«Димитрий Самозванец. Историческая трагедия «Дмитрий самозванец Сумароков дмитрий самозванец краткое содержание

Журнал Сумарокова ʼʼТрудолюбивая пчелаʼʼ.

Особенности лит.направления в 30-50 гᴦ. Сумароков – теоретик русского классицизма

Сумароков

Сумароков своим литературным творчеством содействовал утверждению классицизма на русской почве. Он выступил и как теоретик классицизма, и как писатель, давший в своей литературной практике образцы многообразных жанров, предусмотренных поэтикой классицизма. Он начал с написания од, первые 2 оды, посвященные Анне Иоанновне, были напечатаны в 1740 ᴦ. В них начинающий поэт подражал Тредиаковскому. С момента появления од Ломоносова Сумароков испытал сильное воздействие его творческого гения. При этом жанр оды не стал главенствующим в его творчестве, которому суждено было сыскать славу великого драматурга и поэта-лирика.

Важным литературным событием стали напечатанные в 1748 ᴦ. Сумароковым 2 стихотворные эпистолы – ʼʼО русском языкеʼʼ и ʼʼО стихотворствеʼʼ, в которых он выступил как теоретик классицизма. В первой он говорит о крайне важно сти обогащать литературный язык за счёт неустаревших церковнославянских слов и избегать иностранных. В этом он сближается с Ломоносовым. В ʼʼэпистоле о стихотворствеʼʼ (1747), уже в отличие от Ломоносова, Сумароков, теоретически обосновывая жанры классицизма, утверждает равноправие всœех жанров, не отдавая предпочтения ни одному из них.

Впоследствии обе эпистолы были переработаны и составили одну – ʼʼНаставление хотящим быти писателямиʼʼ, изданную в 1774 ᴦ.

В 1759 году Сумароков начал издавать первый частный журнал в России под названием ʼʼТрудолюбивая Пчелаʼʼ, наполненный очерками, эпиграммами, притчами. Издание частных журналов было важным событием в развитии русской журналистики. Журнал отличался политической тенденциозностью, недаром разрешение на печатание журнала было получено не сразу, и цензура пристально следила за ним, что в результате привело к прекращению издания.

Первый номер вышел в конце января 1759 года, тиражом 1200 экзепляров, последний – в декабре того же года. В журнале ощущалась оппозиционность правительству Елизаветы Петровны и поддержка находящейся тогда в опале Екатерины. При этом основным в сатирических очерках и фельетонах ʼʼТрудолюбивой Пчелыʼʼ, принадлежащих самому издателю, было обличение злоупотреблений, насилия, казнокрадства, процветающих в Российской империи. В журнале сотрудничал Тредиаковский и другие авторы, но основная направленность была связана с материалами Сумарокова, которые составляли большую часть в каждой книжке ʼʼТрудолюбивой пчелыʼʼ. В случае если в первые полгода издания в журнале встречаются статьи по философии, филологии, истории, то в дальнейшем в журнале усиливаются обличительные тенденции. В своих литературно-критических статьях Сумароков полемизировал с Тредиаковским, Ломоносовым, заботясь о судьбах рус. Литры. В полемике он исходил из своих представлений о средствах, с помощью которых можно было создать истинно национальную культуру. Верит в силу слова, обращенную к разуму. Отстаивает ясность мысли, считая, что ʼʼвеликолепиеʼʼ, пышность поэзии Ломоносова лишены естественности.

К числу наиболее сатирически острых, злободневных очерков в ʼʼТрудолюбивой Пчелœеʼʼ можно отнести ʼʼПисьмо о некоторой заразительной болезниʼʼ, в котором обличается взяточничество; письмо ʼʼО достоинствеʼʼ, в котором Сумароков вновь проводит свою мысль о том, что чины, богатство и знатность не составляют еще достоинства человека; очерк ʼʼо домостроительствеʼʼ. В нем он клеймит жестокость помещиков по отношению к крепостным.

Неоднократно проводит он в своем журнале мысль, характерную и для его литературных произведений, о том, что богатство и знатность не суть достоинства человека.

Исходя из своего идеала сословной монархии, Сумароков со свойственной ему запальчивостью нападал на те социальные явления, которые он расценивал отрицательно. В его последних трагедиях усиливаются тираноборческие мотивы. Монарх, не способный установить порядок в государстве и быть отцом своих подданных, достоин презрения, он ʼʼидол гнусныйʼʼ, ʼʼвраг нардаʼʼ, которого нужно свергнуть с престола (ʼʼДмитрий Самозванецʼʼ). Сумароков заговорил о ʼʼзлодеяхʼʼ на троне. Недаром трагедия ʼʼД. Сʼʼ была включена в сборник лучших произведений русской литературы, изданный в Париже В трагедии звучит тема насильственного свержения тирана народом. И хотя Сумароков имеет в виду только дворцовый переворот, а понятия ʼʼнародʼʼ, ʼʼобществоʼʼ, ʼʼСыны отечестваʼʼ - это дворяне, тем не менее общественно-политическое звучание этой трагедии было очень сильным. Сюжет основывается на недалеком прошлом России, России начала 17 века. Сумароков изменяет фактам только в любовной интриге: Ксения – дочь Шуйского и невеста князя Галицкого. Тем не менее история представлена в трагедии весьма условно. И здесь конфликт трагедии – в противоречии между абстрактным идеалом государя и монархом-тираном, охваченным пагубными страстями. В трагедии усиливается дидактизм, подчеркнутая заданность в решении конфликта. С момента появления на сцене Димитрий Самозванец нарисован только черной краской, и уже в начале трагедии ощущается неизбежность кары, которая должна постичь злодея. Он исполнен презрения к России и хочет подчинить ее власти католического Рима, он полон жестокости и самодурства, подвержен губительным страстям:

ʼʼРоссийский я народ с престола презираюʼʼ…

ʼʼЗдесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Сыны отечества – поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весьʼʼ

Димитрий открывает в первой сцене Пармену свой замысел: отравить жену и жениться на Ксении, дочери Шуйского. В трагедии содержится самохарактеристика, саморазоблачение Димитрия, который говорит сам о себе:

ʼʼЗла фурия во мне смятенно сердце гложет,

Злодейская душа спокойна быть не может…ʼʼ

ʼʼЯ к ужасу привык, злодейством разъярен,

Наполнен варварством и кровью обагренʼʼ.

Димитрий не признает законов, считая царскую волю выше всяких законов:

ʼʼперед царем должна быть истина бессловна,

Не истина – царь, - я; закон – монарша власть,

А предписание закона царска страстьʼʼ.

Характерно, что в трагедии Сумароков предваряет пушкинскую трактовку образа самозванца. Его не интересует, самозванец или истинный царь Димитрий, Сумароков осуждает его не за самозванство, а за безразличие к народу, о ʼʼблаженствеʼʼ которого он не печется.

Устами Пармена высказывает Сумароков свой взгляд на монархическое правление, заявляя, что не ʼʼпородаʼʼ и не наследственные права являются основным в монархе, а его личные достоинства.

Сумароков приводит народ к восстанию. Трагедия звучит предостережением монархам, которые злоупотребляют своей властью, в частности Екатеринœе II. Любой монарх, не соответствующий идеалу просвещенного монарха, должна быть свергнут.

Шуйский готовит восстание, произнося патриотические речи, которые не могли оставить зрителя холодным.

В трагедии ʼʼтирануʼʼ, ʼʼварваруʼʼ противостоят положительные, добродетельные герои, выражающие свои благородные чувства в отвлеченных рассуждениях.

Таковы наперсник Самозванца Пармен, князь Галицкий, Ксения, выступающие в трагедии как воплощение гражданской добродетели. Οʜᴎ произносят речи о том, каким должен быть монарх. Действия героев, как и развязка трагедии – появление восставших, лишены какой-либо реальной мотивировки и являются результатом авторской воли. Разрешение конфликта предопределœено порочностью Димитрия и добродетелью противостоящих ему героев. При этом свержение тирана восставшим народом (Сумароков имел в виду дворян, употребляя слово ʼʼнародʼʼ) совсœем не означало для Сумарокова отрицания самодержавия, а лишь замену царя-тирана просвещенным монархом.

Трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец». - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Трагедии Сумарокова «Дмитрий Самозванец»." 2017, 2018.

Историческая трагедия «Дмитрий самозванец»

Итоговым произведением Сумарокова в жанре трагедии стала пьеса «Димитрий Самозванец», представленная на сцене придворного театра в Петербурге в феврале 1771 года. Это первая и единственная трагедия Сумарокова, сюжет которой был основан на подлинных исторических событиях. Главный герой пьесы -- Лжедимитрий, незаконно занявший русский престол при поддержке поляков в 1605 году. Выбор подобного сюжета давал Сумарокову возможность для постановки в трагедии серьезных злободневных проблем, таких, например, как проблема престолонаследования, зависимости власти монарха от воли подданных и др. Но в центре внимания драматурга остается по-прежнему вопрос о долге и ответственности государя. Право монарха на занятие престола Сумароков ставит в зависимость от его моральных качеств. Династические соображения отступают на второй план. Так, в ответ на реплику лукавого князя Шуйского о том, что «Димитрия на трон взвела его порода», следует возражение мудрого и бескорыстного Пармена. Его устами в пьесе выражается позиция самого автора:

Когда владети нет достоинства его,

Во случае таком порода ничего.

Пускай Отрепьев он, но и среди обмана,

Коль он достойный царь, достоин царска сана.

Учитывая обстоятельства, сопутствовавшие пребыванию (юридически незаконному) на русском престоле Екатерины II, подобное обсуждение на сцене династических проблем конечно же наполнялось аллюзионным смыслом. Главный предмет обличения для Сумарокова в трагедии -- неограниченный деспотизм монарха, подменяющего закон личным произволом. Димитрий презирает веру и обычаи управляемого им народа, он подвергает преследованию русских бояр, ссылая одних и казня других. Жестокость и своеволие движут поступками Димитрия:

Зла фурия во мне смятенно сердце гложет,

Злодейская душа спокойна быть не может.

Все последующие его реплики и тирады исполнены злобы и ненависти к своим соотечественникам:

Российский я народ с престола презираю

И власть тиранскую неволей простираю.

Возможно ли отцом мне быти в той стране,

Котора, мя гоня, всего противней мне?

Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Сумароков постоянно усиливает мотив грозной кары, ожидающей Димитрия за его преступления. Обреченность тирана ощущается в известиях о волнении народа, о шаткости трона напоминает Димитрию Пармен. Против самозванца готовится восстание во главе с отцом Ксении, князем Шуйским. Конфликт, обозначенный уже в самом начале пьесы как следствие тирании, разрешается восстанием против тирана. Чуждый угрызений совести, отторгнутый всеми и ненавидимый народом, Димитрий кончает жизнь самоубийством.

Поставив целью раскрыть на основе реальных фактов истории судьбу деспота на троне, Сумароков именно у Шекспира нашел образцовое решение подобной задачи. Он наделяет своего Димитрия некоторыми чертами Ричарда III из одноименной хроники Шекспира. Исследователи уже указывали, что монолог Димитрия из второго действия, где узурпатор страшится ожидающего его грозного возмездия, в чем-то соотносится со знаменитым монологом Ричарда накануне решающего сражения. Но конечно же говорить о «шекспиризме» этой трагедии Сумарокова следует с большой осторожностью. В главном, в самом подходе к изображению характера монарха, Сумароков и Шекспир стоят на диаметрально противоположных позициях. Ричард у Шекспира жесток, но на протяжении почти всей пьесы он тщательно маскирует свои честолюбивые замыслы, лицемерно прикидываясь другом тех, кого сам же отправляет на смерть. Шекспир дает портрет деспота-лицемера, обнажая тайные пружины захвата власти узурпатором. Димитрий в трагедии Сумарокова -- откровенный тиран, не скрывающий своих деспотических устремлений. И столь же открыто драматург всем ходом действия пьесы демонстрирует обреченность тирана.

Художественное своеобразие сумароковских трагедий неразрывно связано с тем, что сюжеты их строятся в основном на материале древней отечественной истории. Для Сумарокова это имело принципиальное значение. Смысл его постоянного обращения к сюжетам древнерусской истории объясняется общим подъемом национального самосознания, стремлением деятелей русской культуры утвердить значение собственных исторических традиций. Благодаря во многом Сумарокову, в искусстве русского классицизма эпоха Киевской Руси стала своеобразным эквивалентом античности. Это еще раз свидетельствует, что приобщение к достижениям европейской культуры в этот период не означало разрыва с историческим прошлым, а, наоборот, по-своему стимулировало утверждение самобытных начал. Данная традиция найдет продолжение в творчестве позднейших драматургов и особенно у Я. Б. Княжнина, чья тираноборческая трагедия «Вадим Новгородский» станет символом политического вольномыслия. В национальной истории русские драматурги будут черпать примеры для воспитания гражданственности и патриотизма, а жанр трагедии будет нередко превращаться в трибуну для выражения вольнолюбивых идей.

Экзамен: Русская литература 18 века

В трагедии последней трети века большое место занимает изображение произвола власти. Сюжет строится на эпизодах активного противоборства положительных героев тирании монарха. Первой такой трагедией явился "Димитрий Самозванец" Сумарокова (1771).Трагедия написана на историческом материале "эпохи смуты": взят период короткого пребывания Димитрия Самозванца на московском троне. Исторические сведения для сюжета трагедии Сумароков мог получить из материалов Г. Миллера и князя Щербатова, работавших в то время над "Летописью о мятежах и разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятностей", а так же из анонимной рукописной повести "Повести, како восхитил неправдою на Москве царский пристол Борис Годунов".

"В основу сюжета положен эпизод восстания народа против Димитрия и его свержение. Внешне действие строится на любви Самозванца к дочери Шуйского Ксении, любви, вступающей в противоречие с тем, что Ксения любит другого и любима им, а Димитрий женат. Однако движение событий и их развязка определяются не любовными отношениями героев, а организованным в Москве заговором против Димитрия. Заговор возник потому, что Димитрий, во-первых, осуществляет политику полновластного самодержца, забывшего о своем истинном назначении и поправшего свободу и права своих подданных. Он "изверг на троне>.

Блаженство завсегда народу вредно:

Богат быть должен царь, а государство бедно.

Ликуй, монарх, и все под ним подданство, стонь!

Всегда способнее к труду нежирный конь,

Смиряемый бичом и частою ездою

И управляемый крепчайшею уздою,- (!я оставила эти кусочки из москвичевой, чтобы было понятней и она просила приводить пример из текста кому не нужно удалаяйте!)

выражает Димитрий свою политическую программу.

"Царска страсть" для него закон, и он готов ради нее убрать все препятствия на своем пути: убить жену, казнить жениха Ксении. Второй момент в трагедии, не менее важный,- это отношение Димитрия к русским.Он - предатель, презирает и ненавидит своих соотечественников, не скрывает своих

Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Сыны отечества поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весь.

Поведение Димитрия полностью противоречит нравственным понятиям. Оно вызывает к нему всеобщую ненависть и определяет его судьбу. Свергнутый с московского престола при содействии парода в результате заговора Шуйского, он кончает жизнь самоубийством (пронзает себя кинжалом). Ночьперед смертью самозванец проводит в кошмарных снах. Правитель, монарх, забывший о своем назначении, ставший тираном, угнетателем своих подданных, достоин самой суровой кары. Сумароков в трагедии не только оправдывает всеобщее выступление против Самозванца, по и утверждают его законность и необходимость:

Народ, сорви венец с главы творца злых мук,

Спеши, исторгни скиптр из варваровых рук;

Избавь от ярости себя непобедимой...

Постановка в трагедии Сумарокова темы борьбы с деспотией власти даже с ее узкоклассовым решением в пользу идеального государя была фактом значительным для предпугачсвского времени. Трагедия "Димитрий Самозванец" явилась первой в России политической, тираноборческой трагедией.

Образ Самозванцапредстает как сосредоточение зла, не имеющего пределов. Герой одержим ненавистью к людям, упорной маниакальной идеей погубления России, Москвы и всего народв, подвластного царю. Самозванец как зарактер неизменен во внутреннем своем содержании. В нем нет контрастных начал, противоположных свойств их борьбы. Сумароков представляет мир Сумарокова воплощением произвола темных страстей ненависти ко всему устроенному иначе. Монологи героя, демонстрируют его жуткое одиночество.

Противоположная сторона конфликта - Пармен, боярин Шуйский, его дочь Ксения и ее возлюбленный, князь Георгий Галицкий, на протяжении действия ни минуты не стараются смириться перед тиранией Димитрия - то есть с обеих сторон конфликта упраздняется даже видимость коллизии страсти и чувства долга, характерная для более ранних трагедий. Герои-протагонисты откровенно противопоставляют тиранической идеологии Димитрия свою концепцию праведной власти.

Особое место занимет собирательный персонаж - народ. Само слово "народ" - одно из наиболее частотных в трагедии "Димитрий Самозванец", наряду со словами "рок" и "судьба", которые озвучивают идею неотвратимой небесной кары. Именно в отношении к народу корректируются нравственные позиции порока и добродетели.

Жестоко правил Димитрий с самого того момента, как сел на трон: казнил многих людей, заточил бояр, оставил без гроша страну. Но предел его коварство достигло тогда, когда в 1606 году он вздумал обратить всех православных в католическую веру, да еще и отдать земли русские во власть полякам. Не мог наперсник царя Пармен вразумить Димитрия, лишь злодейства были в мыслях у царя. Единственная его слабость - любовь к Ксении, дочери боярина Шуйского. Однако ж не гнушается он силовыми методами, и помехой свое нынешнее замужество не считает, намереваясь отравить жену. Узнав об этом, Пармен решает беречь жену царя от злобных замыслов.
Появляется начальник стражи и сообщает, что народ взволнован, ходят среди него слухи, что царь вовсе не Димитрий, а самозванец - монах Отрепьев. Царь подозревает Шуйских в разжигании мятежа, и требует привести боярина Шуйского вместе с дочерью Ксенией.
Шуйский пытается убедить Димитрия, что нет скрытых помыслов у нее, и в доказательство своей лояльности предлагает Ксению отдать в жены царю. Но та дает жесткий отказ, даже под страхом смерти не предаст она своего жениха Георгия. Боярин же дает слово вразумить дочь.
Оставшись с Ксенией наедине, Шуйский открывает ей свои намерения свергнуть лжецаря, но для это должна она сделать вид. что покорна воле самозванца. Ксения ради блага отечества дает свое согласие, а вскоре соглашается и Георгий.
Поверивший обману Димитрий начинает всячески издеваться над Георгием, тот не выдерживает, и называет царя в лицо тираном и самозванцем. Когда его уводят в подземелье, свой нрав выпускает и Ксения. Димитрий в ярости собирается казнить обоих, но вовремя подоспевший Шуйский успокаивает гнев царя, обещая, что Ксения более не будет противиться его воле. Желая убедить царя, что он - его верная опора, Шуйский также собирается успокоить народ, разозленный пленением Георгия. Димитрий дает свое согласие, но в то же время дает указ увеличить численность личной стражи.
Хотя царь и осознает, что своими деяниями лишь укорачивает срок своей власти, настраивая своих же вассалов против себя, но ничего не может поделать со своей жестокостью.
Димитрий решает освободить Георгия, поддавшись уговорам Пармена. В диалоге с Шуйским наперсник говорит, что будь он даже самозванец, был бы ему верен, если б тот заботился о государстве и о его народе. Тем не менее, Шуйский не спешит доверять Пармену и своими замыслами не делится.
Шуйский берет с Ксении и Георгия обещание, что более не будут те гневить царя. Также они обещают даже в разлуке оставаться верными друг другу, и если не суждено им жить вместе, то под землей лежать им суждено вдвоем.
Теперь им удалось обмануть царя. Всем своим видом показывая страдание, они говорят Димитрию, что любовь свою пересилят. Димитрий наслаждается их болью, и своей властью над ними.
Тут приходит начальник стражи с известием, что боярство и народ обеспокоены, и что этой ночью свершится государственная измена. Димитрий тут же решает переговорить с Парменом. Несмотря на просьбы Ксении пощадить отца и возлюбленного, несмотря на совет Пармена проявить милосердия, Димитрий не переменяет своего злого нрава, и приказывает казнить бояр.
Шуйский и Георгий объявляют о своей готовности принять смерть, но Шуйский просит лишь об исполнении его последнего желания - попрощаться с дочерью. Царь не против, зная, что это принесет им еще больше страданий. Ксения прощается с отцом и возлюбленным. Лишившись всех, кто был ей дорог, девушка просит убить ее. Пармен тем временем уже уводит бояр в заключение. Ксения умоляет его о милосердии, упрекая его в потакании тирану. Наперсник лишь взывает к небесам, чтобы его мечта о свержении лжецаря исполнилась.
Ночью Димитрий просыпается от звона колокола, возвещающего о начале народного бунта. Ужас охватил его, понимает тиран, что более некуда ему бежать. В страхе поручает он стражникам сначала разбить восставших, а затем хотя бы не покидать его. Но не смерть его пугает, а то, что враги его уйдут от праведной мести. Единственный выход своей ярости он видит в Ксении, которую он собирается убить, коли остальным удалось спастись.
Мятежники во главе с Шуйским и Георгием врываются в палаты царя, где обнаруживают, что тот уже занес над Ксенией клинок. Димитрий лишь в одном случае согласен оставить девушке жизнь - ему должны вернуть власть и более не посягать на нее. Но Шуйский понимает, что благо народа куда важнее жизни одного человека, пусть это даже будет его дочь, и ответствует, что должен царь ответить за свои грехи. Георгий бросается на Димитрия, хоть и знает, что Ксению спасти уже не успеет. Заносит бывший царь клинок, но вдруг появляется Пармен с мечом наголо и спасает девушку от неминуемой гибели. Проклиная всех, самозванец пронзает свою грудь кинжалом и погибает.
Автор - Кращенко А.В.

Обращаем ваше внимание, что это только краткое содержание литературного произведения «Димитрий Самозванец». В данном кратком содержании упущены многие важные моменты и цитаты.

В трагедии последней трети века большое место занимает изображение произвола власти. Сюжет строится на эпизодах активного противоборства положительных героев тирании монарха. Первой такой трагедией явился «Димитрий Самозванец» Сумарокова (1771).Трагедия написана на историческом материале «эпохи смуты»: взят период короткого пребывания Димитрия Самозванца на московском троне. Исторические сведения для сюжета трагедии Сумароков мог получить из материалов Г. Миллера и князя Щербатова, работавших в то время над «Летописью о мятежах и разорении Московского государства от внутренних и внешних неприятностей», а так же из анонимной рукописной повести «Повести, како восхитил неправдою на Москве царский пристол Борис Годунов».

В основу сюжета положен эпизод восстания народа против Димитрия и его свержение. Внешне действие строится на любви Самозванца к дочери Шуйского Ксении, любви, вступающей в противоречие с тем, что Ксения любит другого и любима им, а Димитрий женат. Однако движение событий и их развязка определяются не любовными отношениями героев, а организованным в Москве заговором против Димитрия. Заговор возник потому, что Димитрий, во-первых, осуществляет политику полновластного самодержца, забывшего о своем истинном назначении и поправшего свободу и права своих подданных. Он «изверг на троне>.

Блаженство завсегда народу вредно:

Богат быть должен царь, а государство бедно.

Ликуй, монарх, и все под ним подданство, стонь!

Всегда способнее к труду нежирный конь,

Смиряемый бичом и частою ездою

И управляемый крепчайшею уздою,— (!я оставила эти кусочки из москвичевой, чтобы было понятней и она просила приводить пример из текста кому не нужно удалаяйте!)

выражает Димитрий свою политическую программу.

«Царска страсть» для него закон, и он готов ради нее убрать все препятствия на своем пути: убить жену, казнить жениха Ксении.Второй момент в трагедии, не менее важный,— это отношение Димитрия к русским. Он — предатель, презирает и ненавидит своих соотечественников, не скрывает своих

Здесь царствуя, я тем себя увеселяю,

Сыны отечества поляки будут здесь;

Отдам под иго им народ российский весь.

Поведение Димитрия полностью противоречит нравственным понятиям. Оно вызывает к нему всеобщую ненависть и определяет его судьбу. Свергнутый с московского престола при содействии парода в результате заговора Шуйского, он кончает жизнь самоубийством (пронзает себя кинжалом). Ночь перед смертью самозванец проводит в кошмарных снах. Правитель, монарх, забывший о своем назначении, ставший тираном, угнетателем своих подданных, достоин самой суровой кары. Сумароков в трагедии не только оправдывает всеобщее выступление против Самозванца, по и утверждают его законность и необходимость:

Народ, сорви венец с главы творца злых мук,

Спеши, исторгни скиптр из варваровых рук;

Избавь от ярости себя непобедимой...

Постановка в трагедии Сумарокова темы борьбы с деспотией власти даже с ее узкоклассовым решением в пользу идеального государя была фактом значительным для предпугачсвского времени. Трагедия «Димитрий Самозванец» явилась первой в России политической, тираноборческой трагедией.

Образ Самозванца предстает как сосредоточение зла, не имеющего пределов. Герой одержим ненавистью к людям, упорной маниакальной идеей погубления России, Москвы и всего народв, подвластного царю. Самозванец как зарактер неизменен во внутреннем своем содержании. В нем нет контрастных начал, противоположных свойств их борьбы. Сумароков представляет мир Сумарокова воплощением произвола темных страстей ненависти ко всему устроенному иначе. Монологи героя, демонстрируют его жуткое одиночество.

Противоположная сторона конфликта — Пармен, боярин Шуйский, его дочь Ксения и ее возлюбленный, князь Георгий Галицкий, на протяжении действия ни минуты не стараются смириться перед тиранией Димитрия — то есть с обеих сторон конфликта упраздняется даже видимость коллизии страсти и чувства долга, характерная для более ранних трагедий. Герои-протагонисты откровенно противопоставляют тиранической идеологии Димитрия свою концепцию праведной власти.

Особое место занимет собирательный персонаж — народ. Само слово «народ» — одно из наиболее частотных в трагедии «Димитрий Самозванец», наряду со словами «рок» и «судьба», которые озвучивают идею неотвратимой небесной кары. Именно в отношении к народу корректируются нравственные позиции порока и добродетели.