Презентация буква щ закрепление. Презентация к уроку обучения русской грамоте "Звук и буква Щ, щ". работы с текстом, умение

Урок обучения грамоте по теме «Буква Щ и звук [щ] . Закрепление.»

Цели и задачи урока:

  • продолжить знакомство со звуком [щ] и буквами Щ щ.
  • обучить письму заглавной буквы Щ, слогов и слов с этой буквой;
  • учится отличать звук [щ] и букву, которая его обозначает от других звуков и букв;
  • развивать фонематический слух, память, речь, внимание, орфографическую зоркость;
  • формировать самооценку учащихся, самостоятельность.

План урока:

  1. Орг. Момент.
  2. Ребус.
  3. Разминка.
  4. Постановка темы и целей урока.
  5. Повторение.
  6. Работа в парах.
  7. Игра «Угадай-ка».
  8. Работа в прописи.
  9. Сказка.
  10. Работа с предложением.
  11. Физ.минутка для глаз.
  12. Деформированный текст.
  13. Итог урока.
  14. Рефлексия.
  1. Орг.момент. Психологический настрой. Мотивация.

Ребята! У нас сегодня много гостей. Они пришли посмотреть на вас, какие вы стали большие, как вы учитесь. Повернитесь, улыбнитесь и поздоровайтесь с ними.

Здравствуйте – ты скажешь человеку.

Здравствуй! – улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку

И здоровым будет много лет!

Теперь садимся на свои места и начинаем урок. Сегодня нас ждёт много интересной работы. Мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

У нас сегодня необычный урок, мы отправимся в гости. А вот куда, вы узнаете, разгадав ребус.

РЕБУС (работа в парах)

У вас на столах лежат две карточки. Зачеркните одинаковые буквы, а из остальных составьте слова.

Вы узнали, куда мы отправляемся? В Лесную школу. Слайд 1

А позвал нас в гости Михайло Потапыч.

Жил себе Михайло Потапыч и был он всю жизнь школьным учителем. Вот однажды переехал он на новое место жительства в волшебный лес. И обнаружил он, что местные обитатели леса не умеют ни читать, ни писать и совсем не знают математики. И тогда медведь решил открыть Лесную школу. И пришли к нему на урок белки, зайцы, волки. А нас он позвал неслучайно.

Как вы думаете, зачем нас позвал Михайло Потапыч?
- Правильно, он позвал нас помочь ему провести урок, т.к. мы уже многому научились, умеем читать, писать, выучили много букв. А вы знаете, что нужно всегда помогать своим товарищам. Даже если это лесные звери.

Поможем? И поделимся своими знаниями.

  1. Разминка.

Начнём мы наш урок, как всегда с разминки.

а) дыхательная гимнастика

б) чистоговорка с разным настроением (мордочки) Слайд 2

Ща-ща-ща выловили мы леща

Щу-щу-щу я его не отпущу

Ще-ще-ще мечтает котик о леще

в) скороговорка Слайд 3

Щука щекотала щёткою щегла.

Чтение вслух с чётким проговариванием 1звука

Чтение с выделением ударного слога

Чтение с выделением каждый раз нового слова

Чтение в разном темпе (день, ночь)

3. Постановка темы и целей урока.

Ребята, а вы заметили, какой звук чаще всего встречался?

А кто подскажет лесным зверятам, какая тема урока, с какой буквой мы продолжим знакомиться. Слайд 4

Чему же мы будем учиться на уроке? (будем учиться читать слоги и слова с буквой щ, учиться грамотно писать слова и предложения с буквой щ, вспомним хар-ку звука, учится отличать звук щ и букву, которая его обозначает, от других звуков и букв)

Мы уже начали знакомиться с этой буквой на предыдущем уроке, а вот лесные зверята ничего о ней не знают. Давайте вспомним всё, что мы знаем и расскажем.

  1. Повторение. Слайд 5

На какие две группы делятся звуки? (гласные и согласные)

Какие звуки мы называем гласными?

Какие звуки мы называем согласными?

Назовите согласные звуки, которые всегда твёрдые

Назовите согласные звуки, которые всегда мягкие

Расскажите правило про букву щ и дайте характеристику звуку (буква ща обозначает один согласный звук, мягкий, глухой щ)

А на какую букву похожа буква щ (на ш), как её отличить (хвостик)

А чем отличается звук ш от щ?

Молодцы, вот мы и познакомили лесных учеников с буквой ща.

Но вот незадача, лисёнок прослушал и теперь не может выполнить задание Михайло Потапыча. Слайд 6

Вы поможете лисёнку? Михайло Потапыч раздал слова, вам нужно выбрать слова с буквой ша, а соседу с буквой ща. (работа в парах)

Шапка, щётка, шашка, пища, роща, шишка (проверка сигналом)

  1. Игра «Угадау-ка»

Я думаю, теперь лисёнок будет внимательней.

А кто из вас самый внимательный, мы узнаем, поиграв в игру. (девочки встают услышав звук ш, а мальчики звук щ)

Камыш, шалаш, щука, ландыш, щель, щавель, шина, штаны, клещ, лещ, шиповник, ночь, кошка, щека, шелк.

  1. Работа в прописи. Слайд 7

Для выполнения следующего задания, Михайло Потапыч приготовил элементы букв и попросил зверят собрать букву ща, но они запутались. Давайте соберём букву ща и подскажем зверятам из каких элементов она состоит. Слайд 8

Откройте пропись и проверьте, правильно ли вы собрали букву.

Из скольких элементов она состоит?

Закрасьте эти элементы.

Как-ие элементы букв вам знакомы. У каких букв они встречались?

Напишите эту букву в воздухе.(под счёт)

Обратите внимание на параллельность наклонных линий, правильное написание малой опущенной петли, мы уже писали её у строчной буквы щ.

Пропишите образец в рамочке и первую строку.

Посмотрите внимательно на соединения и скажите, какое правило нам поможет, чтобы писать без ошибок? (ща, щу)

Пропишите соединения. Сказка. Слайд 9

Теперь вы знаете, почему ща пишется с а, щу с у.

  1. Работа с предложением.

Михайло Потапыч предложил лисятам прочитать в прописи предложения, но лисята не знают ничего о предложениях. Давайте им поможем.

Урок 90. ЧТЕНИЕ СЛОВ С БУКВОЙ Щ (закрепление)

03.05.2013 9897 0

Урок 90. чтение слов с БУКВОЙ Щ
(закрепление)

Цели: закрепить знания учащихся о мягком, глухом, согласном звуке [щ’], букве щ ; развивать речь, память, логическое мышление.

Оборудование : учебник, предметные картинки, магнитная доска, буквы и слоги.

Ход урока

I. Мобилизующая часть урока.

II. Закрепление опорных знаний.

Игра «Узнайте звук».

а) Хлопайте в ладоши, если услышите звук [щ’]:

пищать, печать, гуща, куча, трещать, встречать, укачать, угощать.

б) Сколько звуков [щ’] в поговорке:

Щи да каша – пища наша.

Игра «Кто внимательный?».

Запомните слова со звуком[щ’], которые встретятся в рассказе.

КАТИН ЩЕНОК

Кате подарили щенка. Она принесла его домой и посадила в ящик. Щенок свернулся в клубок и уснул. Когда щенок проснулся, он вылез из ящика, вытащил из-под стола щетку и начал играть.

Вопрос ы:

– Кого подарили Кате?

– Куда посадила Катя щенка?

– Где уснул щенок?

– Что сделал щенок, когда проснулся?

1. Дети рассматривают предметные картинки с изображением ящика, щетки, клещей, плаща .

Называют вещи и объясняют, для чего они нужны.

Физкультминутка

Чтение текста о щенках, с. 189.

Вопрос ы:

– Что делают щенки?

– Как они это делают?

– Что есть у щетки?

– Чем недовольны щенки?

– В каком настроении они ушли?

2. Разгадывание загадок про овощи, с. 188.

– Какие еще овощи вы знаете?

– Какие еще загадки знаете про овощи?

Чтение текста «Овощи», с. 190–191.

Вопрос ы:

– Откуда пришла хозяйка?

– Что она принесла?

– О чем спорили овощи на столе?

– Что тем временем сделала хозяйка?

– Что в итоге получилось?

Физкультминутка

3. Проговаривание чистоговорок.

Ща-ща-ща-ща – мы домой несем леща.

Ащ-ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ.

4. Прослушивание сказки.

СКАЗКА ПРО ШИПЯЩИЕ

Жили-были на свете шипящие Ж, Ш, Ч, Щ, а неподалеку жили гласные У, Ю, Ы, И, А, Я. Жили очень дружно. И вот однажды решили буквы поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их искать будут. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом – нашли уже многих. Вот только никак не могут найти три гласные Ы, Ю, Я. Искали-искали, с ног сбились, до вечера проискали. И вот, спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать. Дело было уже вечером. Проходят мимо соседнего домика и видят, что Ы, Ю, Я как ни в чем не бывало сидят, смеются, телевизор смотрят, чай пьют с пряниками. Обиделись шипящие – с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. Но очень дружат и стоят в парах:

жи – ши, ча –ща, чу – щу!

Дети делают выво д: нет слияний шипящих с гласными Ы, Ю, Я.

III. Итог урока.

– Что повторяли на уроке?

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Цель : формирование у детей представлений о звуке [щ], как о глухом мягком непарном;
Задачи : способствовать формированию навыков чтения, умения работать с текстом, развитию речи, внимания, мышления, фонематического слуха;
продолжить работу по классификации букв и звуков; воспитывать чувство товарищества, благородства, дисциплинированности;
Оборудование : карточки с буквами: щ, р, е, о, т, к, а; картинки: щука, щегол, щётка, мультимедийный проектор, компьютер, презентация в PowerPoint

Ход урока.

І. Организационный момент.

Заходите, дети, в класс,
Прозвенел звонок сейчас.
Все тихонько быстро встали,
Подровнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь тихонько сели,
На меня все посмотрели.
Начинаем наш урок. 2 слайд

ІІ. Актуализация знаний.
1.Работа над чистоговоркой. 3 слайд
Щука щекотала щёткою щегла
Щётка – щекотиха щетиною была.
- Чтение про себя.
- Чтение вслух с чётким проговариванием 1 звука.
- Чтение с выделением ударного слога.
- Чтение с выделением каждый раз нового слова.

2. Словарная работа.
- Что значит щётка - щекотиха?
- Что такое щетина? (щетина – жёсткая прямая шерсть у некоторых животных)
- Что общего у данных слов?
Дайте характеристику звуку [ щ]. (Согласный, шипящий, глухой, всегда мягкий)
Как вы думаете, над чем сегодня нам нужно поработать на уроке?

ІІІ. Этап усвоения новых знаний.
- Сегодня на уроке продолжаем работу со звуком [ щ].
- Буква Щ пошла в гости к гласным. Только не ко всем она зайдёт.
-Подумайте, а к кому же она зайдёт? (а, е, и, ё, у)

1. Чтение слогов и составление слов. 4 слайд

Какие слова вам не понятны? (щепа - то же, что щепка; щипцы - инструмент для сжимания; щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый человек)

2. Составление рассыпавшегося слова.
А вот одно слово рассыпалось. Давайте соберём его.
РЕЩТОКАТ ( трещотка) 5 слайд
- Что означает это слово? (1. Игрушка, издающая треск. 2. Народный музыкальный ударный инструмент из нанизанных одним концом на две верёвки деревянных дощечек,
3. Человек - тот, кто громко, без умолку говорит)
Вывод: иногда буква щ дружит с буквой О.
- С какими гласными буквами не дружит буква щ? Почему? (я, ю, ы)

ФИЗМИНУТКА

4. Работа над рассказом Л. Толстого «Два товарища». 6 слайд

Знакомство с автором.
9 сентября 1828 году в знатной семье родился мальчик, которого назвали Львом. Кроме него там же воспитывалисьещё 3 брата и одна сестра.
В доме всегда была доброжелательная обстановка, играла музыка, звучал детский смех.Образование и воспитание он получил в семье. Ему не было двух лет, когда умерла мать, а через три года умер и отец. Детей воспитывали тётушки.
В Тульской области, находится усадьба, в которой родился писатель. Называется она «Ясная поляна». В его семье было много детей, а затем и много внуков, которых он очень любил. С ними любил проводить много времени, рассказывая им сказки и читая свои поучительные рассказы. 8 слайд
Делом всей его жизни стало – открытие школ для крестьянских детей. Толстой много путешествует по разным странам. В Германии, Франции, Швейцарии он знакомится с тем, как учатся дети. Читает много книг об образовании и воспитании. После этого он создаёт свою систему обучения грамоте и арифметике, истории, сам преподавал эти предметы.

9 слайд
10 слайд
11 слайд
12 слайд

3. Словарная работа. 13 слайд
- Прочитайте слова с чётким проговариванием всех звуков. Эти слова встретятся в рассказе.
- Подберите к словам 1 столбика похожие, слова - синонимы.

ТОВАРИЩ
ВЫСКОЧИЛ
БРОСИЛСЯ
СПРЯТАЛСЯ
ОСТАЛСЯ
ПРИТВОРИЛСЯ

НÉЧЕГО
НÁЗЕМЬ
МЁРТВЫЙ
УШЁЛ
СМЕЁТСЯ

1) Работа над заголовком.
- Как вы думаете, о чём мы будем читать рассказ?

2) Чтение учителем?
Вопросы после чтения.
- Кто набросился на детей?
- Как они среагировали на опасность?

3) Чтение детьми про себя.
Вопросы после чтения.
- Как поступил медведь?
- В чём не прав мальчик, залезший на дерево? (Посмеялся над товарищем)
- Каких друзей хотели бы иметь вы?
- Какой вывод сделаете?
- Что пишет по этому поводу автор? Прочитайте.

4) Работа над пословицами о дружбе. 14 слайд
Сам погибай, а товарища выручай.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

ІV. Итог урока.
- Чем занимались на уроке?
- Что нового узнали?
- Чем запомнится урок?

V. Рефлексия.
Просмотр отрывка из мультфильма «Щелкунчик и Мышиный Король» 15 слайд
- Какие же чудеса может творить настоящая дружба?
УРОК ЗАКОНЧЕН, МОЛОДЦЫ! 16 слайд

Литература:

  1. В. Г. Горецкий и др. «Русская азбука». 1 класс М.: [ Просвещение]
  2. О. Е. Жиренко., Л.А. Обухова. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. – 4-е изд., - М., ВАКО, 2009.- 368с.
  3. Праздник букваря.
  4. http:// filmiki.arjlover.net/- мультфильм.