Император Каракалла: зарисовка памяти. Каракалла - римские императоры Император каракалла чем он знаменит

Marcus Aurelius Severus Antoninus Augustus ).
лат. Septimius Bassianus Caracalla

Бюст императора Каракаллы
Совместно с Септимий Север ( - 4 февраля ),
Гета ( - 26 декабря )
Предшественник Септимий Север
Преемник Макрин
Вероисповедание Древнеримская религия
Рождение 4 апреля (0188-04-04 )
Лугдунум
Смерть 8 апреля (0217-04-08 ) (29 лет)
Карры
Место погребения
  • Замок Святого Ангела
Род Северы
Отец Септимий Север
Мать Юлия Домна
Супруга Фульвия Плацилла
Дети нет
Каракалла на Викискладе

Биография

Сын императора Луция Септимия Севера от второго брака с Юлией Домной , родился в столице Галлии Лугдунуме 4 апреля 188 года. Первоначальное имя его - Бассиан - в 196 году, когда отец провозгласил его Цезарем , было изменено на Марк Аврелий Антонин; прозвище же Каракалла, или Каракалл (лат. Caracallus ), произошло от названия введённой императором галльской одежды - длинного халата, ниспадавшего до щиколоток.

В 197 году, во время похода против парфян , он был провозглашён трибуном и Августом . В 202 году он был назначен консулом , а в следующем женился по воле отца на Фульвии Плавцилле, богатой дочери Плавциана; он, однако, ненавидел и тестя, и жену и был причиной смерти первого в 204 году.

Будучи и до смерти тестя в высшей степени распутным и своевольным, Каракалла стал ещё хуже, когда освободился от него. Младший брат его Публий Септимий Гета , в 198 году провозглашённый Цезарем, не уступал Каракалле в испорченности. С детства между обоими братьями господствовала непримиримая ненависть, раздуваемая царедворцами.

Когда пришло известие о восстании варваров в Британии , Север воспользовался поводом для удаления сыновей из развратной атмосферы Рима и взял их с собою на войну (208 год). Каракалла провожал отца до Северной Шотландии , в некоторых случаях сам начальствовал над войском, но все мысли его были устремлены лишь на подготовку для себя единодержавия.

Он преследовал брата и клеветал на него, хотел возбудить в войске мятеж против отца, сам однажды поднял меч против него и, как говорили, ядом ускорил его смерть (4 февраля 211 года). [ ]

Несмотря на его убеждения, войска, помня желания Севера, провозгласили императорами обоих братьев. Каракалла тотчас заключил мир с варварами, вывел армию из их страны, очистил заложенные Севером крепости, отправился к брату и к матери и, наружно помирившись с Гетой, отправился в Рим с прахом Севера.

Уже на дороге разногласия возникли снова; оба брата подозревали друг друга; в Риме каждый завёл свою стражу; они думали разделить империю, но этому воспротивилась мать. Планы Каракаллы освободиться от брата не удавались; наконец он попросил мать пригласить их обоих к себе в комнату для примирения, и здесь, на руках у матери, был убит Гета (26 декабря 211 года).

Единоличное правление

После убийства он, как бы ища защиты, бежал в лагерь к солдатам, дал им для разграбления собранные отцом сокровища и был провозглашен единым императором. Солдаты и придворные Геты, числом до 20 000, были умерщвлены. В числе убитых был Папиниан , знаменитый юрист, друг Севера. Каракалла попросил его выступить в сенате с оправданием убийства, надеясь, что прославленный юрист найдет убедительные доводы. Но Папиниан ответил: «Это легче сделать, чем оправдать». В 212 году Каракалла дал всем жителям Римской империи права римского гражданства , с целями, впрочем, исключительно финансовыми. Старые налоги он возвысил, вымогал деньги у кого только мог, особенно у сенаторов, которые обязаны были всюду следовать за ним.

В Галлии Каракалла вёл бесславную войну с алеманнами и ценнами, но тем не менее принял прозвание Alemannicus и Germanicus; в Дакии он воевал с сарматами и гетами , но скоро предоставил провинцию её участи и пошёл во Фракию . С этого времени он начал комически подражать Александру Великому , предпринимая походы в отдалённые страны, но лишь для того, чтобы грабить жителей. Из Фракии он перешёл в Азию, в Пергаме прибегал за исцелением к Эскулапу , в Илионе чтил Ахилла , зимовал в Никомедии (214-215), изменнически захватил в плен Абгара , царя осроенов , и завладел его царством.

Царя Армении с сыновьями он пригласил к себе, намереваясь с ним поступить точно так же, но наткнулся на вооружённое сопротивление; отряд его, посланный в Армению, был разбит. Через Антиохию Каракалла отправился в Александрию , где, рассердясь на жителей за намёки на братоубийство и связь с матерью (её обозвали Иокастой), устроил кровавую резню, наложил на жителей штрафы и велел разрушить общежития (греч. σισσίτια ) философов.

В истории всякой империи наступает момент, когда она, достигнув наибольшей величины и наивысшего расцвета, трескается по швам и начинает распадаться. В начале II века стало понятно, что территориальное расширение Римской империи достигло предела, двигаться дальше римлянам было некуда. Прекратились победоносные войны — сократился приток рабов. К концу II века рабов вообще стало меньше, и экономический кризис плавно повлек за собой кризис имперской идеологии. В этот период, 4 апреля 186 года в римском городе Лугдун (ныне Лион) в Галлии у будущего первого императора династии Северов, Септимия Севера (Lucius Septimius Severus, 146-211), и его второй супруги Юлии Домны (Julia Domna, ок. 167-217) появился первенец. Этому человеку было суждено остаться известным в истории не под своим родовым именем Луций Септимий Бассиан (Lucius Septimius Bassianus), и даже не Марк Аврелий Антонин, как нарек его отец, в честь императора-философа Марка Аврелия (Marcus Aurelius Antoninus Augustus, 121-180), а под прозвищем Каракалла. Явный психопат, Каракалла стал чуть ли не переломной фигурой в истории Древнего Рима. Жаждая вернуть империи славу времен Траяна (Marcus Ulpius Traianus, 53-117) и Августа (Augustus, 31 до н.э. — 14) и видя себя самого новым Александром Македонским, он остался в истории лишь как строитель терм Каракаллы, да и убит был — стыдно сказать — в нужнике.

Старший сын. Где брат твой Гета?
К моменту смерти Септимия Севера в городе Риме было запасено на семь лет вперед зерна, а масла хватило бы на пять лет всей Италии. Умиравший в британском Эбораке (современный Йорк) Север промолвил: «Я принял государство, раздираемое повсюду междоусобиями, а оставляю его в состоянии мира даже в Британии. Старый, с больными ногами, я оставляю моим сыновьям власть твердую, если они будут ее достойны, но — слабую, если они будут недостойны ее».
Умирающий Север вряд ли знал о библейских Каине и Авеле, но сыновьям завещал вот что: «Не ссорьтесь между собой и ублажайте воинов, на всех остальных можете не обращать внимания». И сделал Каракаллу и второго своего сына — Гету (Publius Septimius Geta, 189-211) императорами-соправителями. Тут-то и началось.



Французский художник Жан-Батист Грёз (Jean Baptist Greuze, 1725-1805) в 1769 году обратился к сюжету взаимоотношений Каракаллы и Септимия Севера: сын строил планы ускорения смерти тяжелобольного отца. Художник изобразил сцену, когда Север упрекает Каракаллу за предательство
Античные историки так описывают этих наследников трона: «В детстве Каракалла отличался мягкостью нрава и приветливостью. Но выйдя из детского возраста, он стал замкнутым, угрюмым и высокомерным». Гета же «был красивым юношей с крутым нравом, но не бессовестный, был скуп, занимался выяснением значения слов, был лакомкой и имел пристрастие к вину с приправами». Насильственно уравненные отцом в правах, братья с детства враждовали, с возрастом доведя соперничество до поистине патологического размаха. После смерти отца молодые люди поспешили с его прахом в Рим. «Вместе они не останавливались и за одним столом не ели — слишком сильно было подозрение, что один брат успеет отравить губительным ядом еду другого». В Риме после торжественных похорон и обожествления Севера Гета и Каракалла разделили императорский дворец и «стали жить в нем оба, забив наглухо все проходы, которые были не на виду; только дверьми, ведущими на улицу и во двор, они пользовались свободно, причем каждый выставил свою стражу».

Ненависть была обоюдной и совершенно открытой: каждый стремился избавиться от соперника. Геродиан (Herodianus, ок. 180 — ок. 250), этот позднеримский Светоний(Gaius Suetonius Tranquillus, 69 — после 122), пишет, что «большинство римлян склонялось на сторону Геты, потому что он производил впечатление человека порядочного: проявлял скромность и мягкость... Каракалла же во всем высказывал жестокость и раздражительность». Братьям-императорам было так тесно друг с другом на белом свете, что они задумали даже разделить империю. Запад со столицей в Риме отошел бы Каракалле, а Восток с центром в Антиохии (современная Антакья в Турции) или Александрии — Гете, но мать ухитрилась их отговорить, хотя примирить друг с другом была бессильна.



Лицо Геты стерто с семейных портретов.


Тогда Каракалла решился на прямое убийство: зазвал Гету в покои матери якобы для примирения и прикончил безоружного брата руками своих центурионов — прямо у нее на груди. Вслед за тем этот новый Каин выбежал из спальни Юлии Домны, вопя, что едва спасся, избежав какого-то неведомого покушения. Кого можно было обмануть в Риме этими криками? Причиной убийства, скорее всего, была не просто немотивированная ненависть. Гета был «интеллигентнее» Антонина, его постоянно окружали писатели и мыслители, его больше любили сенаторы. И что еще страшнее — Гета был внешне больше похож на отца. Каракалле было 23 года, Гете — 22. Шла зима 212 года. Каракалла бросился в преторианский лагерь, пообещав за свое спасение и единовластие выдать каждому воину по 2500 аттических драхм и в полтора раза увеличить довольствие. Так в один день он пустил в распыл то, что отец его собирал восемнадцать лет.

Каракалла совершил в отношении Геты ужасающий акт damnation memoriae — проклятие памяти. Он не только безжалостно расправился с теми, кого заподозрил в симпатии к убиенному, но и повелел стереть его портреты с семейных изображений Септимия Севера и Юлии Домны с двумя сыновьями. Разделался Каракалла и со своей нелюбимой женой Плавтиллой (Publia Fulvia Plautilla), дочерью Марка Аврелия: в 205 году отправил в ссылку, а в 212-м — велел убить. Участь Плавтиллы разделили родственники. Количество репрессированных по «делу Геты» оценивают в 20 тысяч человек — друзья, сенаторы, всадники, префект преторианцев, «секьюрити», слуги, наместники провинций, офицеры, рядовые воины, даже колесничие «команды», за которую болел Гета. Теперь перед этим низкорослым щуплым юношей с кудрявыми черными волосами и выраженной психопатией лежала империя, которую он задумал приравнять по величию к Александровой.

Император-варвар или император-космополит?
Пришла пора раскрыть тайну прозвища Каракаллы. Марк Аврелий Антонин любил носить и ввел в моду галльское (или германское) одеяние до пят — плащ с капюшоном каракаллу (вернее, «каракаллус»). Он вообще по-своему любил римские провинции и интересным образом уравнял их в правах с центром. В том же 212 году, когда пал Гета, он издал удивительный эдикт Constitutio Antoniniana, предоставивший права римского гражданства всему свободному населению Римской империи. С одной стороны, все жители империи получили права римских граждан. С другой — драматически возросло число налогоплательщиков, обязанных платить налоги на наследство и за освобождение рабов — раньше это делали только граждане Рима. Что все это значило? Всего лишь то, что престиж всего римского и италийского в сфере влияния империи резко падал, и «Конституция Антонина», фактически ликвидировавшая привилегии жителей Апеннин и малочисленной провинциальной элиты, уничтожила параллельно и священное различие между гражданами-легионерами и негражданами — солдатами вспомогательных войск, уронив тем самым престиж легионов. Вместо деления людей империи на граждан Рима и неграждан, законоведы разделяли их теперь на два социальных класса: знать и простонародье. С финансами у Каракаллы вообще были хронические нелады. Вынужденный постоянно подкупать собственные войска и варваров, он стал выпускать монеты пониженного качества («антонианы» содержали на четверть меньше серебра) — в полтора раза тяжелее денариев и с двукратной номинальной стоимостью. Еще один шаг императора, которого называют то помешанным, то гениальным, — запрет провинциям формировать более двух легионов войск. Наместники провинций теперь физически не могли собрать армию, способную обратить оружие против центра. В двенадцати провинциях квартировали 24 легиона, а остальным девяти (один в Италии) — был дан приказ в остальные места назначения, интересовавшие империю.

Каракалла был действительно первым императором — «гражданином мира» и космополитом, хотя современники предпочитали трактовать его причуды как печать варваризации, обезобразившую его и без того омраченное неприглядными деяниями чело. «Всех германцев он расположил к себе и вступил с ними в дружбу, — писал Дион Кассий (Dio Cassius, ок. 150-235). — Часто, сняв с себя римский плащ, он менял его на германскую одежду, и его видели в плаще с серебряным шитьем, какой носят сами германцы. Он накладывал себе светлые волосы и причесывал их по-германски. Варвары радовались, глядя на все это, и любили его чрезвычайно». Кроме того, Каракалла ревностно поклонялся египетской Исиде и построил в Риме ее храмы, а на Востоке представлял себя в образе Бога-Солнца или Александра Великого, покорившего весь мир и подарившего ему всеобщее гражданство.



Художник и археолог Лоуренс Альма-Тадема (Lawrence Alma-Tadema, 1836-1912) в 1860-е годы совершил путешествие в Италию, посетил Помпеи и Геркуланум. Он был очарован Древним Римом. Одним из следствий этого интереса стала картина «Каракалла», написанная в 1902 году

Солдатский император
Каракалла довольно успешно выступал на поле боя. Отмечают, впрочем, что был он не столько стратег, сколько солдат, но, тем не менее, именно юный Антонин завершил завоевание Каледонии (территорий к северу от стены Адриана (Publius Aelius Hadrianus, 76-138), восстановленной Севером; грубо говоря, нынешняя Шотландия) после смерти отца, еще тогда отодвинув от управления армией младшего брата. В 213 году Антонин Каракалла отправился в Германию, и живым в Рим уже больше не вернулся.

Именно в это время племенной союз алеманов впервые появляется на периферии римской истории, представив угрозу так называемым Десятинным полям (Agri Decumates) между верховьями Рейна и Дуная. Каракалла то ли действительно победил алеманов на Майне, то ли просто от них откупился, как частенько случалось, но вышло дешевле, чем «настоящая война», а набеги германцев были отсрочены на два десятка лет. Молодой император щедро платил солдатам, ел их пищу, толок вместе с ними муку и шел рядом пешим ходом, чем, естественно, завоевал среди войск популярность. Выполняя заветы отца, он заботился о солдате — поднял жалованье до 675 денариев и всячески демонстрировал свою лояльность ветеранам.

Единожды решив стать вторым Александром Македонским, Каракалла строил планы о покорении Парфии. В 214 году он экипировал на Дунае фалангу в македонском стиле о шестнадцати тысячах воинов, обзавелся боевыми слонами и уже через год, миновав Дакию (часть современной Румынии) и Малую Азию, отправился на Восток.

Перезимовав на переломе 214-215 годов в Никомедии (современный город Измит, Турция), в мае 215-го войска Антонина Каракаллы прибыли в сирийскую Антиохию. Оставив там большую часть своей армии, император двинулся в Египет, в Александрию, — к гробу Александра.

Участь града Александра
В Александрии император устроил резню, об истинных причинах которой исследователи до сих пор могут только догадываться. Якобы александрийцы встретили Антонина с вполне распростертыми объятиями. Якобы Антонин знал, что все это лишь видимость и давно уже ненавидел александрийцев за насмешки, которыми его здесь осыпали, обзывая кровосмесителем (возлюбленным собственной матери) и братоубийцей. Якобы именно поэтому Каракалла перерезал депутацию городской знати во главе с наместником Египта, собравшуюся на подступах к городу, чтобы его встретить, а потом в течение нескольких дней чинил резню и грабежи уже внутри города. В одном источнике сказано, что он велел собрать цвет александрийского юношества за городом для военного смотра, окружил беззащитных красавцев войсками и всех поголовно перерезал — да так, что «кровь потоками текла по равнине, а огромная дельта Нила и все побережье близ города было окрашено кровью». Не остановившись на достигнутом, новый Александр обложил горожан штрафами и разрушил общежития философов.

Однако, находясь в Египте, император не забывал о душе. Он посетил для жертвоприношений и празднований тамошний храм Сераписа — Серапеум. Так, раньше, во время германской кампании, Каракалла поклонялся кельтскому богу-целителю Граннусу (местный вариант Аполлона), а в Пергаме посетил храм Асклепия, где и заночевал, с тем чтобы жрецы потом расшифровали его вещие сны.

Удовлетворенный праведными трудами в Александрии (Дио Кассиус говорит, что было убито 20 тысяч человек), Каракалла вернулся в Антиохию, где его ожидало не менее восьми легионов. В 216-м он, наконец, вторгся на территорию Парфии, в Мидию (территория на северо-западе Персии), и немного расширил границы провинции Месопотамия, но, споткнувшись об Армению, вынужден был вернуться к месопотамским рубежам на Евфрат. Действовал он здесь хитростью: посватался к дочери парфянского царя, получил согласие на брак и беспрепятственно вступил в страну как будущий зять, а затем внезапно напал на тех, кто вышел его приветствовать. Людей перебили множество и разграбили по пути все города и селения, с большой добычей возвратившись в Сирию. За этот позорный набег Антонин получил от сената прозвание «Парфянский».


Убийство на обочине
Каракаллин «нью-эйджевый» подход к религии, в конечном счете, и привел к его к гибели 8 апреля 217 года. «Вечно подозревая во всех заговорщиков, он непрестанно вопрошал оракулы, посылал за магами, звездочетами, гадателями по внутренностям животных»… но это ему не помогло.

Во время верховой поездки из Эдессы (ныне Урфа, Турция) в Карры (современный Харан, Турция) с целью посетить храм бога Луны, Каракалла спешился, чтобы справить естественную нужду, когда солдат Марциалий (Julius Martialis), выполнявший приказ префекта претория (начальника охраны) Макрина (Macrinus, около 164-218), ответственного за безопасность императора, ударил его кинжалом. Остальные охранники добили и несостоявшегося Александра Македонского, и Марциалия.

По иронии судьбы все всё знали. Каракалла уже давно подозревал Макрина, а Макрин, в частности, отвечавший за переписку своего венценосного подопечного, знал, что император готовит его убийство. По этапу передали, что беззащитный император угодил в засаду заговорщиков из числа «инсайдеров». Организатор всего дела Макрин, конечно же, был провозглашен императором и взял в соправители своего сына. Новый император был выходцем из простых воинов, возможно даже из рабов-вольноотпущенников. Чтобы воины не волновались, Макрин раздал войскам большое жалование. В Риме «не так всех радовало наследование власти Макрином, как все ликовали и всенародно справляли празднество по поводу избавления от Каракаллы. И каждый, особенно из тех, кто занимал видное положение или ведал каким-либо делом, думал, что он сбросил висевший над его головой меч». Макрина, впрочем, тоже скоро убили.

Прах двадцатидевятилетнего императора Каракаллы отправился в Рим и был возложен в мавзолее Адриана (ныне Замок Святого Ангела). Антонина обожествили в 218 году. Как часто писали на тогдашних надгробиях — «Не было, жил, не стало».

Эпоха Антонинов катилась к концу. Римская империя все еще справлялась со своим кризисом, но III веку было суждено стать закатом всей античной цивилизации Запада.

186- 217 гг.) - римский император с 211 г., из династии Северов. Политика давления на сенат, казни знати, избиение жителей Александрии, противившихся дополнительному набору в армию, вызывали недовольство и привели к убийству Каракаллы заговорщиками.

Отличное определение

Неполное определение ↓

КАРАКАЛЛА

211 - 217 гг. Каракалла (правильнее -Каракалл) (211-17 гг.) -это прозвище старшего сына Септимия Севера, происходящее от названия долгополого галльского одеяния, которое он ввел в моду в Риме. При рождении (в 198 г.) его назвали Юлием Бассианом в честь отца его матери, Юлии Домны. В 195 г. отец объявил его Цезарем и нарек Марком Аврелием Антонином. Он получил титул Августа в 198 г., а в 208 г. отправился вместе с семьей в Британию, поскольку из-за болезни отца лично возглавлял последнюю кампанию в Каледонии, где постарался создать себе доброе имя среди солдат. В 211 г., после смерти Севера, Каракалла и Гета унаследовали трон как соправители, согласно прецеденту полувековой давности, созданному Марком Аврелием и Луцием Вером. Завершив кампанию в Британии -причем куда более успешно, чем полагали их критики -оба правителя возвратились в Рим. Однако они сильно недолюбливали друг друга, а попытки Домны примирить их были безуспешными. Вскоре Каракалла убил Гету. Это убийство, однако, не встретило одобрения среди преторианцев, поскольку некоторые из них помнили, что клялись в верности обоим императорам. Поначалу они проявляли признаки серьезного сопротивления. Но затем, как указывает бывший в то время старшим сенатором Дион Кассий, Каракалла обратился к ним с энергичными уверениями: «Радуйтесь, соратники, ибо теперь я в состоянии оказать вам почести! Я -один из вас, потому что лишь ради вас хочу я жить, с тем чтобы даровать вам множество благ. Все сокровищницы -ваши. Я обещаю жить с вами, сколько возможно, если нет -то по меньшей мере умереть с вами. Ибо я не боюсь смерти и желал бы кончить свои дни на поле боя. Только там пристало умереть мужчине, нигде больше!» Но Каракалла понимал, что материальные выгоды для преторианцев важнее зажигательных речей, и выплатил им вознаграждение по 2500 денариев каждому, а также на пятьдесят процентов увеличил их довольствие. Кроме того, он поднял плату легионерам с 500 денариев, установленных его отцом, до 675 или 750 и в тех же пропорциях -остальным войскам. Поскольку в те годы инфляция быстро превращала эти суммы в мелкие деньги на карманные расходы, он распорядился постоянно увеличивать размеры солдатских продуктовых пайков. Одновременно произошли значительные изменения в высшем военном руководстве вследствие устранения военачальников, поддерживавших Гету или старавшихся остаться в стороне. В числе жертв оказался префект претория Папиниан. Тайную полицию и курьерскую связь возглавили Ульпий Юлиан и Юлиан Нестор. Каракалла также ввел положение, согласно которому ни одна из провинций не имела права формировать войска численностью более двух легионов, то есть наместники не могли располагать военной мощью, достаточной для восстания угрожающих масштабов. Двадцать четыре легиона были распределены между двенадцатью провинциями, а остальные девять легионов (один из них в Италии) -по одному в разные пункты Империи. В 213 г. император отправился в Германию, где крупный племенной союз алеманнов (именно в то время он впервые упомянут в числе врагов Рима), создал серьезную угрозу Десятинным полям, расположенным между верховьями Рейна и Данувия. Каракалла победил алеманнов в битве на Майне, хотя его критики заявляли, что он попросту откупился (и он действительно проводил политику обеспечения мира за счет подачек). Такую практику в Риме принято было осуждать, но она обошлась дешевле затрат на войну и на два десятилетия отсрочила набеги германцев. Немаловажную роль играл и психологический фактор: Каракалла был императором нового типа и не испытывал ненависти к германцам, проявляя к ним некую симпатию, и даже в подражание германцам носил светлый парик. Приверженность Каракаллы этому неримскому стилю (как и длинные галльские плащи, по названию которых он получил свое прозвище) была лишь внешним проявлением широко распространившегося обычая того времени, а именно - резкого падения престижа всего римского и италийского. Оно нашло отражение в самом известном юридическом законоположении древности, названном по имени императора Конституцией Антонина. Этот эдикт наделял все население Империи, за исключением рабов, статусом римских граждан, который до той поры оставался привилегией жителей Италии и относительно малочисленной элиты провинций. Что касается армии, то данное законоуложение ликвидировало традиционное различие между гражданами-легионерами и лишенными гражданства солдатами вспомогательных войск, установив тем самым принцип равенства и единообразия, хотя падение престижа легионов затруднило привлечение к военной службе честолюбивых мужчин. Главной же была выгода финансовая, так как указ привел к увеличению числа людей, обязанных платить непрямые налоги на наследство и за освобождение рабов -эти выплаты производили только римские граждане. Вообще состояние финансов доставляло Каракалле постоянное беспокойство (чтобы извлечь некоторую выгоду, он приступил к выпуску монет пониженного качества, так называемых антонианов, которые были в полтора раза тяжелее динариев и имели при этом двукратную номинальную стоимость). Что касается различий между гражданами и не-гражданами, то к тому времени они уже стали стираться, и законоведы предпочитали делить население на два основных социальных класса: знать и простонародье. Таким образом, при всем значении законоположения Каракаллы следует помнить, что он стал еще и важнейшим шагом в процессе устранения привилегий гражданства. В материальном плане уравнение в правах выразилось, например, в возведении для населения огромных бань в Риме, которые были названы именем Каракаллы, хотя начали строиться еще при Севере. Окруженное сплошными садами с гимнастическими площадками под открытым небом и произведениями искусства, главное здание бань Каракаллы, оборудованное гидравлическими, нагревательными и дренажными устройствами, было рассчитано на тысячу шестьсот купальщиков. Центральная часть представляла собой зал с плавательным бассейном под высоким бетонным сводом, державшимся на четырех огромных столбах из того же материала. Сам зал был столь велик (56 на 24 метра), что люди на его просторах казались карликами -начиналась новая эпоха, когда каждый стал равным среди массы равных. Каракалла мыслил глобальными категориями. Судя по произведениям скульпторов, создававших его бюсты в стиле барокко, он предпочитал видеть себя в образе Бога-Солнца или Александра Великого, покорившего весь мир и подарившего ему всеобщее гражданство. Соответственно он строил планы о покорении Парфии, что не удалось даже Траяну. В 214 г. Каракалла собрал на Данувии огромную армию для восточного похода, включая шестьдесят тысяч человек в составе фаланг, экипированных подобно македонцам прежних времен. В следующем году император вторгся на территорию Парфии и успешно расширил границы провинции Месопотамии, однако попытка покорить Армению оказалась бесплодной. В 216 г. Каракалла начал поход в Мидию, но вынужден был вернуться к месопотамским рубежам. В это время преторианский сопрефект Макрин, в ведении которого находилась императорская переписка, из писем своего господина понял, что его собственная жизнь оказалась под угрозой. Поэтому когда Каракалла во время поездки верхом из Эдессы в Карры (он хотел посетить расположенный в этом городе храм бога Луны) спешился, чтобы облегчиться, один из солдат по приказу Макрина ударил его кинжалом, а офицеры стражи докончили дело. Дион Кассий отмечал, что отношение сенаторов к Каракалле было чрезвычайно критическим. Император был хитер, сообразителен и не останавливался перед применением насилия, унаследовав эти качества от своего отца. Его увлекали физические упражнения: он любил скачки на лошадях, плавание и получал удовольствие от кровопролитных состязаний. Каракалла имел обыкновение без раздумий говорить все, что приходило ему в голову, не спрашивая советов или мнения знатоков. Дион Кассий полагал, что у Каракаллы было больное тело и помутненный рассудок.

Септимий Бассиан, старший сын Септимия Севера, был переименован отцом в Марка Аврелия Антонина, в историю же вошел под именем Каракаллы (одеяние с таким названием он носил). Его мать Юлия Домна - финикийка по происхождению, дочь Бассиана, жреца Солнца. Спустя два года после рождения первенца, названного в честь деда, Юлия родила второго сына Гету. Септимий Север, будучи наместником Паннонии, командовал римскими легионами, стоявшими на берегах Дуная и Рейна, когда в 193 г. захватил императорскую власть.

196 год - отец провозгласил Бассиана Цезарем и тогда дал ему имя Марка Аврелия Антонина, которого он считал величайшим из императоров. Согласно свидетельству древнего историка Геродиана, автора «Истории императорской власти после Марка», оба сына Септимия Севера были испорчены роскошью и столичным образом жизни, чрезмерной страстью к зрелищам, приверженностью к конным состязаниям и танцам.

В детские годы Каракалла отличался мягкостью нрава и приветливостью, но, выйдя из детского возраста, стал замкнутым, угрюмым и высокомерным. С детства братья враждовали между собой, а со временем эта вражда приобрела поистине патологический характер.

Септимий Север женил Каракаллу на дочери своего фаворита Плавтиана. Новая принцесса в качестве приданого передала своему мужу громадные суммы денег. Их было до такой степени много, что, по утверждениям, столько могло бы составить приданое 50-ти цариц.

По завещанию основателя династии, утвержденному сенатом и признанному преторианской гвардией и легионами, августами были объявлены оба сына Септимия Севера - старший сын Каракалла и младший Гета. Такого рода двоевластие оказалось чреватым тяжелыми последствиями и было определенным просчетом опытного Септимия Севера. Он считал, что правление двух его сыновей сможет укрепить династию, сможет сбалансировать жесткий и волевой характер Каракаллы, мягкость и осторожность Геты, однако получилось наоборот. Между братьями и стоящими за ними придворными кликами сразу же вспыхнула непримиримая борьба. Попытки их матери Юлии Домны примирить сыновей-императоров ни к чему не привели.

После торжественных похорон Септимия Севера в Риме его сыновья поделили императорский дворец пополам и «начали жить в нем оба, забив наглухо все проходы, которые были не на виду; только дверьми, ведущими на улицу и во двор, они пользовались свободно, при этом каждый выставил свою стражу». В открытую ненавидя друг друга, каждый делал все, что мог, лишь бы как-то избавиться от брата и заполучить всю власть в свои руки. В большинстве своем римляне склонялось на сторону Геты, потому как он производил впечатление человека порядочного: проявлял скромность и мягкость по отношению к лицам, обращавшимся к нему. Каракалла же во всем выказывал жестокость и раздражительность. Юлия Домна была не в состоянии примирить их друг с другом.

Провраждовав так какое-то время, братья совсем было собрались разделить между собой империю для того, чтобы не злоумышлять друг против друга, оставаясь все время вместе. Решили, что Гете отойдет восточная часть державы со столицей в Антиохии или Александрии, а Каракалле - западная с центром в Риме. Но когда об этом соглашении сообщили Юлии Домне, она своими слезами и уговорами смогла убедить их отказаться от этой пагубной затеи. Этим она, может быть, уберегла римлян от новой гражданской войны, но обрекла на смерть родного сына.

Ненависть и соперничество между братьями росли. По утверждению Геродиана, они «перепробовали все виды коварств, старались договориться с виночерпиями и поварами, чтобы те подбросили другому какой-то отравы». Но ничего у них не получалось, потому как каждый был начеку и очень остерегался. В конце концов, Каракалла не выдержал: подстрекаемый жаждой единовластия, он решил действовать мечом и убийством. Трагические события развернулись в феврале 212 г.

Помня о страстном желании матери помирить братьев, Каракалла торжественно поклялся императрице, что попытается сделать все возможное, чтобы жить в дружбе с братом. Юлия, обманутая коварным сыном, послала за Гетой, умоляя его прийти в ее покои, где брат готов открыть ему свои самые добрые намерения и примириться с ним. Покои императрицы, по законам империи считавшиеся святыми, стали местом кровавой расправы над Гетой. Лишь только он вошел в спальню, на него бросились люди с кинжалами. Несчастный бросился к матери, но это ему не помогло.

Смертельно раненный Гета, облив кровью грудь Юлии, скончался. А Каракалла, после убийства, выскочил из спальни и побежал через весь дворец, крича, что он едва спасся, избежав величайшей опасности. Он кинулся в преторианский лагерь, где за свое спасение и единовластие пообещал выдать каждому воину по 2500 аттических драхм, а также увеличить в полтора раза получаемое ими довольствие. Он велел без промедления взять эти деньги из храмов и казнохранилищ, и таким образом в один день безжалостно растратил все то, что Септимий Север копил на протяжении 18-ти лет. Воины объявили Антонина единственным императором, а Гета был провозглашен врагом.

Когда Каракалла убил Гету, то, боясь, что братоубийство покроет его позором как тирана и узнав, что возможно смягчить ужас такого преступления, если провозгласить брата божественным, говорят, сказал: «Пусть будет божественным, только бы не был живым!» Он причислил его к богам, и потому народная молва кое-как примирилась с братоубийцей.

Каракалла жестоко расправился со всеми, кого можно было заподозрить в симпатии к Гете. Сенаторов, кто родовит или побогаче, убивали по любому поводу, или совсем без повода - хватало для этого объявить их приверженцами Геты. Папиниан, человек, которым гордилась вся империя, этот юрист, непреклонный защитник законов, также был казнен за то, что отказался публично в сенате оправдывать это убийство.

Вскоре были убиты все близкие и друзья брата, а также и те, кто жил во дворце на его половине; слуг перебили всех; возраст, даже младенческий, во внимание не принимали. Откровенно глумясь, трупы убитых сносили вместе, складывали на телеги и вывозили за город, где, сложив их в кучу, сжигали, а то и попросту бросали как придется. Вообще погибал всякий, кого Гета хоть немного знал. Уничтожали атлетов, возниц, исполнителей всякого рода музыкальных произведений - в общем, всех, кто услаждал его зрение и слух.

Из сенаторов были убиты все представители патрицианских родов. Антонин отправлял своих людей и в провинции, чтобы истреблять тамошних правителей и наместников как друзей брата. Каждая ночь приносила с собой убийства самых различных людей. Весталок он заживо закопал в землю за то, что они якобы не соблюдают девственность. Рассказывали, что как-то раз император был на скачках, и произошло так, что народ чуть посмеялся над возницей, к которому он был в особенности расположен; приняв это за оскорбление, он приказал воинам броситься на зрителя, вывести и перебить всех, кто плохо говорил о его любимце. Потому как нельзя было отделить виноватых от невиновных, воины беспощадно отводили и убивали первых попавшихся. Встав на путь террора, Каракалла разделался даже со своей женой Плавтиллой; в 205 году она была отправлена в ссылку, а в 212 году ее убили.

После кровавой расправы император Каракалла продолжил политику своего отца как внутри страны, так и на ее границах: лихорадочные попытки стабилизировать тяжелое финансовое положение, покровительство армейским кругам. Тяжелое экономическое положение Империи вызывалось двумя факторами: разорением товарных вилл и рабовладельческих хозяйств и огромными расходами на разбухающую армию, которая насчитывала до полумиллиона человек. При этом расходы на армию росли в связи с той политикой покровительства, которую наметил еще основатель династии.

При Каракалле снова была увеличена плата всем категориям военных. Разрешение легионерам иметь легальную семью, арендовать землю и заводить хозяйство, конечно, требовало средств, и Империя должна была их предоставлять. Имеющихся поступлений в казну уже не хватало для оплаты всех бюджетных расходов, и император пошел по пути, уже намеченному при Антонинах и принятому его отцом Септимием Севером: он приказал добавлять к серебру медь в больших количествах (до 80% веса). В результате из одного количества серебра начали чеканить большее количество монет, но они практически обесценились.

212 год - был обнародован императорский эдикт - конституция Антониниана (от официального имени Каракаллы - Марк Аврелий Север Антонин), по которому права римского гражданства получали практически все свободные жители Империи (за редкими исключениями). Так, римское гражданство - самый привилегированный статус жителя Империи, за который веками боролись италики, провинциальная аристократия, - сверху и в одночасье предоставлялось почти всем свободным, в том числе и только что включенным в состав Империи окраинным варварским народам.

Этот решительный шаг дал возможность решить целый ряд трудных проблем, вставших перед центральной властью, - комплектование огромной армии, пополнявшейся из римских граждан, преодоление финансовых трудностей, потому как новые граждане должны были платить многочисленные налоги. В конце концов, дарование римского гражданства давало возможность унифицировать всю систему управления, судопроизводства, применения законов во всех звеньях огромной Империи. В итоге это привело к превращению полноправного и привилегированного римского гражданина в бесправного и обремененного различными обязанностями-повинностями имперского подданного.

Имя императора Каракаллы в Риме сохранили грандиозные термы (роскошные общественные бани), в которых одновременно могло мыться больше 1 600 человек. Термы Каракаллы, построенные в 212–216 годах, занимали большую территорию и представляли из себя мощный комплекс разных помещений для мытья и купания с горячей и холодной водой. При термах находились также библиотеки, площадки для спортивных упражнений и парк, внутри термы были роскошно отделаны мрамором и мозаикой.

Много сил и времени император отдавал военной деятельности в Европе и на Востоке. Он был не столько разумным полководцем, сколько выносливым воином. Весной 213 г. он отправился в Галлию. Прибыв туда, император немедля убил нарбонского проконсула. Приведя в смятение всех начальствовавших в Галлии лиц, он навлек на себя ненависть как тиран. Совершив множество несправедливостей, он заболел тяжелой болезнью. По отношению к тем, кто за ним ухаживал, он проявлял необыкновенную жестокость. Потом, по пути на Восток, он остановился в Дакии. Каракалла был первым римским императором, на которого, по словам Геродиана, легла печать явной варваризации.

«Всех германцев он расположил к себе и вступил с ними в дружбу. Часто, сняв с себя римский плащ, он менял его на германскую одежду, и его видели в плаще с серебряным шитьем, какой носят сами германцы. Он накладывал себе светлые волосы и причесывал их по-германски. Варвары радовались, глядя на все это, и любили его чрезвычайно. Римские воины также не могли нарадоваться на него, в особенности благодаря тем прибавкам к жалованью, на которые он не скупился, а еще и потому, что он вел себя совсем как воин: первый копал, если надо было копать рвы, навести мост через реку или насыпать вал, и вообще первым брался за любое дело, которое требовало рук и физической силы.»

Питался он простой воинской пищей и даже сам молол зерно, замешивал тесто и пек хлеб. «В походах он чаще всего шел пешком, редко садился в повозку или на коня, свое оружие он носил сам. Его выносливость вызывала восхищение, да и как было не восхищаться, видя, что такое маленькое тело приучено к таким тяжким трудам».

Не только по внешности, но и по духу Каракалла был подлинный варвар. Он ревностно поклонялся египетской богине Изиде и построил в Риме ее храмы. «Вечно подозревая во всех заговорщиков, он непрестанно вопрошал оракулы, посылал повсюду за магами, звездочетами, гадателями по внутренностям жертвенных животных, так что не пропустил ни одного из тех, кто берется за такого рода ворожбу».

Свирепый, дикий и неумный Каракалла не сумел удержать в своих руках богатейшее наследие Септимия Севера.

Когда он управился с лагерями на Дунае и перешел во Фракию, что по соседству с Македонией, он сразу начал отождествлять себя с Александром Македонским и приказал во всех городах поставить его изображения и статуи. Чудачества его доходили до того, что он начал одеваться как македонец, носил на голове белую широкополую шляпу, а на ноги надевал сапожки. Отобрав юношей и отправившись с ними в поход, он начал называть их македонской фалангой, а их начальникам роздал имена полководцев Александра.

Из Фракии император переправился в Азию, пробыл какое-то время в Антиохии, а после прибыл в Александрию. Александрийцы приняли Антонина очень торжественно и с большой радостью. Никто из них не знал о тайной ненависти, которую тот давно уже питал к их городу. Дело в том, что императору доносили о насмешках, которыми его осыпали горожане. Решив примерно наказать их, Антонин велел самым цветущим юношам собраться за городом якобы для военного смотра, окружил их войсками и приказал всех убить. Смертоубийство было таким, что кровь потоками текла по равнине, а огромная дельта Нила и все побережье близ города было окрашено кровью. Поступив таким образом с городом, он вернулся в Антиохию для того, чтобы начать войну с парфянами.

Чтобы лучше скрыть свои замыслы, он посватался к дочери парфянского царя. Получив согласие на брак, Каракалла беспрепятственно вступил в Месопотамию как будущий зять, а после неожиданно напал на тех, кто вышел его приветствовать. Перебив множество людей и разграбив города и селения, римляне с большой добычей вернулись в Сирию. За этот позорный набег Антонин получил от сената прозвание «Парфянский».

В разгар подготовки к новым военным действиям с Парфирией 8 апреля 217 г. Каракалла был убит Макрином, своим префектом претория (начальником охраны), который захватил императорскую власть и взял в соправители своего сына Диадумена. Хотя Макрин у власти не удержался, но стало ясно, что уже варвар и простой воин может стать императором.

В Риме, по словам все того же Геродиана, «не так всех радовало наследование власти Макрином, как все ликовали и всенародно справляли празднество по поводу избавления от Каракаллы. И каждый, в особенности из тех, кто занимал видное положение или ведал каким-то делом, думал, что он сбросил висевший над его головой меч».

Септи мий Бассиа н Карака лла (лат. Septimius Bassianus Caracalla; 186-217) - римский император из династии Северов. Сын Септимия Севера, брат Геты. Правил с 211 по 217 н. э. Официальное имя: Император Цезарь Марк Аврелий Север Антонин Август.

Сын императора Луция Септимия Севера от второго брака с Юлией-Домной, род. в Лионе 4 апреля 188 г. Первоначальное имя его - Бассиан - в 196 г., когда отец провозгласил его Цезарем, изменено было в М. Aurelius Antoninus; прозвище же Каракалла, или Каракалл (Caracallus), взято от введенной им галльской одежды - длинного халата, ниспадавшего до щиколоток.

В 197 г., во время похода против парфян, он был провозглашён трибуном и Августом. В 202 г. он был назначен консулом, а в следующем женился по воле отца на Фульвии-Плавтилле, богатой дочери Плавциана; он, однако, ненавидел и тестя, и жену и был причиною смерти первого в 204 г.

Уже до смерти тестя в высшей степени распутный и своевольный, Каракалла стал ещё хуже, когда освободился от него. Младший брат его Гета, в 198 г. провозглашённый Цезарем, не уступал К. в испорченности. С детства между обоими братьями господствовала непримиримая ненависть, раздувавшаяся царедворцами.

Когда пришло известие о восстании варваров в Британии, Север воспользовался случаем для удаления сыновей из развратной атмосферы Рима и взял их с собою на войну (208 г.). Каракалла провожал отца до Сев. Шотландии, в некоторых случаях сам начальствовал над войском, но все мысли его были устремлены лишь на подготовку для себя единодержавия. Он преследовал брата и клеветал на него, хотел возбудить в войске мятеж против отца, сам однажды поднял меч против него и, как говорили, ядом ускорил его смерть (в феврале 211 г.). Несмотря на его убеждения, войска, помня желания Севера, провозгласили императорами обоих братьев. Каракалла тотчас заключил мир с варварами, вывел армию из их страны, очистил заложенные Севером крепости, отправился к брату и к матери и, наружно помирившись с Гетой, отправился в Рим с прахом Севера. Уже на дороге несогласия возникли снова; оба брата подозревали друг друга; в Риме каждый завёл свою стражу; они думали разделить империю, но этому воспротивилась мать. Планы К. освободиться от брата не удавались; наконец он попросил мать пригласить их обоих к себе в комнату для примирения и здесь, на руках у матери, был убит Гета (212).

Единоличное правление

После убийства он, как бы ища защиты, бежал в лагерь к солдатам, дал им для разграбления собранные отцом сокровища и был провозглашен единым императором. Солдаты и придворные Геты, числом до 20 000, были умерщвлены. В числе убитых был Папиниан, знаменитый юрист, друг Севера. Каракалла попросил его выступить в сенате с оправданием убийства, надеясь. что прославленный юрист найдет убедительные доводы. Однако Папиниан ответил: «Это легче сделать, чем оправдать». В 212 г. Каракалла дал всем жителям Римской империи права римского гражданства, с целями, впрочем, исключительно финансовыми. Старые налоги он возвысил, вымогал деньги у кого только мог, особенно у сенаторов, которые обязаны были всюду следовать за ним.

В Галлии Каракалла вёл бесславную войну с алеманнами и ценнами, но тем не менее принял прозвание Alemannicus и Germanicus; в Дакии он воевал со сарматами и гетами, но скоро предоставил провинцию её участи и пошёл во Фракию. С этого времени он начал комически подражать Александру Великому, предпринимая походы в отдалённые страны, но лишь для того, чтобы грабить жителей. Из Фракии он перешёл в Азию, в Пергаме прибегал за исцелением к Эскулапу, в Илионе чтил Ахилла, зимовал в Никомедии (214-215), изменнически захватил в плен Авгара, царя осроенов, и завладел его царством.

Царя Армении с сыновьями он пригласил к себе, намереваясь с ним поступить точно так же, но наткнулся на вооружённое сопротивление; отряд его, посланный в Армению, был разбит. Через Антиохию Каракалла отправился в Александрию, где, рассердясь на жителей за намёки на братоубийство и связь с матерью (её обозвали Иокастой), устроил кровавую резню, наложил на жителей штрафы и велел разрушить общежития (греч. σισσίτια) философов.

Вернувшись в Антиохию, он потребовал от Артабана, царя Парфии, дочь в замужество; когда тот не согласился, Каракалла опустошил его страну, взял город Арбелу, где разрыл могилы парфянских царей и рассеял прах их. Артабан согласился на мир и дружественно встретил императора; но во время пира Каракалла велел напасть на варваров и убивать их, и царю лишь с немногими приближенными удалось бежать.

Смерть

Опустошив и разграбив всю Парфию, Каракалла вернулся и принял титул Parthicus. Парфяне готовились к новой войне, когда императорский префект преторианцев, Макрин, составил заговор против Каракаллы и велел его убить по дороге из Эдессы в Карры, 8 апреля 217 г. От царствования Каракаллы сохранились громадные развалины терм (Thermae Antoninianae), с небывалым великолепием построенных Каракаллой к востоку от Авентинского холма. Ревностный распространитель культа Изиды, Каракалла гораздо менее гнал христиан, чем его отец. Каракалла не имел потомства. Его биографию написал Спартиан; много сведений о нём у современника его, Диона Кассия, и у Геродиана.