Двоеточие в бсп упражнения. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Л.а. аксенова, с. тупки, чаплыгинский р-н, липецкая обл

Цель уроков: формировать умения устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений, показать основное различие в употреблении двоеточия и тире в указанных конструкциях.

Ход уроков

Диктант

Все, помню, действовало на меня: новое лицо, какое-нибудь событие, песня в поле, рассказ странника, таинственные лощины за хутором, легенда о каком-нибудь беглом солдате, едва живом от страха и голода и скрывавшемся в наших хлебах, ворон, все прилетавший к нам на ограду и поразивший моё воображение особенно тем, что жил он, как сказала мне мать, ещё, может, при Иване Грозном, предвечернее солнце в тех комнатах, что глядели за вишнёвый сад на запад.

(И. Бунин.)

Дополнительные задания.

Можно ли считать данное высказывание текстом? (Это завершённое высказывание, предложение, части которого сочетаются по законам синтаксиса. Признак текста - членимость. Данное высказывание нельзя разделить на самостоятельные предложения.)

Найдите вводные предложения, определите их тип. (Помню - определенно-личное, нераспространённое.Как сказала мне мать - двусоставное, распространённое.)

Определите вид придаточных в составе данного сложного предложения.

2. Укажите предложения с обобщающим словом (устно), составьте их схемы.

1) В лесу, в полях, на озерах все ждет весны.

2) Всё волновало нежный ум:

Цветущий луг, луны блистанье,

В часовне ветхой бури шум,

Старушки чудное преданье. (А. Пушкин.)

3) И девичье личико, и солнце, и тени, и быстрая река - все было так прелестно в это милое утро. (И. Бунин.)

4) Всё вокруг хаты: подсолнухи, акации и сухая трава - было покрыто этой шершавой пылью. (К. Паустовский.)

Подведение итогов работы.

Сделайте вывод о постановке двоеточия в простом предложении.

4. Работа с учебником - чтение теоретического материала на стр. 61 (98).

Кратко сформулируйте основное правило постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

(Для двоеточия характерна разъяснительно-пояснительная функция.)

Учитель обращает внимание учащихся на то, что первые части предложений, в которых стоит двоеточие, отличаются предупредительной интонацией.

Упражнение 143 (221).

6. Упражнение 144 (222) (устно).

Объяснительный диктант.

ДОМ ПУШКИНА.

В доме много хорошего псковского льняного белья: скатертей, полотенец, занавесей. У льна свой аромат, прохладный, крепкий. Когда льняные вещи в доме стареют, их заменяют свежими, вновь вытканными сельскими ткачихами на старинных станках.



Вещи из льна обладают удивительным свойством: там, где они, всегда пахнет свежестью. Ученые говорят, что лен сберегает здоровье человека. Тот, кто спит на грубой льняной простыне, носит на теле льняную рубашку, утирается льняным полотенцем, почти никогда не хворает простудой. Редко болел и Пушкин. У него кругом был лен.

(По С. Гейченко.)

8. Упражнение 143 (221) (повторная работа).

Как изменятся смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, если поменять порядок их следования?

Пассажиры спешили: до отправления поезда оставалось несколько минут - до отправления поезда оставалось несколько минут - пассажиры спешили и т. п.

Учащиеся отмечают, что после перестановки первая часть содержит пояснение, указывает на причину того, о чём говорится во втором предложении, а вторая заключает в себе вывод, следствие. Меняется интонация: первая часть произносится с нарастающим повышением тона, после неё - пауза.

Вывод: на письме такие смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения обозначаются постановкой тире.

9. Чтение теоретического материала на стр. 64(102).

10. Слово учителя .

Судьба тире в русской пунктуации очень интересна и стремительна. Этот знак появился позже других, во второй половине ХVIII века (в «Российской грамматике» М. В. Ломоносова тире не отмечено), но быстро завоёвывает позиции в пунктуационной системе, ведет себя наступательно по отношению к другим знакам, в частности, заметно вытесняет двоеточие.

Применение знака имеет широкий диапазон:

1) тире означает всевозможные пропуски, например:

Солотча - извилистая, неглубокая река. (К. Паустовский.)

В недрах - уголь, золото и медь. (С. Щипачёв.)

Лето припасает - зима поедает. (Пословица.) - Лето припасает, а зима поедает;



2) в бессоюзном сложном предложении тире имеет смысловую функцию, передает значение условия, времени,сравнения, следствия, когда эти значения не выраженысоюзами - это тоже фиксация своеобразных пропусков:

Настанет утро - двинемся в путь;

3) тире является знаком «неожиданности» - смысловой,интонационной - и передает быструю смену событий:

Сыр выпал - с ним была плутовка такова. (И. Крылов.)

4) тире выступает как своеобразный ограничитель припрямой речи, репликах диалога, при однородном перечислении с обобщающим словом: Юные деревца всехпород: ель и сосна, осина и береза - растут дружно итесно. (К. Паустовский.)

Итак, двоеточие в современном его употреблении можно охарактеризовать как знак, имеющий достаточно конкретноеи узкое применение, тире - широкое.

11. Упражнения 152 (231) (устно), 153 (232) (письменно).

Домашнее задание . § 11, 12, (16, 17) упражнения 157(234, 240).

Упражнение 1.

Прочитайте. Сравните предложения, данные под цифрами I, II, и объясните, почему в первом случае между простыми предложениями, входящими в состав сложного, стоит запятая, а во втором - точка с запятой.

I. 1) Дождя отшумевшего капли тихонько по листьям текли, тихонько шептались деревья, кукушка кричала вдали, (А. К. Толстой) 2) В июльские вечера и ночи уже не кричат перепела и коростели, не поют в лесных балочках соловьи, не пахнет цветами. (А. Чехов)

II. 1) Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звёзды то мигали слабея, то исчезали; отсырела земля, запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И. Тургенев) 2) Дубровский объезжал однажды малое своё владение; приближаясь к берёзовой роще, услышал он удары топора и треск повалившегося дерева. (А. Пушкин)

Упражнение 2.

Прочитайте, а затем запишите предложения. Устно определите смысловые отношения в сложных бессоюзных предложениях. Объясните постановку точки с запятой.

1) При свете трепетном луны сразились витязи жестоко, сердца их гневом стеснены; уж копья брошены далёко, уже мечи раздроблены, кольчуги кровию покрыты; щиты трещат, в куски разбиты. 2) Руслан, не говоря ни слова, с коня долой; к нему спешит, поймал, за бороду хватает; волшебник силится, кряхтит и вдруг с Русланом улетает. 3) Уже колдун под облаками, на бороде герой висит; летят над мрачными лесами, летят над дикими горами, летят над бездною морской; от напряженья костенея, Руслан за бороду злодея упорной держится рукой.
(А. Пушкин)

Упражнение 3.

Прочитайте. Укажите, чем отличаются данные пары предложений. Произведите их синтаксический разбор. Определите значение придаточных в сложноподчинённых предложениях .

1) Труд кормит, а лень портит. Труд кормит - лень портит. 2) Когда кончил дело, гуляй смело. Кончил дело - гуляй смело. 3) Если назвался груздем, полезай в кузов. Назвался груздем - полезай в кузов. 4) Облака ярко светились, так что на них нельзя было смотреть. Облака ярко светились - на них нельзя было смотреть.

Упражнение 4.

Прочитайте предложения, комментируя постановку нужных знаков препинания. Запишите, расставляя пропущенные знаки препинания.

1) Не может быть равнодушия в лесных делах народу нашему жить вечно на этой священной земле и его потребность в древесине бумаге и продуктах лесохимии будет возрастать. (Л. Леонов) 2) Первый хлеб нового урожая. Ни с чем на свете не сравним его сладковатый привкус и не¬обыкновенный дух пахнет он солнцем молодой соломой и дымом. (Ч. Айтматов) 3) Полная красота всякой местности состоит именно в соединении воды с лесом. Природа так и поступает реки ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустами. В соединении леса с водою заключается другая великая цель природы. Леса хранители вод деревья закрывают землю от палящих лучей летнего солнца от иссушительных ветров прохлада и сырость живут в их тени и не дают иссякнуть текучей или стоячей влаге. (С. Аксаков)

Упражнение 5.

Придумайте четыре сложных бессоюзных предложения: с запятой, точкой с запятой, тире и двоеточием. Запишите их и объясните расстановку знаков препинания. Сделайте синтаксический разбор каждого предложения, составьте схемы.

Упражнение 6.

Выпишите сложные бессоюзные предложения, расставляя знаки препинания.

1. БЕРЁЗОВЫЙ СОК

Теперь больше не нужно резать берёзку, чтобы узнать, началось ли движение сока. Лягушки прыгают - сок есть в берёзе. Тонет нога в земле - есть сок в берёзе. Зяблики поют, жаворонки и все певчие дрозды и скворцы - есть сок в берёзе.
Мысли мои все разбежались - есть сок в берёзе.
(М. Пришвин)

2. ТИХИЙ СНЕГ
Вчера весь день падал снег, как будто это он с неба принёс тишину. И всякий звук только усиливал её: петух заорал, ворона звала, дятел барабанил, сойка пела всеми голосами. Но тишина от всего этого росла.
(М. Пришвин)

Упражнение 7.

Напишите графический диктант, то есть составьте схемы расстановки знаков препинания в данных предложениях.

1) Творец книги автор творец её судьбы общество. (В. Гюго) 2) Прежде чем начать писать я всегда задаю себе три вопроса что я хочу написать как написать и для кого написать. (М. Горький) 3) Искусству угрожали два чудовища художник который не является мастером и мастер который не является художником. (А. Франс) 4) Настоящий писатель это то же что древний пророк он видит яснее чем обычные люди. (А. Чехов)

Упражнение 8.

Выполните задание, работая с каждым предложением в следующем порядке:

1) прочитайте про себя предложение, установите, из каких частей оно состоит;
2) определите смысловые отношения между частями; для этого исполь¬зуйте приём синонимической замены бессоюзного предложения союзным сложноподчинённым или сложносочинённым;
3) выберите знак препинания, который выражает на письме эти смысло¬вые отношения;
4) прочитайте предложение, передавая интонацией смысловые отноше¬ния между его частями;
5) запишите предложение, выделите в нём грамматические основы.

ОБРАЗЕЦ: Не нашел в себе - не ищи в других. (Если не нашел в себе, то не ищи в других. - Значение условия.)

1) Будешь трудиться будешь кормиться. 2) Утром не встал день потерял. 3) Кончил дело гуляй смело. 4) Лень, отвори дверь сгоришь. 5) Человек не грибок в день не вырастет. 6) Беспечному всё трын-трава поехал ни за чем привёз ничего. 7) Солнышко садится лентяй веселится солнышко всходит лентяй с ума сходит. (Пословицы)

Упражнение 9.

Прочитайте. Определите смысловые отношения между частями бессоюзных сложных предложений. Объясните постановку знаков препинания. Устно замените каждое бессоюзное предложение синтаксическим синонимом (сложноподчинённым или сложносочинённым предложением). Проведите синтаксический разбор третьего предложения.

1) Во дни веселий и желаний я был от балов без ума: верней нет места для признаний и для вручения письма. (А. Пушкин) 2) Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. (А. Пушкин) 3) Я выглянул в окно: всё было мрак и вихорь. (А. Пушкин) 4) Надо мной в лазури ясной светит звёздочка одна: справа запад тёмно-красный, слева бледная луна (В. Ходасевич) 5) Служить бы рад - прислуживаться тошно. (А. Грибоедов) 6) Посмотрит - рублём подарит. (Н. Некрасов) 7) Крайняя к двери пожилая женщина в зелёной шерстяной кофточке и белом в горошинку платочке вязала и часто нашёптывала; напротив неё девушка в синей рябенькой кофточке и чёрных шароварах считала на маленьких счётах и потом что-то заносила в табличку; за ней сидели два парня. (Б. Можаев) 8) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (М. Пришвин)

Упражнение 10.

Рассмотрите следующие бессоюзные сложные предложения. Определите количество предикативных частей, выделите смысловые части и обоснуйте постановку знаков препинания.

1) Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день... (Пушкин). 2) День выдался на редкость хороший: было тихо, светло и в меру холодно (Арсеньев). 3) Количество слов и их сочетаний находится в самой прямой зависимости от суммы впечатлений и представлений: без последних не может быть ни понятий, ни определений, а стало быть, и поводов к обогащению языка (Чехов). 4) Выйдет солнце из облака - чувствуешь на лице горячую ласку света (Бунин).

Упражнение 11.

Из самостоятельных предложений образуйте сложные бессоюзные предложения, расставляя необходимые знаки препинания. Какие смысловые отношения возникают между частями БСП?

1) Дни стояли ясные, холодные. Мы спали в палатке, не раздеваясь. 2) Статьи и стихотворения были на одну тему. Их предметом был город. 3) Его страсть к путешествиям усиливалась изо дня в день. Путешествия всегда сулили неожиданности. 4) Вода блестела, как черное стекло. На песочном дне были видны дорожки, проложенные улитками. 5) Все время слышался шум воды. Это рядом с дорогой текла быстрая горная река.

Упражнение 12.

Составьте бессоюзные сложные предложения по следующим схемам.

(потому что )
1. : .
(а именно )
2. : .
(и увидел, что )
3. : .
(поэтому )
4. - .
(Если )
5. - .
6. ; .

Упражнение 13.

Поменяйте местами части бессоюзных сложных предложений и запишите их, расставляя знаки препинания.

1) Время сеять овес: распустилась береза. 2) Широкая радуга стояла над лесами: где-то за озерами шел небольшой дождь. 3) Кто-то зажег спичку - мелькнул огонек. 4) Ноги вязли по щиколотку - идти было трудно. 5) Напрямик не пробиться: впереди непроходимое болото.

Упражнение 14.

Спишите бессоюзные сложные предложения, расставляя недостающие знаки препинания.

1) Не пой красавица при мне ты песен Грузии печальной напоминают мне оне другую жизнь и берег дальний (Пушкин). 2) Далеко за Доном громоздились тяжелые грозовые тучи наискось резали небо молнии чуть слышно погромыхивал гром (Шолохов). 3) После пяти часов погода стала портиться с моря потянул туман (Арсеньев). 4) Юноша бледный со взором горящим ныне даю я тебе три завета. Первый прими не живи настоящим только грядущее область поэта (Брюсов). 5) Я был скромен меня обвиняли в лукавстве я стал скрытен. Я говорил правду мне не верили я начал обманывать (Лермонтов). 6.) Тут и там рассеянно касались земли и воды лучи солнца упадет луч на траву вспыхнет трава изумрудом и жемчугом темно-синее море горит изменчивыми красками отражая щедрый свет (Горький).

Тест по теме «Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении»

1. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится запятая (запятые)?

1) За двумя зайцами погонишься__ни одного не поймаешь.
2) Картина восхитительная__ночь, тишина, вдали огоньки бивачных костров.
3) Летела пыль__вывески раскачивались и скрежетали__шляпы срывались с голов и катились под колеса прыгающих экипажей.
4) В декабре 1917 года я написал поэму «Петербург», прочитал ее своим друзьям и запер в стол__это было не время для стихов.

2. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится двоеточие?

1) Стекло разлеталось во все стороны и билось со звоном и громом рассыпанная мука вертелась столбом.
2) Я оборачиваюсь мутно-зеленые облака плывут по бледно-алому закату.
3) Ширь даль зелень.
4) Не хватит света факел сердца выну.

3. В каком бессоюзном сложном предложении между частями ставится тире?

1) Синеватые леса темнели по долине светлой местами алой сталью блестела река в камышах и высокой луговой зелени.
2) Нынешней осенью вдруг я почувствовал со старым другом надо увидеться.
3) Спускаюсь с мостика заглядываю в каюту народу человек восемь.
4) Ветку тронешь дождем лепестковым осыпается мокрая гроздь.

4. Объясните употребление двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Идти было трудно: солнце палило нещадно.

1) Вторая часть дополняет содержание первой.
2) Вторая часть поясняет первую.
3) Вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть противопоставляется первой.

5. Объясните постановку тире в бессоюзном предложении.

Будь вы порядочные господа - вам же бы стыдно было!

6. Какой знак препинания нужен для разделения частей бессоюзного сложного предложения?

Она села в кресло, долго смотрела на язычок огня_он даже не вздрагивал.

1) тире
2) двоеточие
3) точка с запятой
4) запятая

7. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Влага под землю весной просочится - выше поднимется в поле пшеница.
2) Вы улыбнетесь - мне отрада. Вы отвернетесь - мне тоска.
3) Алексей был доволен - танцевальные успехи укрепляли в нем уверенность в том, что он будет летать.
4) Не хочешь отвечать - я скажу.

8. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Тьма свету не любит: злой доброго не терпит.
2) Останавливаться было нельзя: ноги быстро засасывало.
3) Я знал: удар судьбы меня не обойдет.
4) Мечик несколько раз оглянулся: погони больше не было.

9. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

1) Куковали кукушки, постукивали дятлы, перепархивали дрозды.
2) На дворе палил зной: в доме было прохладно.
3) Я знаю: вы не осудите меня.
4) Степан боялся подойти к обрыву: скользко.

10. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире (знаки не расставлены).


2) Я доверяю любящим они великодушны

4) Я сильно прозяб холод успел проникнуть через одежду.


11. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным тире
(знаки не расставлены).

1) Я доверяю любящим они великодушны
2) Поспешишь людей насмешишь.
3) Тихо пахать не годится вместо хлеба трава уродится.
4) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.


12. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием
(знаки не расставлены).

1) Май холодный год хлебородный.

3) Я поглядел кругом торжественно и царственно стояла ночь.
4) Поспешишь людей насмешишь.


13. Определите бессоюзное сложное предложение с пропущенным двоеточием
(знаки не расставлены).

1) Тьма света не любит злой доброго не терпит.
2) Ученье красота неученье слепота.
3) За всё браться ничего не сделать.
4) Я доверяю любящим они великодушны

14. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Из кармана богослова торчал преогромный рыбий хвост: богослов уже успел подтибрить с воза целого карася.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

4) 2-я часть БСП содержит указание на быструю смену событий.

15. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Он чувствовал себя нехорошо: тело было слабо, в глазах ощущалась тупая боль.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

16. Укажите правильное объяснение пунктуации в данном предложении.

Науку надо любить _ у людей нет силы более мощной и победоносной, чем наука.

1) Ставится двоеточие, так как вторая часть сложного предложения имеет значение причины.
2) Ставится двоеточие, так как во второй части сложного предложения конкретизируется содержание первой части.
3) Ставится тире, так как вторая часть сложного предложения имеет значение следствия.
4) Ставится тире, так как в первой части сложного предложения говорится об условии действия, описанного во второй части.

17. В каком предложении вместо тире нужно поставить двоеточие?

1) Богатому не спится - богатый вора боится.
2) Это было не только горе - это была полная перемена жизни, всего будущего.
3) Двухмесячное пребывание в деревне, чистый воздух, свобода, уженье - всё это разнилось с нашей городской жизнью.
4) Все холостяки, жившие в доме, щеголявшие в казацких свитках, лежали здесь почти целый день на лавке, под лавкою, на печке - одним словом, везде.

18. В каком предложении не должно ставиться тире?

1) Художник Коровин был талантлив во всем - он прекрасно пел, играл в любительских спектаклях, писал воспоминания.
2) Простить виноватого - верное решение.
3) Единственный признак жизни - бесконечное кружево заячьих следов, изредка пересекаемых глубокой волчьей тропой.
4) Вот у кур есть курятник, у лошадей - стойло, у собаки - конура, а только я один должен был скитаться где попало.

19. Какой знак препинания и почему ставится на месте скобок в предложении?

Воображение моё так живо воспроизводило лица любимых моих героев () Мстиславского, князя Курбского и Палецкого.

1) Ставится двоеточие: вторая часть предложения поясняет содержание первой части.
2) Ставится двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами.
3) Ставится двоеточие, вторая часть уточняет содержание первой.
4) Ставится тире между подлежащим и сказуемым, выраженными существительными.

20. Определите количество пропущенных знаков препинания.

По лопухам по крапиве по всякой зелёной траве рассыпались белые лепестки отцветает черёмуха.

1) Две запятые, тире
2) Три запятые
3) Одна запятая, двоеточие
4) Две запятые, двоеточие

21. Определите количество пропущенных знаков препинания.

Ему дали место он сел вздохнул облегчённо и положив руки на острые колени добродушно улыбнулся.

1) Двоеточие, три запятых
2) Четыре запятые
3) Двоеточие, две запятых
4) Две запятых, тире

22. Определите количество пропущенных знаков препинания.

И точно дорога опасная направо висели над нашими головами груды снега готовые кажется при первом порыве ветра оборваться в ущелье.

Упражнение 51. Выделите грамматические основы в сложных бессоюзных предложениях. Установите смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения. Расставьте недостающие знаки препинания. Сделайте разбор выделенных предложений.

1. От жары рассохшееся колесо раскалывается вдруг по самую ступицу спицы выпирают пучком перекушенных колышек тележка со стуком падает набок кипы газет вываливаются (Пастернак). 2. Ждём Матрёшку час другой нет её (Тынянов). 3. Шмахин взглянул на часы было только без десяти семь (Чехов). 4. Не хочешь отвечать я скажу (Н. Островский). 5. Умом Россию не понять аршином общим не измерить у ней особенная стать в Россию можно только верить (Тютчев). 6. Зреет рожь тебе заботушка как бы градом не побилася без дождей в жары не высохла от дождей не положилася (Никитина). 7. Хотел я встать передо мной всё закружилось с быстротой хотел кричать язык беззвучен и недвижен стал (Лермонтов). 8. Сделаешься слишком умным пожалуй жить не захочется сделаешься богаче всех людей будут завидовать лучше я сорву и съем третье (волшебное, сморщенное яблоко) (Тургенев). 9. Он покраснел ему было стыдно убить человека безоружного (Лермонтов). 10. Пополз я по густой траве вдоль по оврагу смотрю лес кончился несколько казаков выезжают из него на поляну (Лермонтов). 11. Белое одеяло сброшено на пол дом пуст Вера Никандровна одна (Федин). 12. Изумрудные лягушата прыгают под ногами между корней подняв золотую головку лежит уж и стережёт их (М. Горький). 13. Какую-то особенную ветхость заметил он на всех деревенских строениях бревно на избах было темно и старо многие крыши сквозили, как решето на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбер (Гоголь). 14. Вот вам мои условия вы нынче же публично откажетесь от клеветы и будете просить у меня извинения (Лермонтов). 15. В доме мало-помалу нарушалась тишина где-то скрипнула дверь послышались чьи-то шаги кто-то чихнул на сеновале (Гончаров). 16. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному одни одобряли другие порицали некоторые сдержанно помалкивали (Шолохов). 17. Через несколько мгновений поднимаюсь и вижу мой Карагез летит развевая гриву (Лермонтов). 18. Я говорю не сдамся (Л. Толстой). 19. Помню также она любила одеваться и прыскаться духами (Чехов). 20. Я тебе определённо скажу у тебя есть талант (Фадеев). 21. Фёдор понял речь шла о связи (Фурманов). 22. Алексей решил довольно тянуть (Полевой). 23. Сорока поднял голову вверху сквозь тонкий пар мороза блестела золотая Медведица (Серафимович). 24. Я поднял голову перед огнём на опрокинутой кадке сидела мельничиха и разговаривала с моим охотником (Тургенев). 25. Я проснулся заря уже занималась (Тургенев). 26. Луны не было на небе она в ту пору поздно всходила (Тургенев). 27. Он даже испугался так было темно тесно и нечисто (Чехов). 28. Окна в бараке то освещались то гасли кто-то чиркал спички (Шишков). 29. Прошла неделя другая вдруг въез- жает ко мне во двор коляска (Пушкин). 30. Дайте ему только нож да пустите на большую дорогу зарежет за копейку зарежет (Гоголь). 31. Не успело солнце пригреть загудело всё небо (Бубенков). 32. Я стал звать хозяина молчат стучу молчат (Лермонтов). 33. Смелые побеждают трусливые погибают (пословица). 34. Не было никакой возможности уйти незаметно он вышел открыто будто идёт во двор и шмыгнул в огород (Фадеев). 35. Победим каменный дом построишь (А.Н. Толстой). 36. Пройдёт молодец приосанится пройдёт девица пригорюнится а пройдут гусляры споют песенку (Лермонтов). 37. Пропади ты совсем плакать о тебе мы не будем (Чехов). 38. Посмотрит рублём подарит (Некрасов). 39. Он всегда любил поболтать это было мне отлично известно (Каверин). 40. Они расстанутся они уже расстались эта мысль ошеломила обоих (Катаев).

В подборке представлены материалы, которые помогут учителю организовать работу по изучению темы «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП»: программа-тренажёр, тест, задание на распределение и текстовый материал.


«9кл-бсп»

9 класс. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях

Он смотрит вдаль там лес пестреет тут поля и горы.

По небу знойный день катится от скал горячий пар струится.

Лето припасает зима поедает.

Он прилёг усталость давала о себе знать.

В сухом и чистом воздухе пахнет полынью сжатой рожью гречихой даже за час до ночи вы не чувствуете сырости.

Занавес поднялся раздались дружные аплодисменты.

Сильный дождь льёт с утра выйти невозможно.

Случилась беда селевой поток размыл железнодорожные пути.

Служить бы рад прислуживаться тошно.

Погода в январе непостоянна морозы сменяются оттепелями.

Все вышли на террасу в доме было душно.

Мать видела побледневшее лицо Павла она невольно двинулась вперёд расталкивая толпу.

Гуси высоко летят воды будет много.

Я понял маленького друга хотели лишить первой и последней радости в её недолгой жизни.

Замела метель дорожки пробираться нелегко.

Светлые заливы в камышах блестят неподвижно нивы на полях стоят.

Ровной синевой залито всё небо одно лишь облачко на нём не то плывёт не то тает.

Но Дубровский уже её не слушал боль раны и сильные волнения души лишили его сил.

Жизненная роль гемоглобина общеизвестна он переносит кислород.

Слава греет позор жжёт.

Только видит вьётся вьюга снег ложится на поля вся белёшенька земля.

Чайка прилетела скоро лёд пойдёт.

Солнце жгло по-вчерашнему воздух был неподвижен.

Солнце дымное встаёт будет день горячий.

Дожди перестали поля высохли.

В лагере спокойно ни суеты ни говора людского даже трубы над палатками не дымят.

С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения.

Стихнут порывы ветра гудят моторы тракторов.

Над тростниками взмывают стаи уток кружатся чайки парят орлы пролетают кулики и чибисы.

В счастье дружбой пользуются в беде её проверяют.

Печален я со мною друга нет.

Бледно-серое небо светлело холодело синело звёзды мигали слабым светом.

В морозном воздухе тихо точно зачарованный стоит бор облитый радужным светом уже поднявшегося солнца.

Хотел кричать язык сухой беззвучен и недвижим был.

Сквозь постоянный шум ветра чудились мне невдалеке слабые звуки топор осторожно стучал по сучьям колёса скрипели лошади фыркали.

Не хочешь ехать оставайся.

Заря разгорается вот уже золотые полосы протянулись по небу в оврагах клубятся пары.

Весь мир знает первый искусственный спутник Земли посланец нашей страны.

Кругом ярко светит солнце поохотиться ещё можно.

Ни одной птицы не было слышно все приютились и замолкли.

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_1»

ВАРИАНТ 1.

Задание

Ответы

«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)

ВАРИАНТ 1.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.

Задание

Ответы

1) Учись мой сын наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни.

2) Вечер спустился уже на землю в лесу потемнело бор волновался вокруг сторожки

3) Для рыбы нужна чистая вода будем охранять наши водоёмы

4) Небо воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь было жарко и душно громадные стаи ворон предчувствуя непогоду с криком носились над садом.

5) Свойство зеркальце имело говорить оно умело.

Просмотр содержимого документа
«ВАРИАНТ_2»

«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)

ВАРИАНТ 2.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.

Задание

Ответы

«Тренинг начинающего корректора» (пунктуационный практикум)

ВАРИАНТ 2.

Расставьте знаки препинания, дайте краткие пояснения. Грамматическую основу предложения выделите.

Задание

Ответы

1) Ввысь взлетает Сокол жмётся Уж к земле

2) Истинные таланты на критику не злятся их повредить она не может красоты

3) Горлинки неумолчно ворковали изредка свистала иволга зяблик выделывал своё милое коленце.

4) Назвался груздем полезай в кузов

5) Только сад не только не обветшал но разросся сросся и теперь был весь в цвету из-за забора было видно цветущие вишни яблони и сливы.

Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля1»

Лист контроля.

Вариант 1.

1) Учись, мой сын: наука сокращает нам опыты быстротекущей жизни. (2ч - причина)

2) Вечер спустился уже на землю, в лесу потемнело, бор волновался вокруг сторожки. (перечисление)

3) Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоёмы. (2ч - следствие)

4) Небо, воздух и деревья по-прежнему хмурились и обещали дождь; было жарко и душно; громадные стаи ворон, предчувствуя непогоду (дееприч.оборот), с криком носились над садом. (перечисление)

5) Свойство зеркальце имело: говорить оно умело. (2ч - пояснение)

Просмотр содержимого документа
«Лист_контроля2»

Лист контроля.

ВАРИАНТ 2.

1) Ввысь взлетает Сокол - жмётся Уж к земле. (против.)

2) Истинные таланты на критику не злятся: их повредить она не может красоты. (2ч - причина)

3) Горлинки неумолчно ворковали, изредка свистала иволга, зяблик выделывал своё милое коленце. (перечисл)

4) Назвался груздем - полезай в кузов. (1ч - условие)

5) Только сад не только не обветшал, но разросся, сросся и теперь был весь в цвету; из-за забора было видно цветущие вишни, яблони и сливы.

Просмотр содержимого документа
«аннотация»

В подборке представлены материалы, которые помогут учителю организовать работу по изучению темы «Бессоюзные сложные предложения. Знаки препинания в БСП».

Весь материал разбит на две части. В первой части размещена презентация. Во второй – программа-тренажёр, тест, задание на распределение и текстовый материал.

В файле БСП-презентация. ppt представлен теоретический материал. Система гиперссылок позволит организовать процесс изучения в соответствии с замыслом учителя.

Проверить уровень усвоения теории поможет тест (пусковой файл БСП-тест. exe находится в одноимённой папке).

Файл bsp - rasp . xls направлен на организацию работы, связанной с формированием представления о значении частей бессоюзного сложного предложения. Учащиеся должны распределить предложения в соответствии со значением их частей. Предусмотрена система контроля, а также даны «шпаргалки».

Отработать навыки постановки знаков препинания в БСП можно в мини-программе, которая находится в папке «тренажёр» (пусковой файл – БСП-старт. exe , файл справки – SPK . HLP ). В программе представлены три вида заданий. Во втором задании (работа над ошибками) предусмотрена система пошагового контроля. После выполнения и проверки первого и третьего задания даются комментарии.

Папка «Текст-файлы»

Если в школе налажена локальная сеть, можно организовать работу с взаимопроверкой. Для этого формируются отдельные папки для 1 и 2 варианта (1 вариант - файлы «Вариант_1. doc » и «Лист_контроля2» ; 2 вариант – файлы «Вариант_2. doc » и «Лист_контроля1. doc » ). Учащиеся выполняют свою работу, расставляя знаки препинания в предложениях первого столбца таблицы (файлы «Вариант_1(2).doc ); сохраняют выполненную работу, а затем открывают (через локальную сеть) файл представителя другого варианта, копируют во вторую колонку таблицу материал из файла «Лист_контроля1(2)» и выполняют взаимопроверку. В файле «редактирование. doc » даны предложения различной структуры, их необходимо перестроить в БСП; используются приёмы копирования, удаления и вставки.

Проверить, насколько хорошо сформированы навыки постановки знаков препинания в БСП, помогут карточки-задания, приведённые в файле «9кл-бсп.doc ».

Ваши замечания и предложения прошу направлять на e -mail : mousch 2- n @ yandex . ru .

С уважением, Камаева Т.В.

Просмотр содержимого документа
«редактирование»

ЗАДАНИЕ

Исходный вариант

Перестроенное предложение

ЗАДАНИЕ . Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

    Было видно, как по реке плыли льдины.

    Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

    В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

    Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

    Если цветы не поливать, они засохнут.

    Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

ЗАДАНИЕ . Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

    Было видно, как по реке плыли льдины.

    Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

    В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

    Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

    Если цветы не поливать, они засохнут.

    Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

ЗАДАНИЕ . Замените сложноподчинённые и сложносочиненные предложения бессоюзными. Сопоставьте предложения.

Исходный вариант

Перестроенное предложение

    Было видно, как по реке плыли льдины.

    Когда солнце скрылось за горизонтом, мы отправились домой.

    В лесу стало тихо, так как главные певцы улетели на юг.

    Татьяна бросилась бежать в лес, а медведь помчался за ней.

    Если цветы не поливать, они засохнут.

    Погода резко ухудшилась, так что полёты пришлось отменить.

Тема урока: Тире в бессоюзном сложном предложении.(9класс)

Цель: 1. Знакомить учащихся с правилом постановки тире в БСП; формировать умение различать пунктограмму и навык постановки тире между частями БСП.

2. Развивать речь и познавательный интерес учащихся.

3. Прививать эстетический вкус, способствовать нравственному воспитанию.

Оборудование: Интерактивная доска, электронный учебник, раздаточный материал.

Ход урока:

    Актуализация полученных знаний.

Оргмомент.

Целеполагание.

Мы продолжаем изучать бессоюзные сложные предложения. Сегодня познакомимся с условиями постановки тире между частями БСП.

II. Опрос домашнего задания.

1. Упражнение 261. Дополните вторую часть бессоюзных сложных предложений таким образом, чтобы между их частями можно было поставить двоеточие.

2. У доски 2 ученика.

Задание. Выделить грамматические основы, начертить схему предложения, поставить знак препинания и объяснить.

    Птиц не было слышно: они не поют в час зноя.

    Дед оказался прав: к вечеру пришла гроза.

3. Графический диктант.

А) Зазвучала музыка, гости оживились.

Б) Погода была ужасная: весь день лил дождь как из ведра.

В) Смелые побеждают – трусливые погибают.

Работа над предложением: Смелые побеждают – трусливые погибают.

Третье предложение вызвало у вас затруднение, почему?

Какой союз можно поставить между простыми предложениями?

Какое здесь смысловое отношение между частями в данном БСП?

Как вы думаете, какой знак препинания следует ставить?

Работа над предложениями:

Молвит слово – соловей поёт.

Приходит весна – всё вокруг оживает.

Много снега – много хлеба.

Стояли хибарки - стоят корпуса.

III. Это и будет темой нашего урока сегодня:

Тире в бессоюзном сложном предложении.

Ознакомление с теоретическим материалом

Смысловые отношения между частями в БСП

Между частями БСП можно поставить слова

Противопоставление

Труд человека кормит – лень портит.

Мир строит – война разрушает.

Сравнение

Учёный без трудов – дерево без плодов.

Условие или время

Хочешь избавиться от бедности – трудись.

Вывод, следствие

Дети стали большими – им надо учиться.

Быстрая смена событий

Стояли хибарки – стояли корпуса, открывшись фасадами, сбросив леса.

Сильный ученик делает вывод

Итог: Объяснение по электронному учебнику

Запись схемы в тетради.

IV. Формирование умений и навыков.

Закрепление.

А)Упр.269. Устно. Объяснить смысл пословиц и расстановку знаков препинания.

Б)Упр.273. Заменить, где возможно, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения бессоюзными сложными.

В) - А теперь поработаем над текстом «Знакомьтесь: мода» ,который лежит перед вами.

Комментированное чтение, сопровождаемое показом слайдов.

Словарная работа: вызывала недоумение – непонимание, неясность

озадачивала – заставляла думать

«иноземный образец» - иностранный, чужой образец

тщетно – бесполезно, зря

Вопрос-ответная беседа по тексту:

1. Согласны ли вы с высказыванием, что «… каждый человек воспринимает моду по-своему. Это зависит от возраста, воспитания, убеждений, вкуса, культуры, характера, одним словом – от личности. Мода для любого из нас есть часть внутреннего мира»?

2. Что вы можете сказать о нынешней моде? Всё новое – хорошо забытое старое.

3. Какой смысл вложен в пословицу: «По одёжке встречают, по уму провожают»?

Задание: Выпишите из текста «Знакомьтесь: мода» БСП с тире между частями и объясните её постановку

Мода влияла на нравы, на поведение, при этом как бы оставаясь в стороне – люди сами попадали в её сети. (Противопоставление)

Бороды было приказано сбрить – их сбрили. (Быстрая смена событий)

Возникновение новой моды в Париже привлекло внимание и российских модников – завели бороды и они, не подозревая, что к ним вернулась их собственная борода. (Указывает на вывод, следствие)

Задание: Закончите пословицы и поговорки о моде.

По росту и одежду подбирай.

Одежда лучше новая – друг старый.

Плохой погоды не бывает, бывает плохая одежда.

Мода да развлечения и жадного разорят.

В одежде старайся быть изящным.

Задание: Расставьте предложения соответственно схемам

Определить смысловые отношения между частями БСП

Деловые контакты со странами Западной Европы перечеркнули запрет – сразу старорусская одежда стала казаться некрасивой и неудобной (время).

В шестидесятые годы двадцатого века появилась джинсовая мода – послевоенный сдержанный стиль в одежде прошёл (противопоставление).

Мастер без дела – лес без птиц.(сравнение, сопоставление)

Сменила вечером большую сумку на клатч – готова к вечеринке. (быстрая смена событий)

Не идёт одежда к лицу – меняй свой стиль. (условие)

Обобщение. По таблице.

Работа с тестировщиком.

1. Если в БСП содержание первого предложения сравнивается с содержанием второго, то между ними ставится:

A.Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

2. Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении: Узнаешь меня – перестанешь бояться.

B. Следствие

C. Условие

D. Противопоставление

E. Быстрая смена событий;

3. Если в БСП первое предложение указывает на время действия того, о чём говорится во втором предложении, то между ними ставится:

A. Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие

4. Определите смысловое отношение между частями в данном бессоюзном предложении: Служить бы рад – прислуживаться тошно.

B. Следствие

C. Условие

D. Противопоставление

E. Быстрая смена событий;

5. Если в БСП второе предложение указывает на причину того, о чём говорится в первом, между ними ставится:

A. Запятая

B. Точка с запятой

C. Двоеточие