Монографический метод исследования в психологии. Сравнительно-исторические методы. Ранжирование. Классификация. Монографический метод. Кадры и мотивация труда работников в современных
 условиях

Монографический метод исследования в психологии. Сравнительно-исторические методы. Ранжирование. Классификация. Монографический метод. Кадры и мотивация труда работников в современных условиях

Методологической основой разработки темы курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, законодательные, нормативные и инструктивные документы, а также личные исследования автора. Для реализации методологической основы в конкретных исследованиях в процессе работы над курсовой работой могут быть ис­пользованы следующие общенаучные методы исследования: монографический, статистический, эксперимен­тальный, расчетно-конструктивный, экономико-математиче­ский и др.

Монографический метод – подробное изучение отдельных явлений, характерных для совокупности с целью всестороннего раскрытия определенных закономерностей.

Статистический метод используется при изучении массо­вых явлений с целью установления их взаимосвязей, закономер­ностей развития и влияния на конечные результаты производст­ва. Основные приемы статистического метода: группировки, по­казатели динамики, индексы, корреляционно - регрессионный анализ и т.д.

Экспериментальный метод связан со специальной провер­кой и внедрением новых форм и способов организации производ­ства, учета и отчетности, финансирования и кредитования, контроля (аудита) и обоснованием эффективности их внедрения.

Расчетно-конструктивный метод связан с разработкой нескольких вариантов решений организационно - экономиче­ской задачи, из которых выбирается наиболее эффективный. Он позволяет полнее учесть все условия и факторы, влияющие на хозяйственно-финансовую деятельность организации.

Экономико-математический метод связан с изучением количественных характеристик экономических процессов, рас­сматриваемых в неразрывной связи с их качественными харак­теристиками. Этот метод предполагает широкое применение ма­тематической статистики, теории вероятности, математического программирования, математического моделирования экономических процессов и др. Экономико-математическими методами можно решать большой круг планово-экономических, учетно-статистических и управленческих задач.



5 Объем, структура и содержание курсовой работы

Курсовая работа в законченном виде должна включать: титульный лист (приложение А), содержание (оглавление), введение, текстовое изложение (содержание) работы, выводы и предложения, список использованной литературы, приложения.

Общий объем работы не должен превышать 35 – 40 страниц машинописного текста или 45 – 50 страниц рукописного текста, не считая приложений.

Во введении следует раскрыть актуальность выбранной темы, ее теоретическое и практическое значение, определить цель, задачи, объект, субъект и предмет исследования, указать методы и методологическую основу исследования. Объем введения не должен превышать 3 страниц машинописного текста.

Основной текст (содержание) курсовой работы состоит из 3 глав, каждая из которых состоит как минимум из 2 параграфов, но при этом желательно не более 4.

Первая глава курсовой работы должна быть посвящена изучению теоретических основ темы исследования. В ней раскрывается сущность, экономическая природа исследуемого явления, раскрываются основные этапы, исторические аспекты в развитии научной мысли по теме исследования.

В данной главе необходимо критически рассмотреть и проанализировать взгляды различных ученых – экономистов по основным вопросам выбранной темы исследования. Студент должен привести и обосновать свою позицию исходя из рассмотренных различных взглядов ученых и дать оценку различным вариантам и аспектам учета, внутрихозяйственного контроля и анализа.

Обзор литературы должен составлять 10-12 страниц машинописного текста.

Во второй главе приводится организационно-экономическая характеристика объекта исследования.

В данной главе необходимо рассмотреть и привести организационную структуру объекта исследования, рассмотреть и проанализировать в динамике основные экономические показатели деятельности объекта исследования (приложение). Основное внимание следует уделить анализу затрат на производство продукции. В данном случае целесообразно проанализировать структуру затрат (приложение) на производство продукции, динамику затрат и т.д. Также в данной главе целесообразно привести структуру управления, рассмотреть ее основные звенья. Так как управленческий учет в организации подчинен целям управления, также необходимо по возможности привести основные приоритетные направления предоставления информации, необходимой для принятия управленческих решений.

В третьей главе следует раскрыть основную идею исследования. Здесь излагаются собственные исследования студента, приводятся соответствующие расчеты, раскрывается действующая практика учета затрат и исчисления себестоимости продукции в исследуемой организации, выявляются достоинства и недостатки на основе критического ее осмысления.

Третья глава курсовой работы по дисциплине управленческий учет должна включать в себя как рассмотрение вопросов, касающихся современного состояния производственного учета в организации, так и разработанный проект или разработанные направления совершенствования учета затрат для целей управления, в соответствии с выбранной темой курсовой работы. В случае отсутствия сложившейся системы управленческого учета необходимо сделать конкретные разработки системы управленческого учета по объекту исследования.

Выполняя курсовую работу студент должен рассмотреть и проанализировать как ведется учет затрат в рамках объекта исследования:

1. Изучить, и описать первичный учет затрат. Рассматривая данный вопрос необходимо охарактеризовать основные формы первичных документов, используемых в организации, рассмотреть имеющийся документооборот и выявить основные недостатки в первичном учете затрат.

2. Рассмотреть синтетический и аналитический учет затрат в рамках выбранной темы. Описывая синтетический и аналитический учет необходимо привести установленный в организации порядок аналитического учета. Критически рассмотреть используемые регистры аналитического учета. Также в данном разделе необходимо привести основные корреспонденции счетов по учету затрат в рамках выбранной темы. Корреспонденции счетов должны быть проиллюстрированы с использованием цифрового материала организации в виде схемы бухгалтерский проводок (приложение В). Также в данном разделе необходимо дать характеристику используемым регистрам синтетического учета и выявить и их недостатки. Также в третьей главе необходимо критически рассмотреть порядок калькулирования себестоимости продукции. При этом следует рассмотреть существующие объекты исчисления себестоимости продукции, калькуляционые единицы и калькуляционный период.

3.Далее на основании выявленных во второй главе потребностях в управленческой информации и на основании критически рассмотренного порядка учета затрат студент должен предложить и обосновать свой проект или основные направления и предложения по совершенствованию производственного учета затрат с целью формирования релевантной информации для принятия управленческих решений.

В данном разделе студент может предложить и обосновать выбор различных передовых методов производственного и систем управленческого учета. Разрабатываемые вопросы должны носить практический характер, с целью применения разработанного проекта на практике в организации (объекте исследования). При этом необходимо учитывать и отраслевую специфику при разработке конкретного проекта. Например студент может предложить и обосновать управленческий учет затрат на производства с применением отдельных счетов по элементам и калькуляционных счетов в единой системе, либо предложить учет затрат на производство в самостоятельной системе счетов. Также можно разработать и предложить номенклатуру статей затрат на производство продукции, либо разработать номенклатуру объектов учета калькурирования себестоимости продукции и т.д.

Выводы и предложения являются своеобразным итогом всей курсовой работы. Они должны быть четкими и лаконичными по форме, содержать основные выводы и предложения, направлен­ные на устранение недостатков и совершенствование, рационализацию методов решения вопросов, рассмотренных в курсовой работе. Они должны вытекать из анализа тех или иных проблем в рамках темы исследования. В выводах и предложениях в краткой форме приводятся основные выводы и направления совершенствования по результатам проведенного исследования.

Объем выводов и предложений не должен превышать 4 – 5 страниц.

Курсовая работа может содержать приложения в виде таблиц, диаграмм, схем, учетных регистров, и т.п. Приложения должны быть сгруппированы в строгом со­ответствии с изложением текста курсовой работы. Каждое приложение должно иметь название, раскрывающее его содер­жание. В тексте курсовой работы должна быть дана ссылка на приложения.

Список использованной литературы должен содержать не менее 25 источников. В список литературы включаются монографии, учебники, статьи в периодических изданиях, а также по мере необходимости основные нормативные документы по бухгалтерскому учету.

В приложении к курсовой работе приводится такой материал, как разработанные и усовершенствованные документы для внутреннего использования, организационная структура и структура управления и т.д.

6 Оформлениекурсовой работы

При написании курсовой работы следует обратить внимание на ее оформление. Работа может быть представлена в рукописном, но преимущественно в машинописном виде, компьютерный шрифт Times New Roman, цвет черный, кегль 14, межстрочный интервал 1,5, выравнивание по ширине, автоматический перенос слов, абзац 1,25, в таблицах кегль 12, интервал 1,0.

Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе подготовки работы, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том же месте исправленного текста (графики) машинописным способом или черными чернилами, пастой или тушью - рукописным способом. Повреждения листов текстовых документов, помарки и следы не полностью удаленного прежнего текста (графики) не допускаются.

Основная часть может делиться на разделы, подразделы и пункты. Пункты, по необходимости, могут делиться на подпункты. При делении текста отчета на пункты и подпункты необходимо, чтобы каждый раздел содержал законченную информацию. За Заголовки разделов, подразделов и пунктов следует печатать с абзацного отступа с прописной буквой без точки в конце, не подчеркивая. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точки.

Разделы следует нумеровать арабскими цифрами без точки и записывать с абзацного отступа. Разделы должны иметь порядковую нумерацию в пределах всего текста, за исключением приложений. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела ставится точка. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

1. Методические и методологические основы учета затрат

1.2 . Нумерация пунктов первого раздела

2. Современное состояние учета затрат на производство и исчисления себестоимости продукции

2.2. Нумерация пунктов второго раздела

Если документ имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номера раздела, подраздела и пункта, разделенных точками.

Внутри пунктов или подпунктов могут быть проведены перечисления. Перед каждым перечислением следует ставить дефис или, при необходимости ссылки в тексте документа на одно из перечислений, строчную букву (за исключением ё, з, о, г, ь, й, ы, ъ), после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.

а)_____________

б)_____________

в)_____________

ГОСТ предусматривает размер левого поля – 30 мм, правого – 10 мм, верхнего – 20 мм, нижнего – 20мм.

Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа. Номер страницы на титульном листе не проставляется. Цифру, обозначающую порядковый номер страницы, ставят в центре нижней части листа без точки.

Каждый новый раздел начинается с новой страницы. С новой страницы начинаются введение и выводы и предложения.

Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию страниц работы. Иллюстрации и таблицы на листе формата А3 учитывают как одну страницу.

Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем интервалам. Такое же расстояние делают между заголовками раздела и пункта. Абзацы начинаются с новой (красной) строки и печатаются отступом равным пяти ударам.

Правила оформления курсовой работы предусматривают единый порядок размещения текста работы, приложений, применение стандартного формата бумаги (А4).

Текст курсовой работы должен быть изложен стилистически и орфографически грамотно.

Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы или уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если уравнение не умещается в одну строку, то оно должно быть перенесено после знака равенства (=) или после знаков плюс (+), минус (-), умножения (х), или других математических знаков, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке, символизирующем операцию умножения, применяют знак «Х».

Пояснение значений символов и числовых коэффициентов следует приводить непосредственно под формулой в той же последовательности, в которой они даны в формуле.

Формулы в курсовой работе следует нумеровать порядковой нумерацией в пределах всей работы арабскими цифрами в круглых скобках в крайнем правом положении на строке.

Тц=(SПУЗ+SПЗ) х (1+Кр), (1)

Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерации арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой цифрой обозначения приложения, например формула (В. 1).

Допускается нумерация формул в пределах раздела. В этом случае номер формулы состоит из номера раздела и порядкового номера формулы, разделенных точкой, например (3.1).

В курсовой работе допускается выполнение формул и уравнений рукописным способом черными чернилами.

Таблицы применяют для лучшей наглядности и удобства сравнения показателей. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире.

При переносе части таблицы название помещают только над первой частью таблицы, нижнюю горизонтальную черту, ограничивающую таблицу, не проводят.

Таблицу следует располагать в отчете непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице.

Таблицу с большим количеством строк допускается переносить на другой лист (страницу). При переносе части таблицы на другой лист (страницу) слово «Таблица» и номер ее указывают один раз справа над первой частью таблицы, над другими частями пишут слово «Продолжение» указывают номер таблицы, например: «Продолжение таблицы 1». При переносе таблицы на другой лист (страницу) заголовок помещают только над ее первой частью.

Таблицу с большим количеством граф допускается делить на части и помещать одну часть по другой в пределах одной страницы.

Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией.

Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.

Если в документе одна таблица, то она должна быть обозначена «Таблица 1» или «Таблица 1.1», если она приведена в главе 1.

Заголовки граф и строк таблицы следует писать с прописной буквы в единственном числе, а подзаголовки граф – со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовок и подзаголовков таблиц точки не ставят.

Таблицы слева, справа и снизу, как правило, ограничивают линиями. Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается.

Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Заголовки граф, как правило, записывают параллельно строкам таблицы. При необходимости допускается перпендикулярное расположение заголовков граф. Головка таблицы должна быть отделена линией от остальной части таблицы.

Таблица 2.6

Методика расчета трансфертных цен на продукцию птицеводства

Если таблица переносится на другой лист, то на новом листе необходимо написать «Продолжение таблицы», при этом заглавие на новой странице не проставляется. В приведенных в работе таблицах не должно быть свободных мест, если значение показателя отсутствует, то необходимо проставить прочерки.

Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, компьютерные распечатки, диаграммы, фотоснимки) следует располагать в работе непосредственно после текста, в котором они упомянуты впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе. Допускается выполнение чертежей, графиков, диаграмм, схем посредством использования компьютерной печати.

Пример:

Совокупные затраты

безубыточности

Точка Выручка

безубыточности

Постоянные затраты

Объем производства продукции

Рис. 6. Модель безубыточности основанная на нелинейной зависимости

показателей

Иллюстрации, за исключением иллюстрации приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Если рисунок один, то он обозначается «Рис. 1». Слово «рис.» и его наименование располагают посередине строки. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой. Например, Рис. 1.1. Иллюстрации, при необходимости, могут иметь наименование и пояснительные данные (подрисуночный текст). Слово «Рисунок» и наименование помещают после пояснительных данных и располагают следующим образом:

Иллюстрации каждого приложения обозначают отдельной нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения главы. Например, Рисунок 1.3.

Приложение оформляют как продолжение курсовой работы на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа, за исключением справочного приложения «Библиография», которое располагают последним.

Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение», его обозначения и степени.

Приложения обозначают арабскими цифрами, начиная с 1. После слова «Приложение» следует цифра, обозначающая его последовательность.

Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

В списке литературы указывают на первом месте законы Российской Федерации, затем, на втором - подзаконные акты (Указы Президента, Постановления Правительства РФ, нормативные акты, инструкции министерств и ведомств). После законов и подзаконных актов указываются учебники, учебные пособия, периодические издания в алфавитном порядке по фамилиям авторов.

Список фактически использованной литературы должен содержать перечень источников, использованных при выполнении курсовой работы. Сведения об источниках, включенных в список, необходимо давать в соответствии с ГОСТ 7.32.-91.

При оформлении исходных данных источника указываются фамилия и инициалы автора, название работы, место и год издания, общее количество страниц.

Например:

В списке литературы необходимо указать фамилии и инициалы авторов, название книги или статьи, название, место и год издания. Например:

Друри К. Учет затрат методом стандарт-костс, - М.: «Аудит», 1998. –221с.

Для статей необходимо также указать название журнала и его номер.

Широбоков В.Г. Формирование себестоимости и доходов в системе управленческого учета// Экономика перерабатывающих и сельскохозяйственных предприятий. -1998 .-№7 - С-25-27.

Безруких П.С., Кашаев А.Н., Коммисарова И.П. Учет затрат и калькулирование в промышленности. – М.: Финансы и статистика, 1989.-223с.

Интернет источники приводятся в самом конце списка литературы и оформляются следующим образом:

«Об одном из подходов к пониманию содержания управленческого учета»// официальный сайт экспертно-консультационного совета по вопросам управленческого учета при Минэкономразвития России. www.cma.org.ru

В работе можно использовать только общепринятые сокращения и условные обозначения.

Использованные в работе цифровые данные, выводы, мысли других авторов в пересказе и цитаты в обязательном порядке должны сопровождаться ссылками на использованные работы. Эти ссылки могут быть сделаны в виде квадратных скобок, например [ 3, с.15], с указанием номера источника в списке литературы, где находится данное высказывание.

Пересказ мыслей и выводов других авторов следует делать без искажения этих мыслей. Цитаты должны быть тщательно выверены и заключены в кавычки. Студент несет ответственность за точность приводимых данных и объективность изложения мыслей других авторов.

Кроме описанных общих методов познания каждой области знаний, в том числе и экономике предприятий, присущи специфические методы и приемы исследования. Наиболее широкое практическое применение получили такие, как экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный, балансовый, нормативный, экономико-математический, экспериментальный, абстрактно-логический методы.

Экономико-статистический метод применяется при изучении массовых явлений, процессов, фактов и выявлении тенденций и закономерностей их развития. Он также позволяет установить количественное влияние отдельных факторов на исследуемый результат, выявить главные факторы, обусловившие изменения в течении экономических процессов.

Монографический метод используется для всестороннего и глубокого изучения отдельных явлений, процессов и выявления причинно-следственных связей их развития. Он незаменим при детальном исследовании отдельных наблюдений, выбранных в качестве объекта специального исследования.

Расчетно-конструктивный метод широко применяют при прогнозировании и планировании производства и экономических процессов развития. Предусматривает разработку нескольких вариантов решения определенной экономической проблемы, их оценку с последующим выбором лучшего из них. Этот метод включает много приемов, обеспечивающих относительную точность экономических прогнозов и плановых показателей.

Балансовый метод используется при планировании и анализе экономики на различных уровнях с целью установления пропорциональности в ее развитии и своевременного выявления диспропорций в ходе достижения поставленной цели. С его помощью оцениваются темпы и пропорции воспроизводства на предприятиях, в отраслях.

Нормативный метод предусматривает разработку различных экономических нормативов расхода материальных ресурсов, труда, капиталовложений, используемых при планировании и прогнозировании производства, анализе его фактического состояния.

Экономико-математический метод применяется при оптимизации производства в целом, а также отдельных составляющих агрегированных систем, при прогнозировании важных параметров экономического развития и количественной оценке влияния тех или иных факторов на результат при наличии корреляционных связей и взаемозалежы остей.

Экспериментальный метод предполагает постановку экспериментов, которые рассматриваются как практический шаг к проверке теоретически осмысленных проблем. Эксперименты должны базироваться на точных расчетах и реальных прогнозах. Функция экспериментов - подтвердить правильность теоретических разработок, уточнить их или опровергнуть.

Абстрактно-логический метод используется на всех стадиях решения экономических проблем. С его помощью формулируются категории, понятия, экономические теории и гипотезы, выводы и рекомендации. Это основной духовный инструмент исследователя, ведь в экономике невозможно воспользоваться тем научным инструментарием (приборы, реактивы и др.), Который широко применяется в естественных науках. Здесь на первый план выступает абстракция и логика мышления.

Экономист должен помнить, что экономика - это сложная система, и чтобы понять ее природу, познать механизм действия, предложить эффективные способы решения проблем, возникающих в процессе производства, нужен системный подход к ее изучению. А это требует комплексного использования всех методов экономических исследований.

Применяя рассмотрены методы исследования, определяются и анализируются экономические показатели развития агропромышленного производства и производственной и финансово-экономической деятельности отдельных предприятий.

Экономические показатели - это информационный носитель определенных количественных и качественных характеристик экономических явлений и процессов. На основе анализа уровня таких показателей, их динамики и взаимосвязи делаются соответствующие выводы, обосновываются рекомендации, осуществляется оценка состояния экономики предприятия или его отдельных сторон, оказываются неиспользованные резервы хозяйственной деятельности, принимаются взвешенные управленческие решения. Именно поэтому в последующих главах учебника особое внимание уделено методике определения экономических показателей, раскрытию их экономического содержания и механизма использования для анализа и оценки результатов деятельности предприятий на современном этапе становления рыночной экономики.

от греч. monos - один, единый и grapho - пишу) - метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сторон анализируют на одном соц. объекте ("случае"), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов. В социологии XIX в. М.м. широко использовал Ле Пле, при исследовании отдельных семей (их бюджетов, окружения и др.). Школа Ле Пле разрабатывала также проблематику и схемы исследования локальных общностей, прежде всего деревенских общин. На дальнейшее развитие М.м. большое влияние оказали описания жизни первобытных об-в и культур. Методы полевых исследований, заимствованные из этнографии, культурной и соц. антропологии, были использованы для анализа классовой, демография., организационной, экологич. (соц.-пространственной) структур современных местных общностей (различн. территориальных, городских, сельских и т. п. сооб-в). Изучались на протяжении многих лет также культура, образ жизни, судьбы отдельных лиц и целых семей и групп, входящих в эти общности. В достаточно крупной общности представлены почти все соц. процессы, характерные для об-в в целом, поэтому из монографич. исследований локальных общностей возможны более широкие выводы. М.м. в такого рода исследованиях применяли социологи школы чикагской (см.) и др. См. также Изучение случая. А.Д. Ковалев.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ

УДК 152.3 Т.Ц. Тудупова

МОНОГРАФИЧЕСКИЙ МЕТОД И ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ В ИССЛЕДОВАНИИ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

Дан анализ возможностей использования монографического метода в изучении направленности личности подростка. Приведены характеристики подростков с различной направленностью личности.

Ключевые слова: направленность личности, монографический метод, подростковый возраст, смысложизненные и ценностные ориентации.

MONOGRAPHIC METHOD AND ITS POSSIBILITIES IN STUDY OF TEENAGERS’ PERSONAL ORIENTATIONS

The possibilities of monographic method application in a studying of adolescent’s are analyzed. The characteristics of adolescents with different personal orientation are shown.

Keywords: orientation of personality, monographic method, adolescence, orientations of life meaning and value orientations.

Существует два генеральных метода изучения личности: номотетический и монографический (или идиографический). Первый метод чаще применяется для получения общих закономерностей, касающихся структуры личности, он дает возможность пользоваться количественными индикаторами, обрабатываемыми при помощи вариационной статистики. Безусловно, данный метод отличается своей объективностью. Вместе с тем ограничиваться номотетическим методом при изучении личности нельзя, так как невозможно понять личность, если отсутствует качественный анализ и нет показателей динамики определенных свойств личности. И совершенно трудно номотетическим методом обеспечить достоверность психологической диагностики, тем более прогноза. Отсюда возникает необходимость применения монографического метода. В противоположность номотетическому этот метод рассчитан на всестороннее изучение конкретной личности, того, что в ней имеется общего с другими личностями и особенного, индивидуального; изучение, дающее не просто срезы личности, но и ее динамику в связи с условиями, в которых она формируется.

Первым, кому принадлежит заслуга проведения и научно обоснованной пропаганды этого метода, является А.Ф. Лазурский. Хотя он не употреблял терминов «идиографический» или «монографический» метод, в своих книгах «Классификация личностей» и «Школьные характеристики» он дал конкретные и яркие образцы психологического изучения индивидуальной личности .

В. Штерн развил психографический метод изучения личности, дающий в результате психограмму личности и имеющий в своей основе монографический подход. Автор одной из известных теорий личности Г. Олпорт был также сторонником идиографического метода. Не отрицая номо-тетического метода, он критиковал его ограниченность и недостаточную пригодность для познания своеобразия индивидуальности личности и неспособность понять всю глубину человеческой индивидуальности.

Признавая несомненные достоинства монографического метода, следует отметить и его недостатки. Прежде всего это трудоемкий метод, он отнимает много времени для изучения личности одного человека. Вместе с тем трудоемкость монографического метода окупается его результативностью. На наш взгляд, монографический метод особенно эффективен при изучении направленности личности подростка. Изучение индивидуально-личностных особенностей направленности личности подростков, их мотивов, интересов, склонностей, их смысложизненных ориентаций поможет исследователю дифференцированно подходить к каждому испытуемому. Такое изучение осуществляется, как правило, эмпирическим путем. Монографический метод, наряду с другими методами исследования, спо-

собствует выявлению той или иной направленности личности, предопределяющей ее развитие и становление. Используемые при монографическом методе наблюдение и словесный опрос дают возможность исследователю составить определенное мнение о направленности личности подростка.

Следует также отметить определенную сложность применения монографического исследования. Он требует определенной квалификации исследователя, поэтому успех монографического исследования во многом зависит от его профессионализма и личных качеств, от психологической культуры, умения правильно подойти к подростку, личность которого изучается. Кроме того, современное монографическое исследование личности должно включать в себя и данные всякого рода измерений личности, которые выражаются в числовых значениях. Так, при изучении направленности личности экспериментальные исследования, проводимые с помощью тестов, анкет, опросников, шкал и т.п., дают тот общий фон, на котором строятся уже более углубленные монографические исследования, по преимуществу направленные на изучение наиболее интересных, ярких случаев, выделяющихся своими показателями. Задача монографического исследования направленности личности заключается в том, чтобы выделить характерные черты, наиболее выраженные с точки зрения их содержательности. Кроме того, сложность применения монографического метода изучения личности заключается и в том, что трудно из имеющегося большого материала выбрать необходимое. Этот материал, безусловно, должен быть хорошо проанализирован под таким углом зрения, чтобы структура изучаемого свойства личности была показана отчетливо, чтобы были выделены типические и индивидуальные черты личности.

Несмотря на различие планов анализа в изучении личности, все сложившиеся в отечественной науке подходы к решению проблемы личности выделяют в качестве главной характеристики личности ее направленность. При этом в различных концепциях эта характеристика раскрывается по-разному: «динамическая тенденция» (С.Л. Рубинштейн), «смыслообразующий мотив» (А.Н. Леонтьев), «доминирующее отношение» (В.Н. Мясищев), «основная жизненная направленность» (Б.Г. Ананьев), «динамическая организация сущностных сил человека» (А.С. Прангишвили) и т.д. Но как бы эта характеристика ни раскрывалась, во всех этих подходах ей придается ведущее значение.

Наиболее обобщенной теорией направленности личности, на наш взгляд, является концепция отношений В.Н. Мясищева . Определив психологические отношения личности как целостную систему индивидуальных, избирательных, сознательных связей личности с различными сторонами действительности, В.Н. Мясищев сформулировал одно из важных в отечественной психологии положений теории личности: система объективных социальных отношений, в которую оказывается включенным каждый человек со времени своего рождения и до смерти, формирует его субъективные отношения ко всем сторонам действительности. И эта система отношений человека к окружающему миру и к самому себе - всегда наиболее специфическая характеристика именно личности.

Л.И. Божович характеризует направленность личности как систему ведущих мотивов. На наш взгляд, проблема мотивов и их роли в формировании личности подрастающего человека получила в ее концепции наиболее перспективное развитие. С ее точки зрения, мотивы - это особый род побудителей человеческого поведения, возникающих из «внутренней позиции» и составляющих ее. Внутренняя позиция складывается из того, как ребенок на основе своего предшествующего опыта, своих возможностей, своих ранее возникших потребностей и стремлений относится к тому объективному положению, какое он занимает в жизни в настоящее время. И какое положение он хочет занимать. По Л.И. Божович, наиболее глубокой и фундаментальной является характеристика направленности с точки зрения отношений человека к себе и обществу. В зависимости от того, что побуждает человека - мотивы личной заинтересованности или мотивы, связанные с интересами других людей, строятся и все другие особенности его личности: интересы, черты характера, стремления, переживания. Более того, от направленности личности зависит не только комплекс характерных для данного человека качеств, но и внутреннее строение каждого присущего ему качества. Если понимать отношение как определенное содержание субъективных целей и задач личности, отражающих усвоение ею общественной идеологии, то внутреннюю позицию личности нельзя объяснить каким-либо отдельным мотивом. Она складывается под воздействием системы мотивов.

В большинстве работ по направленности личности главное внимание уделяется изучению таких фундаментальных ее видов, как просоциальная направленность (направленность на других людей), сугубо личная направленность (направленность на себя) и деловая направленность (направленность на задачу, на дело). Указанные виды направленности выделяют такие отечественные психологи, как Л.И. Божович, Т.Е. Конникова, В.Э. Чудновский и др.

Задачей нашего исследования являлось применение монографического метода в изучении особенностей личностной направленности подростков, которые могут проявиться в особой, индивидуальной для каждого школьника, иерархии мотивов. При монографическом изучении личности были использованы такие экспериментальные методики, как личностный ориентационный опросник В. Смекалы и М. Кучеры для определения направленности личности; тест ценностных ориентаций М. Рокича (модифицированный Д.А. Леонтьевым), тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева, анкета «О смысле жизни» В.Э. Чудновского, тест Куна-Макпартленда «Кто Я?». Наряду с данными методиками велось наблюдение отдельных подростков по специально разработанной программе. Комплексный метод объединил также последовательное написание сочинений, беседу с их авторами и биографические данные каждого из них. Результаты исследования отражают своеобразие индивидуальных вариантов процесса становления направленности личности. Приводимые ниже характеристики отдельных подростков свидетельствуют о том, что при монографическом изучении направленности личности наиболее ярко вырисовываются индивидуальные черты во всем их своеобразии.

Ксения А. (15 лет). Ее поведение отличается преобладанием мотивов сугубо личной направленности, мотивов собственного благополучия, стремлением к личному первенству, престижу. Она чаще бывает занята сама собой, своими чувствами и переживаниями, не склонна реагировать на потребности окружающих ее людей. В совместной деятельности склонна удовлетворять свои собственные притязания вне зависимости от интересов других людей. Ее учебная деятельность отличается преобладанием престижных мотивов. Так, в своем сочинении она отмечает, что «привыкла быть в числе лучших», «не хочу быть хуже других», а также «приятно получать одобрение». В характерологическом плане Ксения отличается интровертированностью, соперничеством, интроспективностью, эгоцентризмом. Анализируя понятие смысла жизни (в качестве инструмента была использована анкета, разработанная В.Э. Чудновским), она четко дифференцирует смысл жизни как понятие и как смысл собственной жизни. Понятие смысла жизни испытуемая раскрывает в общем виде «цель, к которой стремишься всю жизнь», «ориентир в жизни». Конкретизируя смысл собственной жизни, она отмечает, что «главное - материальная независимость и обеспеченность, положение в обществе». Высший, доминирующий, уровень иерархии ценностей-целей у испытуемой составили: материально обеспеченная жизнь, творчество, свобода, карьера. Средний, предпочитаемый, уровень составили также ценности как интересная работа, любовь, наличие друзей, активная деятельная жизнь. На низшем уровне иерархии оказались такие ценности, как счастливая семейная жизнь, развлечения, жизненная мудрость.

Тимур Б. (15 лет) характеризуется как подросток, поддерживающий хорошие отношения с людьми. Проявляет большой интерес тогда, когда речь идет о коллективной деятельности. Просоциальная направленность его личности обнаруживается в стремлении действовать в интересах других людей, своего классного коллектива, действовать вместе с другими. На первое место по значимости выступают кооперативные отношения. Характерологически отличается желанием дружбы и симпатии, недостаточной автономностью. Ждет заботы со стороны других, тепла, любви, понимания. Не имеет агрессивных и конфликтных тенденций. Мотивация учения отличается альтруистическими установками: «Хочу иметь знания, чтобы быть полезным обществу». Высший, доминирующий, уровень иерархии ценностей-целей составили такие ценности, как сострадание, наличие верных друзей, любовь, общественное признание. На среднем уровне оказались такие терминальные ценности, как свобода, материально обеспеченная жизнь, уверенность в себе, гармония, счастливая семейная жизнь, карьера. Низший уровень ценностей составили творчество, жизненная мудрость, развлечение, активная деятельная жизнь. Следует отметить большую полноту смыслового поля испытуемого: «стать полезным людям, иметь друзей, которые тебя понимают, любят; образование; взаимопомощь». Отмечает, что наличие смысла жизни имеет большое значение для человека: «жизнь без смысла не интересна», «смысл - оставить после себя что-то хорошее, не жить только для себя».

Аюна В. (14 лет), учащаяся 9-го класса. В структуре ее направленности личности преобладают деловые мотивы, направленные на самовыражение, самооценку в учебе, на стремление к самосовершенствованию и саморазвитию. Отличается активностью, самостоятельностью, решительностью, упорством, трезвостью взглядов на жизнь. Не нуждается в чьей-либо помощи, стремится к достижению поставленных целей и задач, к непосредственному увлечению процессом деятельности. Любознательна, проявляет сильный интерес к учению. В своем сочинении отмечает «хочу быть развитой и культурной», «нравится узнавать новое», «хочу продолжить образование, подготовиться к избранной профессии». Смысл жизни видит в познании, в получении образования (познавательные смыслы):

«Мой смысл жизни на данный момент состоит в том, чтобы вырасти умной и развитой личностью, чтобы мои родители не испытывали стыда за мой уровень развития и образования». Среди доминирующих ценностей-целей преобладают такие, как интересная работа, активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, карьера. Следует отметить, что в направленности личности испытуемой отчетливо видна связь деловых мотивов с личными интересами.

Таково в схематической форме содержание характеристик подростков, отличающихся своеобразием и уникальностью направленности своей личности. Приводимые характеристики показывают, что при монографическом изучении наиболее ярко вырисовываются индивидуальные черты направленности личности во всем их своеобразии. Монографический метод дает прекрасную возможность для исследования внутреннего мира личности, ее направленности, позволяет оценить мотивы, цели и ценности. Работая с монографическим методом, исследователь может всесторонне изучать конкретную личность, то, что в ней имеется не только общего с другими личностями, но и особенное, индивидуальное. Несомненно, монографический метод значительно обогащает инструментарий, используемый исследователем, и позволяет получить объективную и надежную информацию о направленности личности подростка.

Литература

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 1968.

2. Лазурский А.Ф. Классификация личностей // Избранные труды по психологии. - М., 1997. - С. 5-266.

3. Лазурский А.Ф. Школьные характеристики // Избранные труды по психологии. - М., 1997. - С. 267-411.

4. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. - М., 1992.

5. Мясищев В.Н. Социальная психология и психология отношений. - М., 1965.

6. Олпорт Г. Становление личности: избранные труды. - М., 2002.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.

8. Тудупова Т.Ц. Этнопсихология направленности личности. - Улан-Удэ, 2002.

9. Чудновский В.Э. Смысл жизни и судьба. - М., 1997.

10. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы. - М., 1998. - 335 с.

Тудупова Туяна Цибановна - кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой возрастной и педагогической психологии Бурятского государственного университета. E-mail: [email protected]

Tudupova Tuyana Tsibanovna - candidate of psychology, associate professor, head of age and pedagogical psychology department of Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 159.928.22 T.A. Климонтова

ПСИХОДИАГНОСТИКА КАРТИНЫ МИРА ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Статья посвящена графической методике, направленной на изучение картины мира. Освещаются исходные теоретические положения, используемые при разработке методики, описывается процедура проведения и обработки результатов, а также представляются результаты ее апробации на выборках интеллектуально одаренных учащихся с явной скрытой формой одаренности и обычных старшеклассников.

Ключевые слова: картина мира, интеллектуальная одаренность.

T.A. Klimontova PSYCHOGNOSIS OF INTELLECTUAL GIFTED SENIOR PUPILS’ WORLD PICTURE

The article is devoted to graphic methods, directed on world picture studying. The basic theoretical concepts of this method are unlighted. The results of its approbation on a sample of intellectually gifted pupils with explicit, implicit giftedness, and no gifted senior pupils have been presented.

Keywords: world picture, intellectual giftedness.

В настоящее время изучение картины мира, ее формирование в онтогенезе, а также взаимосвязь с поведением и деятельностью относится к кругу тех фундаментальных психологических проблем, которые не утрачивают своей актуальности. Исследование поставленной проблемы имеет выраженное теоретическое значение и открывает перспективы решения ряда прикладных задач психологической науки. При выраженном интересе ученых к данной предметной области приходится констатировать

Взгляды педагогов 16 - н. 20 в.в. на проблему обучения дошкольников математике

Формированию математических представлений у детей способствовали: народные игры, наблюдения за трудом взрослых, помощь взрослым, устное народное творчество.

В 16-19 веках педагоги под влиянием практики пришли к выводу о необходимости специальной подготовки детей 4-7 лет к усвоению математики. Ими высказаны предложения о содержании и методах обучения детей в семье. Специальных пособий по математической подготовке они не разрабатывали, а включали свои идеи в книги по воспитанию и обучению.

Я.А.Каменский – чешский педагог (17в.) - в произведении «Материнская школа» предлагал обучать детей 4-6 лет считать в пределах 20, сравнивать числа, применять меры измерения и знакомить детей с геометрическими фигурами.

И.Г.Песталоцци – швейцарский педагог (18в.) - в произведении «Как Гертруда учит своих детей» предлагал учить счету конкретных предметов, учить осознавать арифметические действия и определять время. Большое внимание уделял наглядности. Разработал систему обучения счету, в основе которой лежали число, форма и слово.

В России в 18 в. Л.Ф .Магницкий издал первую печатную русскую книгу «Арифметика». Предлагал обучать детей нумерации, выполнять арифметические действия, решать примеры и задачи без пояснения.

К.Д.Ушинский (19в.) предлагал обучать детей-дошкольников счёту отдельных предметов и групп, счёту десятками; выполнять арифметические действия.

Л.Толстой (в 19 веке) выпустил «Азбуку», в которой в разделе «Счет» рекомендовал учить детей считать вперед и назад в пределах 100 и знакомить с цифрами. Обучение предлагал осуществлять через игру.

Ф.Фребель в нач. 19 века создал пособие «Дары», в котором предлагал обучение счету через усвоение ряда чисел, ознакомление с геометрическими формами, величиной, ориентировкой в пространстве с помощью специальных дидактических пособий «Дары» (строительные детали).

М. Монтессори (конец 19 - нач.20 вв.) в книге «Дом ребенка» предложила специальный дидактический материал, с помощью которого формировалось представление о числах в пределах 1000, о цифрах, геометрических фигурах, величинах.

Идея монографического метода принадлежит немецкому педагогу А.В.Грубе (19в., «Руководство к счислению в элементарной школе…»).

Его последователи:

Немецкий педагог В.А. Лай (к. 19 – н. 20в.) в «Руководстве к первоначальному обучению арифметике…»,

- В.А. Евтушевский (к. 19в.) «Методика арифметики»,



- Д.Л. Волковский (в 1914 г.) этот метод перенес в детский сад, издав книгу «Детский мир в числах».

В переводе монографический метод означает «описание числа». Суть метода состоит в следующем: т.к. дети способны воспроизвести группу предметов в пределах 100, то каждое число изучается путём рассматривания соответствующего количества точек (или чёрточек), сравнивается с другими числами (из каких чисел оно состоит, сколько раз в него вмещается то или иное число, на сколько оно больше или меньше других чисел). Арифметическим действиям детей не обучают, т.к. считается, что они сами вытекают из знания детьми состава чисел. Весь изучаемый материал располагался по числам и изучались все действия для каждого числа.

По сравнению с Грубе, Лай использовал специальные числовые фигуры, т.е. каждое число он изображал в удобной для восприятия форме, и считал, это если дети легко воспроизводят эти числовые фигуры, то они запомнили соответствующее число.

Евтушевский этот метод упростил, предлагая вести обучение в пределах 20 , а не 100.

В современной методике ознакомления с числами использованы положительные стороны монографического метода: воспроизведение групп предметов, применение числовых фигур и счётных карточек, изучение состав числа.