Роксолана,наложница, самая влиятельная женщина в истории великой османской империи. Женский султанат османской империи История самой могущественной женщины османской империи

Роксолана,наложница, самая влиятельная женщина в истории великой османской империи. Женский султанат османской империи История самой могущественной женщины османской империи

П оследняя султанша османского происхождения была мать Сулеймана I Великолепного, звали ее Айше Султан Хафса (5 декабря 1479 - 19 марта 1534), согласно источникам, она была родом из Крыма и являлась дочерью хана Менгли-Гирея. Однако, эта информация спорная, до сих пор до конца не проверенная.

После Айше начинается эпоха "женского султаната" (1550-1656), когда женщины оказывали влияние на государственные дела. Естественно, их нельзя сравнивать с европейскими правительницами (Екатериной II, или Елизаветой I Английской) ввиду того, эти женщины имели несоизмеримо меньше власти, личной свободы и были дальше от абсолютизма. Считается, что началась эта эпоха с Анастасии (Александры) Лисовской, или известной нам Роксоланы . Она была женой Сулеймана I Великолепного и матерью Селима II, причем стала первой султаншей, взятой из гарема.

После Роксоланы главными женщинами страны становились две родственницы, две прекрасные венецианки из рода Баффо, Сесилия и София. И одна и другая пришли на верх через гарем. Сесилия Баффо стала невесткой Роксоланы.

Итак, Сесилия Верньер-Баффо, или Нурбану Султан, родилась на острове Парос примерно в 1525 году. Отцом ее был знатный венецианец, губернатор острова Парос, Николо Веньер, а матерью Виоланта Баффо. Родители девочки не состояли в браке, поэтому девочку назвали Сесилия Баффо, дав фамилию матери.

Согласно другой версии,менее популярной, основанной на османских источниках, настоящим именем Нурбану было Рахель, и она была дочерью Виоланты Баффо и неизвестного по имени испанского еврея.

Об истории Сесилии известно немного.

Известно, что в 1537 году пират и адмирал турецкой флотилии Хайр-ад-дин Барбаросса захватил Парос и 12-летняя Сесилия оказалась в рабстве. Она была продана в султанский гарем, где за свой ум была замечена Хюррем Султан. Хюррем дала ей имя Нурбану, что означает "Королева, источающая божественный свет " и направила ее в услужение к своему сыну, принцу Селиму.

Согласно хроникам, достигнув совершеннолетия в 1543 году, Селим был отправлен в Конью чтобы занять положенный ему в качестве наследника пост, Сесилия-Нурбану сопровождала его. В это время юный принц и воспылал любовью к своей прекрасной сопровождающей одалиске.

Вскоре у Нурбану родилась дочь, Шах Султан, а позже, в 1546 году, сын Мурад, бывший на то время единственным сыном Селима. Позже Нурбану Султан родила Селиму еще четырех дочерей. А после восшествия Селима на престол, Нурбану становится Хасеки.

Селим в самой Османской Империи получил прозвище «Пьяница», из-за своего увлечения вином, однако пьяницей в прямом смысле слова не был. И все же государственными делами занимался Мехмед Соколлу (великий визирь боснийского происхождения Бойко Соколович), который попал под влияние Нурбану.

В качестве правительницы Нурбану переписывалась со многими правящими династиями, вела про-венецианскую политику, за что ее возненавидели генуэзцы и, судя по слухам, генуэзский посол отравил ее.

В честь Нурбану была выстроена мечеть Аттик Валиде неподалеку от столицы, где она и была похоронена в 1583 году, горько оплакиваемая сыном Мурадом III, часто в своей политике опиравшемся на мать.

Сафие Султан (в переводе с турецкого "Чистая"), урожденная София Баффо, была по происхождению венецианкой, и приходилась своей свекрови, Нурбану Султан, родственницей. Родилась она примерно в 1550 году, была дочерью правителя греческого острова Корфу и родственницей венецианского сенатора и поэта Джорджио Баффо.

София, так же как и Сесилия, была захвачена в плен корсарами, продана в гарем, где приглянулась тогда наследному принцу Мураду, для которого на долгое время она и стала единственной фавориткой. Поговаривали, что причиной такого постоянства были проблемы в интимной жизни принца, которые лишь Сафие умела как-то преодолевать. Эти слухи очень похожи на правду, поскольку до того, как Мурад стал султаном (в 1574 году, в 28 лет, после смерти своего отца султана Селима II), у него были дети только от Сафие.

Став владыкой империи османов, Мурад III, очевидно, излечился через некоторое время от своего интимного недуга, поскольку от вынужденной моногамии перешел к половым излишествам, и практически посвятил свою дальнейшую жизнь исключительно утехам плоти, в ущерб государственным делам. Так что 20 сыновей и 27 дочерей (однако, не следует забывать, что в XV-XVI веках детская смертность была очень высока и из 10 новорожденных младенцев 7 умирали в детстве, 2 - в юности и молодости, и только один имел какие-то шансы дожить хотя бы до 40 лет), которых оставил султан Мурад III после своей смерти - вполне закономерный результат его образа жизни.

в XV-XVI веках детская смертность была очень высока и из 10 новорожденных младенцев 7 умирали в детстве, 2 - в юности и молодости, и только один имел какие-то шансы дожить хотя бы до 40 лет

Несмотря на то, что Мурад так и не женился на своей любимой Сафие, это не помешало ей стать одной из самых влиятельных женщин того времени.

Первые девять лет правления Мурад всецело разделял со своей матерью Нурбану, слушался ее во всем. И именно Нурбану сыграла важную роль в его отношении к Сафие. Несмотря на родственные связи, как в государственных делах, так и в делах гарема, венецианки постоянно воевали друг с другом за лидерство. Тем не менее, как говорится, победила молодость.

В 1583 году, после смерти Нурбану Султан, Сафие Султан занялась укреплением позиций своего сына Мехмеда, как наследника Мурада III. Мехмеду уже исполнилось 15 лет и он был весьма популярен у янычар, что очень сильно пугало его отца. Мурад III даже готовил заговоры, но Сафие всегда удавалось предупредить сына. Такая борьба продолжалась 12 лет, до смерти Мурада.

Практически безграничную власть Сафие Султан получила в 45 лет, одновременно с титулом валиде-султан, после смерти султана Мурада III в 1595 году. Ее сын, кровожадный Мехмед III, сразу после своего восшествия на престол Османов приказал убить не только своих 20 младших братьев, но и всех беременных наложниц отца. Именно он ввел в Блистательной Порте пагубный обычай не давать возможности царевичам принимать участие в управлении государством при жизни отца, а держать их взаперти в серале, в павильоне "Кафес" (клетка).

Текущая страница: 6 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 7 страниц]

Любовь султана Абдул-Хамида I к наложнице гарема по имени Рухшах была столь велика, что он сам стал рабом этой девушки


Вот письмо султана, умоляющего Рухшах о любви и прощении (оригиналы всех его писем хранятся в библиотеке музея дворца Топкапы).


«Моя Рухшах!

Твой Абдул-Хамид взывает к тебе…

Господь, созидатель всего живущего, имеет милосердие и прощает, но ты оставила своего верного раба, меня, чей грех столь ничтожен.

Я на коленях, умоляю, прости.

Позволь мне видеть тебя этой ночью; если хочешь, убей, я не буду противиться, но, пожалуйста, услышь мой крик, или я умру.

Припадаю к твоим ногам, не в силах больше терпеть».


Тоже любовь, достойная быть сохраненной в веках, – как любовь султана Сулеймана и Роксоланы

Бухарский эмир Сейид Абд ал-Ахад Бахадур-хан (правил в 1885–1910 гг.), по словам посещавших его русских путешественников, имел только одну жену, а гарем он содержал больше для виду.

Были в истории и другие примеры.

Права мусульманской жены

По законам шариата жен у султана могло быть четыре, а вот количество рабынь не ограничивалось. Но с точки зрения мусульманского права, статус кадин-эфенди (жены султана) отличался от статуса замужних женщин, обладавших личной свободой. Жерар де Нерваль, путешествовавший по Востоку в 1840-е годы, писал: «Замужняя женщина в Турецкой империи имеет те же права, что и у нас и даже может запретить своему мужу завести себе вторую жену, сделав это непременным условием брачного контракта […] Даже и не думайте, что эти красавицы готовы петь и плясать, дабы развлечь своего господина – честной женщине, по их мнению, не пристало обладать подобными талантами.

Турчанка вполне могла сама инициировать развод, для чего ей было достаточно лишь представить в суд свидетельства плохого с ней обращения.

Самые знаменитые женщины Османской империи

Можно с уверенностью сказать, что Хюррем Султан, жившая в период расцвета Османской империи, в эпоху знаменитого султана Сулеймана Великолепного, возглавляет список самых известных женщин османской династии. Историки продолжают этот список в таком порядке: после знаменитой Хюррем, или же Роксоланы, она же La Sultana Rossa идет Нурбану – жена сына Хюррем, султана Селима I; затем следуют любимые наложницы османских султанов – Сафие, Махпейкер, Хатидже Турхан, Эметуллах Гюльнуш, Салиха, Михришах, Безмиалем, которые получили звание матери султана (королевы-матери). Но Хюррем Султан стала именоваться королевой-матерью еще при жизни мужа, до восшествия их сына на трон. И в этом еще одно последовательное нарушение традиций, последовавшее за первым – когда султан Сулейман сделал Хюррем своей официальной супругой. А нарушать вековые традиции дозволено только избранным.

Османские монархи от Османа I до Мехмеда V

Османская империя. Коротко о главном

Османская империя была образована в 1299 году, когда Осман I Гази, вошедший в историю как первый султан Османской империи, объявил независимость своей небольшой страны от сельджуков и принял титул султана (хотя некоторые историки считают, что впервые официально такой титул стал носить только его внук – Мурад I).

Вскоре ему удалось завоевать всю западную часть Малой Азии.

Осман I родился в 1258 году в византийской провинции Вифиния. Умер своей смертью в городе Бурса в 1326 году.

После этого власть перешла к его сыну, известному под именем Орхан I Гази. При нем небольшое тюркское племя окончательно превратилось в сильное государство с сильной армией.

Четыре столицы османов

За всю долгую историю своего существования Османская империя сменила четыре столицы:

Сегют (первая столица османов), 1299–1329;

Бурса (бывшая византийская крепость Бруса), 1329–1365;

Эдирне (бывший город Адрианополь), 1365–1453;

Константинополь (ныне город Стамбул), 1453–1922.

Иногда первой столицей османов называется город Бурса, что считается ошибочным.

Турки-османы, потомки кайы

Историки рассказывают: в 1219 году монгольские орды Чингисхана обрушились на Среднюю Азию, и тогда, спасая свои жизни, побросав скарб и домашнюю живность, все, кто жил на территории государства Кара-Киданей , устремились на юго-запад. Среди них было и небольшое тюркское племя кайы. Спустя год оно вышло к границе Конийского султаната, занимавшего к тому времени центр и восток Малой Азии. Сельджуки, населявшие эти земли, как и кайы, были тюрками и верили в Аллаха, поэтому их султан счел разумным выделить беженцам небольшой пограничный удел-бейлик в районе города Бурса, в 25 км от побережья Мраморного моря. Никто и представить себе не мог, что этот небольшой участок земли окажется плацдармом, с которого будут завоеваны земли от Польши до Туниса. Так возникнет Оттоманская (Османская, турецкая) империя, заселенная турками-османами, – как называют потомков кайы.

Чем дальше распространялась власть турецких султанов в последующие 400 лет, тем роскошнее становился их двор, куда стекалось золото и серебро со всего Средиземноморья. Они были законодателями мод и образцом для подражания в глазах правителей всего исламского мира.

Битва при Никополе 1396 года считается последним крупным крестовым походом Средневековья, который так и не смог остановить наступление в Европе турок-османов

Семь периодов существования империи

Историки разделяют время существования Османской империи на семь основных периодов:

Образование Османской империи (1299–1402) – период правления первых четырех султанов империи: Османа, Орхана, Мурада и Баязида.

Османское междуцарствие (1402–1413) – одиннадцатилетний период, начавшийся в 1402 году после поражения османов в Ангорской битве и трагедии султана Баязида I и его жены в плену у Тамерлана. В этот период между сыновьями Баязида шла борьба за власть, из которой победителем только в 1413 году вышел младший сын Мехмед I Челеби.

Подъем Османской империи (1413–1453) – период правления султана Мехмеда I, а также его сына Мурада II и внука Мехмеда II, закончившийся взятием Константинополя и уничтожением Византийской империи Мехмедом II, получившим прозвище «Фатих» (Завоеватель).

Рост Османской империи (1453–1683) – период основного расширения границ Османской империи. Продолжался при правлении Мехмеда II, Сулеймана I и его сына Селима II, и закончившийся поражением османов в Венской битве во время правления Мехмеда IV (сына Ибрагима I Сумасшедшего).

Стагнация Османской империи (1683–1827) – период, продлившийся 144 года, который начался после того, как победа христиан в Венской битве навсегда положила конец завоевательным устремлениям Османской империи на европейских землях.

Упадок Османской империи (1828–1908) – период, характеризующийся потерей большого количества территорий Османского государства.

Распад Османской империи (1908–1922) – период правления последних двух султанов государства османов, братьев Мехмеда V и Мехмеда VI, начавшийся после изменения формы правления государства на конституционную монархию, и продолжавшийся вплоть до полного прекращения существования Османской империи (период охватывает участие османов в Первой мировой войне).

Главной и самой серьезной причиной распада Османской империи историки называют поражение в Первой мировой войне, вызванное превосходящими людскими и экономическими ресурсами стран Антанты.

Днем прекращения существования Османской империи называют 1 ноября 1922 года, когда Великое национальное собрание Турции приняло закон о разделении султаната и халифата (затем султанат упразднялся). 17 ноября Мехмед VI Вахидеддин, последний османский монарх, 36-й по счету, покинул Стамбул на британском военном корабле, линкоре «Малайя».

24 июля 1923 года был подписан Лозаннский договор, по которому признавалась независимость Турции. 29 октября 1923 года Турция была провозглашена республикой, а ее первым президентом был избран Мустафа Кемаль, впоследствии известный как Ататюрк.

Последний представитель турецкой султанской династии Османов

Эртогрул Осман – внук султана Абдул-Хамида II


«Скончался последний представитель династии Османов Эртогрул Осман.

Осман большую часть своей жизни провел в Нью-Йорке. Эртогрул Осман, который стал бы султаном Османской империи в том случае, если бы Турция не стала республикой в 1920-х годах, умер в Стамбуле в возрасте 97 лет.

Он был последним из остававшихся в живых внуков султана Абдул-Хамида II, и его официальный титул, если бы он стал правителем, был бы Его Императорское Высочество Принц шах-заде Эртогрул Осман Эфенди.

Он родился в Стамбуле в 1912 году, но большую часть своей жизни скромно прожил в Нью-Йорке.

12-летний Эртогрул Осман учился в Вене, когда узнал о том, что его семью выслал из страны Мустафа Кемаль Ататюрк, основавший современную Турецкую Республику на обломках старой империи.

В конце концов Осман поселился в Нью-Йорке, где жил более 60 лет в квартире над рестораном.

Осман стал бы султаном, если бы Ататюрк не основал Турецкую Республику. Осман всегда утверждал, что у него нет никаких политических амбиций. В Турцию он вернулся в начале 1990-х годов по приглашению турецкого правительства.

Во время визита на родину он отправился во дворец Долмобахче у Босфорского пролива, который был главной резиденцией турецких султанов и в котором он играл ребенком.

Как рассказывает обозреватель Би-би-си Роджер Харди, Эртогрул Осман был очень скромен и, чтобы не привлекать к себе внимания, он присоединился к группе туристов, чтобы попасть во дворец.

Жена Эртогрула Османа приходится родственницей последнему королю Афганистана».

Тугра как персональный знак правителя

Тугра (тогра) – персональный знак правителя (султана, халифа, хана), содержащий его имя и титул. Со времени улубея Орхана I, прикладывавшего к документам оттиск ладони, погруженной в чернила, вошло в обычай окружать подпись султана изображением его титула и титула его отца, сливая все слова в особом каллиграфическом стиле – получается отдаленное сходство с ладонью. Оформляется тугра в виде орнаментально украшенной арабской вязи (текст может быть и не на арабском языке, но и на персидском, тюркских и др.).

Тугра ставится на всех государственных документах, иногда на монетах и воротах мечетей.

За подделку тугры в Османской империи полагалась смертная казнь.

В покоях владыки: вычурно, но со вкусом

О покоях владыки Османской империи путешественник Теофиль Готье писал: «Покои султана отделаны в стиле Людовика XIV, слегка видоизмененном на восточный лад: здесь чувствуется стремление воссоздать великолепие Версаля. Двери, оконные переплеты, наличники сделаны из красного дерева, кедра или массивного палисандра с вычурной резьбой и дорогими железными оковками, усыпанными золотой крошкой. Из окон открывается чудеснейшая панорама – ни один монарх мира не имеет равных ей перед своим дворцом».

Тугра Сулеймана Великолепного


Так что не только европейские монархи увлекались стилем своих соседей (скажем, восточным стилем, когда устраивали будуары как псевдотурецкий альков или устраивали восточные балы), но и османские султаны восхищались стилем своих европейских соседей.

«Львы ислама» – янычары

Янычары (тур. yeniçeri (йеничери) – новый воин) – регулярная пехота Османской империи в 1365–1826 годах. Янычары вместе с сипахами и акынджи (конницей) составляли основу войска в Османской империи. Были частью полков капыкулы (личной гвардии султана, состоявшей из рабов и заключенных). Янычарские войска выполняли также полицейские и карательные функции в государстве.

Янычарская пехота была создана султаном Мурадом I в 1365 году из христианских юношей 12–16 лет. В основном в армию зачислялись армяне, албанцы, боснийцы, болгары, греки, грузины, сербы, впоследствии воспитуемые в исламских традициях. Детей, набранных в Румелии, отдавали на воспитание в турецкие семьи Анатолии и наоборот.

Набор детей в янычары (девширме – налог кровью) был одной из повинностей христианского населения империи, поскольку позволял властям создать противовес феодальной тюркской армии (сипахам).

Янычары считались рабами султана, жили в монастырях-казармах, им первоначально запрещалось жениться (до 1566 года) и заниматься хозяйством. Имущество умершего или погибшего янычара становилось имуществом полка. Помимо военного искусства, янычары изучали каллиграфию, право, теологию, литературу и языки. Раненые или старые янычары получали пенсию. Многие из них сделали гражданскую карьеру.

В 1683 году янычары начинают комплектоваться также из мусульман.

Известно, что Польша копировала турецкую армейскую систему. В армии Речи Посполитой по турецкому образцу из добровольцев были сформированы свои собственные янычарские части. Король Август II создал свою личную янычарскую гвардию.

Вооружение и форма христианских янычар полностью копировала турецкие образцы, в том числе войсковые барабаны были турецкого образца, при этом отличались цветом.

Янычары Османской империи имели ряд привилегий, с XVI в. получили право жениться, заниматься торговлей и ремеслами в свободное от службы время. Янычары получали жалованье от султанов, подарки, а их командиры выдвигались на высшие военные и административные должности империи. Гарнизоны янычар находились не только в Стамбуле, но и во всех крупных городах Турецкой империи. С XVI в. их служба становится наследственной, и они превращаются в замкнутую военную касту. Будучи султанской гвардией янычары стали политической силой и часто вмешивались в политические интриги, свергая ненужных и возводя на трон нужных им султанов.

Янычары жили в особых кварталах, часто восставали, устраивали бунты и пожары, свергали и даже убивали султанов. Их влияние приобрело столь опасные масштабы, что в 1826 году султан Махмуд II разгромил и полностью уничтожил янычар.

Янычары Османской империи


Янычары были известны как мужественные воины, которые бросались на врага, не жалея своей жизни. Именно их атака часто решала судьбу битвы. Не зря их образно называли «львами ислама».

Использовали ли запорожцы ненормативную лексику в письме турецкому султану?

Письмо запорожцев турецкому султану – оскорбительный ответ запорожских казаков, написанный османскому султану (вероятно, Мехмеду IV) в ответ на его ультиматум: прекратить нападать на Блистательную Порту и сдаться. Существует предание, что, прежде чем отправить войска на Запорожскую Сечь, султан послал запорожцам требование покориться ему как владыке всего мира и наместнику бога на земле. Запорожцы якобы ответили на это письмо своим письмом, не стесняясь в выражениях, отрицая всякую доблесть султана и жестоко насмехаясь над кичливостью «непобедимого рыцаря».

По легенде, письмо написано в XVII веке, когда в среде запорожского казачества и на Украине была развита традиция таких писем. Оригинал письма не сохранился, однако известно несколько вариантов текста этого письма, одни из которых изобилуют матерными словами.

Исторические источники приводят такой текст письма турецкого султана к казакам.


«Предложение Мехмеда IV:

Я, султан и владыка Блистательной Порты, сын Ибрагима I, брат Солнца и Луны, внук и наместник Бога на земле, властелин царств Македонского, Вавилонского, Иерусалимского, Великого и Малого Египта, царь над царями, властитель над властелинами, несравненный рыцарь, никем не победимый воин, владетель древа жизни, неотступный хранитель гроба Иисуса Христа, попечитель самого Бога, надежда и утешитель мусульман, устрашитель и великий защитник христиан, повелеваю вам, запорожские казаки, сдаться мне добровольно и без всякого сопротивления и меня вашими нападениями не заставлять беспокоиться.

Султан турецкий Мехмед IV».


Самый известный вариант ответа запорожцев Магомету IV в переводе на русский язык выглядит следующим образом:


«Запорожские казаки – турецкому султану!

Ты, султан, черт турецкий, и проклятого черта брат и товарищ, самого Люцифера секретарь. Какой ты к черту рыцарь, когда голой жопой ежа не убьешь. Черт высирает, а твое войско пожирает. Не будешь ты, сукин ты сын, сынов христианских под собой иметь, твоего войска мы не боимся, землей и водой будем биться с тобой, распрое… твою мать.

Вавилонский ты повар, Македонский колесник, Иерусалимский пивовар, Александрийский козолуп, Большого и Малого Египта свинопас, Армянский ворюга, Татарский сагайдак, Каменецкий палач, всего света и подсвета дурак, самого аспида внук и нашего х… крюк. Свиная ты морда, кобылиная срака, мясницкая собака, некрещеный лоб, мать твою ….

Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти. Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в жопу нас!

Подписали: Кошевой атаман Иван Сирко со всем лагерем Запорожским».


Письмо это, изобилующее ненормативной лексикой, приводит популярная энциклопедия Википедия.

Запорожцы пишут письмо турецкому султану. Художник Илья Репин


Атмосфера и настроение среди казаков, сочиняющих текст ответа, описана в известной картине Ильи Репина «Запорожцы» (чаще называют: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»).

Интересно, что в Краснодаре на пересечении улиц Горького и Красной в 2008 году установлен памятник «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (скульптор Валерий Пчелин).

Роксолана – королева Востока. Все тайны и загадки биографии

Сведения о происхождении Роксоланы, или Хюр-рем, – как ее называл возлюбленный султан Сулейман Великолепный, противоречивы. Потому что документальные источники и письменные свидетельства, рассказывающие о жизни Хюррем до ее появления в гареме, отсутствуют.

О происхождении этой великой женщины нам известно из легенд, литературных сочинений и донесений дипломатов при дворе султана Сулеймана. При этом практически все литературные источники упоминают о ее славянском (русинском) происхождении.

«Роксолана, она же Хюррем (согласно историко-литературной традиции, имя при рождении – Анастасия или Александра Гавриловна Лисовская; точный год рождения неизвестен, умерла 18 апреля 1558 года) – наложница, а затем жена османского султана Сулеймана Великолепного, мать султана Селима II», – сообщает Википедия.

Первые подробности о ранних годах жизни Роксоланы-Хюррем до попадания в гарем появляются в литературе в XIX веке, тогда как жила эта удивительная женщина в XVI веке.

Пленница. Художник Ян Баптист Гюисманс


Следовательно, верить подобным «историческим» источникам, возникшим через столетия, можно лишь в силу своего воображения.

Похищение татарами

Согласно некоторым авторам, прообразом Роксоланы стала украинская девушка Настя Лисовская, которая родилась в 1505 году в семье священника Гаврилы Лисовского в Рогатине – небольшом городке на Западной Украине. В XVI ст. этот городок был частью Речи Посполитой, которая в то время страдала от опустошающих набегов крымских татар. Летом 1520 года, в ночь нападения на поселение юная дочь священника попала на глаза татарским захватчикам. Причем, у некоторых авторов, скажем, у Н. Лазорского, девушку похищают в день свадьбы. Тогда как у других – она еще не достигла возраста невесты, а была подростком. В сериале «Великолепный век» также показывают жениха Роксоланы – художника Луку.

После похищения девушка попала на невольничий рынок Стамбула, где и была продана, а затем подарена в гарем османского султана Сулеймана. Сулейман тогда был наследным принцем и занимал государственный пост в Манисе. Историки не исключают, что девушка была подарена 25-летнему Сулейману в качестве подарка по случаю восшествия на престол (после смерти 22 сентября 1520 г. его отца Селима I). Попав в гарем, Роксолана получила имя Хюррем, что в переводе с персидского означает «веселая, смеющаяся, дарящая радость».

Как возникло имя: Роксолана

Согласно польской литературной традиции, настоящее имя героини было Александра, она являлась дочерью священника Гаврилы Лисовского из Рогатина (Ивано-Франковская область). В украинской литературе XIX века ее именуют Анастасией из Рогатина. Эта версия красочно изложена в романе Павло Загребельного «Роксолана». Тогда как по версии другого писателя – Михаила Орловского, изложенной в исторической повести «Роксолана или Анастасия Лисовская», девушка была родом из Чемеровец (Хмельницкая область). В те давние времена, когда там могла родиться будущая Хюррем Султан, оба города находились на территории Королевства Польского.

В Европе Хюррем стала известна как Роксолана. Причем это имя было в буквальном смысле изобретено Огьером Гизелином де Бусбеком, гамбургским послом в Османской империи и сочинителем латиноязычных «Турецких записок». В своем литературном труде он, основываясь на том, что Хюррем происходила с территории проживания племени роксоланов или аланов, назвал ее Роксоланой.

Свадьба султана Сулеймана и Хюррем

Из рассказов автора «Турецких писем» австрийского посла Бусбека мы узнали многие подробности из жизни Роксоланы. Можно сказать, что благодаря ему мы узнали о самом ее существовании, ибо имя женщины могло легко затеряться в веках.

В одном из писем Бусбек сообщает следующее: «Султан настолько любил Хюррем, что в нарушение всех дворцовых и династических правил заключил брак по турецкой традиции и подготовил приданое».

Один из портретов Роксоланы-Хюррем


Произошло это знаменательное во всех отношениях событие приблизительно в 1530 году. Англичанин Джордж Янг описывал это как чудо: «На этой неделе здесь произошло событие, какого не знает вся история здешних султанов. Великий повелитель Сулейман в качестве императрицы взял рабыню из России по имени Роксолана, что было отмечено празднеством великим. Церемония бракосочетания проходила во дворце, чему посвящались пиршества размаха невиданного. Улицы города по ночам залиты светом и всюду веселятся люди. Дома увешаны гирляндами цветов, всюду установлены качели, и народ качается на них часами. На старом ипподроме построили большие трибуны с местами и позолоченной решеткой для императрицы и ее придворных. Роксолана с приближенными дамами наблюдала оттуда за турниром, в котором участвовали христианские и мусульманские рыцари; пред трибуной проходили выступления музыкантов, проводили диких зверей, включая диковинных жирафов с такими длинными шеями, что они доставали до неба… Об этой свадьбе много ходит разных толков, но никто не может объяснить, что все это может значить».

Нужно указать, что в некоторых источниках говорится, что эта свадьба состоялась только после смерти валиде-султан, матери султана Сулеймана Великолепного. А валиде-султан Хафса Хатун умерла в 1534 году.

В 1555 году Стамбул посетил Ганс Дерншвам, в своих путевых заметках он написал следующее: «Сулейман больше других наложниц полюбил эту девушку с русскими корнями, из неизвестной семьи. Хюррем же смогла получить документ о свободе и стать его законной женой во дворце. Помимо султана Сулеймана Великолепного, нет в истории падишаха, который бы настолько прислушивался к мнению своей жены. Что бы она ни пожелала, он тут же исполнял».

Роксолана-Хюррем была единственной женщиной в султанском гареме, имеющей официальный титул – султанша Хасеки, и султан Сулейман разделял с ней свою власть. Она заставила султана навсегда забыть о гареме. Вся Европа хотела знать подробности о женщине, которая на одном из приемов во дворце в платье из золотой парчи поднялась с султаном на трон с открытым лицом!

Дети Хюррем, рожденные в любви

Хюррем родила султану 6 детей.

Сыновья:

Мехмед (1521–1543)

Абдулла (1523–1526)

Дочь:


Из всех сыновей Сулеймана I Великолепного отца-султана пережил только Селим. Остальные погибли ранее в ходе борьбы за трон (кроме Мехмеда, который умер в 1543 году от оспы).

Хюррем и Сулейман писали друг другу письма, полные страстных признаний в любви


Селим стал наследником престола. После смерти матери в 1558 г. другой сын Сулеймана и Роксоланы – Баязид – поднял мятеж (1559 г.) Он был разбит войсками отца в сражении при Конье в мае 1559 г. и попытался укрыться в сефевидском Иране, но шах Тахмасп I выдал его отцу за 400 тысяч золотых, и Баязид был казнен (1561 г.). Были убиты также пятеро сыновей Баязида (младшему из них было всего три года).

Письмо Хюррем своему повелителю

Письмо Хюррем султану Сулейману было написано, когда он был в походе на Венгрию. Но подобных трогательных писем между ними было множество.

«Душа моей души, мой повелитель! Привет тому, кто поднимает утренний ветерок; молитва к тому, кто дарует сладость устам влюбленным; хвала тому, кто полнит жаром голос возлюбленных; почтение тому, кто обжигает, точно слова страсти; безграничная преданность тому, кто осиян пречистой светлостью, как лица и главы вознесенных; тому, кто является гиацинтом в образе тюльпана, надушенный ароматом верности; слава тому, кто перед войском держит знамя победы; тому, чей клич: «Аллах! Аллах!» – услышан на небе; его величеству моему падишаху. Да поможет ему Бог! – передаем диво Наивысшего Повелителя и беседы Вечности. Просветленной совести, которая украшает мое сознание и пребывает сокровищем света моего счастья и моих опечаленных очей; тому, кто знает мои сокровеннейшие тайны; покою моего изболевшегося сердца и умиротворению моей израненной груди; тому, кто является султаном на престоле моего сердца и в свете очей моего счастья, – поклоняется ему вечная рабыня, преданная, со ста тысячами ожогов на душе. Если вы, мой повелитель, мое высочайшее райское древо, хотя бы на мгновение изволите подумать или спросить об этой вашей сиротинке, знайте, что все, кроме нее, пребывают под шатром милости Всемилостивого. Ибо в тот день, когда неверное небо всеохватной болью учинило надо мной насилие и в мою душу, несмотря на эти бедные слезы, вонзило многочисленные мечи разлуки, в тот судный день, когда у меня было отнято вечное благоухание райских цветов, мой мир превратился в небытие, мое здоровье в недуг, а моя жизнь в погибель. От моих беспрерывных вздохов, рыданий и мучительных криков, не утихающих ни днем, ни ночью, души людские преисполнились огнем. Может, смилуется творец и, отозвавшись на мою тоску, снова вернет мне вас, сокровище моей жизни, чтобы спасти меня от нынешнего отчуждения и забвения. Да сбудется это, о властитель мой! День мне в ночь обернулся, о тоскующая луна! Мой повелитель, свет очей моих, нет ночи, которая бы не испепелялась от моих горячих вздохов, нет вечера, когда бы не долетали до небес мои громкие рыдания и моя тоска по вашему солнечному лику. День мне в ночь обернулся, о тоскующая луна!»

Модница Роксолана на полотнах художников

Роксолана, она же Хюррем Султан во многих сферах дворцовой жизни являлась первооткрывательницей. К примеру, эта женщина стала законодательницей новой дворцовой моды, заставив портных шить для себя и близких одежду свободного покроя и необычные накидки. Обожала она и всякие изысканные украшения, часть из которых собственноручно изготовил султан Сулейман, тогда как другой частью драгоценностей были покупки или подарки послов.

О нарядах и предпочтениях Хюррем мы можем судить по картинам знаменитых художников, пытавшихся как восстановить ее портрет, так и воссоздать наряды той эпохи. К примеру, на картине Якопо Тинторетто (1518 или 1519–1594), живописца венецианской школы позднего Ренессанса, Хюррем изображена в платье с длинным рукавом, с отложным воротником и накидкой.

Портрет Хюррем, хранящийся в музее дворца Топкапы


Жизнь и возвышение Роксоланы так взволновали творческих современников, что даже великий живописец Тициан (1490–1576), чьим учеником, между прочим, был Тинторетто, написал портрет знаменитой султанши. Картина Тициана, написанная в 1550-е годы, называется La Sultana Rossa , то есть, русская султанша. Ныне этот шедевр Тициана хранится в Музее художественного и циркового искусства братьев Ринглинг в г. Сарасота (США, штат Флорида); в музее собраны уникальные произведения живописи и скульптуры времен средневековья Западной Европы.

Другим художником, жившим в то время и имевшим отношение к Турции, стал крупный немецкий художник из Флембурга Мельхиор Лорис. Он прибыл в Стамбул в составе австрийского посольства Бусбека к султану Сулейману Кануни, и пробыл в столице Османской империи четыре с половиной года. Художник сделал много портретов и бытовых зарисовок, но, по всей вероятности, его портрет Роксоланы не мог быть сделан с натуры. Мельхиор Лорис изобразил славянскую героиню немного полноватой, с розой в руке, с накидкой на голове, украшенной драгоценными камнями и с волосами, уложенными в косу.

О невиданных нарядах османской королевы красочно рассказывали не только живописные холсты, но и книги. Яркие описания гардероба супруги Сулеймана Великолепного можно найти в знаменитой книге П. Загребельного «Роксолана».

Известно, что Сулейман сочинил небольшое стихотворение, которое имеет прямое отношение к гардеробу любимой. В представлении влюбленного платье его любимой выглядит так:


Повторял я множество раз:
Сшейте моей любимой платье.
Сделайте из солнца верх, подкладкой поставьте месяц,
Из белых облаков нащипайте пуху, нитки ссучите
из морской синевы,
Пришейте пуговицы из звезд, а из меня сделайте петли!
Просвещенная правительница

Хюррем Султан сумела проявить свой ум не только в любовных перипетиях, но и в общении с равными себе по положению людьми. Она покровительствовала деятелям искусства, переписывалась с правителями Польши, Венеции, Персии. Известно, что она вела переписку с королевами и сестрой персидского шаха. А для персидского принца Элькаса Мирзы, укрывавшегося в Османской империи от недругов, она своими руками сшила шелковую рубашку и жилет, продемонстрировав тем самым щедрую материнскую любовь, которая должна была вызвать и благодарность, и доверие принца.

Хюррем Хасеки Султан даже принимала зарубежных посланников, переписывалась с влиятельными вельможами того времени.

Сохранились исторические сведения о том, что ряд современников Хюррем, в частности Sehname-i Al-i Osman, Sehname-i Humayun и Taliki-zade el-Fenari представили очень лестный портрет супруги Сулеймана, как женщины почитаемой «за ее многочисленные благотворительные пожертвования, за ее покровительство учащимся и уважение к ученым мужам, знатокам религии, а так же за приобретение ею редких и прекрасных вещей».

Современники считали, что Хюррем околдовала Сулеймана


Она претворяла в жизнь масштабные благотворительные проекты. Хюррем получила право строить религиозные и благотворительные здания в Стамбуле и в иных крупных городах Османской империи. Она создала благотворительный фонд своего имени (тур. Külliye Hasseki Hurrem). На пожертвования из этого фонда в Стамбуле был построен район Аксарай или женский базар, позже также имени Хасеки (тур. Avret Pazari), в число строений которого входили мечеть, медресе, имарет, начальная школа, больницы и фонтан. Это был первый комплекс, построенный в Стамбуле архитектором Синаном в своей новой должности главного архитектора правящего дома, а также третье по величине здание в столице, после комплексов Мехмета II (тур. Fatih Camii) и Сулеймание (тур. Süleymanie).

В середине XVI века в османской империи стало зарождаться одно из самых знаменитых явлений исламского мира – женский султанат. Несмотря на то, что по сей день длятся споры относительно того, кто стал первой его представительницей, история не станет перечить тому, что этот феномен полностью изменил ход развития истории не только империи, но и всего мира.

Что такое женский султанат

Во времена монархии в Османской империи каждой женщине отводилась второстепенная роль в жизни народа. Они не имели доступа к политике, не занимались важными делами империи, не имели права голоса. Единственная их задача заключалась в повиновении своему мужчине, почитании Аллаха и рождении детей. Это были Средневековые законы самой великой империи того времени. Но изменилось ли что-то в дальнейшем?

Большая любовь и уважение султанов к своим женам и матерям позволяло им постепенно вмешиваться в дела политики: давать советы султанам, помогать выйти из затруднительных ситуаций, а иногда и перебирать всю власть в свои руки.

Требовалось слишком много смелости и усилий от женщин Средневековья, дабы получить хоть какое-то влияние при дворце. Первой султаншей, которая не боялась брать власть в свои руки и имела необычайное влияние на султана, стала Хюррем султан – законная жена султана Сулеймана І. Нельзя сказать, что до этого времени ни одна женщина не хотела удостоиться большего уважения и власти, скорее напротив. Однако излишняя строгость правителей и уверенность в том, что место женщины – гарем, не давала им возможности хоть немного возвыситься в их глазах.

– женщина, которая с юного возраста занималась самообразованием. Она знала несколько иностранных языков, что впоследствии дало ей возможность свободно вести переговоры с любым иностранным посланником. Она отлично разбиралась в политике, о чем свидетельствуют послы в своих воспоминаниях о ней. В то же время всегда оставалась любящей женщиной. Сулейман І из-за своей большой любви к жене позволял ей больше, чем предыдущие султаны. Об этом свидетельствует как минимум тот факт, что он стал первым султаном, который заключил законный брак со своей наложницей, что уже в будущем вошло в традицию среди других повелителей.

Нельзя сказать, что последующие султанши строили свою политическую карьеру только на любви к ним султанов. Скорее, наоборот, во времена, когда их сыновья становились правителями, те обретали наибольшее могущество. Почему так? Каждая из султанш – это не только лидер по своей натуре, жаждущий власти, это еще и достаточно сложный и хитрый соперник в борьбе за трон. В империи отмечается только один реальный случай, когда женщине просто необходимо было занять пост регента ввиду малолетства ее сына и его неспособности управлять государством. Во всех других случаях каждая султанша жаждала власти, ей не чуждо было коварство и хитрость, она могла убить сотни людей на пути к величию. Не стоит забывать и о том факте, что последующая преемница всегда наблюдала за действующей валиде-султан, перенимала ее опыт, училась на ошибках, получала дозу той же жажды к власти.

Все это и породило женский султанат, первое и последнее явление в исламском мире, когда женщина допускалась до власти. Его период продлился чуть более 100 лет до знаменитой Венской битвы 1683 года. Именно после этих событий Османская империя перешла в период стагнации (застоя). Нередко в этом обвиняют влиятельных султанш-повелительниц.

Последствия женского султаната

Среди правящих женщин, которые относятся к числу лиц женского султаната, относят:

    Нурбану султан;

    Сафие султан;

    Турхан султан.

Не зря здесь не упоминается о султан, хотя именно эта великая и бесстрашная женщина заложила фундамент для его развития. Ее невестка Нурбану султан последовала примеру своей свекрови. Немаловажным фактом было и то, что султан Селим, супруг Нурбану, был склонен к употреблению большого количества алкоголя, потому нередко его не очень интересовали политические вопросы. Его жизненной ценностью стал гарем, в котором он проводил за развлечениями большое количество времени. Потому его супруга обрела сторонников в Совете и нередко самостоятельно принимала важные для государства решения.

Женский султанат стал причиной стагнации Османской империи. Султанши-повелительницы достаточно сильно повлияли на спад могущества империи. Во время их правления походы были достаточно редкими, потому и государство теряло все больше своих личных территорий.

Если в первые 100 лет Женского султаната его влияние практически не было замечено и империя оставалась одной из самых сильных в мире, то уже после 1683 года всем стало понятно, что Османская империя не имеет средств и сил для поддержания своего мирового авторитета. С каждым годом земли монархии стали завоевываться другими государствами. Процесс уже было не остановить, потому в 1922 году Османская империя полностью перестает свое существование, владея на тот момент лишь территориями соразмерными с современной Турцией.

Самая большая причина не в том, что женщины стали допускаться к власти. Многие сыновья султана еще с самых малых лет приобщались к государственным вопросам, присутствовали на Совете, учились искусству войны, политике, тактике и стратегии, ораторскому мастерству. Султанши были ограниченны в таких умениях. Все то, что смогли они самостоятельно изучить и усвоить – то и применяли. Удивительно, что при этом многие из них были достаточно талантливыми политиками.

Спор Османистов о «Женском Султанате»

Что вы знаете о Хюррем Султан?

Часть историков по Османскому периоду высказывает гипотезу, что это Хюррем Султан положила начало периоду Османской истории, именуемому «Женский Султанат». Они утверждают, что это одна из основный причин падения Османской Империи. Хотя «Женский Султанат» — это не причина упадка Империи. Это, собственно, его итог.

Раньше я уже ходил в усыпальницу Хюррем Султан. Где находится эта усыпальница, вы и сами можете догадаться. Конечно же, рядом с мечетью Сулеймание, вместе с усыпальницей Султана Сулеймана.
Моё внимание привлёк тот интерес, который проявляют иностранные туристы к её усыпальнице. Разговоры туристов между собой на выходе свидетельствуют о том, что этот визит не был случайным, и они владеют знаниями о самой Хюррем Султан. Интересно, это предложение рождает спрос или же интерес людей к Хюррем Султан становится причиной появлению информации о ней?

Чтобы ответить на этот вопрос, я зашёл в Интернет и ввёл в поисковике слово «Роксолана». В ответ я получил кучу страниц с Интернет-адресами. Сказания о жизни Хюррем со слов свидетелей того времени ширились со времён послов Венеции при Султане Сулеймане аж до времён австрийского посла Бусбека. Её «жизненную борьбу» встречали с пониманием и подчёркивали, что она пыталась отвоевать своё право на жизнь. Хотя опираясь на те же источники, историки последнего столетия бегут наперегонки, чтобы обвинить Хюррем.

Послы Венеции описывали Хюррем Султан «не красавицей, но обворожительной», однако историк Ахмет Рефик Алтынай выносит её красоту на первый план и разносит её в пух и прах:

«… (Хюррем Султан) желала завладеть Падишахом с помощью своей красоты и стать единственной Султаншей и во дворце, и в государстве. Чтобы осуществить эту мечту она не гнушалась ни обманом, ни предательством, ни убийством.»

И этого мало нашему историку. Достаётся и Султану Сулейману: «Султан Сулейман был просто инструментом в руках Хюррем, который делал всё, что она пожелает. (…) После вереницы убийств он был погребён в объятиях Хюррем и начиналась эра Султаната Нурбану..» (Ахмет Рефик Алтынай, «Женский Султанат»).
Историк Исмаил Хани Данишменд тоже утверждает, что Хюррем Султан положила начало «Женскому Султанату», который стал основной причиной падения Османской Империи:
«Считается, что смерть матери Кануни и жены Султана Явуза Хафсы Султан (…) образовала благоприятные обстоятельства для зарождения «Женского Султаната» в Османском дворце. Известная « Хюррем Султан», о которой западная литература и история говорит, как о Роксолане, как раз в это самое время во дворцовых интригах начала использовать своё влияние на Кануни для достижения собственных интересов. Это значит, что одна из главных причин стагнации (упадка) Османской империи проявилась в её самые великие дни.» (Исмаил Хани Данишменд, «Хронология Османской истории с комментариями, том 2»).
Данишменд считает, что грехов за Хюррем накопилось немало: «В итоге Хюррем Хасеки после Макбуль Играгим Паши (это Паргалы – прим. пер.) принесла в жертву своим интересам Кара Ахмед Пашу, то есть подвела под смертную казнь двоих визирей, а так же необходимо учесть, что вместе с задушенным наследником Мустафой умер и наследник Джихангир, не выдержавший смерти брата, так что она стала причиной смерти ещё и двух .»
Если вспомнить, что Шехзаде Джихангир являлся родным сыном Хюррем, на совести Роксоланы, положившей начало периоду «Женского Султаната», который и породил упадок Империи, помимо трёх смертей так же и смерть собственного сына.
Данишменд, считавший само существование Хюррем – ошибкой, жалуется даже на её смерть:
«В 1558 году смерть Хюррем Султан, которая создала во дворце «Женский Султанат» и погубила бедняжку Мустафу ради того, чтобы престол унаследовал её любимчик – Баезид, хотя и не оставила поле для манёвров соратникам Селима, всё же принесла трагедию и стала настолько же разрушительной для государства, как и жизнь этой алчной дамы.»
Такое впечатление, будто если бы Хюррем умерла пораньше, Данишменд бы забрал свои обвинения обратно.

Борьба с Махидевран

Хюррем Султан попала во дворец наложницей и стала «Хасеки», когда через год после восхождения на престол Султана Сулеймана подарила ему наследника Мехмеда. И она вступила в нешуточный бой с Махидевран, которая за 5 лет до этого родила наследника Мустафу. Дабы упрочить свои позиции, она родила ещё Михримах Султан (1522), Шехзаде Абдуллу (1523), Шехзаде Селима (1524), Шехзаде Баязида (1525) и Шехзаде Джихангира (1531).
Хюррем Султан удалось убедить Кануни выйти за рамки традиций и жениться на ней, а Махидеврат отправить подальше – к сыну Мустафе в Манису, где он был наместником. После смерти Хафсы Султан в 1534 году, которая была гарантом сохранения династии и поддерживала строгую дисциплину в гареме, единственной хозяйкой стала Хюррем. Она привязала к себе Султана излишней чувственностью, эмоциональностью. Народ, который не понимал отношений Правителя и наложницы-рабыни, уверовал, что Хюррем Сулеймана приворожила.
Хюррем Султан надолго посадила мужа своей дочери Михримах – Дамат Рюстем Пашу в кресло визиря, дальше же она пыталась сделать так, чтобы один из её сыновей взошёл на престол. Именно поэтому она ответственна за то, что Султан Сулейман казнил визиря Ибрагим Пашу, который поддерживал Мустафу, Кара Ахмед Пашу и самого Шехзаде Мустафу.
После удушения наследника Мустафы Хюррем Султан умерла в 1558 году в возрасте за 50.

Борьба за престол

После смерти Хюррем Султан, наследник Баезид, которого Хюррем хотела бы видеть Султаном, и наследник Селим выступили друг против друга. Шехзаде Баезид, который проиграл борьбу, потому что Селима поддержал войсками Кануни, скрылся в Иране у Шаха Тахмаспа. После длительны торгов, Шах сдал Баезида людям Селима, которые сразу же убили его и его сыновей.
В 1566 году после смерти Кануни, последняя воля Хюррем Султан осуществилась: её сын Селим, похожий на неё как внешне, так и своим поведением, взошёл на престол и стал Султаном Османской Империи Селимом II.
Если охватить понятие «Женский Султанат», которое предложил один из популярных историков Ахмет Рефик Алтынай, как период, то он начался с Хюррем Султан и длился целое столетие:
«Период правления Султан (матушки Султана – прим. пер.) началось с супруги Кануни Хюррем Султан и длилось столетие во времена Нурбану, Сафие, Кёсем и Турхан Султан. Историки, начиная с 17-го века, среди основных факторов, повлиявших на упадок Империи, указывают «Женский Султанат».
Если мы возьмём это утверждение Халиля Иналджика (из предисловия к «Любовным письмам Османских Султанов») в качестве отправной точки для выведения понятия «Женский Султанат», то заметим одно несоответствие: Хюррем Султан умерла в 1558 году, её сын Селим взошёл на престол в 1566 году. И очевидно, что она не могла начать «Женский Султанат», поскольку никогда не правила как мать Падишаха.
Хюррем Султан дейтсвительно помешала своему пасынку Мустафе взойти на престол и повлияла на Кануни, чтобы он его задушил. Потому что если бы на престол взошёл Мустафа, её собственные сыновья были бы убиты, а она утратила свой статус. В таком случае разве можно считать попытки спасти своё положении и жизнь собственных сыновей «личными интересами»?

«Женский Султанат»: причина или следствие?

Начиная с Хюррем Султан, одна за одной следовало 4 женщины, которые сильно влияли на Султанов, дали название этому периоду как «Женский Султанат». Однако не стоит забывать, что «Женский Султанат» — это не причина упадка Османской Империи, это его следствие.
Кануни, после того, как захватил Венгрию и Багдад (1520-1566), во второй половине своего правления не совершал завоеваний, да и не мог. Через 250 лет после основания Османской Империи её границы достигли Римской Империи. На западе многолюдна Германия и Австрия; на востоке – Иран. Армия, вышедшая вначале лета из Стамбула, всё равно оставалась на расстоянии, невозможном для совершения захвата. Из-за того, что управление Империей полностью зависело от Султана, его пребывание долгое время вне Стамбула, который находился на одинаковом расстоянии от западный и восточных границ, вызывало проблемы. Европейцы тем временем совершенствовали способы защиты и оружие. Расходы на походы стали значительно превышать прибыль. На вопрос «Женский Султанат» породила Хюррем Султан?» мы можем дать ответ: «Его породил период окончания походов, на которых базировалась система завоевания необъятных просторов и получение огромной военной добычи».
Однако не стоит забывать, что Османская Империи, которая распалась на 24 государства, как подчёркивает Ильбер Ортайлы, всё же оставила значительный след в истории, точно Третий Рим.

Женщины «Женского Султаната»

Нурбану Султан – Хасеки сына Хюррем, Селима II. Когда сын стал наместником, Хюррем, следуя традициям, не поехала с ним, а осталась во дворце Топкапы. Нурбану быстро обкрутила Шехзаде, который остался совсем один. Когда же Селим взошёл на престол, она с лёгкостью прибрала к рукам гарем, так как на тот момент Хюррем уже умерла и Валиде Султан в гареме не было.

Сафие Султан – Хасеки сына Селима II, Мурада III. Она из венецианского рода Баффо, её отец был наместником на острове Корфу. Во время правления Мурада III Нурбану как Валиде Султан и Сафие как Хасеки постоянно воевали друг с другом.

Кёсем Султан – Хасеки внука Сафие, Ахмеда I. Нурбану и Сафие завоевали свой авторитет в гареме, когда их мужья были наместниками вдали от Стамбула. А Кёсем Султан наибольше власть получила во время правления своих сыновей Мурада IV и Ибрагима, пребывая в гареме в качестве Валиде.

Турхан Султан – мать Мехмеда IV. Боролась с Кёсем Султан. В свете этого Кёсем хотела посадить на трон другого наследника – Сулеймана, у которого мать была простушкой, вместо Мехмеда IV. В результате этой борьбы Турхан Султан убила Кёсем Султан и посадила её Мехмед IV продолжил своё правление.

© Аднан Нур Байкал, 2001

Нурбану Султан

Полноправной основательницей женского султаната можно считать Нурбану Султан (представительница знатной венецианской семьи), жену султана Селима II (1566-1574) и мать (то есть валиде-султан) султана Мурада III.

Характерно, что относить начало периода особого женского влияния к царствованию Селима II нельзя – при нём Нурбану была просто женой султана, пусть и главной. Усилилось её влияние после воцарения её сына Мурада III, который хоть и взошёл на престол в возрасте 28 лет, однако к управлению страной не проявлял интереса, проводя время в развлечениях и наслаждениях в гареме. Нурбану Султан можно в целом назвать теневым управляющим империи вплоть до её смерти в 1583 году.

Сафийе Султан

После Нурбану Султан роль «опекунши» при Мураде III взяла на себя его главная наложница, так и не получившая статус официальной жены Сафийе Султан. Она также была венецианкой, более того, происходившей из той же семьи, что и свекровь. Она не мешала султану проводить время в развлечениях, во многом решая за него государственные дела. Её влияние ещё более усилилось после смерти супруга в 1595 году и восхождения на трон сына, Мехмеда III.

Новый султан сразу же казнил 19 своих братьев и даже всех беременных наложниц своего отца и в дальнейшем показал себя как кровавый и некомпетентный правитель. Однако Сафийе Султан при нём была весьма близка к тому, чтобы быть реальной правительницей. Она умерла в 1604 году, Мехмед III пережил её на пару месяцев.

Кёсем Султан

Затем на некоторое время в женском султанате наступил перерыв и женщины утратили своё влияние – но лишь для того, чтобы им на смену пришла настоящая «султанша», Кёсем Султан, жена султана Ахмеда I (1603-1617). При муже, правда, Кёсем не имела никакого влияния. Она получила его уже в статусе валиде-султан, когда в 1523 году в возрасте 11 лет правителем стал её сын Мурад IV. В 1540 году он умер и ему на смену пришёл брат, другой сын Кёсем, Ибрагим I, вошедший в историю под прозвищем Безумный.

При своих сыновьях Кёсем Султан была почти что полноправной правительницей Порты. После убийства Ибрагима I в 1648 году ему наследовал его сын Мехмед IV. Первоначально Кёсем сохраняла хорошие отношения с внуком, однако быстро разругалась с ним и в 1651 году была убита.

Турхан Султан

Смерть Кёсем Султан часто относят на счёт последней представительницы женского султаната, жены Ибрагима I и матери Мехмеда IV, известную как Турхан Султан. По происхождению она была украинкой, её звали Надежда и в детстве была похищена крымскими татарами. В 12-летнем возрасте она стала наложницей Ибрагима, её ему подарила сама Кёсем Султан. В 15 лет Турхан уже родила наследника, будущего Мехмеда IV. После прихода сына к власти теперь уже Турхан получила титул валиде-султан и не желала мириться с амбициозной свекровью, которую, по предположениям, и устранила.