Основные этапы развития японского феодального государства и права. Формирование японского феодального государства и права Японское феодальное государство. Сегунат

Основные этапы развития японского феодального государства и права. Формирование японского феодального государства и права Японское феодальное государство. Сегунат

В I-II вв. население южных Японских островов (где значительны были группы переселенцев из Индонезии, Кореи и др.) находилось на стадии формирования надобщинной администрации. Основу социальной организации составляла клановая «семья» в несколько тысяч членов (известны и семьи численностью до 60-70 тыс. чел.). Возглавлял ее старейшина-патриарх, считавшийся одновременно жрецом клана. В семьях сложилась устойчивая социальная иерархия: низшие (гэко) и «большие люди» (дайдзин) . Иногда целые малые кланы находились в зависимом положении от высших. Было известно и рабство, однако рабы были дороги и редки. Семьи-кланы представляли обособленные объединения, и китайские летописи эпохи писали о японцах: «Они распадаются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают к нам и приносят нам дань».

С рубежа II-III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Полномочия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет. Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. Постепенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов. По имени такого союза получило название начальное государственное образование в Японии. Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - с.278

Возникновению раннефеодального государства в Японии предшествовала длительная борьба племенных групп, приведшая к гегемонии племенной группы во главе с сильнейшим родом Ямото.

Представители дома Ямото стали рассматриваться как носители власти высших вождей, жрецов и судей. Опираясь на буддистскую церковь, имевшую значительное политическое влияние в стране, они присвоили себе титул "сынов неба"императоров, и вместе с родовой аристократией узурпировали власть племенных вождей, превратив ее в наследственную. Мелехина Е.В. История государства и права зарубежных стран-М.:Просвещение,2002г.-с.48

Объединение Ямато (сер. V - нач. VII в.) было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении очагов государственности была велика.

Власть главы господствующего союза постепенно была признана общегосударственной. Царь (окими) приобрел титул тэнно («небесного государя», императора). Правитель соединял в себе и религиозную, и собственно государственную власть. Постепенно ему были предоставлены и полномочия верховного судьи.

К VI в. местные клановые правители превратились в представителей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне государственную, система социальных рангов - кабанэ (учрежденная в cep. V в.). Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми - придворные, мурадзи - военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций. Племенные кланы стали превращаться в провинции со своими управляющими; число провинций достигло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована первая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обложению (рисом) и трудовым повинностям. Путем роста хозяйственного принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние соплеменники - превращаться в полусвободных (томобэ) с закреплением профессиональных занятий и функций.

На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г., когда возобладал мощный клан Сога, захватив в свои руки императорский трон. Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирование чиновничества, нового налогового аппарата.

С конца VI в. объединение Ямато стало стремиться к высвобождению из-под сюзеренитета китайской империи Сун (весьма условного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.

Окончательное формирование государственной организации было следствием преобразований, получивших название переворота Тайка (645-646). Омельченко О.А.Всеобщая история государства и права: Учебник в 2 т. Издание третье, исправленное. Т. 1-М.: ТОН - Остожье, 2000. - с.279-280

Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё"*. Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.

Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году.

Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной в Японии. Рамки ее применения с самого начала ограничивались областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть.

Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.

Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежными междуусобными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы. История государства и права зарубежных стран Учебник для студентов юридических вузов и факультетов

Часть 1/под ред.Крашенниковой Н.А.- М.- Издательство НОРМА, 1996.-с.243

В этой главе речь пойдет об особенностях экономического развития стран Азии на примере Японии.

В период феодализма в Японии верховным собственником ими считался император (тенно или микадо), а также его вассалы - князья (дайме). Япония делилась на феодальные княжества, причем каждое княжество было самостоятельным 11 государством - имело свое войско, собирало пошлины на границах. Таким образом, в Японии была феодальная раздробленность.

Император лишь номинально считался главой Японии. I"сальная власть была сосредоточена в руках сегуна - военного правителя или главнокомандующего. В XVII в. должность сегуна захватили князья из рода Токугава, и поэтому период истории с XVII в. до буржуазной революции принято называть триодом сегуната Токутава.

Верхушку японского общества составляли самураи - военнослужащие. Следует подчеркнуть, что в Японии, кроме самураев, к военной службе никто не допускался; представителям других сословий под страхом смерти запрещалось брать и руки оружие.

Европейские феодалы были военным сословием. Но самураи не были помещиками, не имели земельных владений с крестьянами. За службу они получали "рисовый паек" - натуральную плату рисом. Этот рис государство получало от крестьян в форме военного налога, т. е. налога на содержание самурайской армии. Если исходить из того, что в Японии все-таки был феодализм, этот налог можно рассматривать как "ценализованную" ренту, поскольку за счет его и существовало правящее сословие. По закону, в качестве налога крестьяне должны были отдавать 40% урожая, но практически у них обиралось до 50-70% урожая.

Поскольку не было помещиков, то не было и барщины. Но была государственная трудовая повинность, общественные работы, свойственные азиатскому способу производства: крестьяне строили каналы, дороги, привозили различные грузы и т. Население Японии делилось четыре сословия: самураи, крестьяне, ремесленники и купцы. Переход из одного сословия в другое был категорически запрещен законом, кнутость сословий, характерная феодализма вообще, здесь была ведена до такой степени, что закон диктовал быт каждого сословия вплоть до одежды и пищи. Например, крестьянам запрещалось есть рис, а носить они могли только одежду из хлопка и льна. Шелковую одежду ли носить только самураи. Перед самураями все остальные были бесправны. Самурай, по закону, мог убить простелю; только для того, чтобы "испытать новое оружие".

При этом сословия ремесленников и купцов занимали официально более низкое положение, чем крестьяне. Торговля ремесло считались занятиями унизительными. Естественная торговля и ремесло в связи с этим развивались медленно, и даже население городов состояло преимущественно из самураев. Так, в начале XVIII в. самураи составляли 3/4 горожан, а ремесленники и купцы - только 1/4.

Натуральность хозяйства, характерная для европейское феодализма, здесь закреплялась тем, что и налоги и жалованье самураям были натуральными. И ко внутреннем рыт Японии широко практиковался натуральный обмен, причем качестве мерила стоимости тоже использовался рис.

Разложение феодализма началось с конца XVII в. Оно проявлялось в разрушении сословной структуры и развитии ростовщичества. В Японии другие сферы предпринимательства давали слишком мало возможностей. Развитию внутренней торговли препятствовала крайняя узость внутреннего рынка, внешняя была и вообще запрещена. А слабость торговли, отсутствие рынка тормозили развитие промышленности. Ростовщичество в этих условиях получило гипертрофированно уродливое развитие. Прежде всего в кабалу к ростовщикам попадали крестьяне, которые закладывали в обеспечение долга земельные участки. Что было незаконно, потому что земля была собственностью крестьян. Когда крестьянин не мог вернуть долг с процентами, ростовщик, опять-таки в обход закона, становился владельцем его земли. Крестьянин продолжал нести на этой земле хозяйство, платить налог государству, но теперь он должен был платить арендную плату владельцу земли. Этих незаконных землевладельцев называли дзинуси. К середине XIX в. во владение дзинуси перешла 1/3 обрабатываемой земли, а третчасть крестьян оказалась в положении кабальных арендаторов.

Но в кабалу к ростовщикам попадали и самураи. Причиной этого была натуральная форма их жалованья: для удовлетворения своих потребностей самураю нужны были деньги, а не только рис. Деньги можно было получить у ростовщиков. В XVIII в. появилась специальная гильдия ростовщиков, которые занимались скупкой у самураев их квитанций на рисовые пайки. По некоторым подсчетам, к середине XIX в. в руках ростовщиков оказалось уже 7/8 национального богатства Японии.

Конечно, при этом самое низшее сословие (а ростовщики относились к сословию купцов) фактически уже не занимало низшей ступеньки социальной лестницы. Пользуясь кабальной зависимостью феодалов, они ней часть самураев оказалась без работы. Такие "безработные" самураи (ронины) не получали рисового пайка, а жили в городах, занимаясь ремеслом и торговлей, что законом категорически запрещалось.

В этом несоответствии реальной жизни и закона и проявлялось разложение феодализма. Проникновению капиталистических отношений в страну препятствовала политика насильственной изоляции Японии от остального мира, которую сегуны проводили с XVII в. Целью этой политики было законсервировать существующий строй, не допустить иностранного влияния, которое может подорвать основы сложившихся отношений. Политика заключалась в том, что японцам запрещалось посещать другие страны и даже строить суда, пригодные для морских путешествий. Иностранные суда в японские гавани не допускались. Исключение было сделано лишь для купцов Голландии и Китая, но ограниченное: в одну из гаваней Японии в течение года разрешалось прибытие двух голландских судов и нескольких китайских, причем торговать и даже контактировать иностранцы могли не с населением, а только с государственными чиновниками.

Изоляция действительно тормозила проникновение в Японию капиталистических порядков, но тем самым она тормозила и экономическое развитие Японии. Результатом стал хозяйственный застой Японии с конца XVII в. до революции 1868 г. Более полутора веков посевная площадь, годовое производство риса и даже численность населения оставались одном уровне.

Правда, в это время все же рождалось и делало первые шаги мануфактурное производство. Мануфактуры здесь возникали двумя путями.

В условиях натурального хозяйства крестьяне были вынуждены готовить ремесленные изделия у себя дома. Со временем появлялся скупщик и рождалась рассеянная мануфактура, в основном по производству шелковых и хлопчатобумажных тканей. Некоторые князья организовывали фарфоровые металлургические мануфактуры. Известно, что на таких мануфактурах работали в качестве рабочих даже самураи.

Кризисом феодально-крепостнической системы мы называв прогрессивный по своему содержанию процесс - переход от феодально-крепостнического к капиталистическому хозяйству.

Основные черты переходного периода от феодализма капитализму:

1. Это период первоначального накопления, то есть переподготовки основных условий для развития капиталистического производства.

2. Это мануфактурный период, период господства в промышленности не фабрик, а мануфактур.

3. В большинстве стран Европы в это время еще сохраняются феодальный строй и способ производства. Только две стран вырвались вперед и развиваются уже по капиталистическому пути - это Англия и Нидерланды.

Эпоха первоначального накопления капитала имела следующие особенности:

1. Разорение крестьян и образование армии людей, которым в дальнейшем предстояло стать рабочими.

2. Накопление капиталов первоначально в сфере обращения и кредита, а не в промышленности.

3. Накопленные в течение длительного времени в торговле и ростовщичестве капиталы при переходе к капитализму начинают инвестироваться в промышленность.

4. Важным источником накопления капитала были ограбление и эксплуатация колоний.

Мануфактура - это капиталистическое предприятие с применением не техники, а ручного труда. Ее отличали;

1. Капиталистическая эксплуатация труда, когда рабочий работает на хозяина мануфактуры, получая заработную плату.

2. Разделение труда, при котором рабочий выполняет лишь определенную операцию, а не изготавливает все изделие от начала и до конца.

В Голландии главную роль играл не промышленный, а торговый капитал. Голландия стала мировым центром торговли, ей принадлежало 60% мирового торгового флота. Она держала в руках практически все морские перевозки.

В Голландии накопленные капиталы так и остались в сфере накопления, в торговле, и не перелились в промышленность. Поэтому Голландия потерпела поражение в соревновании с Англией и потеряла лидерство.

В XVII в. в России, в значительной степени усилиями государства, рождается симбиоз феодальных и капиталистических отношений в экономике. Это обеспечило дальнейший рост феодально-крепостнического хозяйства, усилило государство, повысило международный престиж. Однако противоречия между развивавшимся капиталистическим производством и крепостничеством привели к кризису феодально-крепостнической системы.

Именно крепостное право стало инструментом, который позволил приспособить капиталистическую мануфактуру к феодальному строю. Крепостная мануфактура была "вторым изданием крепостничества", крупным товарным производством с использованием крепостного труда.

Уникальной особенностью России было то, что в результате петровских реформ основную часть мануфактур составляли казенные и посессионные, принадлежащие государству. Основная часть продукции поступала в казну, а цены на нее устанавливались государственными указами.

Мануфактура еще могла быть крепостной, но крепостная фабрика была невозможна. Применение машин несовместимо с крепостным трудом.

Прогресс в сельском хозяйстве выражался в капиталистических, по существу, явлениях. Но их развитие тормозила феодально-крепостническая государственная система, поэтому прогрессивные явления получали уродливую форму.

Крепостничество затормозило в России промышленный переворот

Развитие феодального государства в Японии

Японская цивилизация начала свое формирование в I тыс. до н. э. Первые поселения людей в этой части Восточной Азии появи­лись намного раньше – около 40 тыс. лет до н. э., еще до отделения Японских островов от азиатского материка. Долгие столетия Япония была почти замкнутым – в культурном и политическом отноше­нии – миром. О самом существовании народа и государства знали только в соседних Китае и Корее, с которыми издавна сложились непростые отношения. Влияние китайской цивилизации на раннее становление Японии было значительным, даже иероглифическая письменность пришла из Китая. Однако в последующем японская цивилизация сформировала собственную и своеобразную традицию государственного и правового уклада, в котором выразились и свое­образие культурно-религиозного мира нации, и особенности военно-феодального строя, подчинившего с раннего времени социальную организацию Японии. Влияние древних традиций на последующее развитие государственной организации было особенно значительным. Это сделало японскую государственность эпохи Средних веков одной из наиболее устойчивых и самобытных.

В I-II вв. население южных Японских островов (где значительны были груп­пы переселенцев из Индонезии, Кореи и др.) находилось на стадии формирования надобщинной админист­рации. Основу социальной организации составляла клановая «семья» в несколько тысяч членов (известны и семьи численностью до 60-70 тыс. чел.). Возглавлял ее старейшина-патриарх, считав­шийся одновременно жрецом клана. В семьях сложилась устойчивая социальная иерархия: низшие (гэко) и «большие люди» (дайдзин) . Иногда целые малые кланы находились в зависимом положении от высших. Было известно и рабство, однако рабы были дороги и редки. Семьи-кланы представляли обособленные объединения, и китайские летописи эпохи писали о японцах: «Они распада­ются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают к нам и приносят нам дань».

С рубежа II-III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Полномо­чия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет. Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. По­степенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов. По имени такого союза получило название начальное государственное образование в Японии.

Объединение Ямато (сер. V - нач. VII в.) было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении оча­гов государственности была велика.


Власть главы господствующего союза постепенно была признана общегосударственной. Царь (окими) приобрел титул тэнно («небесного государя», императора). Правитель соединял в себе и религиозную, и собственно государственную власть. Постепенно ему были предоставлены и полномочия верховного судьи.

К VI в. местные клановые правители превратились в представите­лей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне госу­дарственную, система социальных рангов – кабанэ (учрежден­ная в cep. V в.). Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми – придворные, мурадзи – военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций. Племенные кланы стали превращаться в провинции со своими управляющими; число провинций достиг­ло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована пер­вая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обло­жению (рисом) и трудовым повинностям. Путем роста хозяйственно­го принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние сопле­менники – превращаться в полусвободных (томобэ) с закреп­лением профессиональных занятий и функций.

На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г., когда возобладал мощный клан Сога, захватив в свои руки императорский трон. Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирова­ние чиновничества, нового налогового аппарата.

С правлением принца-регента из дома Сога Умаядо связано по­явление первых законов – 12 Статей (603) и Законов 17 Статей (604-622). Законы были не столько правовыми нор­мами, сколько сводом политико-моральных поучений. Однако они были положены в основу государственной деятельности. Кланы при­зывались объединиться и служить общему благу. Все население де­лилось на три класса: правители – вельможи – народ. Правитель считался уже не просто главой высшего клана, а единоличным вла­стителем с особыми полномочиями власти. Соответственно китай­ским образцам, он выражал «всеобщий закон», считавшийся осно­вой правопорядка. В целях такого правопорядка правитель имел право требовать безусловного подчинения от низших должностных лиц. Вместе с тем правителя не признавали совершенно самовласт­ным: при нем обязаны быть советники. Провозглашалось, что «дела не должны решаться единолично государем».

С конца VI в. объединение Ямато стало стремиться к высвобож­дению из-под сюзеренитета китайской империи Сун (весьма услов­ного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.

Окончательное формирование государственной организации было следствием преобразований, получивших название переворота Тай­ка (645–646) .

Используя недовольство крестьянской массы, другие кланы свер­гли режим правителей Сога и установили новую императорскую ди­настию. Самым важным социальным поворотом было объявление всей земли только государственной (императорской) собственно­стью. Была установлена государственная система наделения землей, следуя иерархии традиционных и заново установленных рангов. Это положило начало новому сословному строю страны.

Вследствие политических перемен во второй половине VII в. сло­жилась центральная администрация. Верховное управление осуще­ствлялось Государственным советом (дадзекан), куда входили главы правящих кланов и высшие администраторы. Реаль­ную работу по текущему управлению вершил государствен­ный секретариат из 2-х подразделений: правого и левого (по китайской традиции). Секретариат руководил 8 ведомствами: наказаний, сокровищ, военным, двора, центральных дел, чинов, управления, народных дел. Помимо этого, были особые ведомства: по делам культа синто и по расследованию преступлений (дадзедан). В деятельности чиновной администрации практически воплощалась вся государственная организация. Ее правильному течению власть уделяла особое внимание. В конце VII в. был издан специальный ад­министративный кодекс; старые ранги были отменены, на их месте сложилась новая разветвленная чиновная система (из 48 рангов). В конце VII в. в правительстве утвердилась должность первого министра.

Страна обрела новое жесткое деление на провинции, уезды и деревни. Деревни (до 50 дворов) стали основой новой налоговой и военной рекрутской системы. В местном управлении также ликвидирова­лись родовые традиции, и управление вверялось назначенным чиновникам. Основой существования разветвленной государственной организации стала т. н. триада обложения, известная с древне­го Китая: налог с земли, подати с крестьянских промыслов, трудовая повинность (по постройке зданий, дорог, оросительной системы).

По своей внутренней структуре монархическое государство рицуре (закона), установившееся после переворота Тайка, было подобно европейским варварским государствам. И так же, как в Ев­ропе, новое государство стало стимулом для переформирования со­циального строя в направлении феодальных отношений.

Впервой половине III в. в Японии образовался довольно обширный племенной союз, занимавший, по мнению одних исследователей, остров Кюсю, а по мнению других, южную часть острова Хонсю, район позднейших провинций Ямато, Коти и Сэцу. Позднейшие сведения говорят о «царстве Ямато» именно на острове Хонсю. Из этого племенного союза и выросло Японское государство. Первоначально оно занимало северную часть Кюсю, южную часть Хонсю, а с середины IV в. и южную оконечность Корейского полуострова (район Миманы). Образование государства происходило в борьбе вождей племенных групп, обитавших в каждом из указанных районов, причём во второй половине V в. гегемония в общеплеменном союзе перешла к племенний группе Ямато.

Возникновение раннефеодального государства

Формирование раннефеодального государства в Японии следует отнести ко второй половине IV в. Это нашло своё выражение в изменении отношений между главами племенного союза - царями Ямато - и местными вождями: последние стали рассматриваться как представители центральной власти. Изменились и отношения между вождями - старейшинами и общинниками: место «приношений» - части охотничьей добычи и продукции домашнего ремесла - занял оброк - зерном (татикара) и продукцией ремесла (мицуги); появилась обязанность производить строительные, ирригационные и осушительные работы (этати). О зарождении феодальных производственных отношений свидетельствовало и выделение из общины собственных владений (ата) родовой знати, превращавшейся в феодалов. На их полях работали подневольные землепашцы (табэ) из числа обедневших общинников, попавших в зависимость от прежних родовых старейшин. По своему положению такие табэ были близки к рабам. От рабов, появившихся гораздо ранее и бывших только домашними слугами (яцуко), они отличались тем, что сохраняли своё имущество и хозяин не мог их продать или убить. Ввиду этого многие историки называют этих землепашцев полусвободными.

Эти полусвободные сыграли большую роль в процессе образования Японского государства, так как их труд способствовал развитию производительных сил. В категорию полусвободных попадала значительная часть корейцев и китайцев, либо занесённых на японские острова волнами миграций, либо увезённых во время набегов японцев на Корею. Эти выходцы из Кореи и Китая были носителями гораздо более высокой культуры, в частности более высокой техники земледелия. Часть переселенцев из Китая и Кореи составляли ремесленники - гончары, кузнецы, плотники, ткачи, вышивальщики и т. д. Местные племенные вожди, под власть которых они подпадали, предоставляли им возможность иметь своё имущество и орудия производства, но обязывали их жить в определённых местах компактными группами и отбирали у них всю продукцию. Тем самым по своему положению такие ремесленники приближались к рабам. В то же время от рабов-слуг их отличало, как и табэ, то, что господин не мог убивать и продавать их. Эту категорию полусвободных японские источники именуют томобэ и какибэ. Так наряду с возникновением феодальных отношений в Японии имели место и отношения рабовладельческие.

Развитию рабовладельческих отношений препятствовали, однако, многие факторы. Главная отрасль хозяйства - земледелие - в подавляющей части находилась в руках общинников. Крупные латифундии, создающие условия выгодного применения труда рабов, в горной стране были невозможны. Был ограничен и источник пополнения рабочей силы: рабов захватывали главным образом в Корее во время набегов. Но в VI в. на полуострове выросло в мощное государство одно из трёх корейских царств - Сияла, которая не только успешно отражала набеги японцев, но в 562 г. даже вытеснила японцев из Миманы. Приобретение рабов на японских островах из племён эбису (айну, айны) и кумасо (хаято) было связано с далёкими и трудными походами и наталкивалось на сильное сопротивление этих тогда ещё многочисленных племён. Поэтому рабовладельческий путь развития в VII в. уже исчерпал свои возможности, и Япония не стала рабовладельческим государством; её развитие пошло по пути феодализма. (Некоторые современные японские историки находят, что рабовладельческие отношения в древней Японии развились настолько, что можно говорить о существовании рабовладельческого строя, охватывающего VIII и даже последующие века. Однако другие японские историки, как и советские учёные, полагают, что феодальные отношения господствовали в Японии уже во второй половине VII в., что, конечно, не означало полного исчезновения рабства. )

Феодальные отношения стали господствующими в Японии во второй половине VII в. Процесс утверждения феодальных отношений сопровождался борьбой, в которой столкнулись отдельные группы правящего класса, стремившиеся к власти. Ещё в начале VII в. среди членов рода царей Ямато появились тенденции считать свою власть принципиально отличной от власти других родов знати. В связи с этим в 605 г. принц-регент Умаядо (Сётоку-тайси) объявил «закон из 17-ти статей» - декларацию царей Ямато. Тогда же была предпринята попытка опереться на Суйскую империю, образовавшуюся в 589 г. в Китае: к суйскому двору одно за другим направлялись посольства. В посланиях, передаваемых этими посольствами, впервые вошёл в употребление новый - китайский по происхождению - титул тэнно, которым стали именовать себя во внешних сношениях правители Японии. Этот титул сохраняется за правителями Японии до сих пор и переводится на европейские языки словом «император).

В дальнейших событиях большую роль сыграли внешние факторы: политическое влияние Китая, где в это время создалась могучая, централизованная феодальная империя, влияние китайской образованности, особенно права, политических теорий; влияние буддизма, перешедшего из Китая в Корею, а оттуда в Японию. Централизованная, иерархически организованная буддийская церковь являлась своего рода образцом для феодального государства. Единство культа и абсолютное значение верховного божества (Будды) способствовали преодолению в области идеологии представлений, связанных с остатками прежней родоплеменной разобщённости.

«Переворот Тайка»

В этих условиях в 645 г. произошёл переворот, получивший наименование «переворота Тайка» (по названию года, когда он произошёл)(В Японии, как и в Китае и Корее, летосчисление велось по годам правления, которым давали особые наименования. ). Принц Наканоэ уничтожил род Сога, который на время совершенно оттеснил царский род от власти. В этом перевороте царский род был поддержан родом Накатоми, т. е. родом наследственных жрецов исконной японской религии - синто (культ сил природы, соединённый с культом предков), получившим после переворота фамилию Фудзивара. Однако основную силу переворота составляли табэ, томобэ в какибэ, стремившиеся освободиться от своего полурабского положения. Сразу же после переворота, в 646 г., было объявлено освобождение всех табэ, томобэ и какибэ с уравнением их в правах с феодально зависимыми крестьянами. Таким образом, «переворот Тайка» привёл к утверждению феодального способа производства как господствующего.

В том же манифесте 646 г. были объявлены отменёнными все частные владения, и земля перешла в собственность государства. Население превратилось в держателей государственных наделов. Следовательно, как в Китае и в Корее, японское раннефеодальное государство основывалось на государственной феодальной собственности на землю.

Основная масса населения - крестьяне - получала подушные наделы и была обложена зерновым налогом и налогом с продуктов домашнего ремесла, а также несла повинность на общественных работах (строительных, ирригационных и др.) в течение определённого числа дней в году. Правящий класс сохранил земельные владения под видом наделов - должностных, ранговых. Таким образом, для феодалов владение землёй обусловливалось службой и носило бенефициальный характер. Крестьяне-земледельцы формально не были лишены личной свободы; они сохраняли своё имущество и орудия производства, что влекло за собой и известную их инициативу в ведении хозяйства. Но в то же время они были лишены права покидать свои наделы, т.е. оказывались фактически прикреплёнными к земле.

Для управления государством был создан обширный аппарат, состоявший из центральных органов (Верховного государственного совета и подчинённых ему 8 ведомств) и местных властей (наместников провинций и уездных начальников); страна была подразделена на административные районы - провинции (купи) и уезды (кори). Всё население было обязано нести военную службу. Вводилась система светского образования, построенная по китайскому образцу, для подготовки чиновников. Китайский язык стал официальным языком правительственного обихода и даже вошёл в быт высшего слоя правящего класса. В 701 г. весь этот строй получил фиксацию в своде законов - Кодексе Тайхорё. В 710 г. был закончен постройкой город Нара - первый город в Японии.

Рабовладельческие пережитки после «переворота Тайка»

Утверждение феодализма в Японии не привело к полной ликвидации рабовладельческого уклада. Была уничтожена категория полусвободных томобэ и какибэ, категория же яцуко - домашних рабов - сохранилась. Появилась и новая категория государственных рабов - слуг в правительственных учреждениях. Владение рабами являлось в то время одним из средств получения земли. По закону владелец раба получал на него от государства дополнительный участок в размере 1/3 надела свободного. Господствующая верхушка стремилась поэтому увеличивать число рабов.

Однако основной источник их получения - пленные из числа местных иноплеменников - в эту пору мог иметь значение только на окраинах. Обращение же в рабство членов побеждённых родов после прекращения борьбы между ними также не могло уже иметь места. Поэтому приходилось прибегать к другим средствам: насильственному уводу и похищению крестьян, особенно детей, или купле у главы семьи её младших членов. В рабство можно было обратить также за преступление и за неуплату долга. Существовала и самопродажа в рабство людей, не имеющих средств к существованию. В VII-VIII вв. количество рабов достигало 10-20% всего населения. Их труд применялся больше всего на строительстве. Но уже к концу VIII в. рабский труд стал применяться всё реже и реже, а использование рабов в земледелии и вовсе прекратилось.

Земли феодалов

По закону считалось, что представители господствующего класса имели свои земли также в виде «наделов», полученных от государства. Однако эти наделы коренным образом отличались от крестьянских. В состав их входили так называемые «ранговые наделы», «должностные наделы», а также «наделы, полученные за заслуги перед государством», т. е. за участие в «перевороте Тайка». Существовали, наконец, жалованные императором земли размером до 250 тё (1 тё в то время - около 1,2 га. ). Наименьший надел феодала превосходил по размерам надел крестьянина в 40 раз, а жалованные наделы превосходили крестьянские в 1 250 раз.

Ранговые и должностные наделы давались на срок состояния в том или ином ранге или в должности. Жалованные наделы были пожизненными. Наделы за заслуги давались на одно, два или три поколения, а в случае крупных заслуг - навечно, иными словами, являлись фактически собственностью отдельных феодалов. Все прочие земли давались формально во временное пользование на разные сроки. Однако, учитывая принадлежность владельцев всех этих наделов к аристократии, а также и то, что феодалы заполняли собою весь аппарат государственного управления, превращение права пользования данными наделами в право собственности являлось лишь вопросом времени.

Помимо земельных угодий, представители господствующего класса получали в качестве «кормовых пожалований» (дзикифу) ещё и крестьянские дворы, раздававшиеся также соответственно рангам (от 100 до 500 дворов) и соответственно должностям (от 800 до 3 000 дворов). За заслуги перед государством могло жаловаться различное количество дворов. Крестьяне этих дворов отдавали половину зернового налога в казну, другую же половину тому феодалу, к которому крестьяне были приписаны. Промысловая подать с крестьян целиком шла в пользу феодала.

Императорский дом пользовался доходами не только со своих владений, но и со всей страны. Эти доходы в форме жалованья делили между собой и другие представители господствующего класса, составлявшие центральный и провинциальный правительственный аппарат и получившие права высшего сословия. Признаком принадлежности к высшему сословию служило получение какого-либо ранга.

Законодательные мероприятия после «переворота Тайка» укрепили положение феодалов в Японии. В своей подавляющей части они были потомками родовых старейшин, превратившимися в феодальную аристократию и закрепившими за собой важнейшие экономические и политические привилегии.

Культура в VIII в.

Период Пара, как обычно именуется в японской историографии время, когда столицей государства был город Пара, т. е. 710-794 гг., знаменовался многими значительными явлениями в материальной и духовной культуре страны. Прежде всего примечательно появление самого города Нары, который был построен под наблюдением китайских строителей по образцу города Чанъаня - столицы Таиской империи. В монастыре Тодайдзи, возведённом в 728 г., была установлена бронзовая статуя «Большого Будды» (Дайбуцу) высотой около 16 м. Это было невиданное ещё для того времени достижение литейного искусства. Недалеко от города находился монастырь Хорюдзи, возникший ещё в 607 г., постройки которого представляли собой замечательные образцы деревянной архитектуры. Не меньшей художественной ценностью являлись фрески этого монастыря.

Во дворцах и храмах города Нары находились многочисленные предметы искусства, особенно скульптуры и художественного ремесла из бронзы, золота, лака - изделия японских, корейских и китайских мастеров. Скульптурные изображения деятелей буддийской церкви носили реалистический характер, и многие из них отличались совершенством художественного исполнения.

Появились в Японии и первые памятники историографии: «Кодзики» («Древняя история», 710 г.) и «Нихонги» («Анналы Японии», 720 г.). В этих сочинениях зафиксированы древние мифы, старинные сказания, исторические предания, приведены хронологические записи. В них же даны и образцы древней поэзии. Авторами этих работ, принадлежавшими к высшей придворной знати, создана концепция «божественного происхождения» императорской власти, призванная служить укреплению авторитета нарских монархов.

Ко второй половине VIII в. относится сборник «Манъёсю» («Собрание мириад лепестков») - первый свод японской песенной народной поэзии и расцветшей тогда же литературной поэзии. Последняя начинала собой в Японии линию лирической поэзии господствующего класса, характерной для раннефеодального общества. Это была прежде всего лирика любви, соединённая с лирикой в описаниях природы. Крупнейшими поэтами были Хитомаро, автор проникновенных элегий, и Якамоти, яркий представитель любовной лирики. Особое место занимал Окура, в стихах которого нашла отражение горькая доля народа, испытывавшего тягостный гнёт со стороны феодалов.

Японская цивилизация начала свое формирование в I тыс. до н. э. Первые поселения людей в этой части Восточной Азии появились намного раньше – около 40 тыс. лет до н. э., еще до отделения Японских островов от азиатского материка. Долгие столетия Япония была почти замкнутым – в культурном и политическом отношении – миром. О самом существовании народа и государства знали только в соседних Китае и Корее, с которыми издавна сложились непростые отношения. Влияние китайской цивилизации на раннее становление Японии было значительным, даже иероглифическая письменность пришла из Китая. Однако в последующем японская цивилизация сформировала собственную и своеобразную традицию государственного и правового уклада, в котором выразились и своеобразие культурно-религиозного мира нации, и особенности военно-феодального строя, подчинившего с раннего времени социальную организацию Японии. Влияние древних традиций на последующее развитие государственной организации было особенно значительным. Это сделало японскую государственность эпохи Средних веков одной из наиболее устойчивых и самобытных.

Формирование японской государственности

В I-II вв. население южных Японских островов (где значительны были группы переселенцев из Индонезии, Кореи и др.) находилось на стадии формирования надобщинной администрации. Основу социальной организации составляла клановая «семья» в несколько тысяч членов (известны и семьи численностью до 60-70 тыс. чел.). Возглавлял ее старейшина-патриарх, считавшийся одновременно жрецом клана. В семьях сложилась устойчивая социальная иерархия: низшие (гэко) и «большие люди» (дайдзин). Иногда целые малые кланы находились в зависимом положении от высших. Было известно и рабство, однако рабы были дороги и редки. Семьи-кланы представляли обособленные объединения, и китайские летописи эпохи писали о японцах: «Они распадаются на более чем сто государств. Они ежегодно приезжают к нам и приносят нам дань».

С рубежа II-III вв. социальная иерархия в кланах стала довольно быстро превращаться в протогосударственные институты. Полномочия правителей стали наследственными, их освящал религиозный авторитет. Возрастанию роли правителей способствовало признание вассалитета по отношению к Китаю, а также военные походы. Постепенно сформировалось превосходство одного из таких племенных союзов. По имени такого союза получило название начальное государственное образование в Японии.

Объединение Ямато (сер. V - нач. VII в.) было типичным протогосударством. Сложилось оно под значительным китайским влиянием. Особенно возросло это влияние с VI в., после распространения в Японии буддизма; роль буддийских монастырей в укреплении очагов государственности была велика.

К VI в. местные клановые правители превратились в представителей центральной власти. Упрочила эту иерархию, уже вполне государственную, система социальных рангов – кабанэ (учрежденная в cep. V в.). Главы влиятельнейших родов и кланов закрепили за собой ранги, связанные с обособляющими функциями управления: оми – придворные, мурадзи – военные, и т. д.; всего выделилось до 9 таких специализаций . Племенные кланы стали превращаться в провинции со своими управляющими; число провинций достигло 120, они подразделялись на общины. В 569 г. зафиксирована первая перепись земель и повинностей зависимого населения. Налоговая система перешла от периодических подношений к регулярному обложению (рисом) и трудовым повинностям. Путем роста хозяйственного принуждения основной массы крестьянского населения у родовой власти стали формироваться крупные владения, а прежние соплеменники – превращаться в полусвободных (томобэ) с закреплением профессиональных занятий и функций.

На протяжении VI в. выдвинувшиеся в результате образования протогосударственной администрации знатные роды вели острую борьбу за лидерство. Борьба продолжалась примерно до 587 г., когда возобладал мощный клан Сога, захватив в свои руки императорский трон. Были предприняты централизаторские реформы в китайском духе, направленные на укрепление ранговой иерархии, формирование чиновничества, нового налогового аппарата.

С правлением принца-регента из дома Сога Умаядо связано появление первых законов – 12 Статей (603) и Законов 17 Статей (604-622). Законы были не столько правовыми нормами , сколько сводом политико-моральных поучений. Однако они были положены в основу государственной деятельности. Кланы призывались объединиться и служить общему благу . Все население делилось на три класса: правители – вельможи – народ. Правитель считался уже не просто главой высшего клана, а единоличным властителем с особыми полномочиями власти. Соответственно китайским образцам, он выражал «всеобщий закон», считавшийся основой правопорядка . В целях такого правопорядка правитель имел право требовать безусловного подчинения от низших должностных лиц. Вместе с тем правителя не признавали совершенно самовластным: при нем обязаны быть советники. Провозглашалось, что «дела не должны решаться единолично государем».

С конца VI в. объединение Ямато стало стремиться к высвобождению из-под сюзеренитета китайской империи Сун (весьма условного) и превращаться в самостоятельное раннее государство.

Окончательное формирование государственной организации было следствием преобразований, получивших название переворота Тайка (645–646) .

Используя недовольство крестьянской массы, другие кланы свергли режим правителей Сога и установили новую императорскую династию. Самым важным социальным поворотом было объявление всей земли только государственной (императорской) собственностью . Была установлена государственная система наделения землей, следуя иерархии традиционных и заново установленных рангов. Это положило начало новому сословному строю страны.

Вследствие политических перемен во второй половине VII в. сложилась центральная администрация. Верховное управление осуществлялось Государственным советом (дадзекан), куда входили главы правящих кланов и высшие администраторы. Реальную работу по текущему управлению вершил государственный секретариат из 2-х подразделений: правого и левого (по китайской традиции). Секретариат руководил 8 ведомствами: наказаний , сокровищ, военным, двора, центральных дел, чинов, управления, народных дел. Помимо этого, были особые ведомства: по делам культа синто и по расследованию преступлений (дадзедан). В деятельности чиновной администрации практически воплощалась вся государственная организация. Ее правильному течению власть уделяла особое внимание. В конце VII в. был издан специальный административный кодекс; старые ранги были отменены, на их месте сложилась новая разветвленная чиновная система (из 48 рангов). В конце VII в. в правительстве утвердилась должность первого министра.

Страна обрела новое жесткое деление на провинции, уезды и деревни. Деревни (до 50 дворов) стали основой новой налоговой и военной рекрутской системы. В местном управлении также ликвидировались родовые традиции, и управление вверялось назначенным чиновникам. Основой существования разветвленной государственной организации стала т. н. триада обложения, известная с древнего Китая : налог с земли, подати с крестьянских промыслов, трудовая повинность (по постройке зданий, дорог, оросительной системы).

По своей внутренней структуре монархическое государство рицуре (закона), установившееся после переворота Тайка, было подобно европейским варварским государствам. И так же, как в Европе, новое государство стало стимулом для переформирования социального строя в направлении феодальных отношений.

Феодально-ленная система. Сёгунат

Централизованная власть, сложившаяся в VII-VIII вв., была условной. Собственно централизация ограничивалась единой системой сбора налогов, ведением земельного учета и контролем за наместниками провинций, которые ставились не из родовой знати, а из подвластных императору. Вся эта организация держалась на государственно-надельной системе землепользования. Как только эта система стала распадаться, влияние центра существенно ослабло.

С VIII в. наследственные наделы воинов и чиновников средних и высших рангов стали превращаться в вотчины (сеэн). Государственный контроль над вотчинами ослабевал (хотя налогового иммунитета в Японии не было). К Х в. в стране стали распространенными отношения типа западноевропейской коммендации (см. § 23), которые стали охватывать и крестьянство, и слои провинциального чиновничества, и воинов многозвенной социально-правовой иерархией. Главной обязанностью патрона в таких отношениях становилась охрана от посягательств извне на его сеэн. Поскольку переоформление надела в вотчину-сеэн требовало участия губернаторской власти, губернаторы стали как бы условными центрами таких коммендационных отношений. Губернаторские управы делались основными органами управления и суда. Провинциальная власть стала назначать уездную. При губернаторах стали формироваться свои армии – из отрядов на провинциальном, уездном, общинном уровнях. Основные вопросы государственной деятельности (распределение земель, налоги, воинская служба) также перешли на провинциальный уровень. Этим была сформирована важная предпосылка формирования феодального по внутренней структуре государства.

Новой социальной опорой формирующейся власти феодальных магнатов стало сословие воинов – самураев. За счет богатеющего крестьянства, путем наделения землей младшего чиновничества, сыновей аристократии низших рангов с Х в. сложилось довольно многочисленное сословие феодально обязанных воинов, несущих службу за рисовый «паек» и поместье. Самураи объединялись в отряды и в более крупные группы, нередко по родственному признаку. Такая традиционность формирования сословия в соединении с особенностями синтоистской религии, национальной культуры, а также с жизненной бесперспективностью при потере сюзеренитета воспитала в самурайском сословии особую привязанность к феодальным морально-правовым ценностям – кодекс бусидо («путь воина»). Культивируемая бусидо жертвенность вассалов стала важнейшим инструментом в развернувшейся политической борьбе магнатов.

В XI-XII вв. возникло большинство средневековых японских городов. Их население стало еще одним фактором в развернувшейся борьбе за сословные привилегии. С XI в. известны первые ремесленные и торговые объединения – цехи (дза). Тогда же определилось в сословном отношении духовенство. Буддийские монастыри стали крупными феодалами, содержателями значительных вассальных дружин, отрядов самураев.

Формирование феодально-сословного строя сопровождалось резким падением политической значимости императорской власти. С конца VII в. императорский престол находился под контролем одного из крупнейших аристократических кланов – Фудзивара. С VIII в. клан обязал императора брать жен только из их дома. В IX в. захватил в свои руки посты принца-регента и первого министра (с общим титулом секкэна), поставив под контроль государственную администрацию . Государственное управление приобрело вид неофициальной диктатуры секкэнов. Положение императорской власти свелось до религиозно-придворного главенства. С конца Х в. под нажимом регентов императоры стали регулярно отказываться от престола в пользу малолетних детей, с тем чтобы реальные полномочия власти удерживались секкэнами. Сложился своеобразный институт экс-императоров (или «монашествующих императоров», поскольку правители удалялись в монастырь). Случалось, некоторые императоры правили сами, без Фудзивара. Однако к XI в. нити государственного управления прочно были захвачены новой системой регентского правления.

Окончательное утверждение нового своеобразного двоевластия произошло к концу XII в. После длительного соперничества нескольких знатных феодальных домов (и семейных кланов), среди которых выделялись дома Тайра и Минамото, победу одержали Минамото (1185). Глава рода был пожалован императором в ранг «великого полководца, покоряющего варваров» (сейи-тайсегун), сёгуна. Реально в руки полевой ставки полководца-сегуна бакуфу перешли основные рычаги управления государством. Прежняя раннефеодальная центральная администрация практически распалась, сохранились только ведомства и советы, связанные с придворными делами и священно-религиозными правами императора. Такая новая государственно-политическая организация получила название сёгуната . Опорой режима сегуната стала военно-служилая феодальная иерархия, прежде всего сословие самураев, превратившихся в прямых (гокенины) или опосредованных вассалов сегуна.

В период Камакурского сегуната (1192-1333) императорский престол был поставлен под прямой контроль сегунов. Даже престолонаследие императорского дома требовало согласия и своеобразного утверждения в бакуфу. Вводилась особая должность советника сегуна при дворе (1221), которому подчинялась особая дружина и в обязанности которого вошло «политическое покровительство» императора. В XIII в. правители нового клана Ходзе инициировали раздел дома Фудзивара на 5 ветвей, которым по очереди давались звания секкэнов. Тогда же и сам императорский дом был поделен на южную и северную ветви, с правом поочередного наследования престола. Гарантом этой разветвленной системы монархии выступали сегуны. Таким образом установилась реальная военно-политическая диктатура новой власти.

Управление в рамках сегуната стало осуществляться через новую систему местных представителей: сюго, которым поручались полицейские и военно-вассальные дела (с 1190), и дзито, земельных представителей по контролю за налогами, в том числе и в вотчинах-сеэнах (с 1185 г.). Со временем сюго стали как бы военно-полицейскими губернаторами в провинциях, обладая в том числе и судебными правами. Сегун считался «главой сюго и дзито», тем самым сосредоточивая у себя военную и полицейско-судебную власть. Центральное управление страной осуществляло бакуфу , в которой выделилось несколько ведомств: Административное (мандокоро). Судебное (монтюдзе), Военное (самурайдокоро). Ведомства были одновременно и судебными инстанциями по искам вассалов (гокенинов). Для надзора за знатью был создан специальный совет из 10 высших вассалов сегуна.

В конце XIII в. военная диктатура сегунов обрела более открытый вид. От Государственного совета правители Ходзе перешли просто к домашним совещаниям клана. Реальное положение секкэнов упало, был ликвидирован государственный секретариат. Росту значения военной организации способствовала длительная борьба с нашествием монгольского флота, разгромленного в том числе благодаря «священной помощи» тайфуна (камикадзее ), разметавшего вражеские корабли.

Система управления Камакурского сегуната усугубила стремления разных кланов, и теперь уже территорий, к сепаратизму. После мощных мятежей, реставрации временной власти императоров в стране установился режим сегуната дома Асикага. Этот второй сегунат Муромати (1335-1573) способствовал общей децентрализации страны. В Японии сформировалось до 250 княжеств, подчиненных своим даймё, которые были не только самыми богатыми феодалами, но и располагали особым сословным статусом, исключительными судебными и административными правами. На протяжении XV в. страну раздирали постоянные междуусобные войны, крестьянские восстания. Государственная власть и управление ограничивались пределами феодальной группировки, в той или другой период собиравшейся вокруг сегунов.

Централизация страны. Сегунат Токугава

В последней четверти XVI в. крупнейшие феодалы Центральной Японии повели борьбу за политическое объединение страны. В этой борьбе они опирались на возросшее недовольство феодальными раздорами крестьян и горожан, а также на менявшееся сословие самураев. Война против режима прежнего сегуната приобрела характер политической реконструкции страны под руководством лидера оппозиционных групп феодалов и самурайства Тоэтоми Хидееси (1536-1598). Военные успехи оппозиции были дополнены рядом централизаторских реформ. В ходе земельной реформы была осуществлена податная перепись на новых принципах, в число подпадающих под налогообложение было включено большинство крестьянского населения, само обложение упорядочено и унифицировано. Сословной реформой в стране устанавливалось новое сословное подразделение на три сословия: самураев, крестьян и горожан, для каждого закреплялись свои предписанные занятия и связанные с этим обязанности и привилегии. Крестьянству запрещалось владеть холодным оружием . Согласно указу 1588 г. началась т. н. «охота за мечами» в стране, которые, по изъятии, должны были пойти на гвозди и заклепки для постройки статуи Будды. Была запрещена миссионерская деятельность христианских проповедников (начавших проникать в Японию с сер. XVI в., после ее «открытия» португальцами). В целях создания единого финансово-экономического пространства страны ликвидировались внутренние таможни, вводились единые меры и весы, начата денежная реформа.

Для обеспечения преемства власти в своей семье и предотвращения новой межфеодальной войны Хидееси образовал особый Совет регентов (1598) из пяти главных министров-князей (тайро), которые должны были править до совершеннолетия сына Хидееси. Однако в 1600 г. наиболее влиятельный и богатый из князей-регентов Токугава Иеясу разрушил установленную систему, разгромил оппозицию других князей и стал единоличным военным правителем страны. К 1603 г. император даровал Иеясу титул и полномочия сёгуна. Тем самым в стране установился новый режим сегуната, охвативший всю централизованную страну. Окончательно новый политический и административный режим упрочился в сер. XVII в., при третьем сегуне династии, после целого ряда правовых и административных преобразований.

В ходе социально-правовых реформ была упрочена и частично преобразована прежняя сословная структура общества . Она получила название си-но-ко-се . Высшее сословие было представлено самурайством (си), среднее – крестьянством (но), ремесленниками (ко) и торговцами (се). Дворянство также не представляло единой категории. Высший слой составила придворная аристократия (кугэ), связанная только с императорской семьей и лишенная реальных богатств и влияния. Главную и значимую часть дворянства образовывали военные дома (букэ), среди которых выделялись владетельные князья – дайме, и рядовое дворянство. Сохранив владения и влияние дайме, Токугава преобразовал сословие по составу. Были проведены значительные конфискации владений и переселение князей (до 1/2 всех земель страны поменяли владельцев). Перераспределялись земли, также учитывая внутренние категории дайме: родственников сегуна, его прямых вассалов (приверженцев), опальных и враждебных. Только из первых двух категорий формировались государственные органы , заполнялись вакансии наместников в провинции. Для удержания дайме в повиновении была введена практика заложничества (1635), когда князья предоставляли сегуну своих родственников в обеспечение верности. Вместе с тем князья остались единственными, кроме государства, земельными собственниками; в остальном поместья-сеэн были ликвидированы. Самурайское сословие получало условные земельные владения, разные по статусу для тех, кто относился к личным вассалам сегуна, вассалам других князей. Особенно многочисленную прослойку составили деклассированные самураи – ронины, практически единственными правами которых оставались ношение оружия и свобода незамедлительно расправиться с обидчиком, не прибегая к суду.

К середине XVII в. сложилась новая центральная администрация , сохранившаяся без существенных изменений в течение всей эпохи Токугава. Основной орган составляло правительство (родзю) из нескольких высших министров (обычно пяти). В их ведении находились практически все государственные дела, включая надзор за императорским двором, финансы, отношения с князьями (кроме военных). Назначали их из высших феодалов, приверженцев сегуна, и правили они по месяцу, сменяя друг друга. Следующий круг правительственной бюрократии составляли начальники ведомств ставки-бакуфу, градоначальники и др. (буге). Трое буге считались важнейшими: финансов, храмов и монастырей столицы Эдо. Всего же ведомств центральной администрации насчитывалось до 60 в столице (Эдо) и в других городах до 40 (в т. ч. занимавшиеся вооружением, чеканкой монеты, флотом и т. д.). Члены родзю, родственники сегуна, члены регентского совета образовывали также нерегулярный совещательный орган – гоебэя (названный так по залу, где проходили заседания).

Каждое княжество представляло собой самостоятельную административную единицу, в которой было свое малое правительство (киро). Как правило, в княжествах было до 4-х основных ведомств, занятых финансами, религией, судом и полицией. Надзор за деятельностью князей-дайме осуществляли полицейские инспекторы (мэцке) сегуна во главе со старшими полицейскими. Об их должностях и деятельности был даже принят специальный закон (1632). По-особому строилось управление в домене сегуна: здесь основными фигурами были управляющие (дайкины) и старосты волостей. В городах ставились специальные правители из самураев. Кроме того, образовывались городские советы из торговцев и богатых ремесленников (участие в таком совете давало право на ношение меча). Как органы внутригородского самоуправления, они занимались водоснабжением, чистотой улиц, сбором налогов и т. п.

Сегунат не облагал княжества налогами. Но существовала практика принесения правителю «даров» пропорционально богатству провинций, количеству городов и, соответственно, уровню вассальных отношений.

Военно-полицейское управление сегуната составляло главную, но не единственную сторону японской государственности. Сохранялась система традиционной монархии с собственной системой управления и собственными полномочиями.

Император был номинальным главой страны. Его полномочия ограничивались собственным двором и религиозными делами. Согласно особому «Завещанию Иеясу» все реальные государственные полномочия передавались сегуну, власть его признавалась наследственной в собственном роде. Император был обязан предоставлять сегуну своего сына в заложники. При императоре находился особый представитель сегуна – сесидай (с 1600 г.), считавшийся одновременно наместником столицы Киото. Без его участия не приводились в исполнение приказы императора, выходившие за пределы его двора. В 1615 г. были установлены специальные правила для императорского двора, согласно которым обязанности императора направлялись на изучение древней истории, стихосложение, изучение церемоний и соблюдение традиций.

Несмотря на то что в течение двух с половиной веков сегуны даже не были в столице (чтобы не выказывать «унижающего» почтения к императору), влияние их на дела императорского двора было огромным. Даже выбор наследника престола подлежал согласованию с бакуфу. Императоры могли вступать в брак лишь с невестами из пяти традиционных домов высшей знати. В финансовом отношении зависимость была также значительной: императорскому двору выделялся рисовый паек и никаких собственных доходов иметь не полагалось. Императорский домен представлял автономное от бакуфу хозяйство, но также находящееся под его верховным надзором.

Императорский двор располагал собственной административной организацией. В составе императорского (бывшего Государственного) совета были должности первого министра, левого и правого министров, других высших сановников, традиционно пополнявшиеся только из семей высших аристократов (кугэ). Однако их роль ограничивалась дворцовыми церемониями, религиозными и научно-образовательными делами в столице.

Исторически сформировавшееся двоевластие – императора и сегуна – составляло наиболее своеобразную черту феодальной монархии Японии. Режим сегуната поддерживался в главном средневековым сословным строем, влиянием служилого слоя самураев. Как только исторически старая сословная система стала распадаться, наступил и государственно-политический кризис власти.

Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. 1999