, но они продолжают существовать в нашем окружении, хотя мы их не видим. Эта особая форма материи не может быть проявлена как бумага, но все частицы, которые ее формировали, все еще существуют. Ничто не пропало. Материя бумаги не была уничтожена - она только трансформировалась.

Это - простые знания, которые мы приобрели еще в средней школе. Не зря говорится, что на наши самые важные вопросы имеются простые ответы, и это со всей справедливостью относится к первому закону термодинамики.

Когда этот закон утверждает, что энергия не может быть создана или уничтожена, имеется в виду электромагнитная энергия, формирующая атом и его субатомные частицы. Вся Вселенная пронизана этой светящейся электромагнитной энергией. Атом как таковой состоит из трех главных частиц: протона, имеющего позитивный электрический заряд, электрона, имеющего негативный заряд, и нейтрона с нейтральным зарядом. Протон и нейтрон находятся в ядре, а электроны вращаются по крошечным орбитам вокруг ядра. Количество электронов и протонов в одном атоме всегда одинаково, и оно определяет характер разных элементов и разные проявления энергии. Сравнительно не так давно ученые обнаружили новые элементарные частицы - кварки, входящие в состав всех форм материи.

Мы все слышали о явлении телепатии и ясновидения. Большинство людей хоть раз в своей жизни имели такого рода опыт. Почти с каждым бывало так, что, подумав о ком-то, он затем «случайно» встречал этого человека на улице или этот человек вдруг позвонил ему. Случаются также и так называемые «вещие сны», когда мы ясно видим какое-то событие, которое вскоре и происходит.

Швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг выдвинул теорию, что объединенные подсознательные умы всего человечества формируют огромный резервуар, который называется коллективным бессознательным. Согласно Юнгу, когда люди спят или засыпают, входя в состояние альфа, они автоматически погружаются в коллективное бессознательное, где могут войти в контакт с другими человеческими умами. Именно в это время человек может встретить кого-то, кого он знает на бессознательном уровне, и таким образом обменяться информацией. Этот бессознательный обмен лежит в основе одного из объяснений явления телепатии и ясновидения.

Когда мы спим, наш ум перемещается в мир, почти полностью сформированный из образов нашей памяти и опыта. В этом другом мире могут также существовать родовые воспоминания, представляющие собой опыт страха, переданного нам генетически через наших родителей. Мир ума, часто отождествляемый , сформирован из образов и символов. Этот мир - визуальный, и, как правило, мы в нем бываем зрителями. В этом мире все или почти все, что происходит, символично. Многие из этих символов носят личностный характер и имеют значение лишь для наблюдателя. Другие образы представляют из себя элементы или символы, имеющие общее значение для всех членов человеческого сообщества.

Ничто из того, что мы видим, чувствуем или делаем во сне, не удивляет нас. Самые невероятные переживания, самые невозможные ситуации кажутся совершенно нормальными. Сверхъестественные существа, фантасмагорические формы, странные цвета, катаклизмы, божественные или неприятные переживания - все это часть нашей жизни во сне, которую мы воспринимаем так же естественно, как опыт жизни в материальном мире.

Порой, хотя и не так часто, мы осознаем, что видим сон. Это состояние известно как «ясное сновидение». По большей части мы просто принимаем наше ночное путешествие в Астральный мир, или мир ума, как очень реальный и естественный опыт. Этот мир образов, где все возможно и ничто не кажется странным, - мир чистого ума - считался древними истинным миром духа.

Если природа сохраняет миллионы видов в течение миллионов лет, логично допустить, что она должна также стремиться сохранить человеческий ум и его огромный творческий потенциал. Такой вывод можно сделать, исходя из того, что природа сохраняет то, что является сильным и ценным, а самое ценное, что вообще развилось на этой планете, - это человеческий ум.

В соответствии с этими положениями, после того как мы умираем, физическое тело распадается на основные элементы, которые затем используются природой в формировании других жизненных форм. Ум, который является чистой электромагнитной энергией, оставшись без тела и не имея физической субстанции, продолжает существовать в астральном мире, где он становится частью коллективных воспоминаний и опыта этого мира.

Он отождествляется с человеческим духом, личностью индивида, и через него мы идентифицируем себя в мире. В то время как мир материи после нашей смерти уходит, мир ума - наша истинная сущность, в которую мы погружаемся каждую ночь, - является финальным местом пребывания, где наше сознание продолжает существовать после окончания физической жизни.

Другими словами, основываясь на данных науки, мы можем утверждать, что наша личность действительно выживает после физической смерти и продолжает жить в другом мире или в другом, астральном, плане. Но как долго? Можем ли мы вступить в контакт с другими существами на этом плане? Существуют ли ангелы и духи-гиды? На что похож опыт смерти? Существуют ли ? Что происходит ? Есть ли другие миры или планы? ?

Ничто из того, что мы можем вообразить, независимо от того, насколько оно фантастично, не может даже приблизиться к существующим в реальности, захватывающим дух картинам Вселенной. Среди изобразительного материала, полученного в ходе путешествия «Вояджера» по солнечной системе, имеются фотоснимки одной из лун Урана Миранды, на которых видны пейзажи, более фантастические, чем в любом научно-фантастическом романе. Золотые горы, пересеченные гигантскими фонтанами расплавленного металла, взмывающего на сотни футов в воздух, ошеломили астрофизиков.

Эрнст Сенковски, без сомнения, является первым ученым, который посвящал свое время и усилия феномену коммуникации с умершими индивидами или с другими мирами. Всемирно известные ученые, такие как , Г. Маркони и Т. Эдисон, некогда проводили эксперименты, с использованием специального оборудования, в надежде установить такие контакты.

Эрнст показал мне фотографии, сделанные с экрана, на котором появилось изображение покойной немецкой актрисы Роми Шнейдер. Оно не было ясным - только контур, но ее черты были различимы. Это был фрагмент одного одного из ее фильмов. Как-то раз во время эксперимента, проводившегося в Люксембурге, перед телевизионной группой на экране появилось лицо Альберта Эйнштейна. Голоса не было - лишь изображение. Члены группы были так потрясены, что отказались от дальнейшего участия в опыте. О подобных результатах сообщали и другие исследователи. Эрнст объяснил мне, что никто со стороны не может вмешаться в эти трансмиссии, потому что они приходят через телевизионную систему замкнутого типа. Эти изображения и голоса прорываются вопреки всякой логике.

Одно из самых первых лиц, появившееся таким образом на телевизионном экране, было лицо Константина Родива, одного из пионеров техники записи потусторонних голосов на магнитную ленту. Его лицо, как и лица всех умерших людей, появлявшиеся на экранах телевизора, представляло из себя неясную копию одного из его прижизненных снимков. Мне это показалось странным, и я спросила Эрнста, почему на экране должна появляться фотоснимок умершего человека, когда он лично пытается установить контакт с нашим миром. Почему на экране не появляется реальный образ этого существа?

Эрнст ответил, что сами существа объяснили это тем, что сейчас у них нет физического тела, то есть нет физического облика, который можно было бы проецировать. Потому они используют свои собственные изображения, запечатленные на фотографиях при их земной жизни. Таким способом они пытаются идентифицировать себя и подтвердить факт существования личности человека после смерти физического тела. Потом Эрнст проиграл запись Родива, где он идентифицирует себя и приветствует своих слушателей глубоким, слегка хриплым голосом. Люди, которые слышали эти записи и которые хорошо знали Родива, убеждены в том, что это его голос.

Дух, или ум, продолжает жить после физической смерти человека. В некотором отношении мир, в который попадает дух или развоплощенная личность, очень похож на физический мир, но реальность там может быть изменена по его желанию. Дух может изменить окружающую обстановку, как если бы она была сделана из мягкого материала. В этом мире имеется два различных уровня существования, и его описывают как соединение многих миров в одном.

Когда дух вновь рождается, он оказывается в том окружении, которое подготовил для себя в своей предыдущей жизни. После смерти тела дух переходит на другую сторону, сохраняя свое сознание, и там существует абсолютно другая логика. Когда дух адаптируется к этой новой логике, ему со временем очень трудно возвращаться к нашему образу мышления. Исходя из этого, мы можем предположить, что сознание там - иного типа, и обусловлено оно другим восприятием времени, абсолютно отличным от нашего.

Люди, которые переходят в иной мир, считаются многомерными существами с многомерными личностями. Согласно этой концепции, когда дух вновь рождается, он может родиться в нескольких телах одновременно. Это возможно благодаря тому, что каждый человеческий дух имеет множественные измерения и множественное сознание. Кроме того, дух переживает все свои жизни или инкарнации как целое - одновременно, а не просто как одну жизнь в один период времени. Во время транскоммуникации с живым человеческим существом дух специально использует имена и образы, чтобы мы поняли, что он остался жить после физической смерти. Но ни имена, ни образы не имеют никакого значения .

Позднее Эрнст выразил свое мнение, что лучшими получателями транскоммуникаций являются психически одаренные люди. Однако он предупредил, что любая попытка вступить в контакт с умершими или незнакомыми существами, известными в науке под названием динамических информационных структур, имеет потенциальную опасность для психики. Он считает, что невольно может открыться то, что он называет ПСИ-барьер, являющийся естественной защитой против духовной или ментальной «перегрузки».

Когда это происходит, экспериментатору могут явиться различные фантасмагорические видения и голоса, что может привести к одержимости или ментальному расстройству. Некоторые экспериментаторы разделяют эту озабоченность и предупреждают об опасности того, что они называют «медиумическим психозом», когда одержимость человека духами умерших может закончиться острой шизофренией.

Потому должны толковаться осторожно и методично. Слышимые голоса (порой похожие на голос личности в период ее земной жизни), а также телевизионные проекции (внешне похожие на нее при жизни) следует рассматривать как проекции из , адаптированные к нашему чувству реальности.

Говоря словами Эрнста Сенковски: «Мы живем в мире вероятностей, в котором возможно практически все». При помощи наших мотиваций и эмоций, то есть нашего ума, мы способны влиять на возможности и обращать их в вероятности. Все взаимосвязано в этой целостной системе; разница только в силе сознающего сознания. В зоне ума не существует пространства и времени. Жизнь в этих условиях состоит из информационного обмена или коммуникации в соответствии с принципами высшего резонанса. Эволюция, преодолевающая энтропию, ведет к более сложным системам путем проб и ошибок, путем обучения и адаптации.

Смерть полюбит каждого из нас, как бы мы с ней не боролись. Ешь только здоровую пищу, бегай по утрам, откажись от алкоголя, избегай стресса, модернизируй тело с помощью кибернетики, колись антибиотиками, глотай витамины, делай все это сразу, а после - добро пожаловать в гроб, не забудь закрыть крышку поплотней.

Нет в мире такого чокнутого профессора, способного воскресить тебя или - такие личности обитают только в книгах, да в фильмах уровня «Реаниматора». Однако кто как не ученые, знают о смерти больше? Научный разум связан с проблемой смерти тесными узами. Наука и смерть заключили своего рода брак после самой разрушительной эпидемии в истории человечества - средневековой чумы, именуемой в народе «черная смерть». Именно после того, как 2/3 населения Европы оказалось в земле (в Италии хоронили людей целыми рядами - слой песка, слой трупов, слой песка, слой трупов, «лазанья»), ученый люд решил взяться за голову и, наконец, подумать о смерти, ее природе, предназначении и методах борьбы с ней. С тех пор появилось множество «теории смерти», которые подкрепляются исследованиями, логическими конструкциями и опытами, но ни одна из них не являются лидирующей и до конца изученной. Люди науки до сих пор работают в этом направлении, приоткрывая тайну по крупицам. Их идеи настолько уникальны и интересны, что сегодня мы решили взять на них курс. Будем обсуждать смерть, причем не с точки зрения философии или социума, а с точки зрения науки. В таком контексте ее обсуждают крайне редко.

1. Квантовое самоубийство

Начнем с масштабных идей, базирующихся на квантах - игрушке современной физики, которая обозначает неделимую порцию какой-либо величины (да, придется залезть в википедию).

Квантовое самоубийство - это такой мысленный эксперимент в квантовой механике. Предложили его два парня и, как обычно это бывает, сделали они это независимо друг от друга с разницей в один год: Ганс Моравек поведал о квантовом самоубийстве в 1987 году, а Бруно Маршал рассказал о нем в 1988 году. Сам эксперимент может понять и не посвященный.

Его вывод заключается в том, что каждое событие в пространстве-времени заставляет Вселенную поделить саму себя на различные версии, содержащие все возможные результаты. Допустим, мы являемся сторонниками множественной интерпретации Вселенной, а еще мы являемся больными на голову учеными, которые проводят над несчастным эксперимент, суть которого заключается в ружье, которое выстрелит с вероятностью 50 %. Итак, в одном мире ружье выстреливает - участник эксперимента умирает. В другом мире ружье дает осечку и участник эксперимента живет, а значит, эксперимент продолжается.

Вне зависимости от исхода событий в нашем мире участник все равно выживет (не тут, так в параллельной вселенной). Это значит, что он будет жить всегда и он, этот подопытный кролик, бессмертен, как и все мы.

2. Мы не знаем что такое смерть

Мы не можем быть на 100 % уверены в смерти, потому что не знаем, что такое жизнь и что можно назвать жизнью.

Ученые пытаются вывести достойное и точное определение жизни, но пока получается у них это не очень. Можно, конечно, взять определение НАСА, которые повернуты на поиске инопланетян. Они говорят: «Жизнь - это самоподдерживающаяся химическая система, способная на эволюцию». Но даже это не подходит, так как есть такие наборы неживых химических систем, которые могут имитировать жизнь без того, чтобы быть живыми. Кристаллы, например.

Есть также проблема сознания. Люди не знают что такое сознание, чем оно вызвано и как оно переживает смерть. Ученые доподлинно не знают, уничтожается ли сознание со смертью мозга, хотя и говорят: «По-видимому, оно умирает с мозгом». То есть, пока мы не можем придумать всеохватывающих, твердых определений жизни, то мы никогда не сможем по-настоящему понять смерть.

3. Три вида смерти

Технически, существует и, более того, одна из стадий является обратимой.

Все начинается с клинической смерти - это прекращение жизнедеятельности, пульса и дыхания. Активность мозга, при этом, может сохраняться. Людей, которых постигла клиническая смерть, можно назвать «технически мертвыми».


После наступает биологическая смерть, которую иногда называют смертью мозга. Иногда биологическая смерть выступает в качестве противоположности смерти клинической, так как активность мозга прекращается, а жизненно важные функции организма еще могут работать. С медицинской точки зрения такую смерть обратить невозможно.

И, наконец, существует еще молекулярная смерть, которая относится к этапу, на котором тело окончательно прекращает свою борьбу против распада. Откровенно говоря, мало кто захочет, чтобы на этом этапе, смерть была обратимой, разве что режиссер Джордж Ромеро.

4. Страх смерти зависит от возраста

Есть распространенная мысль, что чем ближе к смерти, тем сильнее ты ее боишься. Утверждение, надо сказать, очень спорное и опровергается рядом исследований, в которых было обнаружено, что пожилые люди, как правило, меньше волнуются по поводу смерти, чем молодые люди.

Страх смерти, согласно данным этих исследований, наиболее ярок в 20 лет, затем он переходит в режим устойчивого снижения, пока не наступит кризис среднего возраста (в это время можешь ожидать небольшой психический удар), ну а после - принятие, дзен и гармония.

При этом, исследование брало во внимание разных людей на разных этапах жизни, так что мы не можем быть уверены на 100 %, что эффект не вызван различиями поколений. Только время покажет, что нынешнее поколение двадцатилетних тревожными темпами перерастает в поколение озабоченных пенсионеров.

5. Спираль смерти

Отличное название для сатанинской блэк-метал группы, не находишь? А вообще этот термин сугубо научный, он обозначает стадию предшествующую смерти, которая является частью процесса генетически запрограммированной гибели. Ее суть - упадок физической активности.

Спираль смерти впервые была описана при исследовании дрозофилы (вид мухи), которая перестает откладывать яйца в момент близости смерти. При этом, «спираль» являлась не следствием смерти, а ее предсказателем.

В организме человека также есть показатели жизни, которые представляют собой ежедневные действия. Мы употребляем пищу, ежедневно пользуемся туалетом, чистим зубы и прочее. Но в момент «спирали смерти» частота этих действий значительно снижается.

6. Возрастные ограничения

За последнее столетие средняя продолжительность жизни возросла на десятки лет. Впрочем, это больше связано с тем, что большинство людей доживают до пожилого возраста, а не с тем, что произошло фактическое увеличение продолжительности жизни. В античные времена мы, как и сегодня, можем увидеть столетних стариков - тогда ими мало кого можно было удивить. Несмотря на все наши усилия, одному из самых старых людей современности чуть больше 120 лет. Много, согласны, но голова от такого возраста у нас не кружится.

Считается, что есть некий возрастной барьер, через который человек перешагнуть не в состоянии. Этот барьер называют пределом Хейфлика. Суть его сводится к ограничению деления клетки. Бесконечно клетка делиться не может - у нее есть предел. Этот предел варьируется между организмами, в результате чего хомяк живет чертовски мало, по сравнению с галапагосской черепахой. Причина заключается в укороченных теломерах - участках ДНК на концах хромосом, которые защищают их от деградации.

Похоже, что на данный момент 120 лет является пределом «естественной» человеческой жизни. То есть, даже если мы откажемся от других причин смерти, таких, как болезнь, мы все равно придем к линии, за которой люди умирают от «старости». Однако если бы мы могли бы найти какой-нибудь способом решить проблему деления клеток, то, возможно, у нас получилось бы продлить человеческую жизнь - вплоть до бесконечности.

По материалам Стиви Шепард