История заселения территории родного края. Древние жители нашего края. III Этап: Отчет групп

История заселения территории родного края. Древние жители нашего края. III Этап: Отчет групп

Заселение нашего края человеком началось в завершающий период древнего каменного века - палеолита. Около тыс. лет назад наступил период мезолита (среднего каменного века). На территории нашей области заканчивалось таяние ледника. Арктический климат сменился более умеренным, территория края покрылась густыми лесами.


Богатая растительность привлекала в эти районы не только северных оленей, но и кабанов,лосей, туров, поэтому первобытные люди могли охотиться. Кроме того они занимались рыболовством, собирательством, охотились на водоплавающих птиц. В качестве оружия люди использовали копья и дротики. Затем появились люк и стрелы. Большое значение в ведении хозяйства имело рыболовство. Рыбачили с помощью гарпуна, затем появились сети, плетёные верши, рыболовные крючки. Появились долбленые лодки-челны.


В середине пятого тысячилетия до н. э. на смену мезолиту пришёл неолит (новый каменный век). Завершилось формирование береговой линии Балтийского моря. Люди, заселявшие территорию нашего края, начали осваивать более прогрессивные приёмы хозяйственной деятельности. Произошёл переход от присваивающего к производящему – земледелию и скотоводству. В период неолита усиливается межплеменные контакты, начинается сперва межплеменной обмен, а затем местное население получает возможность устанавливать отношения с соседними группами племён, с племенами более отдалённых территорий. Обменным материалом в нашем крае выступал янтарь. * Взамен местные племена получали кремневое сырьё и другие необходимые материалы и продукты.


Особенностью развития нашего края в бронзовый век (середина 2 тысячелетия до н. э.- 5 век до н.э.) явилось вторжение на территорию Прибалтики кочевых племен, которые по бассейну реки Вислы проникли в Восточную Прибалтику и в дальнейшем заселили лесную зону Восточной Европы от Балтийского моря до верховьев Волги. Их называют балтославянскими индоевропейскими племенами. С началом эпохи железного века (с 5 века до н. э.) балтославянские племена разделились на балтов и славян. На рубеже нашей эры практически завершился период древнейшей истории нашего края.


Начало древней истории края Одним из первых о Стране янтаря сообщил греческий учёный и мореплаватель Пифей. В 9 в. до н. э. он посетил устье Вислы. П его словам, в одном дне пути от этого устья лежал остов Абалус, на берега которого волны во время весенних бурь выбрасывали из моря янтарь. Этот янтарь местные жители использовали в качестве топлива и продавали его германским племенам.


Другой грек, Эратосфен Киренский, примерно через сто лет после Пифея в своей работе «География» изобразил южную часть побережья Балтийского моря. Описывать древние территории нашего края начали ещё и римляне. У римлян в первые века новой эры большой популярностью использовались украшения из янтаря. Им удалось организовать Янтарный торговый путь, от Рима выводивший к устью Вислы, куда и стекался янтарь, собранный балтскими племенами на побережье своего моря.


Первым учёным античного мира, которому достоверно стало известно о существовании Балтийского моря и территории, где собирается янтарь, был Гай Плиний Секунд, более известный как Плиний Старший. Он написал «Естественную историю», в которую поместил рассказ о поездке посланца Нерона за янтарём для украшения подиума при гладиаторских играх. Анализируя текст Плиния, учёные пришли к выводу, что римскому посланцу удалось попасть в устье Вислы, которая в те далёкие времена впадала не в само Балтийское море,а в нынешний Вислинский залив.


Весьма точную географическую картину юго-восточной Прибалтики с бытовыми подробностями удалось представить на рубеже 1-2 вв.н.э. Корнелию Тациту, римскому писателю и историку. Рассказывая о племенах на правом берегу Свевского моря, он упомянул эстиев, создавших культуру, ставшую предшественницей культуры пруссов на территории нашего края.


Описание границ территории юго-восточной Прибалтики представил в своей Географии древнегреческий учёный Клавдий Птолемей, современник Тацита. Он назвал эту землю Европейской Сарматией, которая на севере ограничивалась Сарматским океаном и от устья Вислы простиралась на восток, до реки Западная Двина.


Примерно в гг. путешественник Вульфстан, проплывший по Балтийскому морю от Шлезвига до Вислинского залива, описал огромную землю Эстландию, в которой было множество поселений, каждое из них возглавлял вождь, и они часто воевали между собой. В середине 10 в. В наших краях побывал арабский торговец Ибрагим ибн Якуб и оставил сообщение о жизни и быте местного населения. Более развёрнутое описание древней прусской земли, быта и нравов ее жителей на рубеже вв. составил летописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга.


СПАСИБО КОНСТАНТИНУ ИГОРЕВИЧУ И УЧЕНИКАМ ЗА ВНИМАНИЕ =)

Вступление:

Тема урока: Заселение нашего края в древнейшие времена. 5 класс

    Развивающая: знакомство с историческим прошлым НАО

    Обучающая: ознакомить учащихся с картой НАО, работа со схематическим материалом

    Воспитывающая: воспитание интереса и любви к прошлому родного края.

Методы и приёмы работы на уроке:

    словесный – рассказ учителя, заслушивание сообщений учащихся

    наглядный – работа с картой, схемами

    исследовательский – работа с дополнительной литературой, написание рефератов

    проблемный – постановка проблемных вопросов

    поисковый – изучение дополнительной литературы для поиска новых знаний.

Оборудование:

    карта НАО,

    раздаточный материал «Карта округа в древности»,

    схема Ортинского городища.

«У моря окраина милой России

Последним лежит

На песке километром»

А.И. Пичков

Организационные моменты

I Вступительное слово учителя. Объяснение нового материала.

Малая родина. Так мы называем свою землю, где родились и живём, где трудятся наши родители.

Наш край – это родной дом и его окрестности, село, город, округ. Наш край – это часть Отечества.

И сегоднящий урок – первый шаг в изучении вами истории земли, на которой мы живём. В старших классах вы будете изучать курс «Историческое краеведение», цель которого изучить прошлое, настоящее и будущее нашего края. А сегодня мы поговорим о заселении нашего края в древнейшие времена.

II Работа в тетрадях – запись плана.

    Заселение края первобытными людьми.

    Характеристика народа чудь.

    Ортинское городище.

    Почему исчез народ чудь?

    Верования ненцев.

Заселение края первобытным человеком произошло в древнем каменном веке (палеолит, 8 тысячелетие до н.э.). Первобытные люди охотились на северного оленя и морского зверя. Они пришли на север с реки Волги или с Белого моря. Селились по берегам рек (почему?).

В бронзовом веке (2 тысячелетие до н.э.) вышли на побережье Баренцева моря. Заселение же произошло с 5 по 10 века нашей эры.

Это был финно-угорский народ

С древнерусского языка – чудь или печера;

С ненецкого языка – сихиртя («люди, ушедшие в землю»)

Чудь = печера = сихиртя

Характеристика народа.

    Название: чудь, печера, сихиртя

    Занятие: охота на северного оленя и морского зверя

    Центры поселения: Ортинское городище, река Гнилка

    Речь: древнесаамский язык

    Внешность: низкорослы, светловолосы, голубоглазы

    жилища – дерево-земляные сооружения;

    каркасные лодки, обтянутые кожей;

    собачьи упряжки; одежда из шкур белого медведя и морских зверей;

Орудия труда

    костяные орудия труда – гарпуны, стрелы, копья, ножи;

    санные полозья; железные изделия; глиняная посуда.

Ненецкий фольклор много рассказывает о низкорослых людях, прячущихся в сопках и по ночам занимающихся рыбной ловлей.

Есть очень много рассказов о встречах с сихиртя, обычно эти встречи мимолётны и связаны с каким-нибудь заинтересовавшим ненца предметом (нож, кисет), который оказывается принадлежит сихиртя.

III Заслушать сообщения ребят

    народ сихиртя

    песня (ярабц) о девочке-сироте

    сказки - «выдако»

    религиозные верования «Легенда о Нуме и На – добре и зле

    ненецкие шаманы – тадебя «Песня шамана»

Ненцы, вероятно, заимствовали от сихиртя глухую (без разреза) мужскую одежду, навыки морской охоты.

Многие слова, обозначающие море, являются в ненецком языке описательными:

Море – «пахнущая вода»,

Медведь белый – сэр варк

Ортинское городище.

Племена сихиртя – печера упоминается в «Повести временных лет» среди других северных племён.

IV Работа со схемами:

    разложить на парты ребятам схему округа,

    отметить городище Ортино.

Одним из центров поселений было Ортино. Расположено на 90 км севернее Нарьян – Мара, 30 км от п.Красное, площадь – 2200 квадратных метра. Городище относится к бронзовому веку (II – I тысяча лет до нашей эры), наряду с бассейнами рек Куя, Чёрная, на острове Вайгач.

V Работа у доски

    на доске - схема Ортинского городища - самая высокая часть

    на партах – раздаточный материал

Ортинское городище располагалось на мысу;

С трёх сторон окружала вода – реки, протоки, озёра

С трёх сторон защищено рвами и валами; со стороны входа – двойная система рвов, валов и ворота.

80 – 90-годы раскопки вела археологическая экспедиция О.В. Овсянникова

Установили, что стены представляли деревянные стоящие тыны (врытые в землю заострённые сверху брёвна)

Найдены кости животных, птиц; наконечники стрел, кости, чешуя рыб.

Торговали с коми и древнерусскими племенами.

У этого народа существовала своя религия, по которой мир делится на три части:

I – мир птицы или неба

II – мир пантеры или леса

III – мир змеи или подземный мир

Отношения со славянами были мирными.

Соседство привело к смешиванию угоро-финнов и славян (самодийские племена).

10 -12 век чудь исчезла

Причина – истребление самодийскими племенами (предками современных ненцев)

Ненецкое предание об исчезновении сихиртя – «людей, ушедших под землю».

Народ, увидев пришельцев, запрятался в своих жилищах и подрубил опорные столбы, похоронив себя под развалинами. На местах жилищ остались ямы или холмики.

Песни и предания ненцев необыкновенно интересны. Давайте и мы войдём в чум, сядем тихонько на мягкие шкуры и послушаем песню (ярабц) о девочке-сиротке.

Сказки – «вадако» с ненецкого (стр 60-61).

Ребята, что такое религия?

(ответы детей)

У ненцев тоже есть религиозные верования

Землю представляли себе в виде нескольких миров, расположенных один над другим. Выше земли (где обитают люди) – семь небес.

Небо как перевёрнутая чаша.

Звёзды (нумги) – озёра на той земле, которая служит нам небосводом.

Земля – плоская, чуть взгорбленная посередине (горы), с них текут реки. Земля окружена морем.

Под землёй ещё семь земель

На первой живут сихиртя – маленькие люди.

Их небо – наша земля (считалось, что вместо оленей они используют мамонтов)

яхорог – земляной олень

Солнце и луна – одни для всех миров

Сихиртя они светят сквозь нашу землю.

Солнце (хаер) – красавица женщина

Пурга (хад) – старуха с длинными волосами

С возникновением веры в духов и душу у ненцев появились представления о добром и злом началах в природе

Доброе – дух неба Нум

Злое – На

/легенда, стр. 64, «Ненцы»/

Большое значение имели домашние покровители

Хэ – хэ /рисунок, стр.35/

Тадебя – ненецкие шаманы

/песня шамана, бубен, стр.72-74/

VI Закрепление изученного материала:

Игра «В воображаемом музее»

Задание учащимся: Расположите материалы, изученные на уроке, на воображаемых стендах музея.

Конкурс «Вопрос – ответ»

Одна команда задаёт вопрос по теме урока, вторая отвечает и наоборот.

Список использованной литературы

    «Малая родина», под редакцией Н.А. Востриковой, Т.Ю. Журавлёвой

    История ненецкого края, под редакцией Ю.В. Канева

    История и культура Печорского края. Сборник управления культуры НАО

    «Ненцы» Л.В. Хомич

    Энциклопедический словарь «НАО»

    НАО (справочный материал)

    «Край мой ненецкий». Составители: Вострикова, Журавлёва, Подшивалова.

Урок 9 класс

Тема:

Сталинская модернизация России (1928 – 38 годы).

Социально-экономическая политика Советской власти НАО в 1929 -30 годы (коллективизация, индустриализация)

    Раскрыть сложность и противоречивость политики индустриализации и коллективизации в России;

    Конкретизировать историю России в материале нашего округа,

    Привить учащимся любовь к своему краю, чувство патриотизма и национальной гордости.

План урока

    Цели и задачи урока

    Рассказ учителя о свёртывании НЭПа и взятии курса на индустриализацию страны

    Вспомнить термин «индустриализация»

    Определить цель индустриализации в России

    Точка зрения Сталина и Бухарина

Ход урока

    Изучение нового материала

1) Вводное слово учителя

1927 год

Сократилась продажа крестьянами зерна и других продуктов государству.

    Низкие закупочные цены

    Нехватка промышленных товаров для обмена на сельскохозяйственные товары

    Неурожай

    Сложная международная обстановка

Давно забытое зрелище: с прилавков исчезли мясо, сыр, молоко, перебои с хлебом.

Чрезвычайные меры:

30 тысяч членов партии были отправлены в деревню для выколачивания хлеба.

Сам Сталин отправился в Сибирь.

Привлечение к уголовной ответственности не сдающих хлеб.

Привлечение бедноты

25% конфискованного хлеба крестьяне негодуют

Что делать?

Сталин Бухарин

Индустриализация и Считал основой аграрного сектора -

коллективизация индивидуальное крестьянское хозяйство

сельского хозяйства

2) Работа в группах.

Индустриализация

Коллективизация

Стр. 187 - 189

Стр. 190 - 191

Учебная задача – почему удалось провести индустриализацию, коллективизацию?

Главный источник средств – ограбление деревни

Сопротивление, но удалось провести. С точки зрения тактики – гениальная операция

Ограничено внутреннее потребление

Раскулачивание (могли бы противостоять)

Энтузиазм, вера, страх, труд заключённых

Бедняки в лидеры

Использование западных технологий

Остальная часть загнана в колхозы

1933 год – искусственный голод

    Большое влияние на развитие промышленности в округе оказала индустриализация СССР.

Курс на индустриализацию провозглашён на XIV съезде ВКП (б) в 1925 году.

Главная задача: превратить СССР из страны, ввозящей оборудование и машины, в страну, производящую их и обеспечивающую свою экономическую независимость и оборонную мощь. В кратчайшие сроки, рассчитывая на собственные силы. Страна изыскивала внутренние источники, где важным источником были леса Севера. Это осознал Ленин ещё в 1920 году. При обсуждении плана ГОЭЛРО он сказал следующее: «…для получения техники Запада мы должны платить. Чем платить? И здесь нет объекта более удобного для нас экономически, чем леса на дальнем Севере, которые мы имеем в невероятном количестве.»

История страны зеркально отражалась в истории округа.

Составим краткий конспект хода индустриализации и коллективизации.

Основным промышленным предприятием является лесопильный завод

Темпы роста пиломатериалов

30,7 тысяч кубометров

51,9 тысяч кубометров

С начала 30 –х годов - активное освоение природных богатств округа

Месторождения угля

Месторождения свинца, цинка

о. Вайгач

Месторождения флюорита

Работа по строительству шахт и освоению месторождений проводится силами заключённых.

Создаются и растут новые посёлки: Нарьян-Мар, Шойна, Амдерма, Воркута, Индига.

В Шойне – консервный завод (2,5 миллиона банок в год). Здесь было две школы, клуб, столовая, больница. В 1935 году открыт кирпичный завод (5 тясяч штук в день).

Быстро развивался п. Амдерма (790 жителей).

1932 год – построен Екушанский кирпичный завод (1,5 млн штук в год).

Совершенствуется транспортная схема нашего края.

1931 год – создан Печорский морской торговый порт.

1935 год – создание авиазвена Ненецкого окрисполкома, построен аэродром. Виталий Сущинский, Самуил Клибанов прокладывали воздушные трассы по маршруту Архангельск –Нарьян-Мар – Архангельск.

1939 год – радиозвязь в 19 населённых пунктах с центром.

Задача «сплошной коллективизации» на территории округа проводилась в общие для страны сроки (1929 – 1933 годы).

Основной формой коллективных объединений на севере являлись простейшие объединения и товарищества (ППО, ППТ). Основа – использование угодий с объединением средств производства. Первоначально кооперирование происходит в оленеводстве. Создаются товарищества по совместному выпасу оленей (ТСВО).

1928 год – организован оленеводческий колхоз «Ядей-ты». (сейчас входит в состав совхоза «Индигский»). Инициатор – Аркадий Дмитриевич Евсюгин. Поголовье увеличилось до 972 голов.

На 4-ом собрании ненцев Тиманской тундры (1929 год0 Евсюгин убеждал объединяться (правительство думает не только о русских, но и о ненцах). На что оленевод-ненец Захар Михайлович Апицин ответил: «Товарищи ненцы, я думаю, это будет очень хорошо и выгодно, лучше жить тогда будет. Давайте организуемся! Я первый пойду».

20 мая 1929 года по инициативе ненца И.П. Выучейского создан первый ненецкий оленеводческий колхоз (ПНОК).

В 1930 году возникло уже 6 оленеводческих колхозов (среди них и наш «Харп), (сообщения учащихся).

Трудности коллективизации

    Ожесточённая классовая борьба

    Попытка сорвать – газеты, книга М.А. Сергеева

    Агитация против вступления в колхозы

Кулаки, шаманы, торговцы утверждали, что «в коллективе всё будет общее и даже жёны, а если вздумаешь выйти из коллектива, то выйдешь голым». Подкулачник Хатанзейский пугал соседа: «Раньше ты, Иван, в батраках жил. Теперь в колхоз вступил и тоже батраком стал»

    Террористические акты против активистов. Об одном из эпизодов такого акта рассказала газета «Нарьяна-Вындер» - кулак деревни Кореговка Терентьев бросил чайником в председателя Ванюту.

    Саботаж – вытаптывали колхозные пастбища, уклонение от уплаты налогов, угоняли колхозные стада на худшие ягельники (колхоз «Адей-ты» - шаман Валейский)

В связи с этим – решительные меры по ослаблению кулачества

    1933-34 годы – осуждено 24, 87 кулаков; 121,81 середняков.

Как и по всей стране – перегибы, нарушение темпов коллективизации.

Вместо кропотливой работы – принуждение вступать в колхозы, введение военной дисциплины, не учитывались особенности тундры, низкий хозяйственный уровень.

В дальнейшем процесс коллективизации осуществлялся с более полным учётом особенностей края.

Октябрь 1936 года – IV окружной съезд Советов. Колхозы охватили 9/10 оседлого населения и больше половины тундровых хозяйств.

1940 год коллективизация хозяйств оленеводов кочевников была завершена. (таблица №6)

    позитивный – развивалось всё народное хозяйство, торговля, культура, повысился социальный уровень жизни народа

    негативный – негативные методы проведения подрывали авторитет Советской власти, нет свободы выбора ведения хозяйства.

§ 1. Древнейшая история края

Заселение нашего края человеком началось в завер­шающий период древнего каменного века - палеолита. Около 10-12 тыс. лет тому назад наступил период мезо­лита (среднего каменного века). На территории нашей области заканчивалось таяние ледника, до этого покры­вавшего огромные территории нынешней Северной и Восточной Европы. Арктический климат сменился бо­лее умеренным, территория края покрылась густыми лесами. По мнению ученых, остатки этого лесного мас­сива сохранились в северо-восточной части области (в Краснознаменском районе). Территория, прилегающая к этим лесам, долгое время была безлюдной, и даже в Средневековье называлась «Великая пустошь».

Ледник отступал, оставляя за собой озера и обиль­ную растительность. На север - территорию совре­менной Прибалтики - перемещались стада оленей, а за ними следовали первобытные люди. Богатая расти­тельность привлекала в эти районы не только север­ных оленей, но и кабанов, лосей, туров, поэтому пер­вобытные люди могли охотиться. Кроме того, они за­нимались рыболовством, собирательством, охотились на водоплавающих птиц.

В качестве оружия люди использовали копья и дро­тики. Действие таких орудий было ограничено физи-

ческими возможностями человека. Затем появились лук и стрелы, результативнее стала охота.

Большое значение в ведении хозяйства имело рыбо­ловство. Рыбачили с помощью гарпуна, затем стали использовать сети, плетеные верши, рыболовные крючки. Появились долбленые лодки-челны.

Техника изготовления орудий продолжала совер­шенствоваться. Люди научились обрабатывать дерево сланцевыми топорами. Жилища строили из древеси­ны (упавшие деревья, корни деревьев, сухостой), час­то у воды или над водой, стараясь таким образом за­щитить себя и близких от дикого зверя.

В середине пятого тысячелетия до н. э. на смену мезо­литу пришел неолит (новый каменный век). Природа соответствовала природе нашего времени. Завершилось формирование береговой линии Балтийского моря.



Люди, заселявшие территорию нашего края, начали осваивать более прогрессивные приемы хозяйственной дея­тельности: совершенствовалась обработка камня, появились новые виды орудий, новые спо­собы обработки материалов; на­чалось производство глиняной посуды; было изобретено ткаче­ство. Произошел переход от присваивающего способа про­изводства к производящему - земледелию и скотоводству.

В
Археологическив находки

эпохи неолита
период неолита усилива­ются межплеменные контак­ты, начинается сперва меж-

племенной обмен, а Затем мест-

ное население получает воз­можность устанавливать отно­шения с соседними группами племен, с племенами более от­даленных территорий. Обмен­ным материалом в нашем крае выступал янтарь. Взамен мест­ные племена получали кремне­вое сырье и другие необходи­мые материалы и продукты.

Хозяйственную деятельность облегчало то, что обширные тер­ритории Европы и значительной части Азии населяли племена, имевшие много общего между собой. Это были индоевропей­цы, похожие друг на друга, го­ворившие на одном языке.

Постепенно племена стали объединяться, у них появи­лись свои интересы, и в ко­нечном итоге группы индоев­ропейских племен начали отделяться друг от друга. По­стоянное перемещение, освое­ние новых территорий способ­ствовали отделению групп друг от друга. Некогда общий язык распался на ряд отдель­ных языков. На смену камен­ному веку пришел бронзовый.

Особенностью развития на­шего края в бронзовый век (середина II тысячелетия до н. э. - V в. до н. э.) явилось вторжение на территорию Прибалтики кочевых пле­мен, которые по бассейну реки Вислы проникли в Вос­точную Прибалтику и в дальнейшем заселили лесную зону Восточной Европы от Балтийского моря до верхо­вьев Волги. Их называют балтославянскими индоевро­пейскими племенами.

Значительно возрос межплеменной обмен. Бронзо­вые изделия менялись на янтарь, в обмен были вовлече­ны уже не только ближние соседи, но и более отдален­ные территории. Археологи находят при раскопках из­делия из Египта, Малой Азии, с Британских островов, Кавказа. И все же каменные орудия пока оставались ос­новным средством труда.

С началом эпохи железного века (с V в. до н. э.) бал-тославянские племена разделились на балтов и сла­вян. На рубеже нашей эры практически завершился период древнейшей истории нашего края. Все сведе­ния об этом периоде основаны только на археологиче­ских данных.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ


  1. Покажите на карте регион Балтийского моря.

  1. Что такое мезолит, неолит? Дайте характе­ристику бронзовому и железному векам на территории юго-восточной Прибалтики.

  2. Изобразите эти периоды на хронологической шкале в выбранном вами масштабе.

  3. Какой род деятельности был характерен для древних людей нашего края в каждый из этих периодов?
ЗАПОМНИТЕ НОВЫЕ СЛОВА

верши - плетеная рыболовная снасть в виде во­ронки;

пустошь - незаселенный, невозделанный уча­сток земли.

§ 2. Начало древней истории края

Первые письменные сведения о нашем крае. Изу­чать период древней истории значительно легче. Уче­ные используют для этого не только археологические находки, но и письменные источники. Первые пись­менные сведения о нашем крае оставили не его древ­ние жители, а их соседи и другие народы, проживав­шие далеко от Прибалтики. Местные жители не имели в те времена собственной письменности, поэтому нам и приходится пользоваться свидетельствами очевидцев из других краев или ссылками на этих очевидцев.

Одним из первых о Стране янтаря сообщил грече­ский ученый и мореплаватель Пифей. В IV в. до н. э. он посетил устье Вислы. По его словам, в одном дне пути от этого устья лежал остров Абалус, на берега которо­го волны во время весенних бурь выбрасывали из моря янтарь. Этот янтарь местные жители использовали как топливо и продавали его германским племенам. Другой грек, Эратосфен Киренский, примерно через сто лет после Пифея в своей работе «География» изоб­разил южную часть побережья Балтийского моря.

Эстафету описания древней территории нашего края подхватили римляне. У римлян в первые века новой эры большой популярностью пользовались украшения

10
из янтаря. Им удалось органи­зовать Янтарный торговый путь, от Рима выводивший к устью Вислы, куда и стекался янтарь, собранный балтскими племенами на побережье своего моря. Естественно, в Риме ста­ли появляться сведения о райо­не добычи солнечного камня.

Первым ученым античного мира, которому достоверно ста­ло известно о существовании Балтийского моря и территории, где собирается янтарь, был

Гай Плиний Секунд, более известный как Плиний Стар­ший. В эпоху императора Нерона (I в. н. э.) он написал «Естественную историю», в которую поместил рассказ о поездке посланца Нерона за янтарем для украшения подиума при гладиаторских играх.

Анализируя текст Плиния, ученые пришли к выво­ду, что римскому посланцу удалось попасть в устье Вислы, которая в те далекие времена впадала не в са­мо Балтийское море, а в нынешний Вислинский за­лив. Римский купец рассказал и о Вислинской косе, и о Куршском заливе и Куршской косе. Таким образом, Плинию удалось со слов очевидца описать Страну ян­таря, находившуюся в западной части современной Калининградской области.

Весьма точную географическую картину юго-вос­точной Прибалтики с бытовыми подробностями уда­лось представить на рубеже I-II вв. н. э. Корнелию Та­циту, римскому писателю и историку. Рассказывая о

племенах на «правом» берегу Свевского моря, он упо­мянул эстиев, создавших культуру, ставшую предше­ственницей культуры пруссов на территории нашего края. Для нас сообщение Тацита особенно интересно в том плане, что упомянутые им эстии проживали на по­луострове, получившем впоследствии название Сам-бийский. Племена эстиев занимали эту территорию до середины I тысячелетия н. э. (есть сведения об их при­сутствии на Самбийском полуострове и в более позд­ние времена).

Описание границ территории юго-восточной Прибал­тики представил в своей «Географии» древнегреческий ученый Клавдий Птолемей, современник Тацита. Он назвал эту землю Европейской Сарматией, которая на севере ограничивалась Сарматским океаном и от устья Вислы простиралась на восток, до реки Западная Двина. I Примерно в 880-890 гг. путешественник Вулъф-стан, проплывший по Балтийскому морю от Шлезви-га до Вислинского залива, описал огромную землю Эстландию, в которой было множество поселений, каждое из них возглавлял вождь, и они часто воевали между собой. В середине X в. в наших краях побывал арабский торговец Ибрагим ибн Якуб и оставил сооб­щение о жизни и быте местного населения.

Наконец, наиболее развернутое описание древней прусской земли, быта и нравов ее жителей на рубеже XIII-XIV вв. составил летописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга.

Заселение территории юго-восточной Прибалтики

Переселение народов на территории Прибалтики. В IV в. н. э. гунны сокрушили власть готского государ­ства. Освободившись от влияния готов, славяне сосредо­точились в Северном Причерноморье. Но постоянные вторжения печенегов, булгар и других народов застави-

12
ли славян искать новые места расселения. В VI в. они на­чали переселение. В течение двух-трех столетий часть славянских племен, двигаясь с Дуная на север, вышла в междуречье Одера и Вислы, потеснив готов и образовав границу с владениями западных балтских племен. Дру­гая группа славянских племен расселилась на север в направлении Ладожского озера. Это вызвало их кон­фликт с восточными балтскими племенами, по сути, оказавшимися на пути славян. Восточнобалтские пле­мена вынуждены были сконцентрироваться на террито­риях будущей Литвы, Латвии и Белоруссии. Так балт-ские племена оказались между двумя потоками славян.


13
Готы, уходя в южные регионы Европы, увели с со­бой часть народов из южной и юго-восточной Прибал-тики. Вместе с готами ушли и эстии. Часть из них за­тем вернулась, но произошло обеднение прежней культуры. Вместе со славянами к берегу Балтийского моря пришли и другие племена. Произошло переиме­нование племен, культур, географических терминов. Так на территории нашего края появились пруссы.

Прусским племенам, по сути, достались территории, уже обжитые эстиями. Ученые допускают, что через не­которое время часть эстиев могла вернуться домой. На занятой территории произошла ассимиляция эстиев пруссами. И хотя путешественник Вульфстан еще упо­минает об эстиях, проживавших в районе Трусо (близ нынешнего Эльблонга), принято считать, что прусское общество, его культура зародились во второй половине I тысячелетия н. э. в юго-восточной Прибалтике.

Племенная структура юго-восточной Прибалтики в X в.



Впервые о «пруссах» сообщил географ из Баварии, имя которого в истории осталось неизвестным. Бавар-

ский географ указывал, что этот народ проживает вос­точнее реки Висла.

Действительно, первоначально (до IX в.) «пруссами» называлось одно из западных племен в междуречье Вислы и Немана. Но позднее это название стало обоб­щающим и для других племен. «Пруссия» как назва­ние страны пруссов в X в. появляется в переписке папы римского. Например, указывалась земля Пруссия, за которой была расположена Руссия. В дальнейшем тер­мин «пруссы» будет фигурировать в европейских и вос­точных средневековых источниках, обозначая населе­ние, проживавшее между реками Висла и Неман.

Происхождение термина «пруссы» не имеет одно­значного толкования. Есть версия о его литовских кор­нях, от protas - разум. Высказывается мнение, что это название могло быть получено пруссами от готов: готск. prus - конь (на старославянском языке, кстати говоря, прус - кобыла). Немецкие ученые утвержда­ют, что пруссы - это люди, жившие по Руссу (так до 1945 г. называлось нижнее течение реки Неман) или люди, жившие перед руссами. Последняя точка зрения широко распространена в средневековых источниках, где значения Руссии и Пруссии употребляются в связ­ке: Россия - Боруссия, Русь - Прусь и др.

Вопросы


  1. Когда и где появляются первые сведения о тер­ритории нашего края?

  2. Как вы думаете, почему о территории и насе­лении юго-восточной Прибалтики сообщают не только ученые, но и люди других профессий?

15
3. Когда на территории нашего края появились пруссы?

Римский историк Корнелий Тацит о населении юго-восточной Прибалтики:

«Итак, правым берегом Свевского моря омывается земля племен эстиев, у которых обычаи и внешний вид как у свевов, а язык похож на британский. Они поклоняются матери богов и носят как символ своих верований изображение кабанов. Это у них заменяющая оружие защита от всего, гаранти­рующая почитателю богини безопасность даже среди врагов. Они редко пользуются железным оружием, часто же дубина­ми. Над хлебом и другими плодами земли они трудятся с большим терпением, чем это соответствует обычной лености германцев. Они также обыскивают и море, и одни на всех его отмелях и даже на самом берегу собирают янтарь. Но какова его природа и откуда он берется, они, будучи варварами, не доискиваются и не имеют об этом точных сведений. Он даже долго валялся у них среди других отбросов моря, пока наша страсть к роскоши не создала ему славы. Сами же они его со­всем не употребляют. Собирается он в грубом виде, прино­сится без всякой отделки, и они получают за него плату с удивлением».

ВОПРОСЫ К ИСТОЧНИКУ


  1. Почему эстии редко пользовались железным оружием?

  2. Как вы думаете, почему эстии «с большим терпением» за­нимались земледелием, чем их соседи?

  3. Почему древние жители края не обрабатывали янтарь для продажи сами?
ЗАПОМНИТЕ НОВОЕ СЛОВО

ассимиляция - слияние одного народа с дру­гим с утратой одним из этих народов своего язы­ка и культуры.

§ 3. Языческая Пруссия

Общественное устройство. Осно­ву прусского общества составляла община. По своей форме это была земледельческая (соседская, тер­риториальная) Община. Она состо-

яла из одного или нескольких по-

селений (деревень). В общине мог­ло быть до 12 дворов, или домохозяев. Во главе общины стоял староста или старейшина.

Группа общин составляла волость. Волостным ад­министративным центром могло служить укреплен­ное поселение (городище), в котором проживал пред­ставитель местной знати, управлявший округой, и ко­торое использовалось как укрытие для населения в случае опасности.

Волости объединялись в территориальные едини­цы - земли. Каждая прусская земля управлялась сове­том знати, среди которой к середине XIII в. выделяются особо могущественные роды (Виды в Вармии, Склодо в Самбии, Монте в Натангии и др.). Традиции наследст­венного правления у пруссов не сформировалось. Единственная попытка Геркуса (или Генриха - по другим источникам) Монте объединить военные силы нескольких прусских земель в борьбе с тевтонским на­шествием потерпела неудачу. Военные вожди, кото­рых хронисты Тевтонского ордена выделяют в составе знати, не успели выдвинуться на первые позиции в прусском обществе вследствие раздробленности земель к началу завоеваний крестоносцев.

Власть советов знати и военных вождей в значи­тельной мере ограничивалась властью жрецов. Жре-

цы руководили религиозной и общественной жизнью пруссов, выступали в роли судей в делах о наследстве, о границах владений, судили преступников, рассмат­ривали семейные споры.

На территории Пруссии шел активный процесс диф­ференциации общества. К XIII в. выделялись три со­циальные группы: знать, свободные пруссы и рабы. Знать составляли богатые пруссы, пруссы знатного происхождения и кунинги (князья). Свободные прус­сы, объединенные в общины, как правило, были весь­ма бедными людьми.

К XIII в. общинники расслаиваются на свободных и зависимых (сравните: в Древней Руси такое расслое­ние произошло в XI в. - появились смерды, закупы). Изменения происходят и в среде знати, которая в не­мецкой традиции получает название «нобилитет». Здесь выделяются представители служилой знати - дружинники.

Религия. Древние пруссы были язычниками. Ле­тописец Тевтонского ордена Пётр из Дусбурга сооб­щал, что пруссы «всю природу почитали вместо Бо­га, а именно: солнце, луну и звезды, гром, птиц, также четвероногих, вплоть до жабы. Были у них также священные леса, поля и реки, так что они не смели в них рубить деревья, или пахать, или ловить рыбу».

Местами отправления культа являлись священные рощи. У пруссов были хорошо развиты представления о загробной жизни. Загробный мир представлялся пруссам зеркальным отражением живого. Путь в этот мир лежал через погребальный костер. Одновременно с умершим в огне сгорали хозяйственный инвентарь и специально подготовленные жертвы.

«Случалось, что с умершими... сжигалось оружие, кони, слуги и служанки, одежда, охотничьи собаки и ловчие птицы и прочее, относящееся к военному делу. С незнатными сжига­лось то, что относилось к их занятию».

Пётр из Дусбурга

Отправлением погребально­го культа ведали специальные жрецы, которые якобы наблю­дали невидимую простому смертному картину перехода в загробный мир. Главную роль среди жрецов играл Криве. Он проживал в святилище Ромо-ве. Здесь же находился священный дуб, возле которо­го постоянно горел костер.

Главным среди прусских богов был Окопирмс - бог неба и земли, вседержитель. За ним идут бог света Звайгстикс и бог моря Аутримпс. На следующей сту­пени размещались еще три бога: Перкунас, Патолс и Потримпс. Перкунас - бог грома, молнии, дождя, су­ровый мужчина средних лет с вьющейся черной боро­дой. Патолс - бог подземного мира и смерти, старец с большой бородой, покрытый платком. Бог рек, источников и плодородия Потримпс - напро­тив, юноша в венке из колосьев. Триада богов (Потримпс, Пер­кунас и Патолс) в представле­нии древних пруссов символи­зировала пространственную модель мира (небо - земля -подземной МИР, ИЛИ преисподняя) в единстве со временем на

различных этапах жизненного цикла (юность, зре­лость, старость). Вечнозеленый дуб в святилище Ромо-ве был разделен на три части, в каждой из которых бы­ло устроено оконце с кумирами Перкунаса, Патолса и Потримпса. Перед кумиром Перкунаса как раз и горел священный костер.

Нижний уровень пантеона занимали духи и демоны. Наиболее известным из них является Курке, демон плодородия, изображение которого пруссы изготовля­ли раз в год при сборе урожая и поклонялись ему.

ВОПРОСЫ


  1. Что представляла собой прусская община?

  2. Как осуществлялось руководство общиной?

  3. Почему в иерархии власти высшие права при­надлежали жрецам?

  4. Как вы думаете, почему прусские племена не смогли создать свое государство?
Легенда о происхождении Пруссии:

«Нельзя думать, что Пруссия всегда являлась раздроб­ленной на множество сельских общин. Предание говорит, что скандинавские готы, высадившись в VI в. на прусский берег, нашли здесь улъмеругиев, смесь ругиев, готов и гер­манцев. Готы покорили их, научили строить дома и объяс­нили им многие полезные вещи. Вскоре победители и по­бежденные объединились и решили избрать одного началь­ника. Королем был избран Прутен, человек отличный по уму и по всеобщей молве. Но Прутен объявил, что решил по­святить свою жизнь богам и предложил вместо себя брата своего Видевута. Видевут был избран королем, а Прутен пе­решел в сословие жрецов...

Видевут имел двенадцать сыновей, которые перед смертью отца рассорились за будущее наследство. Несогласие их грози­ло страшной междоусобицей. Тогда Видевут и Прутен, рассуждая между собой, решились созвать народ под дуб Ромове и объявить ему волю богов о разделении всей земли.

Двенадцать сыновей Видевута: Литво, Само, Судо, Надро, Шалаво, Натанго, Барто, Галиндо, Варено, Гогло, Помецо, Кульмо - были призваны по очереди под великий дуб, при­несли клятву быть верными богам, покорными Криве, соглас­ными между собой. Каждому назначены были границы про­винции, достававшейся ему в удел по разделу: Литво получил Литву, Само - Самбию, Судо - Судовию и проч. Имена этих провинций большей частью сохранились до нашего времени. По этому преданию Литва составляла некогда часть Пруссии, что неудивительно, ибо древние пруссы и литовцы имели одну и ту же религию, один язык, одни нравы.

Литво, умертвивший своего брата Надро, был исключен из общества священного дуба Ромове. Раздраженный этим нака­занием, он учредил в своем владении особое Ромове и таким образом отделил его от союза одиннадцати земель.

Прутен и Видевут, разделивши землю, убеждали народ чтить богов, соблюдать законы и не разделяться. Потом, одевшись в праздничное платье и увенчанные дубовыми венками, в виду на­рода взошли на костер, поставленный у священного дуба, брат­ски обнялись и пели гимны до тех пор, пока молния не зажгла костер. Оба старца исчезли в пламени под раскаты грома.

Так древнее предание рассказывает о разделе страны. Пруссы со смертью Видевута не имели уже общего короля».

ВОПРОС К ИСТОЧНИКУ

Постарайтесь объяснить, почему братья Видевут и Прутен добровольно отказались от руководства страной.

ЗАПОМНИТЕ НОВЫЕ СЛОВА

дифференциация общества - разделение, рас­членение целого общества на различные части, формы и ступени; нобилитет - прусская знать;

триада - единство, образованное тремя отдель­ными частями или членами;

пантеон - объединение богов по какому-то при­знаку; кумир - статуя языческого божества.

§ 4. Повседневные занятия пруссов

Ведение хозяйства. Основу хозяйства пруссов к началу XIII в. составляло земледелие. У них по­явился практически полный набор земледельче­ских орудий (железный лемех, серп, коса-горбуша и т. д.), новая упряжь, ведущей культурой в земле­делии стала озимая рожь. Подобные изменения бы­ли типичными для Прибалтики в эпоху викингов. Кроме того, пруссы сеяли овес, ячмень и пшеницу, выращивали лен, занимались ого­родничеством, бортничеством, осо­бенно в восточных рай-онах, где су­ществовали огромные лесные мас­сивы, рыбной ловлей, а также, возможно, морской охотой на тюле­ней.

Ученые утверждают, что прус­сы в большом количестве разводи­ли лошадей, чье мясо шло им в пищу, а также крупный рогатый скот и свиней. В то же время, по данным археологии, в лесных районах пруссы охотились, преж­де всего, на лосей, а также на пушного зверя, особенно черную куницу и бобра.

Одновременно с развитием земледелия и скотовод­ства на рубеже I-II тысячелетий активно развиваются ремесла: железоплавильное, бронзолитейное, керами­ческое, ткацкое, обработка дерева и кости и др. Одна­ко полного отделения ремесла от земледелия не про­изошло.

Торговля. Торговые отношения получили особое развитие в середине I тысячелетия нашей эры. Большие торговые центры появились в Прус­сии около 600-х гг. Одним из таких центров был Трусо, недалеко от сегодняшнего г. Эльблонга (Польша).

«Янтарные пути» в X-XII вв.



После падения Рима торговля хотя и сократилась, но не прекратилась. И в V, и в VI вв. продолжали ис­пользоваться «янтарные пути», по которым товары из


Торг в стране восточных славян. Картина С. Иванова

юго-восточной Прибалтики попадали в страны Цент­ральной и Южной Европы. Свидетельством этому ста­ли многочисленные римско-византийские монеты, найденные археологами на территории нашего края.

Но поощрявшаяся в VI в. торговля янтарем вскоре была нарушена после вторжения в Богемию и Мора­вию восточных славян и перемещения германских племен на восток и на юг.

В Х-ХП вв. викинги (у пруссов еще не сложилось свое купечество) вели активную торговлю прусскими товарами с жителями восточной части Европы, шведа­ми, русскими княжествами. Наряду с янтарем все большее значение приобретали меха.

«Они [пруссы] в изобилии имеют странные меха, в запахе

которых гордость соединена со смертью. Но сами они прида­ют им не больше внимания, чем отходам, хотя мы, верно это или нет, страстно желаем обладать ими как символом дости­жения высшего счастья. Поэтому они отдают свои совер­шенно бесценные меха куницы за тканые одежды, называе­мые фалдоне».

Адам Бременский, 1075 г.

Жилища пруссов. Жилища древних пруссов возво­дились в основном из дерева, иногда с использованием камня (в качестве фундамента). Естественно, сами эти постройки не сохранились. Однако в процессе архео­логических раскопок обнаруживаются остатки фунда­ментов и даже части стен, которые позволяют рекон­струировать все сооружение.



Так, на рубеже I и II тысячелетий на территории между Вислой и Неманом были распространены кар­касные деревянные постройки, прямоугольные в плане, размерами от 3,5x3 м до 5,6x4,4 м. Каркас ста­вился на кладки из камней, которые образовывали своеоб­разный фундамент. В дере­вянный каркас вплетался хво­рост или тонкие жерди, кото­рые затем промазывались глиной. Потолок жилища был горизонтальный и также об­мазывался глиной. Внутри жилища находился округлый в плане очаг, представлявший собой кольцо или овал из бу­лыжников диаметром до 1 м.

Пол в помещении был земля- Строительство

ной. Для сна оборудовались прусского жилища

деревянные нары, покрытые шкурами животных. В помещении устраивались ямы для хранения пищи и предметов обихода. Вблизи дома оборудовались вспо­могательные помещения для хранения зерна, чаще всего это также были ямы с перекрытиями из веток деревьев. Скот содержали в загонах или простейших конюшнях.

Археологи сообщают и о постройках, заглубленных в землю.

Быт и нравы пруссов. Предания донесли до нас, что древние пруссы были «высокого роста, с голубыми глазами и с ярким румянцем на щеках».

Мужчины не стригли волос, носили бороды, одева­лись в кафтаны белого цвета, доходившие до колен, но не закрывавшие ни шеи, ни груди. Пояса украшались металлическими бляшками, кружками из янтаря и медными подвесками, застегивались металлическими пряжками.

Богатые пруссы носили ожерелья и другие украше­ния из золота и серебра. Обувь изготавливалась из ко­жи или древесной коры. Костюм довершала меховая или суконная островерхая шапка.

Женщины носили длинные льняные платья разных цветов, плечи накрывали накидкой типа мантии. Ши­роко использовались металлические ожерелья, раз­личные браслеты, бусы из янтаря, а также всевозмож­ные цепочки, кольца и т. д.

Алфавита пруссы не знали. Не имели понятия о летосчислении, не владели письменностью. Время праздников определяли по зарубкам на дереве и по другим условным, но понятным для них самих зна­кам.

«Пруссы не имели понятия о Боге. Поскольку они были глупцами, то разумом не могли постичь Его, а так как пись­менности у них не было, то не могли созерцать его и в Писа­нии. В самом начале они весьма дивились тому, что кто-то, от­сутствуя, мог пояснить свои намерения буквами».

Пётр из Дусбурга

Прусское общество было патриархальным. Мужчи­на-прусс пользовался в семье неограниченной властью. Он распоряжался жизнью членов своей семьи, мог убить сына или дочь, если считал, что они оказываются в семье лишними. Наследование имущества шло толь­ко по мужской линии. Женщина была совершенно бес­правной. Ее покупали, она не могла делить трапезу с мужчиной за одним столом. Пруссу разрешалось иметь трех жен. Выкуп за невесту был большим. Поэтому пруссы предпочитали брать в жены женщин, захвачен­ных в воинских набегах.


вопросы

  1. Почему земледелие долгое время оставалось бо­лее предпочтительным видом хозяйствования для пруссов по сравнению со скотоводством?

  2. Почему пруссы не использовали для строительст­ва домов камень?

  3. Как пруссы устраивали свои жилища?

  4. Как выглядели пруссы, во что они одевались?

Об идолопоклонстве и обрядах и нравах пруссов:

«Никому среди них (пруссов. - Г. К.) не позволено просить подаяние; нищий свободно ходит у них от дома к дому и без за­зрения совести ест, когда угодно. Если у них совершается убий-

27
ство, то примирение наступает только после того, как этого убийцу или его близкого убьют родичи убитого. Когда по неожи­данному стечению обстоятельств они сталкиваются с непреодо­лимыми трудностями, то обычно кончают самоубийством. Не было у них ни различия, ни счета дней. Вот почему случается, что когда назначается срок для проведения совещания или пере­говоров между собой или с иноземцами, то один из них в первый день делает зарубку на каком-либо дереве или завязывает узел на шнурке или поясе. Во второй день он прибавляет снова второй знак, и так по одному, пока не дойдет до того дня, когда снова должен быть заключен этот договор. Одни из них каждый день ходят в бани в знак почитания своих богов, другие бань совер­шенно не признают. Мужчины и женщины должны прясть, од­ни - лен, другие - шерсть... Одни не смеют ездить верхом на во­роных конях, другие же на белых или иной масти из-за богов их».

Из средневековых хроник

ВОПРОС К ИСТОЧНИКУ

О каких позитивных свойствах человеческого характера идет речь в этом документе?

ЗАПОМНИТЕ НОВОЕ СЛОВО

лемех - режущая часть плуга.

§ 5. Пруссия и ее соседи

Территориальное деление. К началу XIII в. в Прус­сии существовало одиннадцать земель: Скаловия, Надровия, Самбия, Натангия, Вармия, Барта, Поме-зания, Погезания, Галиндия, Судавия (Ятвягия) и Сассовия (Любавия). Часть из этих земель располага­лась на территории нынешних Польши и Литвы, дру­гая часть - на территории современной Калининград­ской области. Границы расположения этих земель и

28

проживавших в них племен, на карте определяются условно.

29


Прусские земли в XIII в.

Так, границы Натангии простирались от реки Алле на востоке до Гуровских высот (Польша) на юге, почти

Наиболее многочисленными были самбийцы. Они занимали весь Самбийский полуостров до реки Преге-ля на юге, соседствуя с натангами, до реки Деймы и нынешнего пос. Знаменска на востоке.

В районе сегодняшнего г. Черняховска в XIII в. про­живали надровы. Территория Надровии занимала бас­сейн реки Прегель, простираясь на западе до владений самбийцев, на востоке - до рек Писса и Анграпа, на юге - примерно до границы с Польшей.

Значительную территорию занимали скаловы. Ска-ловия находилась на востоке Пруссии, лежала по обо­им берегам реки Неман в ее нижнем течении до Курш-ского залива. Центром Скаловии было поселение в районе нынешнего г. Неман.

Наконец, одно из наиболее известных прусских племен - судавы (в древнерусских летописях - ятвяги) являлось самым восточным племенем Пруссии. Судавия располагалась на территории от Больших Мазурских озер (Польша) до реки Неман.

Также возможно, что на территории нашего края в районе реки Лавы при ее пересечении польско-россий­ской границы когда-то проживали барты.

Соседи Пруссии. К XIII в. у пруссов, как и у дру­гих балтских племен, не было своего государства. В результате территория юго-восточной Прибалти­ки подверглась воздействию соседей, в обществен­ном отношении стоявших на более высокой ступени развития.

Основную опасность для прусских племен пред­ставляли их соседи с юго-запада - поляки. Со време-

Казнь Адальберта язычниками



ни образования в X в. Поль­ское государство не прекраща­ло попыток распространить свое влияние на пруссов. А по­скольку поляки были христи­анами, то они считали своим долгом обратить соседей-язычников в свою веру. За по­мощью поляки обращались к своим западным соседям, и те откликались. Так, в 997 г. на прусском побережье высадился прибывший из Польши пражский пропо­ведник Адальберт. Однако миссия его оказалась не­удачной, он был убит язычниками. По некоторым данным, место смерти Адальберта находится на тер­ритории нашего края, недалеко от г. Балтийска.

Через несколько лет миссию Адальберта попытался повторить римский монах Бруно. Но и его постигла та же участь. Желающих приобщить пруссов к христи­анству после мученической гибели двух миссионеров не оказалось.

В течение последующих двух веков Польша пыта­лась покорить Пруссию. Поляки совершили ряд похо­дов в страну соседей, захватывали богатую добычу, но и пруссы не оставались в долгу. Их конные дружины постоянно грабили владения польских князей в рай­оне Вислы.

Когда князья поняли, что не могут защитить себя от набегов языческих отрядов, то обратились за по­мощью к рыцарям Тевтонского ордена. Орден охотно откликнулся на предложение поляков, пришел в Пруссию, покорил местное население и остался здесь надолго.

Восточными соседями пруссов были родственные им литовские племена аукштайтов и жемайтов. Находясь на одной ступени развития с прусса­ми, литовские племена сумели объ­единиться и создать свое государст­во, успешно противостоявшее не­мецкой агрессии. Но помочь своим сородичам в Пруссии литовцы не смогли.

Викинг VII в.


На западе и северо-западе Пруссия не имела сухопутной границы. Через море ее соседями были жители Скан­динавии. С 736 по 1066 г. скандина­вы вели активную завоевательную политику. В Европе скандинавов называли норманна­ми, в Древней Руси - варягами. Сами себя они назы­вали викингами. В X в. викинги образовали на сам-бийском побережье торгово-ремесленное поселение Кауп (пос. Моховое Зеленоградского района).

Появление такого поселения было прямо связано с развитием европейской торговли. Действовавший в VIII-IX вв. торговый путь из Балтики на Каспийское море и далее на Арабский Восток через некоторое вре­мя был заменен путем «из варяг в греки». Главным торговым партнером балтийских купцов стала Визан­тия, в свою очередь замкнувшая на себя торговлю то­варами с Востока. Поселение Кауп, таким образом, оказалось непосредственно на торговом пути, связав­шим Балтику и Средиземноморье.

На рубеже X-XI вв. начались столкновения ятвя-гов с жителями древнерусских земель. Русские кня­зья, так же как и поляки, пытались установить кон-

Русы IX-X вв.

троль над ближайшими к ним прусскими племенами. Первое летописное известие о военном походе киев­ского князя Владимира на ятвягов относится к 988 г. Это вызвало активное сопротивление язычников и их набеги на русские княжества. При Ярославе Мудром в верховьях Немана был построен ряд крепостей, предназначенных для защиты от ятвягов. Но, судя по летописям, ятвяжские набеги вплоть до середины XIII в. постоянно беспокоили западные границы Древней Руси.

В то же время в орбиту торговой деятельности пруссов наряду с европейскими (например, в Гамбур­ге ценился мех черной куницы, добываемой в Прус­сии) попадают и русские города. Прусскими товара­ми торгуют в Смоленске, а в Новгороде, по летопис­ным сведениям, в XII в. была даже Прусская улица. Пруссия по-прежнему славилась своими мехами и могла этим товаром составить конкуренцию русским

Дружинник XIII в.
купцам. Кроме того, прусские купцы начали участвовать в тор­говом обмене, поставляя на вос­ток железо, соль и шерстяные ткани, приобретаемые в европей­ских городах.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие прусские племена про­
живали на территории на­шего края? Покажите мес­та их расселения на карте.

2. Почему на рубеже I и II ты­сячелетий пруссы имели конфликтные отношения с большинством своих соседей?

3. Покажите на карте торговые пути «из варяг в хазары» и «из варяг в греки». Используя зна­ния, полученные при изучении истории Рос­сии, расскажите о том, почему в X в. произо­шла смена одного торгового пути на другой.

О разнообразии и силе пруссов:

«Едва ли был хоть один из этих народов, у которого бы не было для сражения двух тысяч конницы и многих тысяч вои­нов. Богатая и многонаселенная Самбия могла иметь 4 тысячи конницы и 40 тысяч воинов. Благородные судовы как благо­родством нравов выделялись среди прочих, так и превосходи­ли их богатствами и силой. Ибо было у них шесть тысяч кон­ницы и бесчисленное множество прочих воинов. У каждого из этих языческих народов было много крепких замков... Семь братьев дома Тевтонского с горсточкой оруженосцев, построив укрепление в Кульмской земле на одном дубе, как говорилось, сначала дерзнули выступить против такого огромного и бесчисленного множества язычников, а со временем, за 53 года, перебили их так, что не осталось ни одного, который не покло-нил бы выю свою под иго веры...»

Пётр из Дусбурга

ВОПРОС К ИСТОЧНИКУ

Как вы думаете, почему прусские племена, обладая значи­тельной воинской силой, не смогли противостоять нашест­вию тевтонцев и были покорены ими?

Наш край не всегда был таким, как сейчас. Миллионы лет на этом месте было огромное глубокое море, потом оно обмелело и отступило. 100 тысяч лет назад все пространство к северу от Тюмени покрывали тысячеметровые ледники. Льды растаяли, местность покрылась лесом, появились многочисленные озера, флора и фауна приняли современный вид. Мягкий климат, большие леса, плодородная почва создавали благоприятные условия для человеческого существования.

О древних обитателях земли узнают по данным археологических раскопок, но на территории всей восточной части Курганской области не было ни одной археологической экспедиции. В 1987 году археологическая разведка Курганского областного краеведческого музея под руководством Н.Б.Виноградова открыла 5 памятников археологии на территории Петуховского района. Предварительно они отнесены к эпохе бронзы и раннему железному веку. Косвенно эти оценки подтверждаются раскопками Петропавловской экспедиции в Мамлютском и Пресновском районах.

1. Одиночный курган у озера Медвежье.
В 6 км севернее города Петухово, на возвышенности южного берега озера, на распаханном поле. Земляная насыпь размерами по основанию 30х33 м, высотой до 2,4 м у ее подножья.
Примерная датировка - ранний железный век.

2. Поселение Щекино-1.
В трех километрах к северо-востоку от села Рынки, на северо-западном берегу озера Щекино, в 1 км от бывшей д. Гренадеры. Включает два района распространения находок. Найдены фрагменты керамики раннего железного века (саргатская культура), несколько каменных предметов. Предварительная датировка - ранний железный век.

3. Одиночный курган у с. Матасы.
В 1,5 км западнее с. Матасы на господствующей возвышенности между озерами Горькое, Овсянкино, Матасенок и Матас, на небольшом пятачке, окруженном пашней. Размеры насыпи - 30х2,5 метра, высотой до 1,4 м. На ее вершине - братская могила времен гражданской войны. Предварительная датировка - ранний железный век.

4. Поселение Новогеоргиевка 2-я -1.
В 4 км южнее Н-Георгиевка 2-я, на площадке восточного берега озера Хохловатое на высоте 1,5-2,5 м от уровня воды. Площадка распахивается. С поверхности пашни получены 30 фрагментов сосудов эпохи бронзы (алакульская, черкаскульская, межовская культуры), обломки костей животных, кусок талька. Предварительная датировка - эпоха бронзы.

5. Поселение Большое Приютное -1.
В 1,5 км северо-западнее села Б-Приютное в юго-западной части перешейка между озерами Большие Сумки и Малые Сумки на высоте 2-4 м от уровня воды. Район распространения подъемных материалов – 6000 квадратных метров. Керамика из подъемных сборов и из шурфа определена как алакульская. Предварительная датировка - бронзовый век.

Эпоха бронзы в Зауралье охватывает период примерно с 17 в. до н. э. до 8 в. до н. э. Алакульские же племена, названные по первому раскопанному могильнику у оз. Алакуль в Щучанском районе, обитали в нашем крае в XIV-XIII в.в. до н. э. Центр формирования их культуры находился в Северном Казахстане. Население занималось скотоводством и земледелием. Завершался переход к производящей форме хозяйства. В стадах в основном были коровы и быки, овец - меньше. Лошадей и собак использовали для пастушества. Разводить крупнорогатый скот можно только при оседлом образе жизни. Поэтому и посуда имела плоское дно. Из бронзы изготовляли двухлезвийные ножи, тесла, шилья, позже появились топоры, копья.

Алакульцы делали захоронения в неглубоких ямах, сооружая в них сруб из 2-3 венцов, перекрытый плахами. Около центрального погребения были захоронения рядовых соплеменников. Над могилой сооружали насыпь высотой не более 1 м. и диаметром 8-15 м. Умерших хоронили в слегка скрюченном состоянии на левом боку, кисти рук находились у лица.

Жилища представляли собой полуземлянки прямоугольной формы с двухскатной крышей размером 8 м на 15 м, сооруженные из жердей и бревен. В середине устанавливались два ряда столбов для опоры кровли. В центре поселений помещались очаги. Рядом находились хозяйственные ямы, погреба, колодцы. Поселения имели радиальную планировку. Место между двумя озерами с. Б-Приютного могло привлечь древние племена естественной защитой с трех сторон водоемами и ручьем, их соединяющим, а также возможностью без больших затрат времени вырыть ров с западной стороны.

Сравнение археологических находок с письменными источниками (ведическими текстами) и лингвистическим материалом позволило исследователям отнести алакульские племена к индоиранскому населению - арийцам. Здесь была их прародина, но во 11 тысячелетии до н.э. одна их часть захватила Индию, другая - Иран.

Поселение Щекино-I и курганы у оз. Медвежье и у с. Матасы относятся к раннему железному веку. В начале железного века происходит второе общественное разделение труда – ремесло отделяется от земледелия. По прошествии определенного времени начинается третье общественное разделение труда – торговля отделяется от ремесла. Саргатские племена занимали весь юг Западно-Сибирской равнины от границ тайги до казахстанских степей почти тысячелетие, с конца V в. до н.э. до V в н. э. Это было одно из самых сильных этнокультурных образований того времени в Евразии. В этот период изменился климат - стало холоднее.

Оставаясь по-прежнему в основном скотоводами и отчасти земледельцами, новые племена стали разводить лошадей и овец. Этих животных можно перегонять на большие расстояния, кочевать вместе с ними. Разводили и верблюдов. Охота и рыбалка играли значительную роль в хозяйстве. Саргатцы активно торговали с соседями и даже с народами Средней Азии.

Жилища строили из срубов и каркасов. Обычно они состояли из нескольких камер, соединенных коридорами, и достигали площади 100 м. Выход был через хозяйственные помещения, где размещался скот. Городища имели серьезные оборонительные сооружения. Погребальный обряд такой же, как у алакульцев, только труп укладывали на спине головой на север.

Саргатские племена также относились к иранскому этносу. Великое переселение народов и вовлечение в походы Гуннской орды знатных саргатских родов привело к запустению части южной лесостепи. Более тысячи лет в нашей местности никто не жил и лишь изредка забредали кочевники.
Топонимистические исследования позволяют предположить, что на территории нашего края жили представители финно-угорских народов - манси. Однако это требует более серьезного исследования.

Заселение края русскими и отношения с кочевыми народами.

Территории Приисетья, Среднего Притоболья и Нижнего Приишимья были включены в состав Российского государства летом 1586 г. в качестве южной части Сибирского царства. Завоевание Россией Сибирского царства поставило задачу обеспечения безопасности южной границы новых владений. В Дешт-и-Кипчак базировались Кучумовичи, основные соперники русской власти в Сибири. Их династические права находили признание у государств и кочевых племен - наследников монгольского мира.

К началу XVII в. были вытеснены из степей Зауралья калмыками. В ходе борьбы за лидерство внутри калмыцкого союза проигрывающая группа торгоутов совершила миграцию на запад. На протяжении 20-80-х гг. XVII в. калмыки были кочевыми соседями русских. Расширение калмыцких угодий сопровождалось борьбой с ногаями, киргизами и монголами, и, в конечном итоге, привело калмыков в состав России.

После ухода калмыков из зауральских степей на восток в Джунгарию и на запад на Волгу под натиском киргиз-кайсакских орд в 1690-е гг. мелкие отряды малых тайш и Кучумовичи постоянно совершали набеги на ясачных и служивых людей Сибири, в результате приведшие к свертыванию добычи ясака в регионе. Русская колонизация среднего Притоболья и нижнего Приишимья остановилась и в отдельных районах даже отступила.

В конце XVI в. киргиз-кайсаки (казахи) мигрировали из Дешт-и-Кипчак на юг, где им удалось установить свою власть над рядом городов по р. Сыр-Дарье. Это на долгое время исключило их соприкосновение с русскими. В конце XVII в. джунгары начали вытеснение киргиз-кайсаков из оазисов Средней Азии. Кочевые орды попытались компенсировать потери, понесенные в ходе серии войн с джунгурами, набегами на северные земледельческие общества. В 1690-е гг. отряды киргиз-кайсаков разгромили и разграбили несколько острогов, слобод и деревень на пространстве от Ишима до Чумлякской слободы.

В первой трети XVIII в. казахский натиск принял форму ежегодных набегов на выступающую к югу линию русских поселений. По неполным данным, кочевники захватили здесь до 1741 г. 820 человек, перебили 125 человек, отогнали тысячи лошадей и голов скота. Особенно опасным стало положение местного населения после подкочевки части казахских родов в 1718 г. на реку Ишим.

Окончательный разгром в 1723-1725 гг. киргиз-кайсаков джунгарами и бегство их из Туркестана привели к подкочевке к русскому Уралу и Зауралью десятков тысяч потерявших скот кочевников. Перекочевка вызвала многочисленные конфликты с русским населением за угодья южной части края. Вынужденное в этих условиях принятие в 1732 г. в урочище Акмола русского подданства Малой и частью Средней орд лишь на короткое время стабилизировало ситуацию на границе.

Начиная с 1743 г., киргиз-кайсаки организовали новую серию набегов на русскую территорию 3ауралья. Строительство Ново-Ишимской линии 1752-1755 гг. привело к частичному отчуждению занятых кочевниками земель и явилось источником новых конфликтов. В 1773-1775 гг. киргиз-кайсаки серией набегов на укрепления и прилинейное пространство попытались блокироватъ крепости Уйской и Новой линий, чтобы вызвать в них продовольственный кризис. Лишь в 1820-е гг. была ликвидирована военная опасность после действий правительства по установлению реальной власти в киргиз-кайсакских родах и переноса границы на юг.

Итак, пространство зауральских степей занимали друг за другом три кочевых этноса, возникших в результате распада империи монголов. В 80-е гг. XVI в. - 10-e гг. XVII в. это были ногаи, в 20-80-е гг. XVII в. - калмыки, а с 90-х гг. XVII в. - киргиз-кайсаки. Подкочевка этих групп в непосредственную близость русского пограничья объяснялась невозможностью для кочевников долговременно вести свое хозяйство вне налаженного обмена с земледельческими группами.

В целом, южная часть лесостепи была местом обитания двух мощных индоевропейских этносов: алакульцев и саргатов. В дальнейшем степь от Карпат до Тихого океана была «проходным двором». Киргиз-кайсакские племена в нашей местности никогда не жили.

Время события: до XVIII века

Место урока: историко-художественный музей г. Калининграда.

Тип урока: комбинированный, проводится при изучении темы: «Пруссы – древние жители нашего края».

Форма урока : урок-путешествие, групповая работа.

Цели:

Образовательные:

  1. Продолжить формирование знаний об истории, культуре, природе родного края.
  2. Углубить знания о значении ландшафта местности и природных ресурсов для человека, влияние природы на хозяйственную деятельность и культуру людей. Проследить динамику взаимоотношений древних жителей края с их соседями – скандинавскими народами, рыцарями – крестоносцами. Проанализировать проблему исчезновения пруссов как народа под влиянием экспансии немецких рыцарей.

Развивающие:

  1. Продолжить формирование умений, отбирать, систематизировать, анализировать самостоятельно источники учебной и дополнительной информации знаний. Аргументировано излагать свою точку зрения. Делать обобщающие выводы.
  2. Развивать творческое мышление, наблюдательность. Дальнейшее умение применять знания на практике.

Развитие общетрудовых и коммуникативно-информационных умений:

  1. Продолжить развитие коммуникативно-информационных умений, творчески подходить к решению различных задач.
  2. Развитие операционно-контрольных умений, умений оценивать результаты выполненных действий, применять информационные технологии.

Воспитательные:

  1. Способствовать развитию патриотических чувств, сформировать убеждённость в необходимости сохранения и приумножения природных и культурных богатств родного края.
  2. Способствовать развитию эстетических чувств.

Методы обучения: Частично-поисковый и исследовательского методов проблемного обучения, репродуктивный, применение коммуникативно – информационных технологий, эвристическая беседа. Лекция экскурсововода музея может быть сокращенной. Возможна предварительная беседа в ласе или музее, проведенная самим учителем. Допустимо, что бы ученики по заданию учителя сами нашли и отобрали дополнительный материал к уроку.

Оборудование:

  • Учебное: Учебник Истории заданной России для 6-7 классов А. П, Клемешев, материалы экспозиции музея, зал: «Наш край в древности»
  • Дополнительное: «Очерки истории Кенигсберга» А.Б. Губин, В.Н. Строкин. «Очерки истории Восточной Пруссии» Г.П.Кретинин».

Ход урока

I ЭТАП:

Предварительная подготовка. Формирование учебных групп, распределение ролей в них (эксперт– ученик 10 класса, фотограф, художник, летописец и т. д.) Работа экспертов заключается в том, чтобы направлять, помогать своей группе в музее. Группы получают предварительные задания, связанные с их дальнейшей деятельность в музее.

Организационный.

Создание мотивированной основы для поисково-исследовательской деятельности учащихся.

Вводное слово учителя: объявляет тему, учащиеся самостоятельно формулируют цель урока на основе осмысления эпиграфа урока. Учащиеся записывают тему в маршрутные листы урока. Учитель знакомит учащихся с формой урока. Вывод: наш урок посвящен изучению жизни и культурного наследия древних жителей нашего края – пруссов.

Учитель просит учащегося дать краткую характеристику этого народа. Здесь возможна небольшая лекция экскурсовода.

Учитель истории знакомит присутствующих с проблемой (3 мин)

Наш край стал нашим не так давно. Всего 65 лет назад. Однако очень давно он был заселен различными народами. Одним из таких народов были древние пруссы. Они освоили этот края, научились ловить рыбу, выращивать зерно и овощи, разводить лошадей. Они одни из первых, кто принес в эту землю хозяйственное освоение. Однако наш край интересовал и другие народы, которые стремились сюда в XIII веке. Последние вытеснили и истребили пруссов. Сегодня перед нами стоит задача: определить, чем привлекал людей древности наш край? Какие народы осваивали его, воевали за него. Мог ли пруссы уцелеть в этой войне? Ведь существуют же сегодня литовцы. Какую память о себе оставили древние пруссы? Мы работаем с вами в историко-художественном музее, изучая археологические артефакты нашего края. Каждая из групп имеет собственное задание, которое она выполняет, используя собственные знания и материалы экспозиции. Затем следует отчет групп и предложение собственных вывод на поставленную задачу.

II Этап:

Работа в экспертных группах:

Класс делится на 4 группы (6-7 человек)

Учитель представляет группы и главные эксперты получают инструктивные карточки.

I группа: «Наш край в древности»

II группа: «Быт и нравы пруссов».

III группа: «Пруссы и их связи».

Учитель знакомит учащихся с основными задачами работы групп.

Наша работа будет проходить в несколько этапов.

  1. Работа в группах по проблеме каждой группы: по предложенным заданиям на карточках- инструкторах с использованием исторических и археологических источников знаний. (В каждой из групп есть специалисты- менеджеры, которые координируют деятельность группы, Они же будут экспертами в оценивании резулььтатов работы)
  2. Отчет групп, ознакомление со своими находками. Заполнение отчетной таблицы.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Обозначение перспектив дальнейшей работы по теме.

Учитель раздает Инструктивные карточки (до 7-10 мин)

III Этап: Отчет групп

IV этап: Заключительный

V этап: Закрепление

VI этап: Оценочный

Технологическая карта урока:

Ход урока (основные этапы) Деятельность учителей Деятельность учащихся Предполагаемый ответ
I этап
Предварительная подготовка 2 недели
Формирует группы.
Предварительного готовит их по своим заданиям.
Распределяют роли в группе. Отбирают и систематизируют дополнительный материал.
Организационный. 5 мин.
Создание мотивированной основы для поисково-исследовательской деятельности учащихся
Объявляет тему и поисковую задачу к ней. Ученик дает краткую справку о нашем крае в древности. Записывают тему и задачу в маршрутные листы.
II этап
Работа в экспертных группах
Изучение нового материала

Работа в группах
До 10-15 мин
Координирует деятельность всех групп, помогая им отбирать материал экспозиции музея.

Выдает инструктивные карточки для самостоятельной работы с экспозицией.

Рассматривают экспозицию, делают зарисовку, фотографируют, согласно своим путеводным маршрутным листам. Экспозиция музея содержит экспонаты по хозяйственной деятельности пруссов, их культуре, связям с другими народами.

Смотри справочные материалы.

I группа:
«Наш край в древности»
Изучаемая проблема: выяснения природных условий, опрделеливших хозяйственные занятия пруссов. Выполняют задания согласно инструктивным карточкам.
II группа:
«Быт и нравы пруссов».
Изучаемая проблема : Занятия и бытовая жизнь многих народов древности во многом зависела от окружающей их природы. Подтвердите или опровергните это мнение на примере жизни древних пруссов. На основании теоретического материала и материалов экспозиции отвечают на вопросы.
III группа: «Пруссы и их связи». Изучаемая проблема: Существуют сведения о том, что пруссы были довольно воинственным народом. Определите свое собственное впечатление о них, используя экспозицию музея
На основании теоретического материала и материалов экспозиции отвечают на вопросы.
IV группа: «Прусское общество».
Изучаемая проблема:
Многие народы образовывали собственные государства. Но у пруссов государство не
возникло. Попытайтесь объяснить этот факт.
На основании теоретического материала и материалов экспозиции отвечают на вопросы.
III этап
Отчет экспертных групп о проделанной работе. 10 мин
Эвристический диалог с представителями экспертных групп Учащиеся отчитываются о проделанной работе, делают соответствующие выводы по предложенным заданиям. Заполняют отчетные листы.
IV этап
Заключительный
3 мин
Учитель подводят учащихся к главному выводу урока Учащиеся самостоятельно формулируют вывод Записывают главный вывод в маршрутный лист урока
Vэтап
Закрепление
5 мин
Проводится тестирование по изученной теме с помощью теска: «Заполни пропуски» Получают листы с текстом и заполняют в нем пропуски.
VI этап
Оценочный
3 мин
Учитель благодарят учащихся за работу, оценивают вместе с гостями маршрутный лист урока «История-судьба реки-человек».
Выделяют работу лучших групп.
Сдают работы на проверку

Домашнее задание: Составить кроссворд: «Пруссы – древние жители нашего края»